Астафьев Н. В., Сафонов Д. Е. Проведение смотра-конкурса физической подготовленности с помощью...
индивидуальную динамику физической подготовленности отдельного курсанта за период его обучения в вузе (табл. 3).
В настоящее время разработанная нами база данных проходит апробацию в вузах МВД России. После апробирования базы данных целесообразно организовать проведение смотра-конкурса физической подготовки курсантов и слушателей всех вузов МВД России. По ито-
гам смотра-конкурса вузов МВД России необходимо издавать распоряжение министра «Об итогах смотра-конкурса по физической подготовке среди курсантов, учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД
России в 20 году». Правами министра целесообразно
награждать победителей и призеров среди курсантов (отдельно, мужского и женского пола), учебных взводов, курсов и высших учебных заведений МВД России.
Таблица 3
Виды и количество итоговых протоколов (выборок)
Категории тестируемых Кол-во протоколов по четырем тестам Кол-во протоколов по каждому тесту Всего по вузу
Курсанты мужского пола, 1-5 курс 5 20 25
Курсанты женского пола, 1-5 курс 5 20 25
Учебные группы на каждом курсе По количеству групп По количеству групп
Учебные группы всех курсов 5 20 25
Курсы 1-5 5 20 25
Курсант (за период обучения) До 5 До 5 10
1 Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 29 июля 199б г. М 412. URL: http://infopravo.by.ru/ fed1996/ch04/akt16024.shtm (дата обращения: 30.10.2010) ;
О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказомМВД России от 29 июля 1996 г. М 412 [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 15 мая 2001 г М 510. URL: http://infopravo.by.ru/fed2001/ch05/akt19393.shtm (дата обращения: 30.10.2010).
2 Астафьев Н. В., Кузнецов А. Ф. Oрганизационно-методи-ческие и правовые основы создания в высших учебных заведениях МВД России спортивных клубов // Право и образование. 2010. М 10.
3 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. М 1101-р. URL: http://minstm.gov.ru/documents/ xPages/item.670.html (дата обращения: 29.01.2011).
4 URL: http://vifk-spb.narod.ru/newtech.html (дата обращения: 09.01.2011).
5 Пугачев В. Ф. Oт значка ГТО к высотам мастерства. М., 1986. 96 с.
6 О введении нового всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров СССР от 17 января 1972 г. М 61. URL: http://russiansport.narod.ru/files/ norms_gto.html (дата обращения: 17.10.2010).
7 Министерство обороны предлагает возродить школьный комплекс ГТО. URL: http://sportcom.ru/portal/2005/06/10/ 2928.htm (дата обращения: 01.01.2011) ; ДОСААФ России готово вернуть под свое «крыло» нормы ГТО. URL: http:// sportprimorye.ru/russia_sport/3349-dosaaf-rossii-gotovo-vernut-pod-svoe-krylo-normy-gto.html (дата обращения: 01.01.2011) ; Возрождение массового физкультурного движения по сдаче норм ГТО. URL: http://www.lt1.ru/news119803.html (дата обращения: 01.01.2011) ; Возвращение к ГТО. URL: http:// www.interfaxrussia.ru/Povoljie/view.asp?id=145764 (дата обращения: 01.01.2011) ; Мутко поддержал идею возрождения в школах Свердловской области физкультурного комплексаГТО. URL: http://www.lenty66.ru/news/2010/02/04/3810/ (дата обра-
щения: 01.01.2011) ; К труду готов! А к обороне? URL: http:// detsport.ru/k-trudu-gotov-a-k-oborone/#more-7646 (дата обращения: 01.01.2011).
8 Кабачков В. А., Петров В. К., Перова Е. И., Евстрато-ва Т. В. Комплекс ГТО в XXI веке. O^Hra физической подготовленности учашцхся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Oтечества» в 20082010 гг. // Вестник спортивной науки. 2010. М 2. С. 47-51.
УДК 159.95
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СОГЛАСОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
А. Ф. Кузнецов, В. Г. Лупырь, С. В. Чичин
В статье рассматривается служебно-боевая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, представляются организационные и методические основы для согласованного подхода к проведению всех ее форм, излагается авторская концепция служебно-боевой подготовки курсантов и слушателей.
Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, курсанты образовательных учреждений МВД России, комплексные занятия, учения, конкурс профессионального мастерства.
В образовательных учреждениях МВД России служебно-боевая подготовка курсантов и слушателей занимает особое место. Она одновременно является и предметом обучения, составляя комплексную учебную дисциплину, включающую физическую, тактико-специальную и огневую подготовку; и обязательным элементом повседневной жизни, обеспечивающим решение возложенных на вуз задач правоохранительной деятельности по месту дислокации; и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, средством
целостного развития их личности, воспитания профессионально важных интеллектуальных, морально-волевых и психологических качеств (смелости, решительности, самодисциплины, бдительности, внимания, самообладания и т. п.). Однако уровень служебно-боевой подготовленности сотрудников часто не соответствует современным требованиям1. В связи с многоплановым характером служебно-боевой подготовки возникает необходимость координации отдельных направлений деятельности, а также разработки организационных и методических основ для реализации этой взаимосвязи.
