Научная статья на тему 'Характеристика основных слагаемых профессионального мастерства оперативных уполномоченных уголовного розыска'

Характеристика основных слагаемых профессионального мастерства оперативных уполномоченных уголовного розыска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1048
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА / КУРСАНТЫ МВД РОССИИ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / VOCATIONAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL SKILL / EMPLOYEES OF A CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENT / CADETS / MODELING CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович

В статье рассматриваются требования профессиональной деятельности оперативного уполномоченного уголовного розыска к профессиональной подготовке сотрудников, изучается физическая подготовленность лучших оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России, исследуется вклад различных разделов профессиональной подготовки в становление профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of the core components of professional skills of operatives of the criminal investigation department

In the clause the requirements of professional work of an operative of a Criminal Investigation Department to vocational training of employees are considered, physical readiness of the best operative representatives of a Criminal Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia is studied, the contribution of various sections of vocational training to the development of professional skill is investigated.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных слагаемых профессионального мастерства оперативных уполномоченных уголовного розыска»

Кадровое обеспечение, служебно-боевая подготовка

УДК 378

А.Ф. Кузнецов*

Характеристика основных слагаемых

профессионального мастерства

оперативных уполномоченных уголовного розыска

В статье рассматриваются требования профессиональной деятельности оперативного уполномоченного уголовного розыска к профессиональной подготовке сотрудников, изучается физическая подготовленность лучших оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России, исследуется вклад различных разделов профессиональной подготовки в становление профессионального мастерства.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая подготовка, профессиональное мастерство, сотрудники уголовного розыска, курсанты образовательных учреждений МВД России, модельные характеристики.

A.F. Kuznetsov*. The characteristic of the core components of professional skills of operatives of the criminal investigation department

In the clause the requirements of professional work of an operative of a Criminal Investigation Department to vocational training of employees are considered, physical readiness of the best operative representatives of a Criminal Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia is studied, the contribution of various sections of vocational training to the development of professional skill is investigated.

Keywords: vocational training, physical training, professional skill, employees of a Criminal Investigation Department, cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, modeling characteristics.

В современной научно-педагогической литературе процесс обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России обычно рассматривается как система [1]. Применение системного подхода дает возможность объяснить взаимоотношения между частью и целым, объединить многообразие уже известных и вновь получаемых научных фактов, установить общие закономерности для различных классов явлений [2], и поэтому его использование является весьма продуктивным.

Образовательная система создается и функционирует под воздействием системообразующего фактора или совокупности объективных требований профессиональной деятельности к подготовленности сотрудников [3]. Эти требования отражают характер приемов и действий при выполнении профессионально-служебных задач; условия, в которых протекает служебная деятельность; характер и величину физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых сотрудниками в процессе профессиональной деятельности и поэтому определяют взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов системы профессиональной подготовки; целевую установку обучения; состав средств, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса [4].

* Кузнецов, Анатолий Федорович, заместитель начальника кафедры, кандидат педагогических наук, доцент, полковник милиции. Омская академия МВД России. Адрес почтовый (рабочий): Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7. Тел. рабочий: (3812) 75-01-80 (доб.4-34), мобильный 8-913-966-31-58, e-mail: [email protected].

* Kuznetsov, Anatoly Fedorovich, the deputy chief of department, Federal public Educational Institution of Higher Vocational Education "The Omsk Akademy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation", Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, colonel of militia. The address post (office): Russia, 644092, Omsk, Komarova, 7. Phone office: (3812) 75-01-80 (434), mobile: 8-913-966-31-58, e-mail: [email protected].

Кузнецов А.Ф. Характеристика основных слагаемых профессионального мастерства оперуполномоченных...

Очевидно, что отчетливое представление об уровне требований профессиональной деятельности к подготовленности сотрудников составляет важнейшее условие для организации эффективной подготовки, а их выявление и уточнение представляет важное направление научного поиска.

Одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений МВД России является подготовка сотрудников для уголовного розыска. Профессионально-служебная деятельность специалистов этого профиля требует глубокого знания специальных дисциплин, наличия разнообразных умений и навыков, способности эффективно действовать в самых разнообразных, в т.ч. и экстремальных условиях, приспосабливаться к изменяющейся обстановке и т.п.

