УДК 378.013 ББК 4481.2
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
С.Г. Сериков УралГУФК
HEALTH SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES: SYSTEMATICAL SYNERGETIC INTERPRETATION
S.G. Serikov The Ural State University of Physical Training
Исходя из актуальности проблемы здоровьесбережения учащихся, в статье формулируются общие подходы к определению сущности понятия здоровьесберегающих образовательных технологий, определяются ведущие основания проектирования данных технологий в общеобразовательном учреждении, с позиций системно-синергетического подхода обосновывается специфика здоровьесберегающих технологий в морфологическом, структурном, функциональном и генетическом аспектах.
Ключевые слова: педагогические технологии, здоровьесбережение,
здоровьесберегающие образовательные технологии, системносинергетический подход.
On the basis of the issue of the day of students health saving, general approaches to the determination of the essence of the concept of health saving educational technologies are formulated in the article. The leading basis of the technologies projection in the general education establishment are determined. The specific character of health saving technologies in the morphological, structural, functional and genetic aspects from the systematically and synergetic approach point of view are substantiated.
Keywords: pedagogical technologies, health saving, health saving educational technologies, systematical and synergetic approach.
В последние годы в отечественной педагогике широко распространяется мнение о целесообразности осуществления образовательного процесса на основе педагогических технологий. Однако те или иные исследователи трактуют данный термин по-разному. В.П. Беспалько трактует данное понятие как содержательную технику реализации учебного процесса [1]. М.А. Чо-шанов понимает технологию обучения как составную процессуальную часть дидактической системы. По определению, данному ЮНЕСКО, педагогическая технология - это системный метод созидания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [8]. М.В. Кларин рассматривает
педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [2]. Подводя своеобразный итог, можно привести определение, данное Г.К. Селевко, который трактует понятие педагогической технологии в трех аспектах: научном, рассматривающем ее как часть педагогической науки, изучающую и разрабатывающую цели, содержание и методы обучения и проектирующую педагогические процессы; процессуальноописательном, дающем алгоритм процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; процессуально-действенном, предполагающем осуществление технологического (педагогического) процес-
са, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [4]. В соответствии с этим, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Технологии реализации образовательных процессов рассматриваются в педагогике на трех иерархически соподчиненных уровнях. Первый уровень является общепедагогическим. Он характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени образования. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов образования, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Второй уровень - частнометодический. Здесь технология предстает как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания образования в рамках одного предмета, класса, учителя. И, наконец, третий уровень -локальный, представляет собой технологию отдельных частей образовательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.
Технологии реализации образовательных процессов направлены на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов в образовании. Педагогической технологии присущи признаки, позволяющие добиться большей гибкости образовательных процессов. К таким признакам относят диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, корректируемость и др. Диагностическое целеобразование и результативность предполагают более высокие результаты в достижении целей и эффективности образовательных процессов, дают возможность при проектировании целей и предполагаемых результатов учитывать индивидуальные особенности учащихся. Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов образования в сжатые промежутки времени, в частности, за счет высокой детализации в
планировании образовательного процесса, которую дает возможность алгоритми-руемости педагогических технологий.
Признак корректируемости предполагает
возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели [8].
Анализируя труды ученых-педагогов, исследующих проблемы разработки технологий реализации образовательных процессов, можно прийти к выводу, что
соответствующие технологии предполагают разработку определенных алгоритмов
деятельности и взаимодействий педагогов и учащихся, направленных на присвоение последними требуемого уровня образованности. В соответствии с этим проектируются четкие схемы осуществления тех или иных образовательных процессов, с детальной их проработкой. При этом на первоначальном этапе важная роль отводится педагогической диагностике, благодаря которой могут быть определены те или иные особенности учащихся, условий, в которых протекают образовательные процессы, так или иначе влияющие на возможность решения соответствующих образовательных задач. Исходя из этого, определяются цели, на достижение которых направлена та или иная технология. Таким образом, предусматривается вариативность в выборе педагогических средств на этапе входного контроля в реализации образовательных технологий. Алгоритмизация образовательных процессов предусматривает своего рода пошаговую разбивку материала по тому или иному образовательному предмету в целом и на каждом занятии, в частности. В процессе освоения определенной дозы содержания образования используются различные методы, средства, формы образования. Они также варьируются в зависимости от результатов педагогической диагностики. Используется поэтапный контроль с целью выявления эффективности усвоения соответствующих аспектов социального опыта. В зависимости от его результатов могут быть оперативно внесены коррективы в образовательный процесс.
