Среди причин, побудивших заниматься волонтерской деятельностью, отмечают, прежде всего, бескорыстное желание помочь, получение новых навыков, альтруизм. Далее по степени важности: возможность практики/стажировки по специальности, самореализация, возможность приобрести новые знакомства. И в меньшей степени - сегодня заниматься данным видом деятельности престижно, сегодня заниматься данным видом деятельности модно, льготы при обучении в ВУЗе.
Большая часть волонтеров отметили, что практически не отказываются от волонтерской деятельности, им интересно добровольческое движение, но при этом планируют заниматься волонтерством пока обучаются в вузе.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены характерные особенности деятельности спортивных волонтеров, которые необходимо учитывать при разработке педагогических технологий и методик по их подготовке к требуемой деятельности.
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2015.
УДК 796.07
ИЕРАРХИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
Сергей Александрович Жарков, преподаватель, Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, доцент,
начальник кафедры, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России, Волгоград)
Аннотация
В статье на основе анализа ответов на вопросы разработанной анкеты сотрудников уголовного розыска, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России определена иерархия профессионально важных физических способностей в профессиональной деятельности оперуполномоченных. Так, установлено, что для полицейских уголовного розыска важнейшей физической способностью является ловкость, поэтому развитие ловкости должно быть положено в основу разработки методик и программ их профессионально-прикладной физической подготовки.
Ключевые слова: физические способности, профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники уголовного розыска.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p101-104
HIERARCHY OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL ABILITIES OF THE
CRIMINAL INVESTIGATORS
Sergey Aleksandrovich Zharkov, the lecturer, Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,
Head of the Department, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia
Annotation
On the basis of the analysis of the responses to the questions of the designed questionnaire for the criminal investigation employees, cadets and students of the educational institutions of the Russian Interior Ministry the authors defined the hierarchy of the professionally important physical abilities in the professional work of the criminal investigators. Thus, it was found that for the police criminal investigation department the most important physical ability is dexterity skill so the training of dexterity should be the basis for development of the methods and programs for the professionally applied physical preparation.
Keywords: physical abilities, professional-applied physical preparation, staff of the Criminal In-
vestigation.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка сотрудников МВД России является одной из главных составляющих в их служебно-боевой подготовке. Большинство специалистов считают, что в качестве приоритетных физических способностей для профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России должны быть сила и выносливость, а также быстрота движений [1, 2, 3]. Однако ряд последних исследований показал, что эффективность обучения боевым приемам борьбы, а также умениям и навыкам преодоления различных полос препятствий, определяется, прежде всего, уровнем развития у курсантов и слушателей координационных способностей [4, 5].
Несогласованность мнений специалистов создает определенные методические трудности в разработке методик и программ профессионально-прикладной физической подготовки не только курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, но и сотрудников органов внутренних дел. Сложившаяся ситуация и определила актуальность проводимого исследования.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения иерархии наиболее важных профессиональных физических способностей сотрудников уголовного розыска была разработана анкета. В анкету было включено пять вопросов, касающихся характеристик скоростных, силовых и координационных способностей, а также выносливости. В каждом вопросе предлагались четыре ответа, отражающих особенности проявления всех вышеперечисленных физических способностей в профессиональной деятельности сотрудников уголовного розыска. Для удобства восприятия информации в анкете силовые способности именовались просто «сила», координационные способности - «координация», а скоростные способности -«скорость».
В анкетном опросе приняли участие 56 полицейских ОВД г. Волгограда, имеющих опыт в данной профессии не менее 5 лет, а также 109 курсантов и слушателей Волгоградской академии МВД России. Респондентам необходимо было в каждом вопросе указать по порядку значимость всех четырех ответов. Порядковый номер ответа являлся его рангом и оценивался в баллах: 1 ранг - 1 балл, 2 ранг - 2 балла, 3 ранг - 3 балла, 4 ранг -4 балла. При предварительной обработке были отбракованы 6 анкет сотрудников ОВД и 9 анкет курсантов. В итоге анализировали 50 анкет сотрудников ОВД и 100 анкет курсантов и слушателей.
Затем полученные баллы ответов всех респондентов на каждый вопрос суммировались, и определялся итоговый ранг ответа. Коэффициент конкордации ответов респондентов определяли по стандартной методике.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Отвечая на первый вопрос «Какие из физических способностей являются наиболее важными в работе сотрудников уголовного розыска?», курсанты и слушатели, у которых отсутствует опыт профессиональной деятельности в структурах МВД, указали, что наиболее важна для сотрудников уголовного розыска сила. Второй по значимости физических способностей они считают выносливость, третьей - двигательную координацию, и последнее четвертое место досталось скорости. При этом коэффициент конкордации этой группы экспертов равен 0,61, что говорит о средней согласованности мнений респондентов.
Практические работники полиции наибольшее предпочтение для сотрудников уголовного розыска отдали выносливости. Именно выносливость, по их мнению, являются наиболее важной физической способностью в профессиональной деятельности по-
лицейских. Сила занимает вторую позицию, а координационные способности - третью. Скоростные способности, как и у курсантов и слушателей, заняли четвертое место. Коэффициент конкордации практических работников (") равен 0,55, что указывает также на среднюю согласованность мнений респондентов этой группы.