Проблема педагогической интеграции содержания дисциплин огневой, физической и тактико-специальной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России неоднократно становилась предметом научных исследований. Взаимосвязь знаний порядка применения оружия при пресечении противоправных действий и умений метко поражать цели представлена в ра-ботахЮ. Ф. Подлипняка, В. Г. Лупыря, А. И. Щипина2.
С нашим участием творческим коллективом под руководством Н. В. Астафьева обоснована, разработана и экспериментально проверена программа междисциплинарной интеграции физической, огневой и тактико-специальной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, предусматривающая взаимосогласованное проведение предметных и комплексных междисциплинарных занятий по дисциплинам служебно-боевой подготовки3. Эффективность программы оценивалась по сравнительной результативности служебно-прикладных действий и показателей, отражающих развитие основных физических качеств у курсантов экспериментальных (197 человек) и контрольных (221 человек) групп. Более высокий уровень результатов у занимавшихся по экспериментальной программе зарегистрирован при выполнении следующих действий: специальное упражнение стрельб в составе служебного наряда - на 15,7%; в преодолении полосы препятствий - на 21,6; перебежки и переползания - 3,4; определение направления по азимуту - на 24,8; задержание правонарушителя под угрозой применения оружия и надевание наручников - на 14,8; в упражнениях на силу - на 6,2; в упражнениях на выносливость - на 8,7%. Различия статистически достоверны.
Решением Ученого совета Омской академии МВД России от 22 октября 2010 г. (протокол № 3) результаты апробации межотраслевой учебной программы «Служебно-боевая подготовка» в 2009/10 учебном году одобрены; признано, что комплексная форма проведения занятий и учений позволяет повысить практическую направленность обучения, приближая учебный процесс к реальным условиям применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и табельного огнестрельного оружия. Программа рекомендована к внедрению в учебно-воспитательный процесс академии в 2010/11 учебном году. Вместе с тем проблема междисциплинарной интеграции учебных и внеучебных форм служебнобоевой подготовки пока еще исследована недостаточно.
Настоящая Концепция является продолжением данного направления работы и предназначается для согла-
сования порядка организации и проведения всех форм служебно-боевой подготовки курсантов и слушателей академии (учебных занятий по физической, огневой и тактико-специальной подготовке; спортивно-массовых мероприятий по служебно-прикладным видам спорта; служебно-боевой подготовки в подразделениях курсантов) с учетом особенностей образовательного процесса.
Основу концепции составляет идея взаимосогласованной реализации служебно-боевой подготовки по двум направлениям:
- в рамках образовательного процесса;
- в рамках внеучебной деятельности.
В рамках образовательного процесса служебно-боевая подготовка реализуется в форме взаимосогласованных учебных занятий по дисциплинам «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», а также комплексных междисциплинарных занятий и учений, проводимых в процессе выездов в загородный учебный центр академии на этапе начальной профессиональной подготовки, а также в ходе образовательного процесса на 1-4 курсах4.
В рамках внеучебной деятельности служебно-боевая подготовка реализуется в форме конкурса служебно-боевой подготовки курсантов и слушателей, проводимого ежегодно с привлечением всего переменного состава академии и включающего в себя смотры-конкурсы по физической, огневой, тактико-специальной и строевой подготовке.
В рамках образовательного процесса структуру учебно-воспитательного процесса по служебно-боевой подготовке составляют пять блоков, реализуемых при завершении обучения на каждом курсе и дополняющих друг друга: «Основы индивидуальной служебно-боевой подготовки», «Индивидуальная служебно-боевая подготовка», «Действия в составе служебных нарядов», «Действия в составе групп функционального применения», «Совершенствование служебно-боевой подготовки».
Общим назначением блоков является обеспечение условий для формирования у курсантов и слушателей положительного опыта применения знаний, умений и навыков, освоенных на занятиях по физической, огневой и тактико-специальной подготовке в обстановке, максимально приближенной к реальным ситуациям правоохранительной деятельности, а также проверка обучаемых на готовность к эффективным действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и оружия для пресечения противоправных проявлений.
Основной организационной формой реализации блоков являются взаимосогласованные учебные занятия по дисциплинам «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», а также комплексные междисциплинарные занятия и учения, проводимые в загородном учебном центре академии.
