Научная статья на тему 'Интеграция школы и семьи как фактор социализации и приобщения учеников и родителей к занятиям физической культурой и спортом на Дальнем востоке России'

Интеграция школы и семьи как фактор социализации и приобщения учеников и родителей к занятиям физической культурой и спортом на Дальнем востоке России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ШКОЛА / СЕМЬЯ УЧАЩЕГОСЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / SCHOOLCHILD'S FAMILY / INTEGRATION / SCHOOL / SOCIALIZATION / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / FAR EAST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна

В работе обосновывается актуальность интеграции школы и семьи учащегося, рассматриваются вопросы социализации школьников. Представлена модель взаимодействия школы по организации совместной физкультурно-спортивной деятельности образовательного учреждения и социума и доказана эффективность внедрения данного проекта в малых поселениях северных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article gives grounding for integration of schoolchildren's school and family, the questions of socializing of schoolchildren are looked into. The model of interaction of school in sphere of organizing the common physical-sport activity of educational institution and society is reflected as well here, and efficiency of implementation of this project in small settlements of north territories.

Текст научной работы на тему «Интеграция школы и семьи как фактор социализации и приобщения учеников и родителей к занятиям физической культурой и спортом на Дальнем востоке России»

стичность и напористость. Как и у студентов, специализирующихся в физической культуре, у будущих спортивных менеджеров большое значение играют навыки коммуникации и артистичности. В то же время управление предприятием требует социальной ответственности, волевых усилий и напористости. Это подтверждается несколько иным наполнением отдельных факторов и сравнительно большими величинами некоторых показателей учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, установлен факт содержательного различия в учебнопрофессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальностям «физическая культура» и «спортивный менеджмент», который требует обязательного учета при построении программ подготовки специалистов в современных социокультурных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Усольцев, Б.П. Средства и методы определения эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте» / Б.П. Усольцев, М.А. Шансков // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма : научные труды XII Международной научно-практической конференции. - Ростов, 2009. - Том II. - С. 315-316.

2. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности : учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов ; Курганский университет. - Курган : [б.и.], 2000. - 23 с.

Контактная информация: [email protected]

ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРИОБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск

Аннотация

В работе обосновывается актуальность интеграции школы и семьи учащегося, рассматриваются вопросы социализации школьников.

Представлена модель взаимодействия школы по организации совместной физкультурноспортивной деятельности образовательного учреждения и социума и доказана эффективность внедрения данного проекта в малых поселениях северных территорий.

Ключевые слова: интеграция, школа, семья учащегося, социализация, физическая культура и спорт, Дальний Восток.

INTEGRATION OF SCHOOL AND FAMILY AS A FACTOR OF SOCIALIZATION AND JOINING OF SCHOOLCHILDREN AND PARENTS TO STUDIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN FAR EAST REGION OF RUSSIA

Svetlana Jurevna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Pacific State University,

Khabarovsk

Annotation

This article gives grounding for integration of schoolchildren’s school and family, the questions of socializing of schoolchildren are looked into.

The model of interaction of school in sphere of organizing the common physical-sport activity of educational institution and society is reflected as well here, and efficiency of implementation of this project in small settlements of north territories.

Key words: integration, school, schoolchild’s family, socialization, physical culture and sport, Far East.

ВВЕДЕНИЕ

Разобщённость и отсутствие координации школы с семьёй учащегося, с системой дополнительного образования, разнообразных социальных учреждений снижает эффективность физического воспитания школьников, их вовлечённость в активную деятельность и общение. Наблюдающаяся тенденция воспитательной направленности в школе приводит к снижению социально-значимых ценностей, усиление девиантного поведения подростков.

Обозначенные проблемы усугубляются в Дальневосточном регионе, особенно в малых населённых пунктах Крайнего севера и приравненных к ним территориях, испытывающих наибольшее влияние неблагоприятных социально-экономических и климатогеографических факторов, школы которых отстают в возможности оказывать качественные образовательные услуги по сравнению со школами крупного города, мегаполиса.

Между тем, эффективность социального воспитания, формирования компетентности и ценностных ориентаций у школьников, их физической активности, а именно на это нацелена современная общеобразовательная концепция, зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов и, прежде всего школы и семьи учащегося. Это обусловливает актуальность выделенной нами темы исследования в целях развития личности учащегося, повышения качества жизни дальневосточников и гармонизации отношений субъектов социальной среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интеграция представляет собой процесс координирования и объединения несоизмеримых элементов в целое. Интегрировать - значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя элементы или части [9]. В толковом словаре русского языка [8] даются более лаконичные определения: интегрировать - объединять в одно целое, координировать - согласовывать, устанавливать целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями, явлениями.

