УДК 796/799 ББК 74.905.5
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ И ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО БЫТА
Т.К. Ким
Аннотация. В статье очерчен круг основных проблем взаимодействия школы и семьи, связанный с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы педагогического коллектива и семей учащихся и воспитанников. Анализируются подходы к конструированию программ семейного физического воспитания и форм взаимодействия школы и семьи, а также физкультурно-оздоровительной и спортивно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, младшие школьники, семейное физическое воспитание.
Summary. The article outlines the circle of the main problems of interaction of school and a family, connected with the purposes and the content of training and educational work of pedagogical staff and families of pupils. Approaches to designing of programs of family physical training and forms of interaction of school and a family, and sports and improving and sports and leisure activity are analyzed.
Keywords: health, physical development, physical readiness, younger school students, family physical training.
75
Общеизвестно, что решающее значение в приобщении ребенка к занятиям физическими упражнениями и спортом играет семья — первый и важный институт воспитания и социализации детей и молодежи.
В деятельности по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-досуговой работы с
семьей существенный интерес представляют, прежде всего, проекты и программы модернизации всей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в условиях образовательных учреждений различного типа. В первую очередь, речь идет о перестройке физкуль-турно-спортивной работы с семьями воспитанников и учащихся в соот-
ветствии с принципами гуманизма, требующими усилить внимание к личности каждого родителя и ребенка как к высшей социальной ценности; рассматривать родителей и детей как активных субъектов творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов физкультурно-спортивного самосовершенствования; выстраивать взаимовыгодное сотрудничество педагога и семьи в достижении целей физического воспитания ребенка и т.п.
Одним из перспективных направлений совершенствования семейного компонента физического воспитания является переориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на более полный учет его индивидуальных особенностей, конструирование содержания двигательной активности в соответствии с фундаментальными закономерностями преобразования личностного потенциала занимаю-ц, щихся. Такая переориентация пред-76 усматривает в том числе и свободу форм занятий физическими упражнениями (наряду с регламентированными учебными программами образовательных учреждений).
Как отмечают многие исследователи, кардинального изменения сложившейся системы физического воспитания можно достичь исключительно путем переориентации физ-культурно-спортивной работы с семьей в направлении формирования здорового образа жизни и физической культуры личности детей и родителей. Это направление нашло всестороннее обоснование в работах профессора В.И. Столярова. По его мне-
нию, физкультурно-спортивная работа должна быть комплексной, предусматривать «широкий набор таких форм и моделей, каждая из которых приспособлена для эффективного решения задач применительно к той или иной группе населения, определенной социокультурной задаче и которые в своей совокупности позволяют удовлетворить разнообразные потребности людей: в сохранении и укреплении здоровья, в развитии определенных физических качеств и двигательных способностей, в улучшении телосложения, в отдыхе и развлечении, в общении с другими людьми, с природой, в получении эстетических эмоций, в развитии своих творческих способностей, в социальной адаптации и реабилитации и т.д.» [1, с. 12].
Также отметим, что комплексная система физкультурно-спортив-ной работы с населением, в том числе с семьей, как подчеркивает В.И. Столяров, должна предусматривать «такую организацию физ-культурно-спортивной работы, такие ее формы и модели, которые обеспечивают целостное гуманистическое воздействие на личность — содействуют преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, формируют активную, творчески одаренную, гармоничную личность, стремящуюся к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей и выдвигающую на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самой себе» [там же].
В рамках проведенного исследования нами разработан ряд конкретных программ и технологий физ-
культурно-оздоровительной деятельности в семье [см.: 2; 3].