Взаимосогласованные учебные занятия по дисциплинам «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка» проводятся в загородном учебном центре академии в период, непосредственно предшествующий комплексным занятиям (учениям),
и исключительно в интересах обеспечения готовности курсантов к эффективным действиям на этих комплексных междисциплинарных занятиях (учениях). Их содержание должны составлять только те знания, приемы и действия, которые непосредственно будут востребованы при выполнении задач комплексных занятий (учений).
Комплексные междисциплинарные занятия (учения) проводятся как итог выезда в загородный учебный центр академии в соответствии с тематикой данных занятий, представленной в Программе междисциплинарной интеграции дисциплин служебно-боевой подготовки. В завершение проводится итоговый разбор действий обучаемых в процессе комплексных междисциплинарных занятий (учений) с определением (награждением) лучших курсантов, игровых коллективов, учебных групп.
Результаты действий курсантов в процессе комплексных междисциплинарных занятий (учений) учитываются при переводе на следующий курс обучения, при подведении итогов обучения за год, при проведении итоговой аттестации, при назначении именных стипендий.
В рамках внеучебной деятельности учебно-воспитательный процесс по служебно-боевой подготовке составляют подготовка и участие курсантов и слушателей в общеакадемическом конкурсе служебно-боевой подготовки.
Конкурс служебно-боевой подготовки курсантов и слушателей проводится ежегодно с привлечением всего переменного состава академии и включает в себя смотры-конкурсы по физической, огневой, тактико-специальной и строевой подготовке.
Каждый из этих смотров-конкурсов представляет собой относительно самостоятельное мероприятие, которое реализуется на основании соответствующего Положения о смотре-конкурсе, предполагает привлечение всего переменного состава академии и выполнение упражнений (приемов, действий), предусмотренных учебными рабочими программами или другими нормативными документами.
Общие итоги конкурса профессионального мастерства курсантов и слушателей подводятся в личном и командном зачете по наименьшей сумме (наименьшей средней) мест, занятых в смотрах-конкурсах по физической, огневой, тактико-специальной и строевой подготовке. В случае равенства суммы мест преимущество отдается участникам (коллективам), показавшим лучшие результаты в тактико-специальной подготовке.
В личном зачете итоги конкурса профессионального мастерства подводятся раздельно среди обучаемых мужского и женского пола с определением победителей и мест каждого участника на курсе и в академии.
В командном зачете итоги конкурса служебно-боевой подготовки подводятся с определением победителей и мест каждой учебной группы на курсе, каждой учебной группы в академии и каждого курса в академии.
Подведение итогов осуществляется руководством академии в торжественной обстановке на общем построении (торжественном собрании) личного состава.
Предполагается, что настоящая Концепция позволит создать основу для согласования усилий всех должност-
ных лиц образовательных учреждений МВД России, проводящих служебно-боевую подготовку курсантов и слушателей, оптимизировать процесс служебно-боевой подготовки и повысить уровень профессиональной подготовленности выпускников.
1 Амельчаков И. Ф. Совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации // Профессионал. 2007. № 6. С. 39-41.
2 Подлипняк Ю. Ф. Вступительное слово // Вопросы совершенствования боевой подготовки в современных условиях : мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. М., 2002 ; Лупырь В. Г Теоретико-методологическое обоснование системы интеграции учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1(36). С. 14-16 ; Лупырь В. Г., Щипин А. И. Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов // Там же. 2008. № 4(35). С. 25-27.
3 Астафьев Н. В., Кузнецов А. Ф., Литвин Д. В., Рудник В. М. Служебно-боевая подготовка : междисциплинарная образовательная программа (интеграция учебных дисциплин «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка») для обучающихся по специальностям
031001.65 (030505.65) Правоохранительная деятельность,
030501.65 Юриспруденция, 030900.62 Юриспруденция. Омск, 2010. 30 с.
4 Там же. С. 4-5.
УДК 343.1
УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЫСКЕ, ПРОВОДИМОМ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ
А. Р. Сысенко
Статья посвящена участию в обыске специалистов, что позволяет эффективно применять технико-криминалистические средства и методы. Специалиста необходимо привлекать во всех случаях, когда возникает или даже прогнозируется следственная ситуация, требующая использования специальных знаний и навыков как научного, так и технического характера.
Ключевые слова: специалист, обыск, специальные знания.
Выбор следственных действий, последовательность и тактика их проведения, средства и методы, используемые при расследовании преступлений по горячим следам, перечень субъектов, участвующих в них, зависят от обстановки, в которой протекает процесс расследования преступления. Чтобы действия субъектов, направленные на раскрытие и расследование преступления, носили целевой характер и были эффективными, необходимо давать объективную и всеобъемлющую оценку происходящим событиям и их результатам.
Сложившееся у многих ученых и практиков мнение о том, что лица, осуществляющие предварительное расследование, достаточно подготовлены по технико-криминалистическим вопросам, определило процессуально факультативное (необязательное) привлечение специалистов для поиска, обнаружения, фиксации, изъятия как