АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
DEVELOPMENT ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY
УДК 159.99
ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Крупенина Наталья Сергеевна, аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail [email protected]
Селезнева Елена Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail [email protected]
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена эмпирическому исследованию восприятия студентами саморазвития и самореализации как составляющих акмеологического развития. В ней раскрыты сущностные характеристики процессов саморазвития и самореализации, показано их общее и различное. Дано описание проведенного эмпирического исследования и представлены полученные в его ходе результаты. С помощью контент-анализа показано, как воспринимают студенты особенности саморазвития и самореализации личности на раннем этапе взрослости. Проанализированы сущностные характеристики саморазвития и самореализации как составляющих акмеологического развития личности, которое входит в предметное поле исследования акмеологии. В ходе проведенного исследования выявлены понятия, ассоциирующиеся и не ассоциирующиеся с саморазвитием и самореализацией. Ключевые слова: личность, развитие, саморазвитие, самореализация, студенческая молодежь.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблем саморазвития и самореализации на протяжении многих лет сохраняет свою актуальность, так как именно в ходе саморазвития и самореализации человек реализует свой потенциал, максимально полно раскрывает свои возможности и результатами своей деятельности обогащает социальную жизнь.
Исследователи представляют процесс саморазвития как:
• непрерывный процесс самопроектирования личности [6];
• целенаправленный процесс «развертывания» уже имеющихся, но «свернутых» задатков, способностей, умений, качеств или «зарождения» и становления не имеющихся ранее свойств и качеств [8; 9; 10; 14];
• определяющий фактор движения роста-развития человека, важнейший структурообразующий компонент этого процесса, результат от того, стал ли человек субъектом деятельности [5].
Являясь основной формой развития человека уже на этапе его юности, саморазвитие позволяет ему идти не по линии приспособления к миру [1]. При этом немаловажно, что превращение развития в саморазвитие и самовоспитание осуществляется, как правило, «внутри» и связано с системами отношений [2].
Самореализация — как еще одна из составляющих акмеологического развития — осуществляет встречу человека с его потребностью реализовать себя в чем-то личном, в его индивидуальном творческом порыве, в значимых для него достижениях и принятии этих достижений другими людьми как социальной потребности быть причастным к целому, а также состояться в качестве реального носителя социального [4]. При этом проблемы самореализации личности оказываются тесно связанными с проблемами развития общества в целом [13].
Следует отметить, что эффективность и саморазвития, и самореализации определяется не только объективными факторами (например, уровнем развития ряда способностей или личностных качеств или особенностями социальной среды, которая обеспечивает или не обеспечивает продуктивность процессов саморазвития или самореализации).
Таблица 1
Общее количество упоминаний понятий, близких и противоположных понятиям «саморазвитие» и «самореализация»
Понятия Саморазвитие Самореализация
Близкие 115 93
Противоположные 99 72
Не меньшую роль в саморазвитии и самореализации человека играют субъективные факторы. Как показывают исследования, эффективность самореализации студенческой молодежи определяется в большей степени субъективными, а не объективными факторами, то есть студенту более важна степень удовлетворенности достигнутым уровнем своей самореализации, чем объективно достигнутые результаты [11].
Одним из факторов, влияющих на процессы саморазвития и самореализации, являются, на наш взгляд, особенности восприятия этих процессов, сформированные в ходе восприятия представления о них.
Перед началом исследования мы предположили, что субъективные представления о саморазвитии и самореализации важны для акмеологического развития и достижения акме, так как эти представления способны сформировать личностную установку, которая способствует движению к акме или препятствует ему.
МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было проведено в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2013— 2014 гг. Выборку составили 54 студента-психолога первого, второго и третьего курсов.
Для того, чтобы подтвердить сформулированное предположение, мы должны были изучить представления студентов-психологов о саморазвитии и самореализации личности.
Для реализации поставленной задачи был использован комплекс теоретических методов (логический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ) и опросник Е.В. Селезневой «Саморазвитие и самореализация», построенный на методе свободных ассоциаций и методе незаконченных предложений. В рамках данной статьи мы рассматриваем результаты только той части опросника, которая касалась свободных ассоциаций. При обработке полученных эмпирических данных мы применяли контент-анализ и комплекс статистических методов — индекс встречаемости (ИВ), ^критерий Стьюдента для независимых выборок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Чтобы изучить представления студентов-психологов о саморазвитии и самореализации личности, мы предложили участникам исследования подобрать понятия, которые являются близкими и противоположными понятиям «саморазвитие» и «самореализация» (табл. 1).