Как неоднократно упоминалось, одной из причин снижения двигательной активности ребенка в режиме дня является недостаточная подготовленность родителей к направленному использованию средств физического воспитания в условиях семейного быта. Методическая литература по данной проблеме, адресованная родителям, вносит положительный вклад в их просвещение, но не в полной мере может решить эту проблему без участия школы. Анкетный
опрос, проведенный профессором В.Н. Кряжем и аспирантом О.В. Волчок (2007), позволил выявить оценку родителями пригодности различных форм организации физического воспитания детей в условиях семейного быта. Наиболее пригодными для этих целей, по мнению родителей, являются: подвижные игры на природе, утренняя гигиеническая гимнастика, занятия на спортивной площадке возле дома, активный отдых всей семьей на природе, закаливающие процедуры, плавание, различные формы туризма и т. д.
Формы физического воспитания
I
Формы физического воспитания в образовательном учреждении
Урочные формы занятий: - собственно-урочные формы
занятий; - формы занятий урочного типа
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках учебного дня
Внеклассные формы занятий
Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений
Формы физичес в г кого воспитания семье
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- физкультминутки (физкультпаузы);
- индивидуальные занятия физическими упражнениями в условиях семейного быта;
- занятия физическими упражнениями и спортом в смешанных (детско-взрослых) семейных группах (самостоятельно организованных, либо в секциях при ОУ различных типов и т.п.);
- активный отдых на свежем воздухе;
- участие в соревнованиях, состязаниях, конкурсах и т. п.;
- семейные походы; - закаливающие мероприятия и др.
77
Формы физического
воспитания в системе «семья-школа»
Рис. 1. Формы физического воспитания, используемые в условиях образовательных учреждений и семейного быта
78
При этом данные тех же исследователей показали, что более 70% родителей отдают явное предпочтение школе как центру по организации физкультурно-спортивных занятий и досуговой деятельности семьи.
Аналитический обзор научных данных указывает, что в системе физического воспитания подрастающего поколения используются различные организационные формы: уроки физической культуры в образовательных учреждениях; физкультурно-оздоровительные мероприятия в распорядке учебного дня; внеклассные формы организации занятий; формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений; формы физического воспитания в семье [4—6].
Наиболее распространенные формы физического воспитания детей и молодежи в условиях семейного быта представлены на рис. 1.
Известно, что организация физического воспитания детей в условиях семейного быта требует от родителей осознанного отношения и соответствующей мотивации, наличия определенных знаний, практического опыта и активного участия в данном процессе. Родителям необходимо систематически проводить беседу с ребенком на темы здорового образа жизни; приобщать его к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми физкультурно-оздоровительных мероприятиях; следить за физическим развитием, состоянием осанки, здоровьем детей [7].
Для эффективного решения обсуждаемых задач физического воспитания подрастающего поколения
в условиях образовательных учреждений и семейного быта недостаточно использовать только формы, направленные на снижение информационного дефицита родителей и объяснения им значимости занятий физическими упражнениями детьми. Данные формы и методы работы должные дополняться обязательным условием включения детей и родителей в совместные занятия физическими упражнениями.
Как ранее упоминалось, основным критерием направленности и отбора наиболее пригодных форм занятий являются: особенность образовательного учреждения, кадровое и материально-техническое обеспечение, учет потребности детей и родителей. Именно эти факторы вносят наибольший вклад в разрабатываемые и реализуемые программы и формы работы с семьей в условиях конкретного образовательного учреждения.
Однако важным и вместе с тем наиболее дискуссионным остается вопрос, какие виды спорта культивировать, каким образом должны быть организованы спортивные занятия и состязания для детей и взрослых. В этой связи возникает ряд проблем, прежде всего связанных с адаптацией (на основе изменения правил, используемого инвентаря, специального оборудования и т.д.) видов спорта, спортивных игр и состязаний к особенностям психофизического развития детей определенного возраста и возможностями их использования в смешанных дет-ско-взрослых группах. Также представляется актуальной проблема определения роли и функции родителей при организации занятий в семейных группах и т.п.
Физическая и эмоциональная незрелость детей не позволяет им полновесно включиться в занятия спортом по «взрослым правилам», с применением инвентаря и оборудования для взрослых. В связи с чем возникла необходимость адаптировать существующие правила соревнований и спортивный инвентарь в соответствии с физическим, интеллектуальным и эмоциональным уровнем развития ребенка. Подобная модификация позволяет также исключить вероятность травмирования занимающихся и ощущения у ребенка чувства «неполноценности» по сравнению с взрослыми.