По своей сути любая технология может быть сравнима с блок-схемой, звенья которой характеризуют этапы образовательного процесса вообще, или конкретного занятия, в частности. При положительном результате
реализации этапа предполагается переход к следующему, при наличии тех или иных отклонений от положительного результата предусматриваются различные варианты продолжений и т.п. Одним словом, в идеале технология предполагает учет всех возможных вариантов развития событий в образовательных процессах, и для каждого из этих вариантов дает конкретное указание по дальнейшим шагам, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели. Проектирование тех или иных технологий реализации образовательных процессов в общем-то, и связано с выявлением возможных ситуаций, возникающих в деятельности и взаимодействии педагогов и учащихся, и назначением своего рода рецепта для каждой из этих ситуаций.
В то же время, зачастую бывает достаточно сложно предусмотреть заранее, на этапе проектирования, все возможные варианты развития ситуации, особенно обусловленные субъективными причинами (в частности, текущим состоянием учащихся). Поэтому достаточно серьезное значение приобретают средства, дающие возможность непосредственно в ходе реализации соответствующей технологии оперативно выявлять неучтенные факторы и вносить определенные коррективы в образовательный процесс. Однако по данным проведенного нами анализа в теоретических исследованиях, посвященных вопросам проектирования технологий реализации образовательных процессов, недостаточно учитываются вопросы, связанные с оперативным диагностированием текущего состояния учащихся непосредственно на занятии. К сожалению, не уделяется должного внимания аспектам, связанным с учетом состояния здоровья детей и с его влиянием на эффективность выполнения ими соответствующих функций в образовании.
В этом нам видится существенный пробел, который необходимо восполнить в связи с возросшей за последние годы актуальностью проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательных процессах. С целью разрешения данной проблемы в настоящее время проводятся определенные исследования, посвященные разработке здоровьесберегающих технологий в образовании. Однако соответствующие работы базируются на традиционном подходе к проектированию таких технологий и не учитывают те моменты, о которых было
сказано выше. В связи с этим ожидаемый эффект от их внедрения может быть достигнут не всегда. Это подтверждается практическими данными, в соответствии с которыми реализация соответствующих технологий сопровождается достижением запланированного результата лишь приблизительно в 70 % случаев.
Таким образом, возникает необходимость в использовании таких образовательных технологий, которые дают возможность оперативного реагирования на те или иные непредвиденные ситуации с целью обеспечения решения образовательных задач и сохранения здоровья учащихся. Поэтому здесь нецелесообразно ограничиваться заранее спроектированными алгоритмами. Важно иметь в виду и такие ситуации, в которых возникает необходимость выстраивания соответствующих технологий непосредственно по ходу образовательного процесса.
Особый интерес в данном случае представляют образовательные технологии, которые адаптируются под конкретного учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, так или иначе, проявляющихся в образовании. Речь здесь идет о технологиях, внедрение которых в образовательные процессы способствует развитию образованности каждого учащегося на основе достигнутых успехов и образовательных потребностей, но не ниже требований, предъявляемых государственным образовательным стандартом, и сохранению его здоровья. Соответственно при конструировании здоровьесберегающих технологий целесообразно ориентироваться на результаты педагогического диагностирования допустимых доз нагрузок для каждого учащегося и прибегать к оперативному диагностированию непосредственно в ходе образовательного процесса, опираясь на соответствующий личный опыт учащихся и педагогов [7].
Опираясь на системно-синергетический подход к осуществлению здоровьесбережения в образовании, мы считаем, что следует говорить не просто о конструировании определенных технологий обучения, направленных на сохранение здоровья учащихся в образовательных процессах. Существенной его предпосылкой является опора на принцип системности средств осуществления здоровьесбережения при построении соответствующих педагогических технологий в образовательном учреждении. Это предпола-
гает выделение конкретных оснований их проектирования, определение состава и структуры, конкретизацию функционального назначения, а также их генезис в образовательных процессах. Таким образом, весьма значимой предпосылкой решения образовательных задач с учетом состояния здоровья учащихся и при условии его неухудшения является системность педагогических технологий осуществления здоровьесбережения в образовании.
