Научная статья на тему 'Формирование естественнонаучной грамотности студентов педвуза (здоровьесберегающий аспект) на основе профессионально-направленных естественнонаучных учебных задач'

Формирование естественнонаучной грамотности студентов педвуза (здоровьесберегающий аспект) на основе профессионально-направленных естественнонаучных учебных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванченкова Е. Н.

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза включает как одну из составляющих формирование естественнонаучной грамотности в рамках здоровьесберегающего аспекта. В статье рассматривается использование профессионально-направленных естественнонаучных учебных задач как одного из условий формирования исследуемого качества личности будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-saving professional training of future teachers includes developing of natural-science literacy (in a health-saving aspect). The article describes the usage of professional educational problems as a factor determining the efficiency of the quality's development.

Текст научной работы на тему «Формирование естественнонаучной грамотности студентов педвуза (здоровьесберегающий аспект) на основе профессионально-направленных естественнонаучных учебных задач»

Е. Н. Иванченкова

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ)

НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Работа представлена кафедрой профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. В. Ипполитова

Профессиональная подготовка студентов педагогического вуза включает как одну из составляющих формирование естественнонаучной грамотности в рамках здоровьесберегающего аспекта. В статье рассматривается использование профессионально-направленных естественнонаучных учебных задач как одного из условий формирования исследуемого качества личности будущих учителей.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность (здоровьесберегающий аспект), условия формирования естественнонаучной грамотности в рамках здоровьесберегающего аспекта, профессионально-направленные естественнонаучные учебные задачи.

Health-saving professional training of future teachers includes developing of natu-ral-science literacy (in a health-saving aspect). The article describes the usage of professional educational problems as a factor determining the efficiency of the quality’s development.

Key words: natural-science literacy (in a health-saving aspect), factors determining the efficiency of natural-science literacy (in a health-saving aspect), professional natu-ral-science educational problems.

Решение проблемы формирования естественнонаучной грамотности студентов педагогического вуза в рамках здоровьесберегающего аспекта потребовало рассмотрения педагогических условий, при наличии которых указанный процесс был бы наиболее эффективен. Данные условия определяются нами с учетом цели и задач исследуемого процесса.

Формирование естественнонаучной грамотности будущих учителей будет осуществляться более эффективно при реализации комплекса педагогических условий.

Понятие «условие» в современных исследованиях рассматривается при характеристике общей системы профессиональной подготовки, а также отдельных ее компонентов1.

В философских исследованиях (Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов и др.) под условием понимается отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития.

По определению, данному в философском энциклопедическом словаре, «условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), существенный компонент комплекса объектов... из наличия которых с необходимостью следует осуществление данного явления» . Такая интерпретация условий связана с причинноследственными отношениями объекта исследования.

В психолого-педагогической литературе данная проблема нашла свое отражение в работах В. А. Андреева, Ю. К. Бабанского, В. А. Беликова, Н. К. Елкаева, Н. В. Ипполитовой, А. Я. Найна, П. И. Пид-касистого, Г. Н. Серикова, Г. И. Щукиной и др.

В. А. Беликов и А. Я. Найн характеризуют педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение педагогических задач3.

Таким образом, в педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабляют действие причины. С таких позиций «условия» определяют как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педа-

4

гогической системы .

В нашем исследовании мы вслед за А. Я. Найном и В. А. Беликовым под педагогическими условиями формирования здоровьесберегающего аспекта естественнонаучной грамотности будущих учителей будем понимать совокупность объек-

тивных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на повышение эффективности осуществляемого процесса.

Многочисленные исследования выделяют различные условия, позволяющие увеличить эффективность формирования компонентов профессиональной педагогической подготовки в целом, а также специально-педагогической естественнонаучной подготовки в частности.

С. Г. Сериков при проектировании педагогических средств осуществления здоровьесберегающих образовательных процессов на основе системно-синергетического подхода считает важным: создание санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих меры по нейтрализации вредных для здоровья факторов материальной среды; благоприятный психологический климат в коллективе; информационное обеспечение участников образования адресно ориентированными сведениями о состоянии и тенденциях в изменениях здоровья5.

