Научная статья на тему 'Характеристика программно-методического обеспечения физического воспитания в системе «Семья - школа»'

Характеристика программно-методического обеспечения физического воспитания в системе «Семья - школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ШКОЛА / SCHOOL / СЕМЬЯ / FAMILY / ПРОГРАММЫ / PROGRAMS / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODOLOGICAL MAINTENANCE / БАЛЬСЕВИЧ В. К. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО. М.: ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ / 1988. 208 С. 2. ВИЛЕНСКИЙ М. Я. [И ДР.] КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ. М. / 1989. 22 С. 3. КИМ Т. К. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ "СЕМЬЯ ШКОЛА". М.: МПГУ / 2010. 150 С. 4. КИМ Т. К. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ "СЕМЬЯ ШКОЛА": МОНОГР. М.: МПГУ / 2011. 250 С. 5. ЛУКЬЯНЕНКО В. П. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ / 2005. 256 С. 6. АНДРЕЕВА Н. А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АВТОРЕФ. ДИС. … КАНД. ПЕД. НАУК. ЕКАТЕРИНБУРГ / 2005. 23 С. 7. КУЛЬЧИЦКАЯ И. Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АВТОРЕФ. ДИС. … КАНД. ПЕД. НАУК. СТАВРОПОЛЬ / 2005. 19 С. 8. НЕДВЕЦКАЯ М. Н. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ. М.: АКАДЕМИЯ / 2006. С. 32-46. 9. ОВЧАРОВА Р. В. РОДИТЕЛЬСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. М.: МОСК. ПСИХОЛ.СОЦИАЛ. ИН-Т / 2006. 496 С. 10. НЕДВЕЦКАЯ М. Н. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ: МОНОГР. М.:АПК И ППРО / 2007. 128 С. 11. МАРКОВА А. К. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. М.: ЦЕНТР / 1996. 180 С

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Т. К.

В статье дается характеристика программ, организации и методики проведения физкультурных занятий в семейных группах, управления физическим воспитанием и контроля за ним в условиях семейного быта, подготовки педагогических кадров к работе с семьей, в направлении совершенствования семейного компонента физического воспитания, программ просвещения родительской общественности с целью повышения их физкультурно-педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes programs, organization and methods of implementing physical education in family groups; it also highlights the process of managing and controlling physical education in the framework of family circles. Programs of staff training and focusing on the family component of physical training, as well as enlightening parental community with the aim of enhancing their sports and pedagogical confidence are considered.

Текст научной работы на тему «Характеристика программно-методического обеспечения физического воспитания в системе «Семья - школа»»

Разработанная модель постоянно использовалась при изучении раздела генетики в курсе общей биологии. Изображенные на ней основные принципы реализации наследственной информации составляют сущность работы генотипа как целостной системы, поэтому учитель и учащиеся постоянно держали данную модель в поле своего методического зрения и наполняли содержанием при изучении конкретных закономерностей передачи генетической информации. В конечном итоге это привело к глубокому пониманию функционирования генотипа как сопряженной целостной системы, что оказало положительное влияние на формирование системного мышления учащихся, усилив их методологическую подготовку, которая является приоритетной в современном обучении школьников и студентов.

В школьной практике изучение принципов наследования начинается с подробного рассмотрения законов, открытых Г. Менделем, которые отражают наиболее простую генетическую закономерность реализации генетической информации: ген ^ признак. Достаточно подробно рассматривается и другой принцип наследования - явление сцепления генов (закон Моргана). В учебниках приводится информация и о других закономерностях наследования: взаимодействии генов и плейотропии, которые рассматриваются в пункте «Генотип как целостная система» школьного учебника. Следует отметить, что в содер-

жании данной темы не приводятся обобщенные модели, которые иллюстрируют работу генотипа как целостной системы [4]. Практика свидетельствует, что логика такого построения учебного материала о явлении наследственности весьма сомнительна. Учащиеся (и даже студенты) чаще всего усваивают лишь одну, наиболее простую закономерность передачи наследственных признаков, при которой один ген определяет один признак, а их знания о работе генотипа как целостной системы являются расплывчатыми и неопределенными.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. / И. Т. Фролов, Э. А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. М.: Политиздат, 1989. Ч. 2. 639 с.

2. Дубинин Н. П. Общая генетика. 2-е изд. М.: Наука, 1976. 572 с.

3. Похлебаев С. М, Похлебаева О. С. Сопряжение как фундаментальный принцип организации и развития материи // Наука и школа. 2009. № 6. С. 30-32.

4. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобр. учеб. заведений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонов, Н. И. Сонин. 3-е изд., стер. М.: Дрофа, 2000. 624 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ «СЕМЬЯ - ШКОЛА»

SOME CHARACTERISTICS OF PROGRAM-METHODICAL TRAINING IN THE SYSTEM "FAMILY - SCHOOL"

Т. К. Ким

В статье дается характеристика программ, организации и методики проведения физкультурных занятий в семейных группах, управления физическим воспитанием и контроля за ним в условиях семейного быта, подготовки педагогических кадров к работе с семьей, в направлении совершенствования семейного компонента физического воспитания, программ просвещения родительской общественности с целью повышения их физкультурно-педагогической компетентности.

Ключевые слова: физическое воспитание, школа, семья, программы, методическое обеспечение.

MAINTENANCE OF PHYSICAL

T. K. Kim

The article characterizes programs, organization and methods of implementing physical education in family groups; it also highlights the process of managing and controlling physical education in the framework of family circles. Programs of staff training and focusing on the family component of physical training, as well as enlightening parental community with the aim of enhancing their sports and pedagogical confidence are considered.

Keywords: physical training, school, family, programs, methodological maintenance.

Социально-экономические преобразования в стране, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни, разрушение стереотипов в сознании людей и их нравственно-ценностных ориентаций,

резко изменили условия жизнедеятельности большинства россиян, что негативно отразилось на качестве их жизни, тенденциях в демографических процессах, состоянии здоровья, физическом и психическом развитии

(Б. Б. Прохоров, В. Н. Касаткин, В. С. Кожевникова, А. К. Крылова, В. Р. Кучма, В. М. Лупандин, А. Н. Поборский, С. И. Русинова, А. Г. Сухарев и др.). Особую тревогу вызывает тот факт, что данная тенденция коснулась контингента детей и молодежи. По данным многих авторов, в последние годы резко снизился уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности молодого поколения, увеличилось число детей и подростков с хроническими заболеваниями и нарушениями психической сферы [1-3 и др.].

Общеизвестно, что одним из средств, позволяющим нивелировать отмеченные негативные тенденции, является физическое воспитание, эффективность которого зависит в том числе от разработанности концептуального и программно-методического обеспечения, учитывающего особенности контингента занимающихся, региональные, климато-географические условия, состояние материально-технической базы, наличие квалифицированных кадров [4-5 и др.].

Контент-анализ исследований в вышеозначенном направлении свидетельствует о том, что наука по данной проблематике развивается пока экстенсивным путем. В результате по вопросам взаимодействия школы и семьи, просвещения родителей получено достаточное количество фактического материала. Вместе с тем вопросы разработки программ физического воспитания в семейных группах, организации, методики проведения, управления и контроля их эффективности, подготовки физкультурно-педагогических кадров к работе с семьей остались за пределами внимания педагогов и ученых.

В аспекте исследуемой нами проблемы и выделения условий эффективной реализации задач физического воспитания в системе «семья - школа» актуальным является создание программно-методического обеспечения, ориентированного на:

• совершенствование нормативно-правовой базы и разработки концептуальных основ совершенствования семейного компонента физического воспитания подрастающего поколения;

• обоснование и разработку программ подготовки и переподготовки педагогических и физкультурных кадров для работы с семьей;

• разработку программ физического воспитания в семейных группах и методического материала для педагогов, реализующих эти программы с учетом возможностей образовательного учреждения;

• разработку учебно-методического обеспечения программ просвещения родительской общественности по вопросам физического воспитания молодого поколения в условиях семейного быта и формирования основ здорового образа жизни семьи;

• разработку программ для подрастающего поколения с целью организации самостоятельных занятий в условиях семейного быта и способствующих расширению двигательного опыта, повышению уровня физической подготовленности и укрепления здоровья ребенка в семье (см. рисунок).

Методологическими ориентирами при разработке программно-методического материала послужили следующие основополагающие идеи:

• первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев и др.);

• учета базовых потребностей ребенка (В. А. Сухо-млинский, Ш. А. Амонашвили и др.);

• развития личности в процессе воспитания (В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др.);

• совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и др.);

• формирования у молодого поколения осмысленного отношения к будущему осознанному родительству - важнейшему фактору предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, как социального воспитательного института, детской безнадзорности, правонарушений преступлений в детской и подростковой среде (В. А. Варга, Р. В. Овчарова);

• восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства (М. Азаров, И. В. Бестужев-Лада и др.);

• социального партнерства общества - семьи - образовательного учреждения в реализации задач физического воспитания и формирования здорового образа жизни семьи [6-9 и др.].

