УДК 159.9
ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Белавин Олег Андреевич — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
Введение
В индустриальную и постиндустриальную эпохи самопознание становится для человека всё более и более актуальной проблемой и потребностью. Человек должен хорошо знать себя, свои сильные и слабые стороны, чтобы оставаться конкурентоспособным в условиях непрерывной конкуренции, и в то же время он должен правильно и гармонично развиваться, сохраняя здоровье и продвигаясь к достижению личностной и профессиональной зрелости. Специалисту для более эффективного саморазвития необходимо познавать себя также и в рамках своей профессиональной области, уделять внимание профессиональному самопознанию.
Проблематику самопознания в своих исследованиях затрагивали З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Роджерс. С акмеологической точки зрения данную тему исследовали А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.В. Сай-ко, Е.В. Селезнева [13], Л.А. Степнова. В данной статье предпринята попытка определить место понятия «самопознание» в акмеологической науке и обосновать актуальность исследования проблематики самопознания как ак-меологического процесса.
Теоретические подходы к самопознанию
Проблема познания человеком самого себя была актуальной во все времена. Согласно Платону, семь античных философов однажды собрались в храме Аполлона в Дельфах и, после продолжительного диспута, вывели «абсолютную истину», которую «принесли в дар» Аполлону, написав её на стене храма: «Познай самого себя». Один из участников этого диспута, Хилон, позже развил эту идею так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». В философии буддизма человек с помощью медитаций пытается полностью познать
себя, понять причины своих слабостей, избавиться от них и тем самым достичь состояния полного единения со Вселенной — нирваны. В христианстве процесс самопознания сопряжён с осознанием собственного несовершенства и греховности, и через покаяние человек постигает свою божественную суть и близость к Богу. В исламе самопознание выступает средством познания Аллаха, и одно из высказываний Мухаммеда гласит: «Тот, кто познал себя, познал Господа».
Итак, мы видим, что философы Древнего мира придавали самопознанию большое значение и отводили ему решающую роль в развитии человека. Теперь рассмотрим подходы к самопознанию в различных психологических школах.
Техники классического психоанализа основаны на осознании негативных переживаний, которые вытесняются в глубинные слои психики — бессознательное. Психоаналитик направляет процесс самопознания пациента в нужное русло, заставляя его осознать и принять то, что было вытеснено, и результатом этого процесса должен быть катарсис —
очищение и выздоровление личности. По А. Адлеру, смыслом самопознания должно быть осознание своей истинной жизненной цели [1]. К.Г. Юнг видит задачу самопознания в познании сторон личности, ушедших в «тень» и не признаваемых человеком, но существующих как часть самости, для дальнейшего принятия их и обретения целостности собственного Я [15].
В психосинтезе самопознание сводится к единению с высшим Я. Для этого человек должен выявить и познать черты своей личности (так называемые субличности), захватившие над ним «власть», разотождествиться с ними и поставить все субличности под свой контроль [10].
Согласно позиции гуманистической психологии, самопознание играет особую роль в становлении и развитии личности. К.Р. Роджерс отмечает, что человек непрерывно занимается самопознанием, оно выступает для него средством овладения опытом и переживаниями [11]. В процессе самопознания человек обретает способность к росту и самоактуализации. Познавая себя,
РЕЗЮМЕ
В статье приведены обзор и анализ научной литературы, посвя-щённой проблематике самопознания, а также предпринята попытка охарактеризовать самопознание как акмеологический феномен и как акмеологический процесс. Проведён библиографический обзор, выделены существенные сходства в теоретико-методологических подходах к проблеме самопознания в разные исторические периоды и с точек зрения разных психологических школ. Приведены различные подходы к определению самого феномена самопознания, его структуризации и влияния на развитие человека. В результате анализа выявлены черты феномена самопознания, характеризующие его как акмеологический процесс (интегративность и направленность на развитие и самосовершенствование человека в личностном и профессиональном планах).
Ключевые слова: самопознание, профессиональное самопознание, акмеология, акмеологические процессы, развитие личности.
он вырабатывает систему представлений о себе, называемую Я-концепцией. Эта концепция является результатом познания и оценки себя, она включает в себя не только факты, но и оценочные суждения и является интегральной характеристикой человека, даваемой им самому себе.
