Научная статья на тему 'Обоснование возможности использования физкультурно-оздоровительных технологий в физическом воспитании дошкольников'

Обоснование возможности использования физкультурно-оздоровительных технологий в физическом воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / FITNESS TECHNOLOGIES (SPORT AND HEALTH TECHNOLOGY) / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / HEALTHY STYLE OF LIFE / МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / MODEL OF INTERACTION OF THE KINDERGARTEN AND FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конеева Е. В., Горячева Е. Н.

В статье приводятся результаты теоретического анализа и обобщения диссертационных исследований, результатов опроса родителей и специалистов по физической культуре дошкольников о путях взаимодействия образовательного учреждения и семьи с целью формирования здорового образа жизни. Разработана программа взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленная на приобщение родителей и их детей к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конеева Е. В., Горячева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE POSSIBILITY OF USING PHYSICAL FITNESS TECHNOLOGY IN THE PRESCHOOLERS PHYSICAL EDUCATION

The article presents the results of theoretical analysis and generalization of the dissertation research, the results of the poll of parents and experts in physical training on how to interact preschools educational institutions and family in order to promote healthy lifestyles. The authors developed interaction program with the family day care, which is directed on familiarizing the parents and their children to healthy way of life.

Текст научной работы на тему «Обоснование возможности использования физкультурно-оздоровительных технологий в физическом воспитании дошкольников»

ком и доверяет ему в связи с тем, что тренер наделен значительным авторитетом и статусом.

Таким образом, заключает автор, «. ..многие дети участвуют в организованных видах спорта и проводят много времени с тренерами. Понимание того, как тренеры влияют на нравственное развитие и, в конечном счете, формируют характер спортсмена, очень важно для общества».

Еще один из аспектов актуальности предпринятого нами исследования о необходимости организации тренером культурно-досуговой деятельности юных спортсменов подчеркивается в работах А. Я. Корх, В. А. Корх, Н. Л. Корх (2002), которые поднимают вопрос о нравственно-половом (сексуальном) воспитании спортсменов. При разработке методики организации культурно-досуговой деятельности спортсменов нами использовались разработанные авторами рекомендации для тренеров по нравственному просвещению воспитанников.

На основе исследования современного состояния проблемы организации культурно-досуговой деятельности, в ходе которого был проведен теоретический анализ специальной литературы, диссер-

тационных исследований, сборников материалов конференций, а также опрос тренеров и спортсменов, были сформулированы гипотеза, объект и предмет, цель и задачи исследования, разработана методика организации культурно-досуговой деятельности спортсменов и намечен план проведения опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. 117 с.

2. Корх А. Я., Корх В. А., Корх Н. Л. Нравственно-половое (сексуальное) воспитание спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. Вып. 4. С. 44-46.

3. Марьенко М. А. Использование воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у детей, занимающихся теннисом // Наука и школа. 2012. № 5.С.114-116.

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

JUSTIFICATION OF THE POSSIBILITY OF USING PHYSICAL FITNESS TECHNOLOGY IN THE PRESCHOOLERS' PHYSICAL EDUCATION

Е. В. Конеева, Е. Н. Горячева

В статье приводятся результаты теоретического анализа и обобщения диссертационных исследований, результатов опроса родителей и специалистов по физической культуре дошкольников о путях взаимодействия образовательного учреждения и семьи с целью формирования здорового образа жизни. Разработана программа взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленная на приобщение родителей и их детей к здоровому образу жизни.

E. V. Koneeva, E. N. Goryacheva

The article presents the results of theoretical analysis and generalization of the dissertation research, the results of the poll of parents and experts in physical training on how to interact preschools educational institutions and family in order to promote healthy lifestyles. The authors developed interaction program with the family day care, which is directed on familiarizing the parents and their children to healthy way of life.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные технологии, здоровый стиль жизни, модель взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Keywords: fitness technologies (sport and health technology), healthy style of life, model of interaction of the kindergarten and family.