Для определения требований профессионально-служебной деятельности к профессиональной и физической подготовленности оперативных уполномоченных уголовного розыска нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 207 человек. Работа проводилась в три этапа. На первом этапе изучались особенности двигательной деятельности оперативных уполномоченных уголовного розыска в начальный период адаптации к должности; во втором - рассматривались особенности двигательной деятельности лучших оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России; на третьем этапе была предпринята попытка определения модельных характеристик основных сторон профессиональной подготовленности оперативников.

В первом исследовании, проведенном в 2007 г., проводился анкетный опрос курсантов выпускного курса Омской академии МВД России, прошедших практическую стажировку в подразделениях и органах внутренних дел.

Применялась анонимная анкета селективного типа, содержащая 12 вопросов с фиксированными вариантами ответов. Всего в исследовании приняло участие 130 курсантов выпускного курса, из которых 107 (82,3%) прошли стажировку в должности оперативных уполномоченных уголовного розыска; 10 (7,6%) - оперативных уполномоченных ОБНОН; 8 (6,2%) - оперативных уполномоченных УБОП и 5 (3,8%) - оперативных уполномоченных ОБЭП.

Анализ результатов анкетирования показал, что в начальный период службы деятельность оперативных уполномоченных характеризуется весьма высокой напряженностью (89,9% опрошенных оценили ее в 4,7 балла и выше по 5-балльной шкале). Основным ее содержанием является поиск сведений и информации (41-38% времени), работа с документами (35-33%), работа с посетителями (22-19%), при этом наиболее значимыми личностными качествами являются коммуникабельность, умение работать в команде, работоспособность и самоотдача, настойчивость и упорство.

По мнению 31,6% прошедших стажировку, для успешного выполнения оперативно-служебных задач необходимо иметь достаточно высокий уровень физической подготовленности, а 50,2% отметили, что чем он будет выше, тем лучше. Из физических, психологических и коммуникативных качеств первостепенное значение в этот период, по их мнению, имеют способность противостоять утомлению в процессе длительной работы и выносливость в передвижениях.

Ситуации, когда необходимо преследовать правонарушителя, в практике 59,2% молодых оперативных уполномоченных встречались «иногда», а 21,0% сталкивались с ними «часто». 60% опрошенных отметили, что ситуации, когда необходимо вступать в силовое противоборство и применять физическую силу встречаются «иногда». В то же время 65,4% пришлось участвовать в задержаниях, причем в 25,4% случаев правонарушители оказывали пассивное сопротивление, в 20,0% - активное и в 20,0% не оказывали сопротивления сотрудникам правоохранительных органов. С ситуациями, когда обстановка требует применения табельного оружия и специальных средств для пресечения противоправных действий, опрошенным нами респондентам столкнуться не пришлось.

Эти данные несколько отличаются от мнения В.С. Кшевина, В.В. Мороза и др. [5], которые показывают, что к профессионально-важным физическим качествам оперативных уполномоченных уголовного розыска и следователей относятся абсолютная, взрывная и относительная сила; скоростно-силовая подготовленность, а также владение навыками боевых приемов борьбы, применения табельного оружия и специальных средств для пресечения противоправных действий. Полученные нами результаты показывают, что в начальный период службы профессионально-служебная деятельность предъявляет несколько иные требования к подготовленности выпускников. От молодого специалиста преимущественно требуется общая выносливость и способность противостоять утомлению в процессе длительной работы в сочетании с коммуникабельностью, общительностью, доброжелательностью и постоянным вниманием. Навыки боевых приемов борьбы и умение метко стрелять, по нашим данным, в обычной повседневной деятельности востребованы мало, однако и данными о том, что экстремальные ситуации не встречаются в профессиональной деятельности оперативников, мы не располагаем. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что в период, непосредственно предшествующий выпуску молодых специалистов, физическая подготовка в образовательных учреждениях МВД должна быть нацелена преимущественно на развитие физической выносливости и способности противостоять утомлению в процессе длительной работы.

Во втором исследовании, проведенном в 2008-2009 гг., изучались результаты конкурсных испытаний участников заключительного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства оперативных уполномоченных уголовного розыска на звание «Лучший по профессии».