Мы не случайно акцентировали внимание на, казалось бы, хорошо известных и широко употребляемых терминах. Как ни странно, но школа и родители продолжают оставаться на уровне отчуждения, “несоизмеримых элементов”, нет должного взаимодействия, приводящего к гармоничному целому. Родители очень неохотно посещают школу, в основном, интересуются только успеваемостью своих детей, мотивируя это отсутствием времени и нежеланием принимать участие в деятельности образовательного учреждения.

При этом оценка родителями роли школы в воспитании их ребёнка, приобщении его к занятиям физической культурой и спортом, формировании здорового образа жизни оставляет желать лучшего. Между тем, и сами родители отмечают, что они мало времени уделяют занятиям физической культурой как лично для себя, так и в отношении формирования потребности в занятиях у их детей, что проявляется как в небольших населённых пунктах, так и в малых и крупных городах. Ответы родителей подтверждают и статистические данные в виде низких показателей численности занимающихся детского и взрослого населения в Дальневосточном федеральном округе [10].

Педагоги школы, в свою очередь, также отмечают низкую заинтересованность родителей в успехах своих детей в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также невозможность на должном уровне удовлетворить потребности детей в двигательной активности и отсутствие у многих учащихся заинтересованности в школьных занятиях. Даже в относительно социально адаптированной среде учащихся городского лицея и их родителей роль физической культуры и здорового образа жизни ещё не нашла своего должного места.

Наши исследования показали, что во многом на это влияет материальный уровень семьи и уровень образования родителей. В более обеспеченных семьях интерес к

физкультуре и к своему здоровью значительно выше, чем в малообеспеченных и с низким образовательным уровнем родителей.

Спецификой малых населённых пунктов (посёлков городского типа, сельских поселений), по сравнению с городским поселением, является меньшая степень социально-экономического развития (разнообразия), что сказывается на определённом отставании уровня благосостояния людей, их быта и в целом на образе жизни [1, 7].

Разорвать сложившийся замкнутый круг, отчасти, и призвана интеграция школы и семьи, в которой заключается огромный социальный потенциал, и которая выступает в настоящее время заказом государства на формирование личности гражданина нашей страны.

Так, в обсуждении проекта новых государственных стандартов руководитель группы разработчиков стандартов А. Кондаков [5] отмечает, что во главу угла в них ставится развитие личности учащегося, а в роли заказчика образования должны выступать семья, общество и государство. Это требует больших усилий, прежде всего, перестройки системы подготовки и переподготовки учителей, создания нового уклада школьной жизни, новых программ и новых учебников. Составной частью стандарта неизбежно становится программа не только обучения ребёнка, но и его воспитания, дальнейшей социализации.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта и включения личности в систему общественных отношений (в том числе в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). То есть социализация -это двусторонний процесс, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации [4, 6].

Согласно исследованиям Л. С. Выготского, социальное взаимодействие первично и детерминирует изменения в социогенезе психического, где ведущая роль принадлежит взрослому как носителю социокультурных средств, опосредующих взаимодействие ребенка с миром.

Продуктивное взаимодействие представляет процесс, способствующий развитию роли личности в сообществе людей. Этот процесс реализуется на основе группового образовательного опыта в виде построения маршрута действий, ориентированного на достижение продукта деятельности в ситуациях реальной жизни [3].

Важно учитывать, как отмечает В.Г. Бочарова [2], что учебно-трудовой сфере деятельности людей свойственен более высокий темп общественного развития, чем сфере быта, семейных отношений. В семье при любых обстоятельствах больше, чем в другом коллективе, сохранилось элементов старого быта, мешающих прогрессивному развитию человека.

Ни требованиями, ни принуждениями нравственных ценностей привить невозможно. Необходимы (особенно в молодом возрасте) конкретные жизненные примеры и предоставление возможности выбора системы ценностей самому индивиду. Под непосредственным влиянием ближайшего окружения личности, микросреды формируется система ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении и в конечном итоге в социальной позиции человека.

Этот сложный и многофакторный процесс будет комплексным и действенным, если обеспечивается сочетание воздействий на сознание человека с вовлечением его в активную деятельность (физкультурно-спортивную, интеллектуально-

познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях. Необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали успех личности в разнообразной деятельности и общении.