Понятия, близкие понятию «саморазвитие»:
• само-процессы (41 упоминание, ИВ 0,356): самосовершенствование (ИВ 0,078), самореализация
(ИВ 0,061), самоактуализация (ИВ 0,026), самобра-зование (ИВ 0,017), самовоспитание, самообразование и т. д.;
• достижение успеха (23 упоминания, ИВ 0,2): прогресс (ИВ 0,026), успех (ИВ 0,017), достижение акме (ИВ 0,017), вершина, улучшение, процесс достижения, процветание, инструмент достижения целей, стремление к высшему, достижение поставленной цели и т. д.;
• развитие (21 упоминание, ИВ 0,182): развитие (ИВ 0,043), рост (ИВ 0,034), движение (ИВ 0,017), стремление, рост души, движение, путь и т. д.;
• качества личности (18 упоминаний, ИВ 0,156): самоконтроль, ответственность, целеустремленность, ум, многогранность, любознательность, воля, увлеченность делом и т. д.;
• процесс получения знаний (8 упоминаний, ИВ 0,069): образование (ИВ 0,017), знание (ИВ 0,017), книги, учеба и т. д.;
• карьера (2 упоминания, ИВ 0,017): работа, карьера;
• экзистенциальные категории (2 упоминания, ИВ 0,017): поиск себя, смысл жизни.
Таким образом, у участников исследования саморазвитие ассоциируется в первую очередь с само-про-цессами, достижение успеха, развитием и определенными качествами личности.
Понятия, близкие понятию «самореализация»:
• достижение успеха и результата (61 упоминание, ИВ 0,655): достижение (ИВ 0,107) акме/ цели/успеха, воплощение целей (ИВ 0,086), успех (ИВ 0,043), самоактуализация (ИВ 0,032), способности (ИВ 0,021), прогресс (ИВ 0,021), удовлетворение (ИВ 0,021), утверждение себя в обществе, самовыражение и т. д.;
• деятельность по достижению успеха (16 упоминаний, ИВ 0,172): деяние, саморазвитие (ИВ 0,032), самоактуализация (ИВ 0,021), труд, действие, творчество, личностное развитие, стремление к успеху и т. д.;
• качества личности (9 упоминаний, ИВ 0,096): целеустремленный (ИВ 0,021), способный, амбициозный, целенаправленный; талант, покой, самоуважение, удовлетворенность собой;
• карьера (4 упоминания, ИВ 0,043): движение по карьерной лестнице (ИВ 0,021), статус, профессиональная деятельность;
• внешние обстоятельства (3 упоминания, ИВ 0,032): удача (ИВ 0,021), общество.
Таким образом, большинство участников исследования связывают самореализацию с достижением определенного успеха и результата.
Понятия, противоположные понятию «саморазвитие»:
• саморазрушение и деградация (41 упоминание, ИВ 0,414): деградация (ИВ 0,262), регресс (ИВ 0,03),
саморазрушение (ИВ 0,03), самобичевание (ИВ 0,03), самоуничижение, курение, алкоголь, деструкция и т.д.;
♦ бездействие (33 упоминания, ИВ 0,333): лень (ИВ 0,08), стагнация (ИВ 0,04), бездействие, торможение, нежелание самосовершенствоваться, ступор, отказ от стремления к познанию и т. д.;
♦ негативные качества личности (13 упоминаний, ИВ 0,131): жалость к себе, эгоизм, самолюбование, безответственность, слабость, тупость, ограниченность, неумение адаптироваться, безынициативность;
♦ негативный результат (10 упоминаний, ИВ 0,101): упадок (ИВ 0,02), забвение, падение в яму, запущенность, неведение, неразвитость, безразличие, апатия, ведомость;
♦ внешние обстоятельства (2 упоминания, ИВ 0,02): неудача, школа.
Таким образом, большинство участников исследования считают, что противоположные саморазвитию понятия связаны с саморазрушением, деградацией и бездействием.