Применялась комбинированная анкета селективного и проективного типов, содержащая 9 вопросов. Использовался метод «полярных групп» по профессиональной подготовленности, вычислялось средневзвешенное отклонение конкретных результатов от среднегрупповых,

Кадровое обеспечение, служебно-боевая подготовка

высчитывались коэффициенты корреляции различных сторон профессиональной и физической подготовленности сотрудников. Всего исследованием было охвачено 77 лучших оперативников из всех регионов России, принимавших участие в финальной стадии конкурса.

Результаты исследования показали следующее.

Значимость физической подготовки для профессиональной деятельности специалистов уголовного розыска определяется как весьма высокая: 46,7% опрошенных отнесли ее к категории «чем выше, тем лучше», 26,7% показали, что, по их мнению, достаточно и среднего уровня.

Из физических качеств по значимости для профессиональной деятельности на первое место оперативники поставили общую способность противостоять утомлению (4,37 баллов по 5-балльной шкале), на второе-третье - быстроту и ловкость (4,20), на четвертое - силу (3,97), а замкнула список выносливость в передвижениях (3,67). Из личностных качеств выделены смелость и решительность (4,45), настойчивость и упорство (4,41), самоотдача и работоспособность (4,35), самостоятельность и инициатива (4,27).

С ситуациями, когда необходимо вступать в силовое противоборство или применять физическую силу, больше трети опрошенных в своей профессиональной деятельности сталкиваются часто. При этом сотрудники, вошедшие в 15 лучших по итогам конкурса профессионального мастерства, сталкиваются с ними чаще, чем остальные. Положительно на этот вопрос ответили 36,5% «лучших» и 33,3%, отнесенных к группам «средних» и «худших» по профессиональной подготовленности.

Из числа боевых приемов борьбы самыми приоритетными по значимости для служебно-профессиональной деятельности, по мнению оперативников, являются защитные действия: защита от ударов рукой, ногой (4,60 баллов по 5-балльной шкале), защита от ударов ножом, предметом (4,56), освобождение от захватов и обхватов (4,32). Атакующие действия имеют меньшую значимость: удары рукой, ногой (4,11), болевые приемы на руки (3,86), броски (3,60). Этот факт, на наш взгляд, отражает нацеленность сотрудников не применять первыми физическую силу и боевые приемы борьбы при выполнении профессионально-служебных задач и требует обращать повышенное внимание на отработку действий в ситуациях, когда противник атакует первым.

По мнению опрошенных, из действий на занятиях по физической подготовке наиболее важным является обучение способам обезоруживания (4,73), силового задержания (4,53), оказания помощи сотруднику и гражданину при нападении на него (4,28). С ситуациями, когда необходимо преследовать правонарушителя, часто сталкиваются 40,8% оперативников, однако сотрудники, вошедшие в 15 лучших по итогам конкурса, встречаются с такой необходимостью реже - «иногда» (60,0%), и лишь только 25,6% - «часто». Наиболее характерной дистанцией преследования является дистанция от 100 до 500 метров. Среди наиболее значимых разделов физической подготовки оперативники назвали комплексную подготовку (4,53 баллов по 5-балльной шкале) и силовую подготовку (4,53), на третьем месте - ускоренное передвижение (4,40), на четвертом - боевые приемы борьбы (4,34).

Предметом третьего исследования было выявление модельных характеристик профессиональной подготовленности лучших оперативников России. Под модельными характеристиками понималась совокупность компонентов, обеспечивающая получение необходимого результата, или параметры основных сторон подготовленности «идеального» специалиста [6]. Исследовались следующие вопросы.

1. Какие предметы и разделы обучения являются наиболее важными для формирования профессионального мастерства оперативного уполномоченного уголовного розыска.

2. Какова иерархия отдельных предметов и разделов обучения и какой факторный вес имеют они в общей структуре профессионального мастерства оперативника.

3. Какими знаниями, умениями, навыками и на каком уровне необходимо владеть, чтобы стать лучшим оперативником России.