У. Джемс выделил три сферы самопознания: физическую личность, то есть тело человека и то, что человеку принадлежит или его окружает; социальную личность — признание со стороны окружающих людей; духовную личность — объединение состояний сознания, духовных способностей и свойств [6].
В отечественной психологии самопознание определяется как познание себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми. Согласно В.Г. Маралову, самопознание — это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации [7]. Маралов предлагает выделить следующие блоки, которые могут быть подвергнуты самопознанию и самоанализу: личнос-тно-характерологические особенности; эмоционально-волевую сферу личности; сферу способностей и возможностей; познавательную сферу личности; сферу внешнего облика; особенности темперамента; сферу отношений с другими людьми и социальным окружением; сферу деятельности; сферу собственного жизненного пути. Он также выделяет два механизма самопознания: идентификацию и рефлексию.
Обобщая вышеперечисленное, мы можем сказать, что самопознание признаётся как один из ключевых процессов в самосовершенствовании человека. Самопознание является самым эффективным способом получения информации о себе, и некоторые психологические школы активизируют именно процесс самопознания для получения значимого терапевтического эффекта. Также можно отметить, что самопознание носит всеобъемлющий, интегральный характер и распространяется на все сферы жизнедеятельности человека.
Акмеологический смысл самопознания
Согласно А.А. Деркачу, «.. .предметом акмеологии являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют
или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своём развитии вершин, которые обозначаются термином "акме"» [2]. Следовательно, самопознание с акмеологической точки зрения должно рассматриваться как средство развития и саморазвития человека, как процесс, способствующий достижению акме личности и профессионала.
М.Ф. Секач, рассматривая процесс саморегуляции руководителя, выделяет в качестве его ключевых этапов самопознание, планирование работы над собой, непосредственно самосовершенствование, оптимизацию работы по самосовершенствованию. Мы видим, что самопознание трактуется им как первый этап саморегуляции [12].
А.А. Деркач и Л.А. Степнова рассматривают самопознание в связи с понятием «аутопсихологическая компетентность», которая определяется ими как готовность и способность личности к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации [5]. Она связана с тем, что человек имеет полное представление о своих особенностях, а на основе этого может знать и понимать, как надо действовать в тех или иных жизненных ситуациях. Аутопсихологическая компетентность имеет связь с процессами самосознания и саморегуляции, давая информацию человеку о самом себе, обеспечивая объективную оценку своих способностей и возможностей; включая человека в процесс самонаблюдения и рефлексии; развивая его способность к эффективному взаимодействию с окружающей средой при наличии внутреннего локуса-контроля; удовлетворяя потребность человека в самопознании и саморазвитии.
А.А. Бодалёв и А.Г. Ковалёв подчёркивают значение самопознания в процессе самовоспитания, отмечая, что самопознание является стартом самовоспитания и личностного роста, и вводят понятие «самопознающая деятельность» [4]. Самопознающая деятельность имеет глубинный психологический резонанс и заключается в том, что человек выявляет и вербализует свои слабые и сильные стороны. Они выделяют следующие приёмы самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценку. Самовоспитание — это активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование сво-
их личностных качеств и нейтрализацию несовершенств личности.
Г.А. Мельникова рассматривает такой важный для акмеологии аспект самопознания, как профессиональное самопознание [8]. Она выделяет наиболее распространённые мотивы профессионального самопознания:
♦ интерес к себе, стремление разобраться в сильных и слабых качествах себя как профессионала, расширить кругозор знаний о собственной личности;
♦ обнаружение дисбаланса между своим трудом и его результатами;
♦ критические замечания в свой адрес других людей: руководства, коллег, близких людей. Конструктивная реакция на критику побуждает специалиста к самопознанию и оценке собственной деятельности;
♦ профессиональное саморазвитие: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация. В этом случае специалист познаёт себя для того, чтобы улучшить свою деятельность, осуществить личностный рост и добиться более значимых результатов в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, мы видим, что проблема самопознания в акмеологии и областях психологии, касающихся развития человека, чаще всего рассматривается как составная часть или аспект какого-либо процесса. Исследования, посвящённые именно самопознанию как процессу, немногочисленны. В то же время во всех исследованиях, так или иначе затрагивающих самопознание, подчёркивается важность этого процесса в личностном развитии человека, и предпринимаются попытки более полно раскрыть и структурировать этот процесс.
