Научная статья на тему 'Модельные характеристики профессионального мастерства сотрудников уголовного розыска'

Модельные характеристики профессионального мастерства сотрудников уголовного розыска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / профессиональное мастерство / сотрудники уголовного розыска / курсанты образовательных учреждений МВД России / модельные характеристики / Professional training / professionalism / internal affairs officers / cadets of the educational institutions of the Russian Interior / model characteristics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Анатолий Федорович

В статье рассматривается структура профессиональной подготовленности лучших оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России, исследуется вклад различных разделов профессиональной подготовки в становление профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the structure of professional training of the best operative workers of the Crime Detection Service of the Russian Interior and examines the contribution of various aspects of professional training in the development of professional skills.

Текст научной работы на тему «Модельные характеристики профессионального мастерства сотрудников уголовного розыска»

Таблица 2

Ранжирование блоков ПВК экспертов и специалистов-выпускников различных профилей специальностей

по среднему балу

Профиль Ранг блока ПВК

специалистов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Эксперты СП ПН НПУ ОВК МНК ВН ЭВУ МШЛ ЗН КОМ ПАМ

7,96 7,84 7,71 7,56 7,35 7,20 7,12 7,10 7,00 6,96 6,81

Командиры ПН НПУ ОВК МНК ВН ЗН ЭВУ СП КОМ МШЛ ПАМ

7,88 7,77 7,46 7,44 7,24 7,20 7,16 7,12 6,99 6,91 6,82

Инженеры ПН ОВК СП МНК ВН ЗН НПУ КОМ ЭВУ ПАМ МШЛ

8,33 7,61 7,55 7,52 7,45 7,20 7,19 7,16 7,14 7,12 7,11

Примечания. Условные обозначения соответствуют следующим блокам ПВК профессиографического опросника: ПН -блок «Профессиональная направленность»; СП - блок «Способности»; ВН - блок «Внимание»; ПАМ - блок «Память»; МШЛ -блок «Мышление»; ЗН - блок «Знания»; ОВК - блок «Организаторские и волевые качества»; ЭВУ- блок «Эмоциональноволевая устойчивость»; НПУ- блок «Нервно-психическая устойчивость»; КОМ - блок «Коммуникативные качества»; МНК -блок «Морально-нравственные качества». Средние баллы блоков отражают их значение отдельно от каждой группы обследуемых, поэтому не могут сравниваться между группами.

навыков; 3) способность брать на себя ответственность за принятие решений и действий; 4) способность правильно действовать в условиях дефицита времени, больших физических и психических нагрузок; 5) патриотизм; 6) высокий уровень ответственности за исполняемую работу; 7) абсолютная честность; 8) целеустремленность и настойчивость; 9) убежденность в необходимости и социальной значимости своей профессиональной деятельности; 10) способность не допускать срывов психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках; 11) чувство собственного достоинства; 12) высокий уровень притязаний в профессиональной сфере (стремление к самым высоким должностям и профессиональным званиям); 13) решительность и смелость.

Данные ПВК являются самыми значимыми для эффективной профессиональной деятельности специалиста в области управления ВМФ и составляют ядро структуры его ПВК.

Таким образом, полученные данные о структуре и содержании комплексов ПВК, а также их особенностях у специалистов в области управления ВМФ различного профиля деятельности позволяют методически и организационно обосновывать пути формирования профессионально важных и личностных качеств в период обучения в ВМА, их соответствие требованиям военно-профессиональной деятельности по одному из основных профилей должностного предназначения.

1. О стратегии развития России до 2020 года [Электронный ресурс] : доклад Президента России Владимира Путина на Госсовете 8 февраля 2008 г. // Официальный сайт Президента РФ. ШЬ: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/02/08/ 1542_type63374type63378type82634_159528.shtml (дата обращения: 20.01.2010).

2. Выступление Президента России Дмитрия Медведева на расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ [Электронный ресурс] // Там же. ЦКЪ: http://www.kremlin.ru/ news/7039 (дата обращения: 20.01.2010).

3. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Утлик Э. П., Фе-денко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики : учебное пособие / под ред. А. В. Барабанщикова. М., 1988. 175 с.

4. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. М., 2001. 511 с.

5. Губин В. А. Совершенствование подбора и расстановки актива воинского коллектива (психологическое исследование) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 24 с.

6. ИвановаЕ. МПрофориентационная профессиография : методическое пособие / под ред. В. А. Бодрова. М., 2005. 367 с.

7. Климов Е. А. Введение в психологию труда : учебник для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. 432 с.

8. КорзунинВ. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. 555 с.

9. Кулагин Б. В., Сергеев С. Т. Типологический подход к исследованию проблем профотбора // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 1. С. 62-70.

10. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика : учебник для вузов. СПб., 2008. 480 с.

11. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с.

12. Маклаков А. Г. Указ. соч.

13. Никифоров Г. С. Указ. соч.

14. Там же.

15. ШадриковВ. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 183 с.

16. Корзунин В. А. Указ. соч.

17. Военная профессиология / под общ. ред. А. Г. Карая-ни, Ю. Г. Сулимова. М., 2004. 276 с.

18. Надуваев А. А. Психологический анализ структуры профессиональной деятельности офицера ВМФ : методическое пособие. СПб., 1997. 117 с.

19. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000. 608 с.

20. Корзунин В. А. Указ. соч.

МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

А. Ф. Кузнецов

В статье рассматривается структура профессиональной подготовленности лучших оперативных уполномоченных уголовного розыска МВД России, исследуется вклад различных разделов профессиональной подготовки в становление профессионального мастерства.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональное мастерство, сотрудники уголовного розыска, курсанты образовательных учреждений МВД России, модельные характеристики.

Основной задачей вузов МВД России является подготовка квалифицированных профессиональных кадров для органов внутренних дел. Решение этой задачи подразумевает формирование у курсантов профессионализма, т. е. такого уровня мастерства и искусности в выполнении функциональных обязанностей, который будет полностью соответствовать сложности выполняемых задач. Высший уровень профессионализма составляет профессиональное мастерство, которое определяется как овладение специалистом всей совокупностью способов действий в данной области человеческой деятельности; способность эффективно действовать в самых разнообразных, в том числе и экстремальных условиях, приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся ситуациям. Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [1].

Профессионализм представляет собой некое составное, интегративное качество специалиста. Оно соединяет в себе разные знания, умения и навыки сотрудника, в комплексе обеспечивающие выполнение профессиональных задач. Согласно государственному образовательному стандарту, например, чтобы стать квалифицированным специалистом в области уголовного розыска, обучающийся должен освоить 79 различных учебных предметов и дисциплин.

Возникают вопросы о том, какие разделы подготовки являются наиболее важными для профессионалов уголовного розыска; какой уровень знаний, умений, навыков необходимо освоить, чтобы обрести профессиональное мастерство.

Эти обстоятельства определили тему и цель нашего исследования, которая заключалась в определении модельных характеристик основных сторон профессиональной подготовленности лучших оперативников России.

Задачи исследования:

1) выявить, какие предметы и разделы обучения являются наиболее важными для формирования профессионального мастерства оперативного уполномоченного уголовного розыска;

2) определить иерархию отдельных предметов и разделов обучения, их факторный вес, который они имеют в общей структуре профессионального мастерства оперативника;

3) выявить, какими знаниями, умениями, навыками и на каком уровне необходимо владеть, чтобы стать лучшим оперативником России.

Для решения поставленных задач изучались результаты заключительного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства оперативных уполномоченных уголовного розыска на звание «Лучший по профессии», в котором приняли участие 77 лучших оперативников России.

Для определения профессиональной подготовленности использовался метод «полярных групп». По итоговым результатам конкурса выделены три группы: «лучших», «средних» и «худших», к каждой из которых было отнесено по 15 конкурсантов, показавших соответственно 1 - 15, 31 - 45 и 61 - 75 результаты (в баллах) (табл. 1).

Представленные данные показывают, насколько «лучшие» сильнее «средних» и «худших» внутри каждого раздела. Однако сравнить направления между собой, например технико-криминалистическую подготовку с медицинской, невозможно, так как шкалы в каждой из номинаций по условиям конкурса использовались разные.

Для выявления соотношений отдельных дисциплин в общей структуре профессиональной подготовленности были вычислены коэффициенты корреляции, величина которых указывает на тесную взаимосвязь показателей. Расчеты показали, что наиболее значимо итоговое место в конкурсе зависит от результатов в физической (г = 0,71), огневой (г = 0,64) и медицинской подготовки (г = 0,53). Между технико-криминалистической, специальной подготовкой и итоговым местом взаимосвязи слабые (г = 0,47 и 0,41).