В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции, так как современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный пери-

од детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Процесс формирования здорового стиля жизни осуществляется в результате комплексного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Проведенное нами исследование 35 диссертаций и 30 практических пособий для инструкторов по физической культуре и воспитателей, посвященных физическому воспитанию дошкольников, подчеркивает необходимость углубленного изучения характера сотрудничества с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение, а также разработки программы взаимодействия с родителями в целях формирования здорового образа жизни.

Нами в 2010-2011 г. был проведен опрос инструкторов и воспитателей по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях города Москвы (район Косино-Ухтомский) и Московской области (г. Люберцы и Люберецкий район). Согласно данным, полученным в ходе анкетирования, большинство специалистов высказали мнение о необходимости искать альтернативные традиционным формы занятий физической культурой. По этой причине 95% опрошенных педагогов стремятся разнообразить занятия, включая в них различные физкультурно-оздоровительные технологии либо отдельные их элементы.

Использование различных физкультурно-оздоровительных технологий и их элементов позволяет повысить уровень физического развития и подготовленности детей на занятиях. Но для того, чтобы сформировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями у детей, необходимо взаимодействие с семьей, то есть родители должны быть знакомы с целями и задачами занятий, проводимых в дошкольном учреждении.

Семья имеет огромное влияние в своем воздействии на формирование основ физической культуры ребенка. Именно поэтому проблема взаимодействия ДОУ с родителями, поиск эффективных форм и методов была, есть и будет актуальной. Особенно актуальной она становится, когда мы говорим о формировании здорового стиля жизни в семье.

В практике работы дошкольных образовательных учреждений существуют и хорошо себя зарекомендовали такие формы взаимодействия с родителями:

• информация в родительских уголках, в папках-передвижках;

• индивидуальные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психологов, медиков, специалистов по физическому воспитанию;

• «дни открытых дверей» для родителей;

• совместный физкультурный досуг, праздники;

• опрос родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

В ходе проведенного в 2010-2011 г. опроса родителей в ДОУ № 2552 г. Москвы, № 61 и № 100 Московской области выявлено, что 84% родителей некомпетентны в вопросах физического воспитания детей и здорового об-

раза жизни. Несмотря на то, что родители достаточно адекватно смогли оценить уровень здоровья собственный и своего ребенка, 87% опрошенных родителей при этом считают, что для поддержания его на должном уровне достаточно только употреблять витамины. 90% опрошенных родителей не знают, по каким показателям можно оценить физическое развитие своего ребенка. 48% родителей, принявших участие в опросе, получают необходимую информацию о поддержании и укреплении здоровья в поликлинике, 2% родителей - ведут поиск информации самостоятельно, остальные 50% черпают знания через глобальные информационные сети. 85% родителей признались, что полученную информацию о поддержании здоровья и ведении здорового образа жизни не используют. Все родители считают необходимым формировать у детей представление о здоровом образе жизни, и 93% из них желают получать квалифицированную помощь специалистов детского сада.

Физическое воспитание детей в детском саду тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребенка проходит в семье, его развитие тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребенка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости формирования у детей и, что существенно, у их родителей важности понимания поддержания здорового стиля жизни, включающего в себя следующие элементы: потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, привитие элементарных навыков профилактики и гигиены, необходимость искоренения вредных привычек.

Использование инновационных физкультурно-оздоровительных технологий не сможет дать полноценных результатов, если они не реализуются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Естественно, данную проблему можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьей.

В практике работ дошкольных учреждений есть опыт организации взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной формой является создание семейных клубов (С. О. Филиппова, 2010).

В настоящее время становятся популярными родительские конференции, основная цель которых - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения.