Использовался метод «полярных групп» по профессиональной подготовленности. По итоговым результатам конкурса были выделены три группы: «лучших», «средних» и «худших», к каждой из которых было отнесено по 15 конкурсантов, показавших соответственно 1 - 15, 31 - 45 и 61 - 75 результаты (табл. 1).

Таблица 1

Показатели профессиональной подготовленности представителей «полярных групп»

по уровню профессионального мастерства

Категории

1 - 15

«лучшие»

31 - 45 «средние»

61 - 75 «худшие»

Параметры

Средн. значение

Станд. откл.

Средн. значение

Станд. откл.

Средн. значение

Станд. откл.

Результаты по разделам подготовки (баллы)

62,52

5,27

60,13

5,92

55,33

5,71

15,30

3,30

12,94

1,76

11,10

2,22

Физическая подготовка Огневая подготовка Медицинская подготовка

31,46 29,23 23,33

6,63 3,44 2,55

18,13 12,77 18,88

11,89 12,41 8,02

7,76 7,27 9,05

9,28 8,98 9,82

Кузнецов А.Ф. Характеристика основных слагаемых профессионального мастерства оперуполномоченных...

Представленные данные показывают, насколько «лучшие» сильнее «средних» и «худших» внутри каждого раздела. Однако сравнить направления между собой, например, технико-криминалистическую подготовку с медицинской невозможно, т.к. шкалы в каждой из номинаций по условиям конкурса использовались разные.

Для выявления соотношений отдельных дисциплин в общей структуре профессиональной подготовленности были вычислены коэффициенты корреляции, величина которых указывает на тесноту взаимосвязи показателей. Расчеты показали, что наиболее сильно итоговое место в конкурсе зависит от результатов в физической (г = 0,71), огневой (г = 0,64) и медицинской подготовке (г = 0,53). Между технико-криминалистической, специальной подготовкой и итоговым местом взаимосвязи слабые (г = 0,47 и 0,41).

Для более точного представления о вкладе отдельных разделов подготовки вычислялось «средневзвешенное отклонение», показывающее, насколько данный конкретный результат отклоняется от среднегруппового в процентах. Предполагалось, что те разделы, в которых «лучшие» наиболее весомо преобладают над средним уровнем, и будут наиболее важными с точки зрения вклада в профессиональное мастерство (рис. 1).

180% 170% 160% 150% 140% 130% 120% 110% 100%

1 7

/

1

и

□ Специальная

□ Техн.-крим

□ Физическая

□ Огневая

□ Медицинская

Рис. 1. Соотношение слагаемых профессионального мастерства лучших оперативников России

Из диаграммы видно, что на первом месте в структуре профессионального мастерства стоит огневая подготовка, на втором - физическая, на третьем - медицинская, а технико-криминалистическая и специальная подготовленность закрывают список.

Анализ результатов, показанных «лучшими из лучших» (занявших итоговые места с 1 по 3), позволил построить профиль профессиональной подготовленности лучшего оперативника России (рис. 2).

Из профиля видно, что лучший по профессии наиболее превосходит профессионалов среднего уровня в огневой и физической подготовке, где отрыв составляет 60-80%. В технико-криминалистической и специальной подготовке «лучший» превосходит «середняков» на 20-30%.

Одновременно изучался объективный уровень трудности тех вопросов, заданий, тестов и нормативов, по которым оценивались конкурсанты. Ведь могло, например, оказаться, что такое незначительное преимущество «лучших» над всеми остальными в разделе специальной подготовки сложилось не из-за того, что он мало значим, а вследствие того, что контрольные вопросы не очень точно отражали уровень профессионального мастерства участников.

Было произведено сравнение показанных результатов с требованиями нормативных и служебных документов, программ, наставлений и образовательных стандартов по специальности. В результате было установлено следующее.

В огневой подготовке уровень «лучших из лучших» составляет 84,3% от максимального возможного уровня в области знания теории и правил стрельбы, 100% - в умениях по материальной части и устройстве оружия и 78,6% - в области практической стрельбы.

В физической подготовке уровень «лучших из лучших» составляет 86,7% от уровня требований приказа МВД № 510 и программы обучения (сила - «отлично», выносливость и боевые приемы борьбы - «хорошо»). В медицинской подготовке уровень «лучших из лучших» составил 86,3% от максимального в области знаний порядка и правил оказания первой доврачебной помощи и 88,7% -в умениях оказывать первую доврачебную помощь.