В настоящее время во многих странах накоплен значительный опыт положительного разрешения аналогичных проблем. Так, специалистами из Новой Зеландии разработан и благополучно претворяется в жизнь проект «Киви-спорт», выступающий как программа начального спортивного обучения, помогающая привить детям элементарные двигательные действия практически из любого вида спорта. Программой предусмотрены всевозможные вариации традиционных правил спортивных игр и состязаний, а также применяемого инвентаря с целью адаптировать (приспособить) их к возможностям детей [8-9].
Как показывает опыт, благодаря модификации, игры и соревнования становятся пригодными не только для детей и не всегда подготовленных взрослых, но и для практически здоровых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья, дви-гательно одаренных и не обладающих особыми способностями. Программа дает возможность (независи-
мо от уровня физического развития ребенка или взрослого) поощрять всех занимающихся к тому, чтобы они активно включались в игру и полностью реализовывали свои возможности. При этом важно заметить, что игры не классифицируются по гендерному признаку. Тем самым программа открывает для детей и взрослых возможность улучшения уровня тренированности, освоения двигательных умений и навыков, выработки адекватного отношения к занятиям физическими упражнениями и спортом, к соревнованию в составе разновозрастных групп. Она оказывает содействие физическому, социальному и эмоциональному развитию детей, поддерживает уверенность в себе, формирует позитивное отношение к активному образу жизни, позволяет родителям лучше понять своих детей, обеспечить эмоциональную близость с ребенком, приобщить их к здоровому образу жизни. Аналогичные программы разработаны и запущены в Австралии, Канаде и США [8-9].
В России также сформирован и действует ряд модифицированных форм спортивных игр и состязаний, учитывающих отличительные возрастные качества, уровень физической подготовленности и психического развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. К их числу относятся «Спар-тианские игры». От других игр и соревнований они отличаются программой, при которой участники игр состязаются между собой не в жестко очерченной одной деятельности, а во всевозможных видах креативной деятельности. Программа игр содержит состязания и конкурсы, предполагающие наличие у
Таблица 1
Показатели востребованности программ различной направленности и ориентированных на различную целевую аудиторию, по результатам опроса, сентябрь 2012 г., п = 913, %
80
Направленность программы Респонденты, кол-во
воспитанники и учащиеся, п = 420 родители, п = 334 педагоги администрация ОУ
п = 159
1. Программы просвещения семьи, повышения педагогической культуры родителей, в том числе ФПКР («Родительский физкультурно-педагогический всеобуч» и аналогичные) 26,3 43,7 61,4 52,7
2. Программы подготовки педагогических кадров к работе с семьей воспитанников и учащихся («Физкультурно-оздоровительная деятельность в семье» и аналогичные) 12,3 43,5 44,8 47,6
3. Программы физического воспитания для реализации в условиях образовательных учреждений и семейного быта, на основе использования различных видов спорта и форм двигательной активности:
3.1. ОФП (на основе комплексного использования легкоатлетических, гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, «Семейный день здоровья») 52,1 23,4 25,3 33,7
3.2. Спортивные игры («Гандбол для всей семьи» и аналогичные с использованием средств волейбола, баскетбола, футбола и др.) 67,8 25,6 28,3 22,6
3.3. Гимнастика и разновидности фитнес-программ, занятия в тренажерном зале («Йога для всей семьи», «Гимнастика для мам и малышей», «Вместе с папой стать сильнее» (т/зал) и т. п.) 34,8 54,3 34,5 23,4
3.4. Плавание в семейных группах («Капитаны и юнги») 27,5 66,9 24,3 19,4
3.5. Единоборства (дзюдо, карате-до и др.) «Иппон для всей семьи» 33,7 36,5 18,4 23,4
3.6. Туризм, краеведение, ориентирование и др. («Одигитрия», «Семейными тропами» и т.п.) 27,8 25,4 22,5 29,3
3.7. Программы оздоровительно-коррек-ционной направленности (ЛФК, АФК) (для различных нозологических групп «От здорового колледжа к здоровой семье!») 12,3 34,6 40,2 43,4
3.7. Другие 5,6 3,4 1,2 3,5
3.8. Не представили ответы 1,8 1,1 - -
участников не только соответствующей физической подготовленности, но и спортивного и художественного мастерства, чувства юмора, высокой эрудиции и т. д. Также особенностью «Спартианских игр» является то, что в их рамках используется более «мягкая», гуманная система оценок и поощрений [1-4; 6; 10].