Заключение
Из приведённого теоретического обзора видно, что проблематика самопознания, с одной стороны, признаётся и мыслителями древности, и современными учёными как важная для теоретических исследований и практического применения. С другой стороны, крайне малое количество исследований посвящено именно самопознанию, его закономерностям, механизмам, аспектам и структуре.
Автор видит перспективу в разработке проблемы самопознания с акмео-логической точки зрения, так как самопознание обладает всеми признаками акмеологического процесса. Оно является интегральным процессом, поскольку
затрагивает все стороны личности человека. Оно является неотъемлемой частью процесса развития человека в личностном и профессиональном планах, так как побуждает к действию механизмы рефлексии, самовоспитания и самосовершенствования.
ССЫЛКИ
[1]. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический проект, 2007.
[2]. Акмеология: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А.А. Дерка-ча. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 424 с.
[3]. Богдан Н.Н. Управление саморазвитием: Учебное пособие / Н.Н. Богдан, Е.В. Балганова, И.П. Бушуева. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2013. — 100 с.
[4]. Бодалёв А.А., Ковалёв А.Г. Психология и педагогика самовоспитания. — Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1958. — 92 с.
[5]. Деркач А.А. Развитие аутопсихо-логической компетентности государственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 2003. — 297 с.
[6]. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991.
[7]. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учёб. пособие для студ. сред. пед. учёб. заведений. — 2-е изд., стереотипное. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
[8]. Мельникова Г.А. Самопознание как этап становления рефлексивной культуры педагогических кадров // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. ст. по матер. XII меж-дунар. науч.-практ. конф. Ч. I. — Новосибирск: Изд-во СибАК, 2012.
[9]. Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис.... канд. психол. наук. — М., 2007. — 166 с.
[10]. Редьяр Д. Роберто Ассаджиоли и психосинтез / Д. Редьяр // Урания. — М., 1991. — № 2.
[11]. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. — М.: Прогресс, 1994.
[12]. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. — М.: Академический проект, 2003. — 192 с.
[13]. Селезнева Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации: Монография. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 404 с.
[14]. Фрейд З. Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2002.
[15]. Юнг К.Г. Психология бессознательного // Собр. соч. / пер. с нем. В.М. Бакусева, А.В. Кричевского. — М.: Канон, 1994.
REFERENCES
[1]. Adler A. Praktika i teoriya individual'noy psikhologii / per. s angl. A. Bokovikova [The practice and the theory of individual psychology / translated by A. Bokovikov]. — M.: Akademiches-kiy proyekt [Moscow: Academic Project], 2007.
[2]. Akmeologiya: Uchebnik. Izd. 2-ye, pererab. / Pod obshch. red. A.A. Derkacha. [Acmeology: Textbook under the general editorship by A.A, Derkach]. — M.: Izd-vo RAGS [Moscow, RAPA publishing], 2006. — 424 р.
[3]. Bogdan N.N. Upravleniye samora-zvitiyem: ucheb. posobiye [Self-development management: tutorial] / N.N. Bogdan, Ye.V. Balganova, I.P. Bushuyeva; SibAGS. — Novosibirsk: Izd-vo SibAGS [Novosibirsk, SibAPA], 2013. — 100 р.
[4]. Bodalov A.A., Kovalev A.G. Psik-hologiya i pedagogika samovospitaniya [Psychology and pedagogy of self-education]. — L.: Izdatel'stvo LGU im. A.A. Zh-danova [Leningrad: LSU publishing], 1958. — 92 р.
[5]. Derkach A.A. Razvitiye autopsik-hologicheskoy kompetentnosti gosudarst-
vennykh sluzhashchikh [Development of autopsychological competence of civil servants]. — M.: Izd-vo RAGS [Moscow, RAPA publishing], 2003. — 297 p.