Научно-теоретическое обоснование «Концепции физического воспитания в системе «семья - школа» нами были представлены в работе [4]. В данной статье мы акцентируем внимание на вопросах, касающихся особенностей разработки программно-методического обеспечения совершенствования семейного компонента физического воспитания подрастающего поколения.

Процессы преобразования и модернизации отечественной системы образования сталкиваются с множеством острых проблем и серьезных противоречий. Среди них противоречие между:

• расширением сети образовательных учреждений, увеличением разнообразия форм обучения, умножением спектра направлений и профилей подготовки, ужесточающих требования к выпускникам вузов, с одной стороны, и с другой - необходимостью сохранения и повышения качества подготовки выпускников, стабильности функционирования системы образования;

• потребностью общества в подготовке профессиональных физкультурно-педагогических кадров, способных к эффективной работе с семьей, и недостаточной разработанностью технологического обеспечения решения этой проблемы в условиях педагогических и физкультурных вузов, а также недостаточной программно-методической обеспеченности деятельности по организации физического воспитания подрастающего поколения в системе «семья - школа» и взаимодействия с родительской общественностью.

С сентября 2006 по декабрь 2010 г. нами было проведено анкетирование администрации и педагогического коллектива образовательных учреждений Москвы, Мо-

Программно-методическое обеспечение

Программное и учебно-методическое обеспечение процесса подготовки физкультурно-педагогических кадров для работы с семьей

Программно-методическое обеспечение процесса повышения физкультурно-педагогической компетентности родителей

Программно-методическое обеспечение физического воспитания в семейных группах и формирования основ здорового образа жизни семьей с детьми

Рис. Направления разработки программно-методического обеспечения физического воспитания в системе «семья-школа»

сковской обл., Кабардино-Балкарской республики, Краснодарского края, Архангельской обл. с целью изучения уровня мотивации, представлений о необходимости взаимодействия с семьей, подходов к организации работы с родителями, представлений о понятии «педагогическая культура родителей».

В анкетировании приняли участие 124 директора образовательных учреждений и их заместители, 364 учителя, тренера, воспитателя и др.

Опрос выявил, что педагоги в большинстве своем осознают значимость и необходимость работы с родителями: 83,6% педагогов считают сотрудничество между семьей и педагогом важным, 16,4% - возможным; 77,2% планируют в своей работе взаимодействие с родителями, 12,0% не ведут такую работу, 10,8% ведут ее только в случае проявления активности со стороны родителей; 76,4% ощущают потребность семей воспитанников и учащихся в профессиональной поддержке (психолого-педагогическом сопровождении семейного воспитания), 7,8% - не ощущают, 15,8% отметили, что родители стараются переложить ответственность за воспитание ребенка на образовательные учреждения.

Анкетирование также выявило, что у педагогов нет четкого представления о сущности и содержании понятия «педагогическая культура родителей».

В качестве основных задач работы педагога с семьей респонденты выделили:

• социально-педагогическую поддержку семьи;

• сплочение семьи через совместную деятельность;

• привлечение внимания родителей к индивидуальным особенностям и способностям ребенка, ознакомление родителей с возможностями и путями всестороннего развития ребенка;

• привитие родителям понимания важности воспитательной функции семьи и ее роли в развитии ребенка и формирования его личности;

• помощь семье через вовлечение ребенка в совместную с родителями деятельность, в том числе физ культурно-оздоровительную, как средство его социализации;

• знакомство родителей с возрастными особенностями детей и т. п.

Опрос показал также, что педагоги практикуют следующие формы работы с семьей: родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, различные тематические мероприятия и др.

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются педагоги в работе с родителями, респонденты выделили: дефицит времени у родителей на общение с педагогом и воспитание детей; проблему «отцов и детей»; проблему неполных семей; отсутствие заинтересованности родителей в воспитании ребенка, к его занятиям и интересам; нежелание родителей заниматься проблемами ребенка, сведение заботы о нем только до удовлетворения материальных потребностей (в пище, одежде, игрушках) при отсутствии эмоциональной близости с ребенком; сложности, испытываемые семьей в периоды возрастных кризисов как у ребенка, так и у взрослых; чрезмерная перегруженность детей занятиями; в семьях с маленьким ребенком ранний выход матери на работу; невключенность отцов в проблемы и процесс воспитания ребенка и др.

Большинство педагогов отметили, что работа с родителями не проводится в полном объеме из-за недостатка времени и средств, выделяемых на работу с семьей.