Помимо состязаний организуются несоревновательные игры, в которых отсутствуют одержавшие победу и проигравшие, стимулируются сотрудничество, взаимопомощь и взаимовыручка, креатив, чувство юмора участников. В целом это содействует формированию оптимальных условий для коллективного и полноправного включения в «Спартианские игры» разновозрастного и разнополого детского и взрослого контингентов с различным уровнем физического состояния, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Методические подходы, аргументировано представленные авторами в специальной литературе, нами были взяты в качестве исходной предпосылки при разработке программ семейного физического воспитания [2-3].
Результаты опроса родителей (п=334), учащихся и воспитанников (п=420), администрации и педагогов образовательных учреждений различного типа городов Москвы, Московской области, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Саха (Якутия) (п = 159) подтвердили необходимость создания программ по различным аспектам взаимодействия школы и семьи (табл. 1).
Представленные данные наглядно демонстрируют то, что, практически все респонденты сходятся во
мнении, что школе необходимо реа-лизовывать программы различной направленности. При этом отметим значительный разброс интересов респондентов. Так, например, контингент детей и подростков отдавал предпочтения занятиям в секциях по спортивным играм, общей физической подготовке, гимнастике и спортивным единоборствам. Родители и педагоги в большей мере проявили заинтересованность в программах просвещения родителей (формирования физкультурно-педагогиче-ской компетентности), занятиях физическими упражнениями и спортом в семейных группах. Наибольшей популярностью пользовались программы, способствующие, по их мнению, «укреплению здоровья и приобретению жизненно важных прикладных умений и навыков» (плавание и гимнастика).
Как показывает практика, в своих предпочтениях респонденты ориентировались в основном на те виды спорта и формы двигательной активности, которые получили активное развитие в конкретной школе и/или 81 наиболее популярны в том или ином регионе.
Таким образом, отметим, что вопросы просвещения родителей, повышения воспитательного потенциала семьи играют важную роль в формировании личности ребенка, его всестороннем и гармоничном развитии, социальной адаптации. Это в свою очередь требует планомерной работы со стороны администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения. Как показали результаты исследования, большинство родителей, участвовавших в реализации проекта
Таблица 2
Возможность родителей оказать помощь образовательному учреждению в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-досуговой деятельности,
сентябрь 2012 г., п = 269, %
Варианты ответа Период опроса, респонденты
сентябрь 2007 г. май 2010 г.
отцы матери отцы матери
1. Организация и проведение работы творческих кружков 7,3 3,4 28,2 19,3
2. Организация спортивной секции 8,7 - 19,7 5,6
3. Организация и проведение спортивных состязаний 11,5 5,6 36,4 17,8
4. Организация физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, досуговых мероприятий 8,9 11,2 21,4 36,4
5. Организация экскурсий и походов 14,6 25,4 29,6 47,6
6. Организация встреч с интересными людьми 7,8 7,6 19,2 17,3
7. Организация просветительских семинаров и лекций по ЗОЖ или иной тематике - - 22,5 18,6
8. Другое 9,4 4,5 11,4 12,3
9. Без ответа 37,6 41,2 6,7 8,4
82
«Родительский физкультурно-педа-гогический всеобуч», продемонстрировали высокий уровень теоретических знаний по всем разделам образовательной программы и, что особенно важно, с успехом использовали их в условиях семейного быта.