Также получают признание и научно-практические форумы городского и районного масштабов. Основной темой форумов является физкультурно-оздоровительная работа, проводимая в дошкольном учреждении и семье. Родители, принимающие активное участие в работе се-

Таблица

Программа работы семейного клуба

№ занятия Теоретическая часть Практическая часть

1 Консультация «Позвоночник — основа здоровья» Мастер-класс для родителей — комплекс ритмической гимнастики для детей «Летучий корабль»

2 Консультация «Возрастные особенности детской стопы по сравнению со взрослой. Что такое нормальная стопа? Что такое плоскостопие?» Учимся определять наличие плоскостопия у ребенка в домашних условиях

3 Консультация «Предотвращаем появление плоскостопия. Что делать, если есть небольшое нарушение свода стопы?» Мастер-класс «Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия»

4 Круглый стол на тему: «Фитнес — здоровый стиль жизни» (понятие фитнес, фитнес-культура, современные фитнес-технологии) Части уроков: аэробика, ритмическая гимнастика, пилатес

5 Проектирование и реализация фитнес-стиля жизни: порядок построения, способы контроля Занятие для женщин по системе бодифлекс «Красота спасет мир»

6 Консультация: «Игра как средство воспитания и развития ребенка. Важность игры. Умеем ли мы, взрослые, играть?» Учимся играть сами. Русские народные игры

7 Консультация: «И вновь — игра! Игры, направленные на развитие различных физических качеств у детей» Играем с детьми. Знакомство с различными играми

8 Консультация: «Зимние игры — это весело, интересно и совсем не холодно!» Подготовка и проведение спортивного зимнего праздника

9 Консультация: «Что такое фитбол и для чего он нужен? Знакомимся с правилами выполнения упражнений на фитболе. Как научить ребенка играть с большим мячом?» Занятие с использованием фитбола «Кукляндия»

10 Консультация: «Олимпийское движение — древность и современность. Олимпийские виды спорта» Наши дети — будущие олимпийцы. Обучение основным движениям

11 Консультация: «Рука — это вынесенный мозг. Развитие ребенка — результат работы мозга» Школа мяча. Игры с мячом

12 Консультация: «Интегрированный подход в физическом развитии детей» Мастер-класс: изготовление спортивно-игрового оборудования из подручных материалов

13 Консультация: «Дворовые игры — вспомнить, чтобы снова играть» Мастер-класс по дворовым играм

14 Консультация: «Соревнования — это интересно! Воспитываем здоровый дух соперничества» Семейные спортивные соревнования «Малые олимпийские игры»

15 Консультация: «Простейший туризм. Правила поведения и техники безопасности на природе» Подготовка и проведение спортивного летнего праздника «Вместе весело шагать...»

мейного клуба, готовят выступления на различные темы и делятся опытом, результатами и достижениями в своей семье в вопросах физического развития и воспитания себя и своего ребенка.

К конференции и научно-практическому форуму готовится выставка детских работ, педагогической литературы, фото- и видеоматериалы, отражающие работу семьи, представление работы дошкольных учреждений.

В целях повышения уровня знаний родителей в области физического воспитания, формирования основ здорового образа жизни и приобщения к занятиям фитнесом нами определена и разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию здорового стиля жизни, которая позволяет включать родителей в процесс физического воспитания детей, проводить консультации на необходимые и интересующие их темы, организовывать мастер-классы как отдельно для родителей, так и совместно с детьми.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреж-

дения. Новизну этих отношений мы определили понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В процессе работы в клубе есть возможность организованно ознакомить родителей с содержанием и методами используемых физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях, дать необходимый материал для занятий физическими упражнениями дома, заинтересовать и привлечь родителей к здоровому образу жизни с тем, чтобы фитнес стал основой для каждой семьи.

В семейном клубе работа строится на принципах личной заинтересованности. Здесь людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных для каждой семьи направлений в физическом развитии и совершенствовании ребенка. Регулярность встреч помогает и самим родителям выработать привычку заниматься физическими упражнениями, пропагандируя сначала в своей семье, а затем и примером своей семьи необходимость вести здоровый образ жизни. Тематика работы составлялась с учетом пожеланий родителей.

Предлагаемая в таблице программа взаимодействия с родителями в значительной степени помогает приоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.