Таким образом, на территории Восточного Забайкалья встречается 27 видов орхидных и среди них преобладают виды с евразиатским (29%) и голарктическим (25%) типом ареала. По сезонному ритму развития побегов большинство составляют летнезеленые виды с четко ограниченным перерывом вегетации в зимнее время (77,8%). По времени цветения самую многочисленную группу орхидных составляют виды с позднелетним и позднелетне-раннеосенним ритмом цветения (48,2%). Наибольшее число видов орхидных, обитающих в Восточном Забайкалье, относятся к стеблекорневым тубероидам (59,2%).
Список литературы
1. Баталов А. Е. К вопросу о биологии, экологии и структуре популяций орхидей Архангельской области // Популяции и сообщества растений: Экология, биоразнообразие, мониторинг: тез. докл. V науч. конф. памяти проф. А. А. Уранова (16-19 октября 1996 г.). Кострома, 1996. Ч. II. С. 42-45.
2. Блинова И. В. Эколого-биологические особенности некоторых представителей семейства ОгсЪМасеае Мурманской области: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1995. 24 с.
3. Быченко Т. М. Особенности биологии некоторых видов орхидных Южного Прибайкалья в связи с вопросами их охраны: автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1992. 20 с.
4. Герасимович Л. В. Семейство ОгсЫйасеае в республике Алтай // Проблемы ботаники Южной Сибири и Монголии: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во «АзБука», 2003. С. 18-24.
5. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения) / ред. А. П. Островский и др. Чита, 2002. 280 с.
6. Малышев Л. И. Пешкова Г. А. Особенности и генезис флоры Сибири (Предбайкалье и Забайкалье). Новосибирск: Наука, 1984. 263 с.
7. Попова О. А., Кириллова Н. К., Андриевская Е. А. Флористические находки в Читинской области // Бот. журн. 2003. Т. 88. № 10. С. 121-123.
8. Попова О. А., Андриевская Е. А., Лесков А. П., Першина Н. А. Новые и редкие виды цветковых растений для флоры Читинской области // Бот. журн. 2007. Т. 92. № 3. С. 440-442.
9. Татаренко И. В. Орхидные России: жизненные формы, биология, вопросы охраны. М.: Аргус, 1996. 207 с.
10. Пешкова Г. А. Семейство ОгсЫйасеае - Орхидные // Флора Центральной Сибири. Новосибирск: Наука, 1987. Т. 1. С. 234-245.
УДК 370.179.1
ББК Ч 426.44
Д. Ц. Анудариева, Л. Н. Золотарева
Из опыта взаимодействия академической кафедры экологии и экологического образования с общеобразовательными учреждениями
Забайкальского края
В данной статье рассматривается опыт взаимодействия академической кафедры экологии и экологического образования с общеобразовательными учреждениями, обеспечивающий систему непрерывного экологического образования. Взаимодействие, осуществляемое через такие формы сотрудничества, как школа тьюторов-исследователей, консультации учителей и учащихся, научнопрактические конференции, научно-исследовательская работа, конкурс социально-экологических проектов и др. Все это способствует повышению образовательного уровня учащихся, обеспечивает всестороннее развитие личности, создается система ранней профориентации.
Ключевые слова: высшая и средняя школы, взаимодействие образовательных учреждений, сотрудничество, система непрерывного экологического образования.
D. Ts. Anudarieva, L. N. Zolotareva
From the interaction experience between the academic chair of ecology and ecological and general education institutions of Zabaikal'ye
The interaction experience between the academic chair of ecology and ecological and general education institutions which ensures the system of continuous ecological education is being considered in the given article. The interaction is realized through such forms of cooperation as the tutors-investigators school, tutorials of teachers and pupils, scientific-research work, scientific-research conferences, socio-eco-logical projects competition. All these favour the all-sided development of a person; the system of early professional orientation is formed.
Key words: high and secondary schools, interaction of educational institutions, cooperation, system of continuous ecological education.
В настоящее время одной из актуальных проблем в системе образования является развитие сопровождающей научно-исследовательской и профессиональной подготовки учащихся в общеобразовательной школе, включающей в себя различные формы взаимодействия с высшей школой, научно-исследовательскими лабораториями и ресурсными образовательными центрами, что помогает учащимся в их профессиональной ориентации.
Дифференциация системы школьного образования, переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования. Совместная работа должна обеспечивать преемственность школьного и вузовского образования, интеграцию, дифференциацию и индивидуализацию общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Залогом успешного взаимодействия высших и средних образовательных учреждений является ориентация на потребности учащихся. По мнению В. Ю. Микрюкова, при таком взаимодействии учащимся предоставляются возможности как для встреч с преподавателями вузов, учеными (участие в научно-практических конференциях, экскурсии, позволяющие школьникам подробно ознакомиться с будущей специальностью и др.), так и для проверки ими своей склонности к соответствующим видам деятельности (работа в специализированных группах при вузах, участие в совместных научно-исследовательских работах и др.) [1].