Понятия, противоположные понятию «самореализация»:
♦ бездействие (32 упоминания, ИВ 0,444): лень (ИВ 0,083), бездействие (ИВ 0,083), нежелание (ИВ 0,027), стагнация (ИВ 0,027), отсутствие цели, отсутствие продвижения и т. д.;
♦ негативные качества личности (14 упоминаний, ИВ 0,194): конформизм (ИВ 0,027), замкнутость, праздность, безыдейность, неамбициозность, безразличие к собственному Я, неудовлетворенность собой, ненависть к себе, непонимание себя, комплексы и т. д.;
♦ процесс саморазрушения и деградации (13 упоминаний, ИВ 0,18): деградация (ИВ 0,111), регресс (ИВ 0,027), алкоголизм и т. д.;
♦ негативный результат для личности (11 упоминаний, ИВ 0,152): апатия (ИВ 0,041), упадок, стагнация, уничтожение, безвыходность, эмоциональное выгорание, неудовлетворение, невоплощение идей, намерений и желаний, несоответствие;
♦ внешние обстоятельства (2 упоминания, ИВ 0,027): неопределенность, нестабильность.
Таким образом, большинство участников исследования считают противоположными самореализации понятиями бездействие, часто негативные качества личности, саморазрушение и деградацию.
ВЫВОДЫ
Сравнивая результаты исследования понятий, близких саморазвитию и самореализации, можно сказать, что опрошенные студенты связывают саморазвитие с процессными понятиями, а самореализацию — с достижениями каких-либо результатов.
Понятиями, противоположными саморазвитию и самореализации, по мнению опрошенных студентов, являются процессы саморазрушения и деградации.
Субъективные представления студентов о саморазвитии и самореализации не менее важны для изучения особенностей акмеологического развития, чем научные представления о данных феноменах. Субъективные представления влияют на мотивацию и усилия, которые человек готов прикладывать в процессе акмеологического развития для достижения акме. Субъективные представления служат основой для фор-
мирования личностных установок и мотивации, которые могут способствовать или препятствовать достижению акме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования процессов саморазвития и самореализации на раннем этапе взрослости представляют большой интерес для дальнейшего их изучения как составляющих акмеологического развития.
ССЫЛКИ
[1] Асеев В.Г. Единство содержательной и динамической сторон в воспитательном процессе // Психология формирования и развития личности / Под. ред. Л.И. Ан-цыферовой. — М.: Наука, 1981. — С. 198-222.
[2] Бодалёв А.А. О связи развития и саморазвития человека с его деятельностью и отношениями // Вопросы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 3 / Под ред. Р.М. Шаминова. — Саратов, 2002. — С. 45-51.
[3] Брюхова Н. Г. Психологические особенности акмеориентированного саморазвития людей зрелого возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2011. — № 7. — С. 82-86.
[4] ДеркачА.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 224 с.
[5] Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. — 2007. — № 2. — С. 43-55.
[6] Исаев И. Ф., Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: восхождение к акме // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 2. — С. 43-54.
[7] Крупенина Н.С., Селезнева Е.В. Взаимосвязь самоотношения и саморазвития личности // International scientific-practical congress of pedagogues and psychologists «The generation of scientific ideas». Geneva (Switzerland) November, 2014. — Vol. 3. — С. 168-174.
[8] Селезнева Е.В. Общение как среда саморазвития личности. — М., 2002.
[9] Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. — М.: РАГС, 2004. — 259 с.
[10] Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория // Акмеология. — 2002. — № 1. — С. 18-25.
[11] Селезнева Е.В. Смысловые детерминанты самореализации // Мир психологии. — 2010. — № 4. — С. 78-91.
[12] Селезнева Е.В., Майборода Т.А. Сущностная характеристика акмеологического развития // Акмеология. — 2010. — № 1. — С. 20-26.
[13] Селезнева Е.В., Фомичёва К.М. Самореализация студенческой молодежи как социально-психологический и акмеологический феномен // Акмеология. — 2011. — № 4. — С. 50-54.
[14] Скрипкин А.А. Акмеологический смысл жизни как фактор эффективности самореализации студенческой молодежи: дис. ... канд. психолог. наук. — М., 2009. — 169 с.
[15] Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — С. 366.