Многие педагогов ощущают нехватку профессиональной подготовленности в направлении работы с семьей. Трудности видятся педагогам как в определении содержания работы, так и в выборе и организации адекватных форм ее проведения.

Таким образом, деформации, вызванные низкой готовностью к осуществлению функции взаимодействия с семьей, необходимо предупреждать, повышая квалификацию педагогов в направлении формирования готовности и включения в работу с семьей.

Проведенный опрос родительской общественности, учащихся и воспитанников (п = 754), администрации и педагогов образовательных учреждений различного типа (п = 159) подтвердил необходимость создания самостоятельных программ по физическому воспитанию подрастающего поколения в условиях семейного быта, просвещения родительской общественности, подготовки педагогических кадров к реализации задач взаимодействия с семьей и работы с родителями (см. таблицу).

Практически все респонденты единодушны во мнении, что образовательному учреждению необходимо реализовывать различные программы, в том числе программы просвещения родительской общественности и программы физического воспитания в семейных группах. При этом отметим достаточно большой разброс интересов респондентов. Так, контингент детей и подростков отдавал предпочтения занятиям в секциях по спортивным играм, общей физической подготовке, гимнастике и единоборствам. Родители и педагоги в большей мере были ориентированы на программы просвещения родителей и повышения их физкультурно-педа-гогической компетентности, совместные с детьми занятия физическими упражнениями, способствующими, по их мнению, «укреплению здоровья и приобретению жизненно необходимых прикладных умений и навыков» (плавание и гимнастика).

Как показала практика, в основном респонденты ориентировались в своих предпочтениях на виды спорта и двигательной активности, которые культивировались в конкретном образовательном учреждении.

Результаты анкетирования специалистов и анализ научно-методической литературы позволили определить основные этапы разработки программно-методического комплекса, включающего:

• определение запросов и интересов родителей и детей к той или иной форме двигательной активности или виду спорта;

• определение возрастных границ воспитанников и учащихся, их родителей и возможности формирования разновозрастного детско-родительского объединения для совместных занятий физическими упражнениями и спортом;

• разработка программы с определением цели и прогнозируемого конечного результата;

• планирование системы мероприятий, обеспечивающих достижение целевых установок программы, сроков их реализации;

• определение условий, содержания, технологий, форм, методов, средств, обеспечивающих реализацию программы;

• разработка системы контроля и самоконтроля за ходом реализации программы.

В условиях динамичного развития общества повышение качества образования требует пересмотра отношений между высшей школой и рынком труда. Требования современной жизни, родительский запрос стали гораздо обширнее, разнообразнее и сложнее, что обусловило в рамках определения стратегии и основных параметров развития системы образования необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров сферы «Физическая культура и спорт» [3; 10 и др.].

Уровень подготовленности выпускников вузов рассматривается в настоящий момент не с точки зрения формата «знаний, умений и навыков», а применительно к их «способностям» и «готовностям», лежащим в основе

профессиональной компетентности, которая рассматривается многими специалистами как адекватная мера для проектирования результатов образования и обеспечение конкурентоспособности выпускников в избранной сфере деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были разработаны программы спецкурсов, курсов по выбору и методических семинаров: «Физическое воспитание: педагогическое взаимодействие школы и семьи»; «Физкультурно-оздоровительная деятельность в семье»; «Педагогическое сопровождение физического воспитания детей и подростков в условиях семейного быта»; «Вместе с семьей», а также учебные пособия: «Физическое воспитание в семье»; «Физическое воспитание: педагогическое взаимодействие школы и семьи»; «Физическое воспитание: технология работы с семьей»; «Семья как субъект взаимодействия со школой», курсы лекций и методических разработок.

Основное содержание курсов составляло исследование проблемных вопросов, связанных с взаимодействием школы и семьи, организацией физического воспитания в семье, формами и методами сотрудничества школы и семьи, повышением физкультурно-педагоги-ческой компетентности родителей и направленных на оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с семьей с учетом ее особенностей и запросов родительской общественности. Вниманию слушателей также была представлена комплексная методика диагностики условий сотрудничества родителей и педагогов; взаимоотношений в семье, в том числе детско-родительских отношений; мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и др.

Одновременно в процессе реализации вышеперечисленных программ решалась задача формирования у слушателей курсов навыков работы с семьей в современных социокультурных условиях. Изучение программного материала строилось на межпредметной основе и органически связывалось с другими дисциплинами: теорией и методикой физической культуры и спорта, возрастной физиологией, психологией развития, социальной педагогикой, гигиеной детей и подростков, психологией семейных отношений и т. п.