Коэффициент конкордации практических работников равен 0,58. У курсантов и слушателей такой показатель ниже, и составляет 0,64. То есть, мнение практических работников уголовного розыска более разнообразным.
Следующим шагом в анализе результатов анкетирования стало ранжирование всех ответов по количеству набранных баллов в обеих группах респондентов. Чем меньше набранных очков в ответе, тем выше ранг. Аналогичным образом было проведено ранжирование характеристик профессиональной деятельности, развития функциональных систем организма в их влиянии на профессиональную деятельность и профессиональных навыков, которыми должны владеть сотрудники уголовного розыска.
В таблице 1 представлено ранжирование всех 20 ответов на вопросы анкеты сотрудников ОВД г. Волгограда.
Таблица 1
Ранжирование всех ответов на вопросы анкеты сотрудников ОВД г. Волгограда
Кол-во баллов Ранг Ответы
91 1 Нервная
103 2 Выносливость
107 3 Значительная неопределенность
110 4,5 Находчивость
110 4,5 Целеустремленность
112 6 Постоянная неопределенность
116 7 Преодоление препятствий
117 8 Сердечно-сосудистая
118 9 Опорно-двигательная
120 10 Боевые приемы борьбы
121 11 Сила
124 12,5 Бег
124 12,5 Решительность
129 14 Координация
132 15 Небольшая неопределенность
140 16 Стрельба
147 17 Скорость
153 18 Стандартные
156 19 Дисциплинированность
174 20 Дыхательная
И так, несмотря на то, что сотрудники уголовного розыска в большинстве своем считают, что наиболее важной физической способностью для их профессиональной деятельности является выносливость (103 балла, 2 ранг), среди первых по сумме баллов семи ответов нет ни одного, который бы напрямую или косвенно характеризовал бы эту способность. Все ответы сотрудников уголовного розыска свойственные в большей мере координационным способностям, но наиболее точно они отражают основные черты ловкости. Именно ловкость характеризуется тем, что двигательные действия приходится выполнять в условиях значительной или постоянной неопределенности (ранги 3 и 6), преодолевая различные препятствия (ранг 7), проявляю при этом находчивость (ранг 4,5) и целеустремленность (ранг 4,5). При этом наибольшая нагрузка приходится на нервную систему, которая выполняет преимущественно координирующую роль во всех двигательных действиях, требующих проявления ловкости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из анализа результатов анкетирования, следует, что мнение реальных сотрудников уголовного розыска относительно степени значимости физических способно-
стей для их профессиональной деятельности существенно отличается от мнения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Если у полицейских с практическим опытом работы ловкость является ведущим компонентом в их физической подготовленности, то курсанты и слушатели отдают предпочтение силе и выносливости. При разработке методик и программ профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников уголовного розыска, а также курсантов и слушателей, обучающихся по специальности оперуполномоченный уголовного розыска, необходимо акцентировать внимание на развитии их двигательной ловкости, так как их профессиональная деятельность требуется проявление находчивости, нестандартного мышления, его изобретательности, решение сложных логических задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркалов, С.Н. Учет специфики служебной деятельности в огневой и физической подготовке сотрудников ОВД : монография / С.Н. Баркалов, А.В. Баученков, О.В. Харахардин ; Орловский юрид. ин-т МВД России. - Орел : [б.и.], 2006. - 170 с.
2. Кашин, Н.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов вузов силовых ведомств : учебно-методическое пособие / Н.И. Кашин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б. и.], 2007. - 45 с.
3. Лавров, В.Н. О совершенствовании системы физической и огневой подготовки сотрудников милиции / В.Н. Лавров // Профессионал. - 2002. - № 2. - С. 25-27.
4. Овчинников, В.А. Управление равновесием как один из факторов успешного владения боевыми приемами борьбы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 80-84.
5. Овчинников, В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Овчинников Владимир Александрович. - Москва, 2012. - 48 с.
REFERENCES
1. Barkalov, S.N., Bauchenkov, A.V. and Harahardin, O.V. (2006), Accounting for the specifics ofperformance in fire and physical training of the police department: monograph, Orel.
2. Kashin, N.I. (2007), Professional applied physical preparation of cadets of high schools of law enforcement agencies: training manual, publishing house VIFK, St. Petersburg.
3. Lavrov, V.N. (2002), "On improving the system of physical and fire training police officers", Professional, No. 2, pp. 25-27.
4. Ovchinnikov, V.A. (2009), "Management of balance as a factor in the success of martial combat techniques", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 80-84.
5. Ovchinnikov, V.A. (2012), System of formation of professional-applied physical preparation of cadets and students of universities Russian Interior Ministry, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2015.
УДК 796.011.3
СОДЕРЖАНИЕ НЕДЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
И ЕЕ САМОАНАЛИЗ
Андрей Николаевич Каинов, кандидат педагогических наук, директор, Кирилл Андреевич Каинов, учитель физической культуры, Муниципальное общеобразовательное учреждение лицея №7 г. Волгограда
(МОУ лицей № 7)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы недельной двигательной активности у учащихся 5 и 6 классов в процессе внеурочных форм занятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий. Анализ недельной двигательной активности школьников показал, что наибольшие вклады