Р. П. Вельтман при изучении процесса создания оптимальных условий воспитания эколого-валеологической грамотности обращает внимание на самостоятельную работу, насыщенную исследовательскими элементами и направленную на обеспечение творческого процесса.

О. Ю. Трифонова при исследовании проблемы формирования понятийного аппарата школьников в курсе «Человек» считает важным создавать такие условия:

1) содержание каждого раздела курса организовывать так, чтобы ученику обеспечивалась возможность самостоятельного обнаружения существенных свойств (признаков) в ходе умственной или практической деятельности; 2) включить систему учебных задач или заданий, выполнение которых позволит учащимся сопоставить изучаемое знание со своим жизненным опытом; 3) начинать познание нового по-

нятия с проблемных заданий с последующим созданием проблемных ситуаций путем введения новой информации6.

Содержание образования в педагогическом колледже, по мнению И. В. Пи-чугиной, будет способствовать становлению готовности будущего учителя к осуществлению здоровьесбережения учащихся, если: 1) в качестве оснований его отбора выступают фактический и проектируемый уровни готовности будущего учителя к осуществлению здоровьесбе-режения учащихся в теоретическом, мотивационном и практическом аспектах;

2) предусматриваются как когнитивные, так и креативные аспекты подготовки будущих учителей; 3) устанавливаются межпредметные связи в реализации содержания образования студентов7.

Б. Д. Комиссаров указывает, что с целью закрепления и расширения анато-мо-физиологических знаний и умений студентов педвузов необходимо использовать естественные препараты, муляжи, таблицы, а также производить расчеты рационального питания, биоритмов жизни8.

Л. Е. Катарова указывает на значимость создания положительной мотивационно-ценностной сферы личности студентов педвуза путем педагогического стимулирования и формирования интереса к учебно-профессиональной деятельности.

Как показывает анализ научной литературы, авторы исследований выделяют большое количество педагогических условий, объединяя их в различные группы. Такое разнообразие условий объясняется различиями в постановке конкретных целей исследования, требованиями к качеству подготовки специалистов, различием теоретико-методологических подходов и т. д. Но в целом совокупность выделяемых педагогических условий в различных научных работах имеет много сходного, что объективно обусловлено наличием сходных объектов исследования, опорой

на общие философские, психолого-педа-гогические положения, составляющие основу исследований.

На основе анализа психолого-педа-гогической литературы, обобщения существующего педагогического опыта, а также исходя из цели и задач рассматриваемого процесса мы выделяем педагогические условия, способствующие успешному формированию естественнонаучной грамотности студентов педвуза в рамках здоровьесберегающего аспекта:

• осуществление процесса формирования естественнонаучной грамотности на основе использования профессионально направленных естественнонаучных задач и заданий;

• выбор методов и форм специально-педагогической естественнонаучной подготовки с учетом сформированности естественнонаучной грамотности студентов;

• использование разнообразных приемов и сочетаний стимулов для формирования положительной направленности и ценностно-смыслового отношения к процессу создания условий по сохранению и укреплению организма детей и подростков.

Мы рассмотрим одно из выделенных нами педагогических условий. Оно заключается в осуществлении процесса формирования естественнонаучной грамотности в рамках здоровьесберегающего аспекта на основе использования профессионально направленных естественнонаучных задач и заданий.

Данное положение вытекает из интегративно-деятельностного подхода, заложенного в основу нашего исследования, и реализуется в совокупности мер по организации деятельности будущих учителей в процессе формирования здоровьесберегающего аспекта естественнонаучной грамотности.

В психолого-педагогической литературе (Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, В. А. Сластенин и др.) педагогическая деятельность рассматри-

вается как деятельность по решению множества профессиональных задач. Исходя из этого, профессиональнопедагогическая подготовка студентов должна предполагать подготовку к решению практических задач, а специальнопедагогическая естественнонаучная подготовка - к решению профессиональных задач в аспекте здоровьесбережения. При этом следует различать реальные профессиональные задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности педагога, и задачи учебного характера, используемые в процессе подготовки будущих учителей. Последние мы будем называть учебными педагогическими задачами.

