Научная статья на тему 'Современные аспекты экологического образования'

Современные аспекты экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
735
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО / ENVIRONMENTAL ENLIGHTENMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / SCHOOL FORESTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова О. Ю.

В статье обсуждаются методы формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов через систему непрерывного экологического образования. Выявлено, что одним из таких методов является функционирование на территории Красноярского края школьных лесничеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF ECOLOGICAL EDUCATION

The methods of ecological culture formation, respect for nature training and natural resources rational use through the system of continuous environmental education are discussed in the article. It is revealed that one of these methods is functioning of school forestry in the Krasnoyarsk Krai territory.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты экологического образования»

УДК 504.37.03

О.Ю. Маркова

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждаются методы формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов через систему непрерывного экологического образования.

Выявлено, что одним из таких методов является функционирование на территории Красноярского края школьных лесничеств.

Ключевые слова: экологическое просвещение, экологическое образование, экологическая культура, школьное лесничество.

O.Yu. Markova

MODERN ASPECTS OF ECOLOGICAL EDUCATION

The methods of ecological culture formation, respect for nature training and natural resources rational use through the system of continuous environmental education are discussed in the article.

It is revealed that one of these methods is functioning of school forestry in the Krasnoyarsk Krai territory.

Key words: environmental enlightenment, environmental education, ecological culture, school forestry.

Развитие цивилизации усиливает антропогенное воздействие на окружающую среду, что может привести к глобальному экологическому кризису. Адекватно оценить сложившуюся ситуацию и сделать верный выбор может лишь экологически образованное и информированное общество, обладающее высоким уровнем экологической культуры.

В последние годы стали забывать, что одной из приоритетных научных задач развития общества и обеспечения его экологической безопасности является формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов. Можно отметить, что на природоохранные мероприятия в последнее время выделяется менее 1% валового национального продукта [1]. Проблемы, стоящие перед страной, снижение жизненного уровня населения, политические проблемы и многое другое отодвинули на некоторое время решение вопросов охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Об обеспокоенности населения страны экологической проблематикой можно судить уже и потому, что представительство партии «зеленых» в Государственной думе составляет почти 2% [1].

На наш взгляд, непростая экологическая обстановка в регионе складывается из-за отсутствия комплексности в решении возникающих экологических проблем, недостаточного финансирования экологических разработок, недостаточного экологического образования и просвещения, неэффективности административных и экономических мер к недобросовестным природопользователям, предельно низкого уровня экологической культуры и знаний у населения.

В этой связи огромное значение приобретает экологическое просвещение, которое, на наш взгляд, может осуществляться посредством распространения экологических знаний через целенаправленную работу высшей школы, базирующуюся на фундаменте системы среднего и начального образования и воспитания. В вузах концентрируется наиболее грамотная и активная часть населения. В ближайшем будущем

именно она должна решать сложнейшие задачи сохранения природы и здоровья, возникающие перед человечеством.

В Федеральном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет» (СибГТУ) разработана система непрерывного экологического образования и воспитания, создан Центр непрерывного экологического образования (Центр НЭО), работа которого направлена на развитие экологической культуры подрастающего поколения [2]. Непрерывное экологическое образование требует формирования и закрепления знаний учащихся о реальных фактах экологической опасности, практических навыков по оценке качества окружающей среды, экологически оправданного поведения.

На первый взгляд, только учебная деятельность вуза является наиболее значимой и эффективной для обучения и информирования студентов, но она не может изменить мировоззрение, складывающееся десятилетиями. Мышление и культура формируются в процессе развития. А развитие, как утверждают психологи [3], возможно только через самодвижение личности в целенаправленной деятельности. Полагают [3], что характер этой деятельности зависит от возраста учащихся. Поэтому особое внимание творческий коллектив Центра НЭО уделяет сочетанию учебной и социально-коммуникативной деятельности учащихся:

• научно-исследовательская работа;

• природоохранная деятельность;

• организация и проведение школьных фестивалей, экологических турниров, экологических школ, слетов школьных лесничеств, конкурсов, олимпиад, праздников и т.д.

С 1997 по 2007 год при активном участии Центра НЭО, при поддержке Красноярского краевого общественного фонда охраны, защиты и воспроизводства лесов в крае действовала программа по организации деятельности школьных лесничеств [6]. Деятельность школьных лесничеств направлена на формирование социально-активной личности ребенка как в сельской местности, так и в условиях городской среды. Ежегодно проводились слеты школьных лесничеств, в рамках которых организовывались обучающие семинары для руководителей школьных лесничеств (в 2007 г. был последний слет школьных лесничеств). Программа семинара предусматривала обогащение специальными знаниями, создание авторских программ деятельности школьных лесничеств. Динамика численности школьных лесничеств представлена на рисунке.

120

1992 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 2000 г. 2004 г. 2006 г. 2007 г.