В данном направлении, используя различные формы сотрудничества, достаточно эффективно работает Академическая кафедра экологии и экологического образования ЗабГГПУ, которая объединила усилия ученых академической науки, ученых экологов-практиков, ученых-педагогов для подготовки учителей экологии, специалистов и бакалавров в области экологии и природопользования.
Одним из направлений деятельности кафедры является работа с общеобразовательными учреждениями, включающая исследование проблем методики обучения экологическим знаниям в современной школе, формирования социально ориентированной личности; а также регионализацию существующих современных учебных программ, стандартов и учебно-методических пособий по экологии; разработку и подготовку к широкому внедрению методических материалов и спецкурсов для образовательных учреждений и курсов повышения квалификации.
Нами выделяются следующие направления взаимодействия средних и высших образовательных учреждений:
1) учебно-методическое, которое содержит в себя деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентации; подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся, учителей и преподавателей кафедры, работающих во взаимодействующих с кафедрой школах; руководство учебной деятельностью в средних образовательных учреждениях; непосредственное обучение преподавателями кафедры
учащихся школ; личные профессиональные контакты учителей с преподавателями кафедры по обмену опытом;
2) научно-методическое, которое характеризуется работой факультативов и кружков на базе средних и высших образовательных учреждений; совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов; разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи при разработке учебных программ по профильным дисциплинам; совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно-исследовательских работах (НИР), рецензированием НИР учащихся средних образовательных учреждений преподавателями вуза; совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями;
3) кадровое, которое содержит в себе переподготовку кадров, включающее и повышение уровня подготовки учителей; направление высококвалифицированных специалистов кафедры в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе;
4) профориентационное, которое включает информирование о правилах приема и условиях обучения в университете; публикации в СМИ о работе взаимодействующих с кафедрой общеобразовательных учреждений; подготовку и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о специальности «экология и природопользование»; выступление представителей кафедры в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальности, по которой кафедра готовит специалистов; участие в проведении дней открытых дверей; участие в общегородских и международных выставках.
Академическая кафедра экологии и экологического образования взаимодействует со средними общеобразовательными учреждениями Читинской области (Забайкальского края) с 1994 г., с момента создания на естественно-географическом факультете творческой группы «Агрошкола» для сотрудничества с ними и оказания им методической помощи. Многолетнее взаимодействие кафедры со школами края отражено в таких проектах, как «Агроэкологический лагерь-практикум», который реализуется на базе Единенской СОШ Оловяннинского района; проект «Степь и человек» реализован в Цокто-Хангильской СОШ Агинского района, Погодаевской школе Приаргунского района; проект «Мой край Забайкалье» - в Урейской СОШ Акшинского района; проект «Тоонто» с этноэкологической составляющей - в учебной и воспитательной работе Судунтуйской СОШ Агинского района [2]. В рамках реализации проектов действуют авторские программы «Степь и человек» (Л. Н. Золотаревой), «Зимний сад» (В. Г. Филиппова), «Экология культуры» (В. А. Сергеевой, Д. Ц. Анудариевой). Кроме того, в процессе реализации проектов были сформированы основные направления исследовательской деятельности, подготовлены учительские проекты и начата работа по формированию модели «Школа - центр исследовательской деятельности», разработана модель реализации регионального образовательного стандарта по экологии через экологизацию учебных программ, воспитательных экологических программ и программ элективных курсов. В рамках проекта «Тоонто» была организована работа экологического лагеря-практикума под руководством сотрудников кафедры. Эффективным средством организации образовательного процесса является интегрированная программа опытно-экспериментальной работы, строящаяся на основе объединения различных направлений и форм деятельности школьного коллектива с участием представителей науки и позволяющая найти каждому участнику образовательного процесса свою образовательную нишу в соответствии с личными интересами и возможностями.
Такое взаимодействие высшей и средней школы направлено на повышение качества знаний учащихся, формирование их исследовательской компетенции, сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения, повышение уровня их экологической культуры; на повышение уровня квалификации педагогов, на повышение качественносодержательных характеристик образовательной среды, на создание на базе школы лаборатории по трансляции инноваций.
С 2007 г. на базе Цаган-Ольской СОШ Могойтуйского района реализуется программа опытно-экспериментальной работы «Создание развивающей и развивающейся образовательной среды как фактор формирования исследовательских компетенций субъектов образования», разработанная объединенным творческим коллективом, включающим преподавателей ЗабГГПУ: Е. А. Игумнову, заведующую лабораторией экологического образования, Л. Н. Золотареву, заведующую кафедрой экологии и экологического образования, Д. Ц. Анудариеву, доцента этой же кафедры, В. А. Сергееву, заведующую кафедрой литературы и В. Г. Филиппова, старшего научного сотрудника ГНОУ «Забайкальский ботанический сад», а также коллектив Цаган-Ольской СОШ Могойтуйского района Забайкальского края.