Профессионально направленные естественнонаучные учебные задачи в рамках интегративно-деятельностного подхода могут быть использованы в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности.

Усвоение теоретических естественнонаучных знаний в процессе учебных занятий (лекции, семинарские и практические занятия) под руководством преподавателя и самостоятельной работы студентов (подготовка выступлений в рамках аудиторных занятий, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ) обеспечивает будущих учителей целостной системой естественнонаучных знаний, необходимых для осуществления здоровьесбережения школьников.

Использование учебных задач данного плана в процессе учебно-познавательной деятельности позволяет осуществлять: применение теоретических знаний при решении практических проблем (знания об анатомо-физиологических особенностях организма детей и подростков, о критических периодах развития, об особенностях высшей нервной деятельности детей и т. д.), формирование профессиональных умений (умений учитывать особенности взаимодействия первой и вто-

рой сигнальных систем у школьников разных возрастов во время урока, умений способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха и т. д.); формирование умений интегрировать естественнонаучные теоретические знания из различных предметных блоков; формирование практического и оперативного мышления, познавательной активности.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется в совокупности с учебнопрактической деятельностью. При подготовке к занятиям будущие учителя анализируют опыт организации учебного процесса в школе, предъявленный посредством задач, проводят мини-исследования, используя полученные данные при решении учебных задач на практических занятиях, моделируют педагогическую деятельность. Это дает возможность формирования умений оценивать режим дня и расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований, осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии, и пр. Решение задач, близких к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, позволяет сформировать у студентов конкретное представление о современной школе, об учебно-воспитательном процессе, функциях учителя; обучаемые приобретают уверенность в своих силах, способность правильно оценивать соотношение своих возможностей и трудностей осуществления профессиональной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность будущих учителей реализуется в процессе всех видов педагогической практики и при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Разработка содержания, определение способов педагогического взаимодействия в процессе самостоятельной работы с учащимися осуществляется студентами с опорой на имеющиеся знания, опыт, накоп-

ленный при решении профессиональнонаправленных учебных естественнонаучных задач. Успешная самостоятельная практическая деятельность, формирование творческого стиля деятельности служат показателями эффективности профессиональной педагогической подготовки студентов педвуза.

Реализация данного условия способствует обучению будущих учителей творческому применению специально-педагогических естественнонаучных знаний и умений в практической деятельности. Необходимость применения полученных профессиональных знаний на практике заметно повышает их значимость для обучае-

мых. Знания приобретают действенный характер, что укрепляет положительное отношение к педагогической деятельности, стимулирует формирование здоровьесберегающего аспекта естественнонаучной грамотности студентов педвуза.

Все вышеизложенное дает основание рассматривать осуществление процесса формирования естественнонаучной грамотности студентов педагогического вуза в рамках здоровьесберегающего аспекта на основе использования профессионально направленных естественнонаучных задач и заданий в качестве необходимого условия повышения эффективности рассматриваемого процесса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Оболдина Т. А. Педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1999. С. 92.

2 Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФА-М, 1997. С. 469.

3 Найн А. Я. Инновации в образовании. Челябинск: Урал ГАФК, 1995. С. 15.

4 Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. С. 115.

5 Сериков С. Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования: Автореф. дис. ... докт. пед наук. Челябинск, 2002. С. 22-23.

6 Трифонова О. Ю. Использование основ проблемного обучения при формировании понятийного аппарата школьников по курсу «Человек»: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Екатеринбург. 1999. С. 11.

7 Пичугина И. В. Содержательное обеспечение формирования готовности студентов пед-колледжа к осуществлению здоровьесбережения учащихся: Автореф. дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Челябинск, 2000. С. 12-13.

8 Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение. 1991. С. 22-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.