Выделим еще один аспект работы с семьей. Известно, что школа в настоящий момент, как никогда, нуждается в помощи родителей при проведении различных мероприятий. Поэтому при беседе с родителями нас также интересовал вопрос о возможности оказания посильной помощи родителями школе в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-досуговой деятельности (результаты бесед с родителями представлены в табл. 2).
Как видно из представленных данных, до проведения планомерной работы с родителями значительная часть респондентов (37,6 и 41,2%) уклонилось либо не ответила
на поставленный вопрос. Как позже выяснилось в беседе, занятость в производственной и бытовой сферах не дает возможности большинству из них оказать помощь педагогам в организации различного рода мероприятий. В то же время основная часть родителей не готова активно включиться в этот процесс по причине недостатка знаний, отсутствия навыка организации подобной работы, но готовых при необходимости обучаться и оказывать посильную помощь школе. Тем не менее, часть родителей выразила желание оказать поддержку педагогам в организации и проведении различных мероприятий. Однако среди респондентов практически не оказалось желающих принять участие в проведении и организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-досуговых мероприятий. Исключение составили лишь те родители (в основном отцы детей), которые в прошлом ак-
тивно занимались спортом и достигли определенных результатов в соревновательной деятельности.
Полученные данные подтверждают оценку включенности родителей в организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-досу-говой деятельности, которую предоставили администрация и педагогический коллектив образовательных учреждений.
Наряду с этим родители высказывали пожелания в адрес администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-досуговой работы. Все предложения и мнения родителей были учтены при составлении плана и программы работы с семьей.
Повторное анкетирование показало, что в результате организации целенаправленной работы с родительской общественностью активность родителей повысилась, причем как у отцов, так у матерей. Большинство респондентов положительно оценила уровень организации физического воспитания в образовательном учреждении, где учатся их дети. Также родители считают, что все кружки технического и художественного творчества, спортивные секции должны работать именно при школе. Результаты опроса показали, что в настоящее время родители готовы активно участвовать в различных мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении и при необходимости обучаться, повышать педагогические знания. По завершении экспериментальной работы многие родители смогли четко сформулировать свои предложения администрации и педагогическому коллективу школы
по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-до-суговой деятельности.
Таким образом, отметим, что при взаимодействии с родителями необходимо использовать весь комплекс форм работы с семьей. При этом педагогу необходимо помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками педагогического процесса, поэтому успешность результата взаимодействия с семьей будет зависеть, кроме прочего, и от того, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения между педагогами и родителями. Как показывает практика, в работе с семьей удачно зарекомендовал подход, сочетающий коллективные, групповые и индивидуальные форм сотрудничества.
Наиболее распространенными и действенными коллективными формами работы с родителями являются: родительские собрания, дни открытых дверей, встречи родителей с администрацией и педагогами.
Групповые формы: групповые консультации, проект «Родительский физ-культурно-педагогический всеобуч», открытые занятия для родителей.
Индивидуальные формы: беседы, консультации, выполнение родителями индивидуальных поручений.
Также отметим необходимость использования не только традиционных форм, но и современных форм и методов обучения с использованием различных информационно-коммуникационных технологий, электронных, цифровых образовательных ресурсов и т.д. Их рекомендуется использовать как на практических занятиях, так и для выполнения домашних заданий. Широкие возможности в повышении эффективности
83
1 - утренняя
гигиеническая гимнастика;
2 - физкультминутки и физкультпаузы; 3 -самостоятельные занятия физическими различными видами спорта и двигательной активности; 4 - соревнования («Папа, мама и я - спортивная семья!»); 5 - походы выходного дня; 6 -активный отдых, прогулки, игры на природе; 7 -закаливающие процедуры
Рис. 2. Динамика использования различных форм организации занятий физическими упражнениями родителями в условиях семейного быта (в % к исходному), сентябрь 2012 г. - май 2013 г, п = 374
84
образовательного процесса родителей предоставляют современные ме-диаресурсы (Internet). Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы на школьных сайтах, сайтах методического объединения учителей физической культуры при Департаменте образования и т.п. По электронной почте родителям рассылаются материалы родительских собраний или консультаций, анкеты и т.п. Обмен мнениями, интересными и полезными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями, происходит в пространстве Internet (различные форумы). Таким образом, применение современных форм организации работы с родителями повышает инициативность родителей, осознанное отношение к совместной с педагогом деятельности и в конечном итоге позволяет достичь стабильных результатов работы.