По этой программе на базе Цаган-Ольской СОШ в марте 2008 г. прошел районный конкурс социально-экологических проектов «Будущее Забайкальского края». Он проводился с целью активизации работы образовательных учреждений по воспитанию в учащихся экологической культуры, способствующей развитию чувства патриотизма и гражданской ответственности, в процессе изучения природного и культурного наследия Забайкальского края. В том же году была открыта школа тьюторов-исследователей для педагогов и учащихся школ Могойтуйского района, в которой ученики осваивали методы исследовательской деятельности.
По результатам совместной работы школы района приняли участие в приоритетной национальной программе «Образование» (табл. 1).
Таблица 1
участие школ в национальном проекте «Образование»
Школа Тема НИР Статус школы в эксперименте Участие школы в национальном проекте «Образование»
МОУ «Единенс-кая СОШ» «Я - Забайкалец» Федеральная и областная экспериментальная площадка Получен президентский грант в 2006 г.
МОУ «Урейская СОШ» «Наш дом - Забайкалье» Областная экспериментальная площадка Получен президентский грант в 2007 г.
МОУ «Погадаев-ская СОШ» «Степь и человек» Областная экспериментальная площадка Получен президентский грант в 2007 г.
МОУ «Цокто- Хангильская СОШ» «Школа-центр исследовательской деятельности на селе» Районная экспериментальная площадка
МОУ «Судунтуй-ская СОШ» «Тоонто» Федеральная экспериментальная площадка Получен президентский грант в 2007 г.
МОУ «Цаган-Ольская СОШ» «Создание развивающей и развивающейся образовательной среды школы как фактор формирования исследовательских компетенций субъектов образования» Краевая экспериментальная площадка Включена в конкурс на президентский грант на 2009 год
В настоящее время в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на кафедре экологии и экологического образования создан ресурсный консультационный центр по организации научно-исследовательской деятельности в общеобразовательных школах Забайкальского края.
Обобщая опыт многолетнего сотрудничества кафедры экологии и экологического образования, лаборатории экологического образования ЗабГГПУ с образовательными учреждениями Забайкальского края, можно сделать следующий вывод: данное направление в системе образования активно формируется, является устойчивым и стабильным, а также эффективным, так как организованное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений позволяет социально защищать учащихся, учитывая при этом их мотивацию, а самим учащимся социально адаптироваться.
В результате взаимодействия кафедры и школ повышается образовательный уровень учащихся, обеспечивается всестороннее развитие их личности, создается система ранней профориентации учеников, позволяющая им успешно поступать в вузы. Кроме того, учащиеся приобщаются к вузовской системе обучения в стенах среднего образовательного учреждения, что облегчает их адаптацию в вузе и обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования, позволяет учащимся получить реальное представление об уровне развития современной науки и осознанно выбрать направление дальнейшего обучения.
Список литературы
1. Микрюков В. Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: проблемы и пути их решения // Образование в современной школе. 2002. № 11. С. 5-9.
2. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры // Е. А. Игумнова [и др.]. Новосибирск: Наука, 2008. 284 с.
УДК 582.71
ББК Е5
О. В. Веденская, О. А. Попова Sorbus sibirica Hedl. биология, экология, распространение и охрана
Дана краткая характеристика распространения Sorbus sibirica на территории России. Выявлены экологические факторы, ограничивающие распространение вида в условиях Забайкалья. Обоснована необходимость охраны Sorbus sibirica.
Ключевые слова: Sorbus sibirica, ареал, экология, охрана.
O. V. Vyedenskaya, O. A. Popova Sorbus sibirica Hedl. biology, ecology, diffusion and protection
The short characteristic of Sorbus sibirica distribution in territory of Russia is given. The ecological factors limiting distribution of the species in the conditions of Zabaikalye are revealed. Necessity of protection of Sorbus sibirica is proved.
Key words: Sorbus sibirica, area, ecology, protection.
Ареал Sorbus sibirica Hedl. очень широк и охватывает северо-восток Европейской части России, Урал, Западную и Восточную Сибирь, Казахстан, Дальний Восток (Охотское побережье), Монголию и северо-восток Китая. Сведения о распространении рябины сибирской содержатся во многих источниках. Например, ареал произрастания этого вида на территории бывшего СССР показан в следующих изданиях: «Флора СССР» (1939), «Деревья и кустарники СССР» (1954), в «Атласе ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР.» (1976).
В Европейской части России и на Урале рябина сибирская обитает совместно с рябиной обыкновенной, часто в одних сообществах; в Амурской области - с рябиной амурской.
Ареал ее распространения относится в основном к лесной зоне, на северной границе своего распространения по берегам рек заходит в лесотундру, на юге ареала - в степные районы [2].
По мнению Т. К. Поплавской [10], рябина сибирская встречается как в хвойных лесах, так и в лиственных, на каменистых склонах хребтов и в достаточно увлажненных понижениях водоразделов. Растет во вторичных березово-осиновых лесах на месте сведенных