Программами предусматривалось использование разнообразных форм проведения занятий: лекций, методических семинаров, практикумов, психологических тренингов, ролевых игр, модераций и т. п.

Практический раздел программ включал разработку анкет, планов-конспектов занятий, сценариев физкультурно-оздоровительных мероприятий, родительских собраний, индивидуальных программ работы с семьей, схем проведения консультаций родителей по вопросам физического воспитания детей, здорового образа жизни и т. п.

Осмысление любой из современных проблем образования и воспитания подрастающего поколения так или иначе затрагивает вопросы семейного воспитания. Именно семье принадлежит ведущая роль в формирова-

Таблица

Показатели востребованности программ физического воспитания подрастающего поколения в системе «семья - школа» по результатам опроса (%) (сентябрь 2006 - декабрь 2010 г.) (п = 913)

№ Направленность программы Респонденты

воспитанники и учащиеся родители педагоги администрация

1 Программа просвещения родительской общественности и повышения физкультурно-педагогической компетентности родителей 26,3 43,7 61,4 52,7

2 Программа подготовки педагогических кадров к работе с семьей воспитанников и учащихся 12,3 43,5 44,8 47,6

Программа по физическому воспитанию в условиях общественно-семейного воспитания и в условиях семейного быта, на основе различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности и видов спорта:

3 ОФП (на основе комплексного использования легкой атлетики, гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр) 52,1 23,4 25,3 33,7

4 Спортивных игр (гандбол, волейбол, баскетбол, футбол и др.) 67,8 25,6 28,3 22,6

5 Гимнастика и разновидности фитнес-программ 34,8 54,3 34,5 23,4

6 Плавание 27,5 66,9 24,3 19,4

7 Единоборства (дзюдо, карате-до и др.) 33,7 36,5 18,4 23,4

8 Туризм, краеведение, ориентирование и др. 27,8 25,4 22,5 29,3

9 Занятия коррекционной направленности (для различных нозологических групп) 12,3 34,6 40,2 43,4

10 Другие 5,6 3,4 1,2 3,5

11 Не смогли ответить 1,8 1,1 - -

нии духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи и соответственно возрастает роль семейного воспитания в формировании личности ребенка.

Эффективность физического воспитания подрастающего поколения во многом определяется готовностью родителей, как первых и главных воспитателей своих детей, к его осуществлению. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость в формировании мотивов поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выборе системы социальных установок и формировании жизненных планов. Особую роль при этом играют педагогическая культура родителей, их воспитательная состоятельность.

Актуализируют процесс педагогизации родительской общественности происходящие в РФ политические, экономические и социальные преобразования, закономерно приводящие к модернизации отечественной системы образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992) одной из основных задач, стоящих перед современной школой, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема заявлена также в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), где

подчеркивается важнейшая роль семьи в решении задач воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышенное внимание государства к вопросам сотрудничества семьи и школы нашло отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования (2009). ФГОС сегодня представляет собой «общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством».

В письме Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча» (2002) отмечается, что в повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч: «Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей, социума... Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания».

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - важнейшие проблемы современной педагогической прак-

тики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовленности родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической культуры родителей, организации для них различных форм образования, усиления взаимодействия семьи и школы как особого вида педагогической деятельности, на основе изучения образовательных потребностей, запросов и ожиданий родителей.

Характерной особенностью работы по педагогическому просвещению родителей является то, что она практически всегда должна строиться по определенной программе. Программы эти весьма разнообразны не только по теоретическим подходам, но и по их назначению в зависимости от целевой аудитории, возраста ребенка (для родителей дошкольников, младших школьников, подростков и т. п.), освещаемым проблемам (для семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, дезадаптированных и др.).

Основным принципом работы с родителями является ориентация на права ребенка, на демократический стиль общения с ним, диалогичность. Демократичность воспитания включает такие ограничения, в рамках которых дети ощущают свободу. Их право выбирать ограничено теми сферами жизни, в которых возраст, опыт и подготовленность позволяют сделать этот выбор ответственно [8-10 и др.].

Разработка образовательной программы для родителей начинается с анализа ситуации. Во-первых, определяется уровень готовности педагогов к сотрудничеству с родителями (сформированность у них компетенции семейно-конструктивного взаимодействия).

Во-вторых, выявляется потребность родителей в повышении своей физкультурно-педагогической компетентности на основе диагностических процедур, включающих:

• наблюдение за характером проблем, возникающих в ходе образовательного процесса и выявление конфликтных ситуаций;

• анализ самооценки родителями своих воспитательных возможностей, уровень мотивации;

• изучение характера затруднений родителей в обучении и воспитании и др.