Сама по себе системность соответствующих педагогических технологий может трактоваться как специфический результат применения системно-синергетического подхода к созданию условий и средств осуществления здоровьесбережения в образовании. Речь идет о проектировании образовательных технологий, направленных на обеспечение присвоения учащимися соответствующего уровня образованности без ущерба для их здоровья, в соответствии с методологией системно-синергетического подхода. В этом смысле каждая возможная технология осуществления здоровьесбережения предстает как искусственная образовательная система [5].
Следовательно, сконструированная на основе системно-синергетического подхода здоровьесберегающая образовательная технология характеризуется составностью и структурностью. Она предназначена для выполнения заранее выраженных функций. Выстроена логика, обусловливающая последовательность разворачивания условий и средств осуществления здоровьесбережения в образовании. Представлена схема человекосистемных отношений, предполагаемых к осуществлению соответствующих процессов в образовании. Другими словами, в системно выраженной возможной технологии осуществления здоровьесбережения запрограммирован предстоящий процесс в образовании. Это означает, что педагогические и управленческие кадры, создающие возможные образовательные технологии
здоровьесбережения, определили логику осуществления соответствующего процесса в образовании и, возможно, выразили ее документально.
При этом следует иметь в виду, что разработчики возможных здоровьес-
берегающих технологий определенным образом сориентированы на соблюдение
нормативных ограничений, выраженного заказа на ожидаемые результаты, объективно сложившиеся условия осуществления процесса в образовании и т.д. Тогда при разработке возможных технологий осуществления здоровьесбережения в образовании необходимо учитывать объективные обстоятельства. Более того, некоторые из них могут составлять основание для разработки возможных педагогических технологий
здоровьесбережения.
В зависимости от оснований разрабатываемых возможных здоровьес-
берегающих технологий находится и составность, и структурность соответствующих образовательных систем. Они же, в свою очередь, обусловливают функциональные свойства построенных образовательных технологий осуществления здоровьесбережения. В связи с этим важно подчеркнуть, что различным образом составленные и структурированные возможные технологии здоровьесбережения в образовании объективно обладают разными свойствами при их использовании в образовательных процессах. Следовательно, внедряемые в практику осуществления процессов в образовании
педагогические технологии здоровьесбережения, построенные на основе системносинергетического подхода, объективно проявляют свои свойства, так или иначе, влияя на деятельность или взаимодействие участников образования. При этом, определяя состав и структуру соответствующих технологий, следует, в первую очередь, ориентироваться на то, чтобы такого рода влияния способствовали формированию направленности деятельности и взаимодействий субъектов образования на успешное выполнение возложенных на них функций при условии неухудшения здоровья.
Говоря о системности здоровьесберегающих образовательных технологий как об одном из элементов концепции здоровьесбережения учащихся, мы имеем в виду следующее. Речь идет, во-первых, о том, что в основаниях конструируемых в соответствии с системно-синергетическим подходом технологий здоровьесбережения находятся проявившиеся ранее свойства учащихся. Среди таких свойств мы, в первую очередь, рассматриваем их здоровье, успехи, достигнутые в выполнении соответствующих функций в образовании, а также потребности
в тех или иных видах деятельности, имеющих место в образовании. В основаниях проектирования соответствующих технологий отражаются также представления их разработчиков о реально доступных перспективах в решении образовательных задач при условии неухудшения здоровья школьников. Во-вторых, системность технологий осуществления здоровьесбережения предполагает систематизацию соответствующих процессов в образовании. Это означает, что теоретически созданная искусственная образовательная система не внедряется в процессы буквально, как она сконструирована, а как бы вживляется в практику образования, опираясь на осуществляющиеся результаты решения образовательных задач с направленностью на сохранение здоровья учащихся и, возможно, на изменяющиеся представления субъектов создания здоровьесберегающих образовательных технологий о перспективах изменения успехов в образовании и состояния здоровья детей.
При разработке здоровьесберегающей образовательной технологии следует исходить из того, что она проектируется в форме искусственной образовательной системы. В соответствии с методологией системносинергетического подхода, такая система создается, исходя из специфических предпосылок, называемых основаниями [3]. Нижним основанием проектирования образовательных технологий осуществления здоровьесбережения, адаптированных под конкретных учащихся, являются достигнутые на данный момент успехи в выполнении присущих им функций в образовании и состояние их здоровья. Данное основание рассматривается как ведущее.