В качестве позитивных итогов взаимодействия школы и семьи отметим также возросшую активность родителей в организации физкуль-
турно-оздоровительнои деятельности в условиях семейного быта (рис. 2). Как показала практика, большинство семей, принявших участие в опытно-экспериментальной работе, широко использовали различные формы занятий физическими упражнениями и спортом в совместной деятельности с детьми, выполняли зарядку, практиковали активный отдых на природе с использованием спортивных и подвижных игр, ходили в походы, выполняли закаливающие процедуры.
Таким образом, в совершенствовании физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью особое значение приобретает задача приобщения подрастающего поколения к активным занятиям физическими упражнениями и спортом на основе использования воспитательного потенциала семьи, просвещения родительской общественности, активного включения родителей в процесс физического воспитания своих детей, формирования у них чувства ответственности за здоровье детей.
В определенной степени сложность в реализации этой задачи, как
показывает практика, связана, прежде всего, с существенными недостатками в организации и проведении физкультурно-спортивной работы с семьей в условиях конкретных образовательных учреждений и отсутствием приемлемых форм занятий физическими упражнениями и спортом для семейных групп в школе. В связи с этим дальнейшей разработки требует проблема обоснования и внедрения в практику деятельности образовательных учреждений программ семейного физического воспитания и новых организационных форм внеу-чебной физкультурно-спортивной работы с семьями воспитанников и учащихся, учитывающие ресурсы школы и потребности российских семей с детьми.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Столяров, В.И. Проект «СпортАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) [Текст] / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 10-14.
2. Ким, Т.К. Опыт организации семейного физического воспитания младших школьников средствами туризма [Текст] / Т.К. Ким // Теория и практика экстремальной деятельности. - 2011. - № 2 (21). -С. 51-55.
3. Ким, Т.К. Формирование педагогической грамотности родителей в ходе реализации программы «Физкультура для всей семьи» [Текст] / Т.К. Ким // Физическая культура и здоровье. - 2009. - № 6. -С. 33-37.
4. Глушкова, Г.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-7 лет в условиях групп кратковременного пребывания: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) [Текст] / Галина Владимировна Глушкова; Ин-т общего образования РАО. - М., 2006. - 25 с.
5. Демиденко, А.М. Организационно-методические аспекты физического воспитания детей раннего возраста на основе их взаимодействия с родителями: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Алексей Михайлович Демиденко; Санкт-Петербурск. научно-исследоват. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - 24 с.
6. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова и др. - 4-е изд. -М. : Просвещение, 2005. - 143 с.
7. Кузьменко, Г.А. Стилевые особенности и содержание процесса коммуникации родителя и ребенка-спортсмена с учетом фактора биоритмологической совместимости [Текст] / Г.А. Кузьменко // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6. -С. 75-78.
8. Доулинг, Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях по физическому воспитанию в средних школах Великобритании [Текст] / Ф. Доулинг // Физическое 85 воспитание и спорт в школах зарубежных стран. - М. : ЦООНТИ - Физкультура и спорт, 1991. - Вып. 2. - С. 37-40.
9. Никольская, Т.Л. Физическое воспитание и спорт в системе образования современной Франции (1945-1974 г.г.): автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Т.Л. Никольская; ЛГИФК им. П.Ф. Лес-гафта. - Л., 1975. - 20 с.
10. Городецкая, М.А. Университет для родителей [Текст] / М.А. Городецкая // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 5. -С. 66-67. ■