[6]. Dzhems U. Psikhologiya / pod red. L.A. Petrovskoy [James W. Psychology / ed. L.A. Petrovskaya]. — M.: Pedagogika [Moscow: Pedagogy], 1991.
[7]. Maralov V.G. Osnovy samopoz-naniya i samorazvitiya: Ucheb. posobiye dlya stud. sred. ped. ucheb, zavedeniy. — 2-e izd., ster. [Bases of self-knowledge and self-development: Proc. Allowance for stud. Medium. Ped. Tutorials, institutions. — 2 nd ed., Sr.]. — M.: Izdatel'skiy tsentr "Akademiya" [Moscow: Publishing Center "Academy"], 2004. — 256 p.
[8]. Mel'nikova G.A. Samopoznaniye kak etap stanovleniya refleksivnoy kul'tury pedagogicheskikh kadrov [Self-knowledge as a stage in the formation of a reflexive culture of pedagogical cadres] // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sb. st. po mater. XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Chast' I. [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology: coll. Art. By mater. XII Intern. Scientific-practical. Conf. Part I.] — Novosibirsk: SibAK [Novosibirsk: SibAC], 2012.
[9]. Mikhaylov O.V. Gotovnost' k deyatel'nosti kak akmeologicheskiy fenom-en: soderzhaniye i puti razvitiya: disser-tatsiya... kandidata psikhologicheskikh nauk [Readiness for activity as akmeolog-ichesky phenomenon: the maintenance and ways of development: the dissertation... The candidate of psychological sciences]: 19.00.13. — Moskva [Moscow], 2007. — 166 p.: il. RGB OD, 61 07-19/569.
THE CHARACTERISTIC OF SELF-CONSCIOUSNESS AS AN ACMEOLOGICAL PROCESS
Oleg A. Belavin — Postgraduate Student, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); 84/8 Vernadskogo Prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
This article reviews and analyzes the scientific literature devoted to the problem of self-knowledge, and attempts as well to characterize self-knowledge as an acmeological phenomenon and acmeological process. The author carried out a bibliographic review, highlighted significant similarities in theoretical and methodological approaches to the problem of self-knowledge in different historical periods and from the point of view of different psychological schools. The author presents various approaches to the definition of the phenomenon of self-knowledge, its structure and influence on human development. The analysis results in revealing the features of the phenomenon of self-knowledge characterizing it as an acmeological process (integrativity and focus on the development and self-improvement of a person in personal and professional terms).
Keywords: self-knowledge, professional self-knowledge, acmeology, acmeological processes, personality development.
[10]. Rudhyar D. Roberto Assadzhioli i psikhosintez [Roberto Assagioli and psy-chosynthesis] / Rudhyar D. // Uraniya. — M. [Moscow: Urania], 1991. — № 2.
[11]. Rodzhers K.R. Vzglyad na psik-hoterapiyu. Stanovleniye cheloveka: per.s angl. / obshch. red. i predisl. Ye. I. Iseni-noy. [A look at psychotherapy. The formation of man: tr. from English / Total. Ed. And pre. E.I. Isenina]. — M.: Progress: Univers [Moscow: Progress: Univers], 1994.
[12]. Sekach M.F. Psikhologiya zdo-rov'ya: uchebnoye posobiye dlya vysshey shkoly [Psychology of health: a textbook for higher education]. — M.: Akademi-cheskiy proyekt [Moscow: Academic Project], 2003. — 192 p.
[13]. Selezneva Ye.V. Grani samoosu-shchestvleniya: ot samootnosheniya k samorealizatsii: monografiya [Facets of self-realization: from self-relationship to self-realization: monograph]. — M. —
Berlin: Direkt-Media [Moscow-Berlin: Direct Media], 2015. — 404 p.
[14]. Freyd Z. Psikhologiya bessoznatel'-nogo [Psychology of the unconscious]. — SPb.: Piter [St. Petersburg: Piter], 2002.
[15]. Yung K.G. Psikhologiya bessoznatel'-nogo // Sobr. soch. / per. s nem. V.M. Bakuseva, A.V. Krichevskogo [Psychology of the unconscious // Collected. Op. / Trans. With him. V.M. Bakuseva, A.V. Krichevsky]. — M.: Kanon [M: Canon], 1994.