PERCEPTION OF SELF-DEVELOPMENT AND SELF-REALIZATION BY STUDENTS
Natalia S. Krupenina — Postgraduate Student, Department of Acmeology and Professional Psychology, Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prosp., 84, Moscow, 1196065 Russia; e-mail: [email protected] Elena V. Selezneva — Doctor of Psycholigical Sciences (PhD (Ps.)), Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology, Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prosp., 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the empirical research of students' perception of self-development and self-realization as parts of acmeological development. It discovers essential characteristics of self-development and self-realization processes, shows their similarities and differences. The article describes the empirical study and presents the obtained results. The ways of students' perception of peculiarities of self-development and self-realization of a personality at an early stage of maturity are shown by means of content analysis. There are analyzed essential characteristics of self-development and self-realization as components of acmeological development of personality, which is a part of the subject field of research of acmeology. In the course of the study there were revealed concepts that are associated and not associated with self-development and self-realization. Key words: personality, development, self-development, self-realization, young students
REFERENCES
[1]. Aseev V.G. Edinstvo soderzhatel'noj i dinamicheskoj storon v vospitatel'nom processe // Psihologija formirovanija i razvitija lichnosti [The unity of content and dynamic of the parties in the educational process] / Pod. red. L.I. Ancyfer-ovoj. — M. [Moscow]: Nauka, 1981. — P. 198-222.
[2] Bodaljov A. A. O svjazi razvitija i samorazvitija cheloveka s ego dejatel'nost'ju i otnoshenijami [About communication development and self-development person with his activities and relationships] // Voprosy social'noj psi-hologii lichnosti: Mezhvuz. sb. nauch. trudov. Vyp. 3 / Pod red. R.M. Shaminova. — Saratov, 2002. — P. 45-51.
[3] Brjuhova N.G. Psihologicheskie osobennosti akme-orientirovannogo samorazvitija ljudej zrelogo vozrasta [Psy-
chological characteristics gloriantlaan self-development of people of Mature age] // Sborniki konferencij NIC Socios-fera. — 2011. — № 7. — P. 82-86.
[4] Derkach A.A., Sajko Je. V. Samorealizacija — osno-vanie akmeologicheskogo razvitija [Self — realization is the basis of acmeological development]. — M.: MPSI; Voronezh: MODJeK, 2010. — 224 p.
[5] Derkach A.A., Sajko Je. V. Razvitie v akmeologii i ak-meologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza [Development of acmeology and acmeological development in the structure of ontogenesis] // Mir psihologii [World of psychology]. — 2007. — № 2. — P. 43-55.
[6] IsaevI.F., Sharshov I.A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie lichnosti: voshozhdenie k acme [Professional creative self-development: the ascent to acme] // Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal. — 2009. — № 2. — P. 43-54.
[7] Krupenina N. S., Selezneva E. V. Vzaimosvjaz' samootnoshenija i samorazvitija lichnosti [The relationship of self-evaluation and self-development] // International scientific-practical congress of pedagogues and psychologists «The generation of scientific ideas». Geneva (Switzerland) November. 2014. — Vol. 3. — P. 168-174.
[8] Selezneva E. V. Obshhenie kak sreda samorazvitija lichnosti [Communication as a medium of self-development]. M [Moscow], 2002.
[9] Selezneva E.V. Razvitie akmeologicheskoj kul'tury lichnosti [The development of acmeological culture of personality]. — M [Moscow].: RAGS, 2004. — 259 p.
[10] Selezneva E. V. Samorazvitie lichnosti kak amkme-ologicheskaja kategorija [Self-development as acmeological category] // Akmeologija [Acmeology]. — 2002. — № 1. — P. 18-25.
[11] Selezneva E. V. Smyslovye determinanty samoreal-izacii [Semantic determinants of self-realization] // Mir psihologii [World of psychology]. — 2010. — № 4. — P. 78-91.
[12] Selezneva E. V., Majboroda T.A. Sushhnostnaja har-akteristika akmeologicheskogo razvitija [The essential characteristic of acmeological development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2010. — № 1. — P. 20-26.
[13] Selezneva E. V., Fomicheva K.M. Samorealizacija stu-dencheskoj molodezhi kak social'no-psihologicheskij i akmeo-logicheskij fenomen [The self-realization of student's youth as a socio-psychological and acmeological phenomenon] // Akmeologija [Acmeology]. — 2011. — № 4. — P. 50-54.
[14] Skripkin A.A. Akmeologicheskij smysl zhizni kak faktor jeffektivnosti samorealizacii studencheskoj molodezhi [Acmeological sense of life as a factor in the effectiveness of students ' self-realization]: dissertacija kandidata psihologich-eskih nauk. — Moskva [Moscow], 2009. — 169 p.
[15] Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man's search for meaning]. — M. [Moscow]: Progress, 1990. — 366 p.