Следующим этапом работы является разработка программы педагогического просвещения родителей и сопровождения семейного физического воспитания, включающая критерии и показатели качества просветительской деятельности (оптимальный уровень физкуль-турно-педагогической компетентности родителей и адекватная родительская позиция).

Образовательные программы для родителей различаются по характеру и могут проводиться в форме круглого стола, семинаров, тренингов, с использованием информационно-познавательных материалов (просмотр видеофильмов, слайдов, чтение и обсуждение литерату-

ры). При планировании содержания программы необходимо избегать излишней теоретизированности подачи материала. Слушателям предлагается тематические блоки программы, а выбор остается за ними. Такой подход позволяет избежать разочарований, связанных с несовпадением взглядов организаторов педагогического просвещения и родителей как его участников. Кроме того, это позволит строить педагогическое просвещение сугубо на добровольной основе, с наиболее заинтересованными родителями.

Обычно программы рассчитаны на групповые формы работы и предусматривают еженедельное проведение занятий по 90 мин в течение 8-12 недель. Наряду с этим существуют как краткосрочные программы, рассчитанные на 2-3 дня, так и долгосрочные - до нескольких месяцев.

В рамках реализации Концепции физического воспитания в системе «семья - школа» нами были разработаны проекты и программы повышения физкультурно-педагогической компетентности родителей: «Родительский физкультурно-педагогический всеобуч», «Родительский университет», «Мамина школа», «Папина школа» и др. Отметим, что основной программой просвещения родительской общественности, апробированной нами в исследовании, являлась программа «Родительский физ-культурно-педагогический всеобуч» - многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимосодействию в воспитании (образовании и развитии) своих детей. Система просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи по вопросам физического воспитания детей, охраны их здоровья отражает ведущие принципы, организационно-педагогические условия, его содержание, определяет основные компоненты физкультурно-педагогической компетентности родителей, возрастание уровня которых рассматривается как общий результат педагогического просвещения.

Целью «Родительского физкультурно-педагогическо-го всеобуча» является выработка единого взгляда школы и семьи на сущность физического воспитания и его содержание, с целью создания оптимальных условий для воспитания физически и психически здоровой личности ребенка; формирования знаний, умений, навыков и приобретения опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в семье; формирования устойчивой мотивации родителей к приобщению своих детей к здоровому образу жизни, выработке у них потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом при активном включении самих родителей в физ культурно-оздоровительную деятельность [3].

При разработке программы «Родительский физкуль-турно-педагогический всеобуч» необходимо:

• включать в программу несколько разделов, которые в свою очередь составлены из определенных блоков тем. В обязательном разделе освещаются вопросы, касающиеся возрастной психологии, физиологии, гигиены, педагогики, теории общения и конфликтологии, теории и

методики физического воспитания, в том числе организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля, планирования и др. Далее идет раздел, освещающий вопросы, интересующие конкретный контингент родителей. Темы раздела формируются путем бесед с родителями с целью выяснения их запросов по определенной проблематике либо путем сбора данных, когда родителям предлагается конкретный перечень тем и они выбирают наиболее интересные с их точки зрения. Подбор тематики производится с учетом особенностей контингента родителей, при этом необходимо принять во внимание социальный статус, экономическое положение, образование, возраст родителей, а также количество детей, их возраст и пол, показатели здоровья, в отдельных случаях национальные, культурные интересы, религиозные традиции и т. п.;

• при работе с родителями использовать различные формы занятий и методы, предполагающие их активное включение в образовательно-воспитательный процесс;

• постоянно мотивировать и стимулировать процесс образования и самообразования родителей путем создания ситуации успеха, привлечения родителей к проведению занятий в качестве педагога и т. д.;

• осуществлять постоянный контроль процесса обучения родителей и при необходимости корректировать программу и др.

При разработке программ ставились следующие цели:

• создать условия для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психического и нравственного здоровья детей;

• создать условия для активного включения родителей в учебно-воспитательный процесс, физкультурно-оздоровительную, спортивную, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами; привлечь родителей к управлению и поддержке образовательно-воспитательного процесса;

• гармонизировать внутрисемейные (детско-роди-тельские) отношения;

• оказать поддержку и помощь семье в выполнении ею основных функций (воспитательной, образовательной, социализирующей, досуговой и др.).