Однако здоровьесберегающие технологии как искусственные образовательные системы, построенные лишь по указанному ведущему основанию, не сориентированы на перспективу. Для ее определения необходимо выбрать верхнее основание проектирования соответствующей искусственной образовательной системы. В качестве его выступают цели и задачи образования, являющиеся выражением целевого заказа общества. Среди таковых в настоящее время важнейшая роль отводится не только присвоению учащимися определенного уровня образованности не ниже нормативного, но и сохранение, а по возможности и укрепление их здоровья в процессе участия в образовании. Данное
основание представлено соответствующими нормативными документами, среди которых следует отметить Закон Российской Федерации «Об образовании», Государственный образовательный стандарт, Федеральную программу развития образования и др.
Важной предпосылкой здоровьесбережения в образовании в аспекте определения перспектив развития образованности учащихся и сохранения их здоровья является
создание индивидуально ориентированных
искусственных образовательных систем. Такие системы строятся, с одной стороны, с учетом выявленных успехов в выполнении присущих данным участникам образования функций и состояния их здоровья. С другой стороны, верхнее основание соответствующей системы предстает как прогноз личной
перспективы развития соответствующих свойств учащихся. В этом прогнозе
учитываются и потребности субъектов образования в той или иной деятельности. Это предусмотрено соответствующими нормативными документами. В частности, в Государственном образовательном стандарте это проявляется через введение вариативного компонента. Опираясь на тот или иной прогноз, разработчики возможных технологий осуществления здоровьесбережения в образовании создают варианты искусственных образовательных систем по соответствующему нижнему основанию, которое является ведущим и верхнему -предположительно достижимому, но обязательно социально приемлемому, то есть соответствующему нормативным выражениям целевого заказа.
Приоритет в определении состава, структуры и функций проектируемой здоровьесберегающей образовательной технологии принадлежит нижнему основанию (выявленное состояние здоровья и достигнутые на данный момент успехи в образовании). Речь идет о том, что состав проектируемой образовательной системы вычленяется в зависимости от того, как проявлялись успехи в образовании и состояние здоровья каждого учащегося в осуществленных с его участием образовательных процессах. В структуре здоровьесберегающих образовательных технологий определенная роль отводится его деятельности и взаимодействиям как составляющим данной технологии. Определяются параметры взаимоотношений с партнерами и отношений со средствами деятельности.
Функции проектируемых здоровьесберегающих технологий определяются на основе имеющих место в данный момент состояний образованности и здоровья школьников.
Говоря о составе, структуре и функциях проектируемых возможных технологий осуществления здоровьесбережения в образовании, следует отметить, что они не предполагают определения конкретного проекта предстоящей деятельности педагогов и учащихся или их взаимодействий. Вряд ли здесь возможно предусмотреть все возможные варианты. Речь идет лишь об указании предмета деятельности, о подборе различных средств ее осуществления, об определении содержания деятельности, а также о конкретизации востребованных результатов. Одним словом, та или иная технология осуществления здоровьесбережения в образовании как искусственная образовательная система в конечном итоге направлена не на передачу социального опыта с целью формального его усвоения. Она направлена на то, чтобы каждый учащийся расширял и углублял свой личный опыт в социально приемлемых проявлениях, самоопределялся в межличных отношениях с партнерами и чтобы при этом осуществляемые им в данном плане деятельность и взаимодействия не приносили ущерба его здоровью, были направлены на его сохранение и укрепление. Для этого и создаются определенные условия в образовательном пространстве, проектируются конкретные образовательные системы как средства реализации образовательных процессов.
Таким образом, становится очевидным, что технологии осуществления здоровьесбережения в образовании нецелесообразно представлять в форме конкретным образом структурированных искусственных образовательных систем. Руководствуясь нижним основанием, то есть достигнутыми на данный момент успехами в образовании и текущим состоянием здоровья участников образования, возможно лишь определяться с составом и с общим функциональным назначением допускаемых в образовании возможных педагогических технологий осуществления здоровьесбережения. О вариантах их структурирования имеет смысл говорить лишь предположительно. Другими словами, на этапе проектирования вряд ли
целесообразно однозначно определяться со структурой возможных педагогических технологий здоровьесбережения, допускаемых в образовании. Это означает, что в процессе взаимодействий между педагогом и учащимися в рамках образовательного пространства, не всегда имеет смысл ориентироваться на заранее заготовленные «рецепты». На занятия учителю необходимо идти с общим подходом, на основании которого целесообразно выстраивать взаимодействия с учащимися непосредственно в самом процессе.