Численность школьных лесничеств Красноярского края

Из диаграммы видно, что численность школьных лесничеств Красноярского края неуклонно росла и пик приходится на 2006 год (106 лесничеств). Руководство агентства лесного хозяйства Красноярского края было заинтересовано в формировании экологического мышления, воспитании экологической культуры населения, про-фоориентационной работе среди подрастающего поколения. Ученики школ считали престижным заниматься в

школьном лесничестве, участвовать в природоохранных мероприятиях, проводимых в школьных лесничествах, школах; озеленении своих городов и поселков; экологических акциях «Войди в лес другом», «Сохраним лес живым» и других [5]. Члены школьных лесничеств занимали призовые места во Всероссийском экологическом конкурсе «Человек на Земле», в районных, городских и краевых конкурсах научно-практических работ и пр. [4]. Для координации деятельности сообщества школьных лесничеств в ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» (СибГТУ) была создана Малая эколого-лесная академия СибГТУ на базе факультета довузовской подготовки и лесохозяйственного факультета [2]. Численность школьных лесничеств резко упала из-за отсутствия финансирования и с 2007 года не было ни единого слета школьных лесничеств. Однако ученые СибГТУ продолжают осуществлять взаимодействие с руководителями оставшихся школьных лесничеств, оказывают помощь в работе лесничеств, проводят обучающие семинары для педагогов-экологов, руководителей школьных лесничеств, а также организуют зимние, летние политехнические школы для учащихся средних школ и школьных лесничеств Красноярского края.

Апробация системы непрерывного экологического образования и воспитания видится в функционировании экспериментальной (пилотной) площадки «Детский сад - школа - вуз». Создание площадки направлено на решение проблемы воспитания и образования подрастающего поколения в области экологии и бережного отношения к природным ресурсам, формирование личности с высоким уровнем экологической культуры, расширение личного участия молодежи в решении экологических проблем города. Реализация проекта (№ 1842 2006 г.) была осуществлена в г. Минусинске на базе ДОУ № 19, № 28, МОУ СОШ № 9 и СибГТУ.

Полагаем, что экологическое образование должно быть непрерывным, системным, трехступенчатым и начинаться в самом раннем возрасте. В детском саду (1-я ступень) формируется самосознание ребенка, закладываются основы правильного взаимодействия человека с природой, начинается осознание ее как общей ценности для всех людей.

В период обучения в школе (2 ступень) у ребенка развиваются начальные экологические знания, умения, навыки. Ребенок учится жить и удовлетворять свои потребности в соответствии с возможностями и законами биосферы. В этот период формируются навыки экологической и эстетической культуры школьников и их личного участия в решении экологических проблем города через научные общества учащихся средних школ, таких как школьное научное общество «Эко-Ленд» г. Минусинска. Итоги работы школьников рассматриваются в рамках конкурсов, проводимых школами, таких как школа «Юный защитник природы» в МОУ СОШ № 9 г. Минусинска [4]. Проведение школы «Юный защитник природы» позволяет приобрести опыт активной природоохранной деятельности; овладеть навыками постановки, выполнения, оформления учебных исследований; приобщить молодежь, членов школьных лесничеств к пониманию экологических проблем региона; расширить круг участников природоохранных мероприятий, проводимых в городе, крае, регионе; применить полученные знания и навыки участниками школы в процессе выполнения проектов мероприятий по обеспечению экологической безопасности села, школы, двора, лесничества и т.д.

Третья ступень непрерывного экологического образования предусматривает углубление экологических знаний студентов, применение полученных знаний в научно-практической деятельности. Результаты исследований докладывались на научно-практической конференции (очно-заочной) «Экологическая безопасность Красноярского региона» [5]. В работе конференции принимали активное участие педагоги вузов, школ, лицеев, руководители школьных лесничеств, учащиеся, члены школьных лесничеств, студенты, аспиранты.

Совершенствование образовательного процесса невозможно без постоянного повышения профессионального уровня педагогов в области экологических знаний, без обмена накопленным опытом в области экологического образования и воспитания. Повышение профессионального уровня педагогов в области экологических знаний, обмен опытом и создание временных творческих коллективов для разработки мероприятий по обеспечению экологической безопасности, а также определение тематики, содержания, организации и оформления учебно-исследовательских работ должно реализовываться на семинарах для педагогов и руководителей школьных лесничеств.

Чтобы преобразования, происходящие в обществе, были результативными, необходимо учить подрастающее поколение принимать разумные решения, не противоречащие законам природы. Цель экологического образования можно определить как становление компетенции учащихся в решении экологических проблем, так и формирование экологического мировоззрения и культуры. Экологическое образование должно быть непрерывным и системным и начинаться в самом раннем возрасте.

Литература

1. Красноярский край - Экологическая обстановка. Международные инвестиционные проекты iip.ru. URL: http://www.iip.ru/regions/krasnoyarskiy-kray/ekologicheskaya-obstanovka.

2. Об экологическом образовании и воспитании юных лесоводов [Текст] / О.Ю. Маркова, Л.Г. Деянова, О.П. Ковылина [и др.] // Вестн. СибГТУ. - 2001. - №2. - С. 225-229.

3. Андриенко А.В., Игнатова В.В., Деянова Л.Г. Приобщение личности к научно-исследовательской деятельности: моногр. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2002. - 147 с.

4. Маркова О.Ю., Деянова Л.Г., Долженко Л.М. Взаимодействие образовательных структур в системе непрерывного экологического образования // Непрерывное экологическое образование и экологические проблемы: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2004. - Т. 3. - С. 3-7.

5. Маркова О.Ю., Деянова Л.Г., Ерохина З.В. О формировании экологического мировоззрения и культуры // Эколого-образовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения: мат-лы VI Всерос. науч.-метод. семинара. - СПб.: Крисмас+, 2008. - С. 166-169.

6. Маркова О.Ю., Деянова Л.Г., Ерохина З.В. Роль школьных лесничеств в экологическом образовании и воспитании молодежи // Эколого-образовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения: мат-лы VI Всерос. науч.-метод. семинара. - СПб.: Крисмас+, 2008. - С. 399-402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.