При этом решались следующие задачи:

• создать условия для благоприятных объединений родителей;

• провести диагностику и проанализировать полученные фактические материалы, составить социально-педагогический портрет современной семьи на их основе, выявить резервные возможности совместной деятельности, определить перспективы развития взаимодействия с родителями воспитанников и учащихся;

• разработать план совместной деятельности и путей ее достижения, опираясь на принципы системности, гибкости в работе с родителями; в процессе реализации плана способствовать выработке взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса: педа-

гог - родитель - ребенок, формированию опыта гуманных эмоционально-нравственных отношений между ними; мотивировать родителей на совместную продуктивную деятельность со школой;

• реализацию плана осуществлять на основе программы психолого-педагогической поддержки семейного воспитания;

• повышать физкультурно-педагогическую компетентность родителей и формировать активную педагогическую позицию родителей и родительскую ответственность;

• гармонизировать внутрисемейные отношения, преодолевать семейные конфликты;

• формировать умения справляться с жизненными трудностями;

• пропагандировать положительный опыт семейного воспитания; создавать и поддерживать семейные традиции;

• предоставлять разносторонние возможности для проведения совместного досуга родителей и детей в школе; активизировать творческую деятельность детей и родителей;

• формировать потребность к здоровому образу жизни, занятиям физическими упражнениями и спортом и т. п.

Общеизвестно, что именно в детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека и, что самое важное, основы не только биологические, но и психологические. Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно выполнять физические упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающее из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в будущем он останется верен воспитанной в детстве потребности к движениям. Упущенное в детстве трудно, а порой и невозможно восполнить в более зрелом возрасте.

Однако значение занятий физическими упражнениями с ребенком с раннего возраста не ограничивается только формированием фундамента будущего здоровья. Незаурядная роль рационально организованной физической активности заключается в формировании жизненно необходимых знаний, двигательных умений и навыков, обеспечении высокой умственной и физической работоспособности, должного уровня физического развития и физической подготовленности ребенка. Согласимся с мнением профессора В. К. Бальсевича, что интенсификация учебных занятий в школе требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и организованный ребенок. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями формируют умение экономно и целесообразно распределять свои силы, способствуют выработке внутренней дисциплины и собранности [2].

Как было уже отмечено ранее, детский сад и школа не могут без помощи семьи эффективно решать задачи фи-

зического воспитания детей. Так, уроки физической культуры в школе, по данным специалистов, компенсируют в среднем лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка что, приводит к различным заболеваниям и отклонениям в функционировании органов и систем организма школьников [6; 8 и др.].

Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, формирования добрых традиций и общих интересов. Исследования специалистов и результаты собственных исследований показали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое состояние и здоровье детей, но и прямо влияет на эмоциональный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует укреплению их роли в воспитании ребенка.

Для того чтобы успешно и безошибочно вести ребенка по ступеням физического совершенства, необходимо владеть определенными знаниями, умениями и навыками, обладать необходимыми личностными качествами, высоким уровнем мотивации, осознанно относиться к данному процессу.

Освоение программ физического воспитания в семье, рассчитанных на детей и взрослых, поможет ребенку вырасти здоровым, разносторонне физически подготовленным, а родителям совершенствоваться физически и поддерживать свою физическую дееспособность, гармонизировать отношения с ребенком в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности. Следовательно, следующее направление, разрабатываемое нами в исследовании, ориентировано на создание и апробирование программ физического воспитания в семейных группах. В рамках реализации этой задачи были подготовлены программы: «Спортивная семья»; «Одигитрия. Туристскими тропами: православные места Москвы и Подмосковья»; «От здорового колледжа к здоровой семье!», «Семейными тропами» и др. [3-4].

Цель программ заключалась в обеспечении базового уровня физической образованности, физического и психического развития, достижения должного уровня физической подготовленности занимающихся, гармонизации детско-родительских отношений в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и т. п.

Программы также предполагали реализацию всего комплекса задач физического воспитания: физкультурно-оздоровительных, физкультурно-образовательных и физкультурно-развивающих, наряду со специфическими, зависящими от профиля программы.

Содержание программ способствовало решению проблемы приобщения детей и родителей к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Программами предусмотрено использование теоретических, практических, методико-практических, контрольных и соревновательных форм занятий.

Теоретические занятия формируют представления о цели деятельности, структуре и процессе освоения знаний, умений и навыков; целостном эффекте деятельности, а также условиях, правилах, методах использования раз-

личных видов двигательной активности при использовании различных форм ее построения.