При этом, как уже было сказано, следует определиться с составом соответствующей искусственной образовательной системы, которую представляет собой возможная педагогическая технология осуществления здоровьесбережения в образовании. Элементами, представляющими состав той или иной технологии, способствующей развитию образованности учащихся без ущерба для здоровья, являются содержание образования, методы и формы осуществления образовательных процессов. Другими словами, проектируя возможную педагогическую технологию осуществления здоровьесбережения в образовании в рамках того или иного образовательного предмета, целесообразно сориентировать его содержание на здоровьесбережение, определить методы и формы организации образовательного процесса исходя из необходимости развития образованности учащихся без ущерба для здоровья.
Содержание образования как элемент технологии осуществления здоровьесбережения предполагает, прежде всего, установление объемов материала, предназначенного для усвоения учащимися исходя из реального уровня успехов в образовании и особенностей здоровья каждого из них. При определении данных объемов целесообразно ориентироваться, в частности, на индивидуальные допустимые дозы нагрузок, выявляемые методами педагогического диагностирования для конкретного школьника. Таким образом, через содержание образования регулируется учебная нагрузка для каждого учащегося с целью обеспечения присвоения им уровня образованности не ниже установленного Государственным образовательным стандартом, без ущерба для здоровья. Помимо этого, содержание
образования по некоторым образовательным областям содержит в себе те или иные аспекты социального опыта в области обеспечения здоровьесбережения. В связи с этим, соответствующее содержание может выступать как средство развития осведомленности учащихся в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья, осознания необходимости применения специальных мер по поддержанию здоровья на должном уровне, побуждения к активизации деятельности в данном направлении, приобретения умений по обеспечению сохранения и укрепления здоровья в тех или иных ситуациях.
Рассматривая состав возможной здоровьесберегающей технологии как искусственной образовательной системы, следует отметить и роль методов осуществления образовательных процессов как элемента данной системы. Использование тех или иных методов в образовательных процессах также имеет большое значение в развитии образованности учащихся без ущерба для их здоровья. Характеризуя методы как элемент педагогических технологий здоровьесбережения в образовании, мы исходим из классификации, в которой соответствующие методы подразделяются на две большие группы - репродуктивные и продуктивные. Продуктивные методы, как правило, более эффективны с точки зрения развития образованности, но они и более энергозатратны с позиции влияний на здоровье участников образования. Репродуктивные, по всей видимости, - наоборот. Таким образом, при проектировании возможных технологий осуществления здоровьесбережения в образовании, следует ориентироваться на сочетание данных методов с целью обеспечения присвоения учащимися требуемого уровня образованности без вреда для их здоровья. Соотношение же в применении методов из группы репродуктивных или продуктивных определяется индивидуально для каждого учащегося в зависимости от его успехов в образовании и текущего состояния здоровья.
Говоря о формах осуществления образовательных процессов, как одном из компонентов искусственной образовательной системы, которую представляет собой здоровьесберегающая технология, следует отметить, что в них также содержатся резервы педагогических средств здоровьесбережения. Основной организационной формой в
учреждениях общего образования является урок. Используются также такие формы как факультативы, учебные экскурсии, дополнительные занятия с учащимися и др. Следует иметь в виду и формы организации взаимодействий педагогов и учащихся во внеклассной работе, предполагающие проведение развлекательно-познавательных мероприятий, смотров-конкурсов, олимпиад, праздников, спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительных мероприятий и т.д. С точки зрения здоровьесбережения участников образования целесообразно чередование соответствующих форм во взаимодействиях педагогов и учащихся с целью снижения риска наступления переутомления их в образовательных процессах. Речь идет о сочетании учебных заданий с организованным досугом (в том числе и с проявлениями физической активности). Причем данные сочетания целесообразно применять именно в виде чередования, где своеобразным индикатором, сигнализирующим о необходимости смены соответствующих форм, являются показатели, свидетельствующие об утомлении.
На основании вышеприведенных общих положений целесообразно определять состав проектируемых возможных педагогических технологий осуществления здоровьесбережения в образовании. Рассматривая последние в качестве искусственных образовательных систем, следует иметь в виду, что соответствующая систематизация предполагает наличие определенных структурных взаимосвязей и иерархии между элементами, входящими в состав системы. Однако, как уже было сказано выше, о вариантах структурирования возможных технологий осуществления здоровьесбережения в образовании имеет смысл говорить лишь предположительно. Другими словами, на этапе проектирования данной искусственной образовательной системы вряд ли целесообразно однозначно устанавливать взаимосвязи и иерархию между содержанием образования, методами и формами организации образовательных процессов.