Для более точного сравнения результатов по отдельным разделам подготовки вычислялось «средневзвешен-

Таблица 1

Показатели профессиональной подготовленности представителей «полярных групп» по уровню

профессионального мастерства

Результаты по разделам подготовки (баллы)

Категории Параметры Специальная Технико- криминалистическая Физическая Огневая Медицинская

1-15 («лучшие») Среднее значение 62,52 15,30 31,46 29,23 23,33

Стандартное отклонение 5,27 3,30 6,63 3,44 2,55

31-45 («средние») Среднее значение 60,13 12,94 18,13 12,77 18,88

Стандартное отклонение 5,92 1,76 11,89 12,41 8,02

61-75 («худшие») Среднее значение 55,33 11,10 7,76 7,27 9,05

Стандартное отклонение 5,71 2,22 9,28 8,98 9,82

ное отклонение», показывающее, насколько данный конкретный результат отклоняется от среднегруппового. Предполагалось, что разделы, в которых «лучшие» весомо преобладают над средним уровнем, будут наиболее важными с точки зрения вклада в профессиональное мастерство (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение слагаемых профессионального мастерства лучших оперативников России, %

Из диаграммы видно, что на первом месте в структуре профессионального мастерства стоит огневая подготовка, на втором - физическая, на третьем - медицинская, а технико-криминалистическая и специальная подготовленность только закрывают список.

Анализ результатов, показанных «лучшими из лучших» (занявших итоговые места с 1 по 3) позволил построить профиль профессиональной подготовленности лучшего оперативника России (рис. 2), а также модельные характеристики его профессиональной подготовленности, или конкретный перечень знаний, умений и навыков, которыми необходимо владеть, чтобы стать лучшим в профессии.

Рис. 2. Профиль профессиональной подготовленности лучшего оперативника России (за 100% взят уровень «средних»)

Из профиля видно, что лучший по профессии значимо превосходит профессионалов среднего уровня в огневой и физической подготовке, где отрыв составляет 6080%. В технико-криминалистической и специальной подготовке «лучший» превосходит «средних» на 20-30%.

Исследование также показало, что «лучший» должен в полном объеме знать Федеральный закон «Об опера-

тивно-розыскной деятельности» и Приказ МВД России «О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел», а также уметь применять их в практической деятельности. Он должен также знать: последовательность осмотра места происшествия и способы фиксирования вещественных доказательств; порядок и процедуру производства обыска; основания для производства выемки; порядок и правила оформления процессуальных документов; порядок и правила использования спецсредств, средств радиосвязи, приборов, используемых в ОВД при осмотре мест происшествий (металлоискатели, газоанализаторы), специальных устройств, применяемых при допросе («Полиграф»); химических препаратов и иных средств («Бумеранг»), применяемых для документирования противоправных деяний. Уметь подтягиваться на перекладине 2325 раз, пробегать 1 км за 3 мин 25 - 3 мин 30 сек, выполнять боевые приемы борьбы на оценку не ниже «хорошо». Знать основы теории и правил стрельбы, уметь снаряжать магазин, разбирать и собирать оружие; иметь навыки поражения целей из ПМ на оценку не ниже «хорошо». Знать порядок и правила оказания первой доврачебной помощи человеку при ранениях, травмах и повреждениях внутренних органов; способы применения медикаментов. Уметь использовать средства оказания первой доврачебной помощи, а также иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи при ранениях и травмах.

Одновременно изучался объективный уровень трудности тех вопросов, заданий, тестов и нормативов, по которым оценивались конкурсанты. Ведь могло оказаться, что такое незначительное (всего 9%) преимущество «лучших» над всеми остальными в разделе специальной подготовки сложилось не из-за того, что он менее значим, а вследствие того, что все конкурсанты настолько сильны, что «лучшим» не удалось добиться большого отрыва.

Было произведено сравнение показанных результатов с требованиями программ, наставлений и образовательных стандартов по специальности. В результате было установлено следующее.

В огневой подготовке уровень «лучших из лучших» составляет 84,3% от уровня требований в области знания теории и правил стрельбы, 100% - в умениях по материальной части и устройстве оружия и 78,6% - в области практической стрельбы.

В физической подготовке уровень «лучших из лучших» составляет 86,7% от уровня требований Приказа МВД № 510 и программы обучения (сила - «отлично», выносливость и боевые приемы борьбы - «хорошо»).

В медицинской подготовке уровень «лучших из лучших» составил 86,3% в области знаний порядка и правил оказания первой доврачебной помощи и 88,7% - в умениях оказывать первую доврачебную помощь.

В технико-криминалистической подготовке подготовленность «лучших из лучших» составила 72,3% от уровня требований. Знание классификации технических средств, их принципов действия и способов применения -37,2%. Знание тактики действий при осмотре места происшествия, при обыске на месте происшествия, при про-

180%

170%

160%

150%

140%

130%

120%

110%

100%

□ Специальная

□ Техн.-крим.

□ Физическая

□ Огневая

□ Медицинская

изводстве выемки и при производстве других следственных действий - 87,4%. Навыки документального оформления - 94,4%. Знание научных основ в данной области знания - 49,7% .

В специальной подготовке подготовленность «лучших из лучших» составила 96,6% от уровня требований. Знание соответствующих положений федеральных законов - 100%, знание ведомственной нормативно-правовой базы МВД России - 82,3%, знание тактических способов действия в определенных ситуациях - 100%, умения и навыки оформления нужных документов - 100%.

1. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 29 июня 2009 г № 490 // Рос. газета. 2009. 27 авг.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ОСКОРБЛЕНИЙ

Н. И. Козлова

В статье представлены приемы допроса потерпевшего, психологические особенности допрашиваемого и их влияние на тактику проведения следственного действия при расследовании оскорблений.

Ключевые слова: психологические приемы допроса, тактические приемы допроса, оскорбление, эмоции, психологическое воздействие, коммуникационные способности дознавателя, психологический контакт.

Оскорбление, т. е. посягательство на честь и достоинство другого лица, влечет за собой уголовную ответственность и регламентируется уголовным законодательством (ст. 130 УК РФ). Оскорбление воздействует на чувство собственного достоинства, внутреннее ощущение человеком своей ценности и значимости [1, с. 9]. В настоящее время расследуется большое число уголовный дел данной категории. Часть из них не доходит до суда, и причиной, на наш взгляд, является то, что органом предварительного следствия не учшываются психологические особенности личности и основанная на ней тактика следственных действий.

Одним из наиболее важных элементов, направленных на закрепление доказательств, является допрос потерпевшего. От того, как полно будет допрошен потерпевший, зависит исход дела. Любое унижение направлено непосредственно на личные качества человека, его авторитет в глазах окружающих. Поэтому для дознавателя очень важно сочетать психологические и тактические приемы допроса. В литературе описаны приемы допроса, но при расследовании оскорблений существует своя специфика, которая ранее не рассматривалась. Цель нашего исследования состояла в систематизации приемов по группам применительно к допросу потерпевшего при расследовании оскорблений.

Современные технологии информационного воздействия позволяют дезориентировать человека в происходящих событиях, управлять его поведением и поступками незаметно для него самого. При этом воздействие оказывается не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне [2]. Как правильно отмеча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ет Т. Е. Ежевская, окружающая человека информационная среда неоднородна, имеет различную скорость протекания информационных процессов и информационно-психологического воздействия [3, с. 38-41]. О. В. Пол-стовалов пишет, что «психология представляет собой одну из гносеологических основ криминалистики. Следовательно, изменения, происходящие в психологии за последние годы, не могут не найти своего отражения в криминалистической науке» [4, с. 24-27]. Профессиональное мастерство допрашиваемого должно быть основано на твердом знании процессуального закона и тактических средств ведения следственный действий, разработанный с учетом положений специальных наук: психологии, логики, научной организации труда и т. д. Данные средства не регламентированы законом, их выбор и применение зависят от конкретной следственной ситуации, которая не может быть заранее предусмотрена [5, с. 24]. Вот почему при производстве допроса необходимо применение тактических приемов в сочетании с психологическими особенностями личности.

По своей сути психологические приемы неотделимы от тактических приемов, но выбор таких приемов зависит от конкретного вида преступления и особенностей его расследования. Так, при допросе по делам об оскорблении можно выщелить три основные группы психологических приемов: первая - техника создания и использования оптимальной обстановки общения; вторая - умение допрашивающего вести беседу; третий - оказание психологического воздействия на допрашиваемого.

К первой группе приемов относятся:

1. Частое обращение к «имени собственному», суть этого заключается в том, что при разговоре с допрашиваемым лицо, ведущее допрос, называет его по имени и отчеству. Таким образом допрашивающий проявляет внимание и уважение к личности допрашиваемого, что вызывает у него чувство удовлетворения и самоуважения. При расследовании оскорбления чувство собственного достоинства допрашиваемого задето, поэтому такой прием позволит ощутить значимость своей персоны и расположит собеседника к беседе.

2. Обращение при допросе к лучшим сторонам личности допрашиваемого [6, с. 21]. Предварительно изучив его личность, дознаватель сделает акцент на этих качествах. Данный прием важен в связи с тем, что в делах об оскорблениях лицо, чьи репутация и самооценка пострадали, может воспринять допрос как нежелательное отношение к себе со стороны допрашивающего, и именно акцент на лучших характеристиках допрашиваемого способствует продуктивному допросу.

3. Стремление понять собеседника, мысленно поставив себя на его место, взглянув на ситуацию его глазами. Данный прием позволит допрашиваемому оценить и понять то, что случилось - ведь каждый человек стремится к самоуважению.

4. Поиск общих интересов. Интерес дознавателя к увлечениям допрашиваемого располагает лицо к дознавателю и даче правдивых показаний. Данный прием помогает отвлечь его внимание от воспроизведения в памяти негативнык эмоций и высказываний в его адрес.

5. Установление психологического контакта с использованием приема обеспечения интимности («нам никто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.