Представленная далее модель взаимодействия органов управления школы по организации совместной физкультурно-спортивной деятельности образовательного учреждения и социума, реализуемая в МОУ СОШ № 2 п. Чегдомын Хабаровского

края, отвечает данным критериям.

Рис. 1. Модель взаимодействия органов управления школы по организации совместной физкультурно-спортивной деятельности образовательного учреждения и социума

(МОУ СОШ № 2, п. Чегдомын)

Ученики школы входят в состав органов управления школы и участвуют в разработке и реализации всех образовательных, оздоровительных и физкультурноспортивных проектов. Одним из компонентов данной модели является совет отцов, в который входит представитель отцов от каждого класса, что является не случайным, а обусловлено отсутствием должного мужского участия в воспитании ребёнка как в семье, в связи с тем, что многие семьи не полные, так и в школе, в связи с преобладанием педагогов-женщин, что особенно отражается на воспитании мальчиков.

Основная цель данного проекта - в создании условий для привлечения учащихся и родителей к занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового стиля жизни, профилактики девиантного поведения подростков и их родителей.

Направленность данного проекта предполагает обратную связь: воздействие родителей на детей и, наоборот - детей на родителей. Так, в первом случае используется потенциал активных родителей и заинтересованных учащихся в организации разнообразной физкультурно-спортивной деятельности для ученических и родительских групп, во втором случае - воздействие на культуру здоровья родителей через детей, повышение их уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, привлечение к занятиям физкультурой и спортом.

Это достигается применением системы балльно-рейтинговой оценки активности учащихся в физической культуре, спорте и ЗОЖ: приросты физической подготовленности, участие в соревнованиях, разработка проектов, подготовка докладов, туристических походов, активность родителей, совместные занятия и др., вариант портфолио. Всё это контролируется органами управления школы: подводятся итоги, выделяются и награждаются учащиеся и родители по разным направлениям, и победители в целом.

Результатом внедрения данного проекта в общеобразовательную школу явилось

сокращение количества учащихся с девиантным поведением, вредными привычками (употребление табака, алкоголя), достоверное повышение у школьников мотивации к физической культуре, занятиям спортом, двигательной активностью, улучшение психологической атмосферы в классах, оптимизация самооценки учащихся, формирование у школьников социально значимых ценностей, образа малой родины; потребности в саморазвитии, а также усиление значимости физической культуры и ценностей здорового образа жизни для родителей школьников, вовлечение их в интересы и проблемы детей и школы.

ВЫВОДЫ

В условиях модернизации всей системы образования происходит переоценка принципов физического воспитания в общеобразовательной школе, которая приобретает интегративный характер, направленность на усиление воспитательной и социализирующей функции.

Представленная модель взаимодействия школы и семьи учащегося по организации совместной физкультурно-спортивной деятельности и эффективность её внедрения в малых поселениях северных территорий может служить одним из факторов социализации и приобщения школьников и родителей к занятиям физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева, Н.С. Образ жизни как интегральная характеристика среды жизнедеятельности / Н.С. Аникеева // Правовое регулирование социальной сферы / ДВГУПС. - Хабаровск, 2004. - С. 29-34.

2. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. - М. : 8уЯ-Аргус, 1994. - 208 с.

3. Денисова, О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Денисова О.А. - М., 2007. - 46 с.

4. Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики / В.И. Загвязинский [и др.] ; Пед. о-во России. - М. : [б.и.], 2002. - 160 с.

5. Кондакав, А. Образовательные стандарты - это, в конечном счёте, государственный заказ системе образования // ИКЬ: Шр://81аМа11.е^.гиМос.а8рх?ВосИ=615 (дата обращения: 20.10.2009).

6. Мудрик, А.В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация / А.В. Мудрик // Стратегия воспитания в образовательной системе России : подходы и проблемы. - М. : Издательский сервис, 2004. - С. 13-22.

7. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М. : Академия, 2006. - 304 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожёгов, Н.Ю. Шведова. - М. : АЗЪ, 1996. - 928 с.

9. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 1 / А. Ребер ; пер. с англ. - М. : Вече, АСТ, 2000. - 592 с.

10. Физическая культура и спорт в Российской Федерации : нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материальнотехническое и информационное обеспечение : документы и материалы (1999-2006 годы) / авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2006. - 1040 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.