Учебно-тренировочные занятия направлены на формирование знаний, умений и навыков путем освоения отдельных компонентов и их взаимосвязи в деятельности, приобретения опыта творческой практической деятельности, воспитание и совершенствование физических качеств и двигательных способностей занимающихся, общей работоспособности и функциональной подготовленности, готовности реализации конкретной деятельности. Практические занятия предполагают также самостоятельную проработку программного материала.

Методико-практические занятия предусматривают творческое овладение и переработку ранее усвоенного материала в практической деятельности и обеспечивает достижение запланированных результатов. Каждое методическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов образовательно-воспитательной деятельности детско-родительского сообщества. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне усвоения теоретических, практических и методических знаний и умений, состоянии и динамике физического развития, физической подготовленности занимающихся.

Спортивное соревнование в разрабатываемых программах представляет собой образовательный компонент, где помимо сопоставления возможностей соревнующихся и их оценки, происходит психическое и эмоционально-нравственное воспитание личности.

Предложенным программам присущ вариативный, гибкий характер, дающий возможность вносить изменения в содержание в зависимости от уровня подготовленности детей и родителей, возрастных особенностей, интересов и потребностей, климато-географических условий, национальных особенностей, культурных и религиозных традиций и др. К программам прилагаются учебно-методические материалы.

Выделим основные ведущие идеи совершенствования программ физического воспитания направленного использования в условиях образовательного учреждения и семьи. Это прежде всего:

• учет особенностей целей и задач образовательного учреждения;

• ресурсное обеспечение: наличие квалифицированных кадров, способных на практике к реализации программ; материально-техническое оснащение (наличие аудиторий, кабинетов, оборудованных необходимой техникой, спортивных сооружений (гимнастический, игровой, тренажерный залы и т. п., бассейн, наличие спортивного инвентаря и оборудования), информационное и научно-методическое обеспечение;

• учет потребностей семьи: родительский запрос, интересы детей;

• возраст, уровень физической подготовленности, показатели здоровья и физического развития занимающихся, их мотивация и т. п.;

• особенности семьи: социальный статус родителей, экономическое положение, структура семьи; учет культурных традиций семьи, этнических особенностей, кон-фессиальной принадлежности родителей и т. п.; климато-географических особенностей региона проживания, опыта проведения подобной работы в образовательном учреждении и др.

Таким образом, отметим, что все разрабатываемые программы ставят конечной целью всестороннее гармоничное развитие личности ребенка в процессе приобщения к занятиям физическими упражнениями и спортом, ориентированы на семью и ее потребности, решают весь комплекс специфических задач физического воспитания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.

2. Виленский М. Я. [и др.] Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. М., 1989. 22 с.

3. Ким Т. К. Подготовка педагогических кадров к организации физического воспитания в системе

«семья - школа». М.: МПГУ, 2010. 150 с.

4. Ким Т. К. Научные основы физического воспитания в системе «семья - школа»: моногр. М.: МПГУ, 2011. 250 с.

5. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.

6. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с.

7. Кульчицкая И. Ю. Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 19 с.

8. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: Академия, 2006. С. 32-46.

9. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2006. 496 с.

10. Недвецкая М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи: моногр. М.:АПК и ППРО, 2007. 128 с.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Центр, 1996. 180 с.

КОПИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

COPYING OF THE WORKS OF EASEL OIL PAINTING ON OF SPECIAL TRAINING OF THE ARTIST-EDUCATOR

В. А. Ваняев

В статье с позиции общей методологии художественно-педагогического образования, кратко рассматриваются возможности использования художественно-изобразительной практики копирования станковой масляной живописи в специальной подготовки художника-педагога. Автор раскрывает в тексте ключевые понятия «копия - оригинал». Основное внимание в статье уделяется системе специфических упражнений, ориентированных на совершенствование знаний умений и навыков в практике копирования произведений станковой масляной живописи.

THE EXAMPLE

V. A. Vanyaev

In the article written from the perspective of the general methodology of artistic-pedagogical education, the author briefly discusses the possibilities of using the fine art practice of copying easel oil painting in the process of special training of the artist-educator. The author reveals the key concepts of "copying" and "the original". The main attention is paid to the specific system of exercises aimed at improving knowledge and skills in the practice of copying the works of easel oil painting.

Ключевые слова: копирование станковой масляной живописи, технология масляной живописи, копия, оригинал, моделирование научно-педагогического исследования, специальная подготовка художника-педагога.

Keywords: copying of easel oil painting, a technique of oil painting, a copy, the original, modeling of scientific and pedagogical studies, special training of the artist-educator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.