В технико-криминалистической подготовке подготовленность «лучших из лучших» составила 72,3% от максимального возможного уровня. Знание классификации технических средств, их принципов действия и способов применения - 37,2%. Знание тактики действий при осмотре места происшествия, при обыске места происшествия, при производстве выемки и производстве других следственных действий - 87,4%. Навыки документального оформления - 94,4%. Знание научных основ данной области - 49,7% .

В специальной подготовке уровень «лучших из лучших» составил 96,6% от максимального. Знание соответствующих положений федеральных законов - 100%, знание ведомственной нормативно-правовой базы МВД России - 82,3%, знание тактических способов действия в определенных ситуациях - 100%, умения и навыки оформления нужных документов - 100%.

Анализ технических результатов, показанных «лучшими» в различных видах конкурсных испытаний, позволил выявить модельные характеристики основных сторон профессиональной

Кадровое обеспечение, служебно-боевая подготовка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огневая

180%/

Техн.-крим

148,89%

Медицинская

154,60%

174,72%

Физическая

159,02%

Специальная

118,58%

Рис. 2. Профиль профессиональной подготовленности лучшего оперативника России

(за 100 % взят уровень «средних»)

подготовленности лучших оперативников России или конкретный перечень знаний, умений и навыков, которыми необходимо владеть, чтобы стать лучшим в профессии. Они состоят в следующем.

«Лучшие» должны в полном объеме знать положения федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и приказа МВД «О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел» и уметь применять эти знания в практической деятельности.

Должны знать последовательность осмотра места происшествия и способы фиксирования вещественных доказательств; порядок и процедуру производства обыска; основания для производства выемки; порядок и правила оформления процессуальных документов; порядок и правила использования спецсредств; средств радиосвязи; приборов, используемых в ОВД при осмотре мест происшествий (металлоискатели, газоанализаторы); специальных устройств, применяемых при допросе («Полиграф»); химических препаратов и иных средств («Бумеранг»), применяемых для документирования противоправных деяний.

Должны уметь подтягиваться на перекладине 23-25 раз, пробегать дистанцию 1 км за 3 м 25 с - 3 м 30 с, выполнять боевые приемы борьбы на оценку не ниже «хорошо»; знать основы теории и правил стрельбы, уметь снаряжать магазин, разбирать и собирать оружие; иметь навыки поражения целей из ПМ на оценку не ниже «хорошо». Знать порядок и правила оказания первой доврачебной помощи человеку при ранениях, травмах и повреждениях внутренних органов; способы применения медикаментов. Уметь использовать средства оказания первой доврачебной помощи, а также иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи при ранениях и травмах.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса в вузах, для обоснованного подбора средств, методов и форм профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей.

Список литературы

1. Физическая культура и физическая подготовка : Учебник для вузов МВД России / под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М., 2007. - 431 с.

2. Афанасьев, В. Г. Системность и общество. - М., 1980. - С. 238.

3. Якунин В. А. Педагогическая психология : учебное пособие. - СПб., 2000. - 349 с.

4. Теория и организация физической подготовки войск : учебник для курсантов и слушателей института / под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В.В. Миронова, В.А. Шейченко. - СПб., 1992. - С. 102.

5. Физическая подготовка : учебное пособие. - М., 2003. - 288 с.

6. Баландин, В. И. и др. Прогнозирование в спорте. - М., 1986. - С. 27.

Literature

1. Physical training and physical preparation / Ed. V.J. Kikot', I.S. Barchukov. - Moscow, 2007. - 431 р.

2. Afanassiev, V. G. Systems and society. - Moscow, 1980.

3. Yakunin V. A. Pedagogical psychology. - S-Petersburg, 2000. - 349 р.

4. Theory and organization of military physical preparation / Ed. L.A. Vejdner-Dubrovin, V.V. Mironov, V.A. Shejchenko. - St.-Petersburg, 1992.

5. Physical preparation : Manual. - Moscow, 2003. - 288 р.

6. Balandin, V. I., etc. Forecasting in sports. - Moscow, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.