В одних педагогических ситуациях ведущая роль в развитии у учащихся образованности без ущерба для здоровья может отводиться содержанию образования. Тогда методы и формы осуществления образовательного процесса оказываются иерархически соподчинены содержанию
образования. В других случаях главенствующее место занимают методы, в третьих, -организационные формы и т.д. Естественно, в каждом из таких случаев имеют место разные
варианты структуризации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Целесообразность применения того или иного варианта структуризации определяется
конкретно в каждой частной ситуации. Их выбор может быть обусловлен особенностями отдельной образовательной или предметной области, изучаемой темой, образовательными задачами, решаемыми в процессе конкретного занятия, особенностями тех или иных учащихся и др. При этом в каких-то случаях может быть заранее определена жесткая структурная схема, а в каких-то -структуризация содержания образования, методов и организационных форм, составляющих возможную педагогическую технологию здоровьесбережения в образовании, осуществляется непосредственно по ходу образовательного процесса. Определяя таким образом структуру соответствующей образовательной технологии, следует ориентироваться на достигнутые успехи в решении образовательных задач, состояние здоровья и образовательные потребности тех или иных учащихся.
Структура педагогических технологий осуществления здоровьесбережения в образовании строится в соответствии с функциями, которые ставятся перед данной образовательной системой. Характеризуя ее функциональное назначение в целом, можно определенно сказать, что оно состоит в том, чтобы способствовать развитию образованности школьников без ущерба для их здоровья. Более конкретно функции той или иной образовательной технологии, направленной на здоровьесбережение учащихся, определяются исходя из достигнутых ими на данный момент успехов в образовании и текущего состояния здоровья.
В соответствии с верхним основанием субъекты проектирования здоровьесберегающих технологий в образовании определяют пути продвижения предстоящих процессов к поставленным целям. Такие пути предстают как проекты генезиса осуществления образовательных процессов и
предполагают их развертывание на протяжении длительного времени. Следовательно, в них отражается генетический аспект всякой возможной педагогической технологии здоровьесбережения как искусственной образовательной системы. Таким образом, говоря о системности здоровьесберегающих образовательных технологий, мы учитываем положение о том, что любая система обладает генетическими свойствами, то есть в образовательных процессах происходит ее развитие, разворачивание по мере продвижения к прогнозируемому результату ее функционирования [5]. Такой результат выражен верхним основанием проектирования педагогических технологий осуществления здоровьесбережения в образовании.
Генетический аспект здоровьесберегающих образовательных технологий проявляется через планирование процессов в образовании на достаточно длительное время таким образом, чтобы обеспечить достижение учащимися определенных результатов, не ниже предусмотренных Г осударственным образовательным стандартом, и при этом не вызвать ухудшения их здоровья. Такое планирование выражается, в частности, в построении графика здоровьесберегающих образовательных процессов на четверть, полугодие, учебный год или на более длительные сроки. Он проектируется в соответствии с ожидаемыми результатами выполнения целей и задач образования, предполагающими достижение того или иного уровня образованности без ущерба для здоровья учащихся. Исходя из этого, определяются и проекты разворачивания педагогических технологий осуществления здоровьесбережения на соответствующих этапах образования. По мере осуществления данных проектов, на основании сопоставления реально достигаемых успехов в образовании и состояний здоровья с ожидаемыми результатами, могут определенным образом уточняться элементы состава, иерархия отношений между ними, внутрисистемные связи, а также функциональные свойства отдельных компонентов и общие функциональные назначения внедряемых педагогических технологий здоровьесбережения в образовании.
Литература
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. —191 с.
2. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе /М.В. Кларин. -М.: Знание, 1989. — 80 с.
3. Монахов, В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии / В.М. Монахов // Педагогика. - 1997. -№ 6.- С. 26-31
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты
системного отражения / Г.Н. Сериков. -Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
6. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.
7. Сериков, С.Г. Здоровъесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся / С.Г. Сериков. - Челябинск: ЧГНОЦУрО РАО, 2002. -226 с.
8. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. -160 с.
Поступила в редакцию 6 января 2009 г.