Научная статья на тему 'Парадигмальные основания современного образования'

Парадигмальные основания современного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ ЖИЗНИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РОДОВАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / PEDAGOGICAL PARADIGM RECONSIDERATION / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION / SPIRITUAL WEALTH / SOCIO-MORAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аскарова Гульнара Бейсеновна

В статье обосновывается необходимость реорганизации педагогического образования посредством его гуманизации и гуманитаризации в рамках философско-антропологической парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradigmal foundations of modern education

The necessity of reconsideration the principles of modern education and the present pedagogical paradigm by means of humanization and humanitarization on the base of philosophic-anthropological paradigm is substantiated.

Текст научной работы на тему «Парадигмальные основания современного образования»

Г.Б. АСКАРОВА, доцент Стерлитамакская государственная педагогическая академия

Парадигмальные основания современного образования

В статье обосновывается необходимость реорганизации педагогического образования посредством его гуманизации и гуманитаризации в рамках философско-антропологической парадигмы.

Ключевые слова: реорганизация образования, смыслообразующие основания жизни, общечеловеческие ценности, духовное возрождение, социально-нравственная ориентация, родовая сущность человека.

На протяжении всей жизни человек, будучи существом «незавершенным», «открытым », находится в постоянном движении к самосовершенствованию, к самодо-страиваниию собственного Я, ведь, родившись, он только начинает свой долгий путь к самому себе. Созданный природой «человеческий материал » - всего лишь потенция человека, нуждающаяся в оформлении в полноценного человека посредством его включения в единое поле культурно-исторической деятельности человечества. Процесс становления человеческой экзистенции как реализации в единичном, уникальном существовании всеобщей родовой сущности происходит не самопроизвольно, а только при условии творческой активности человека на пути сознательного выстраивания самого себя и окружающего мира.

Когда нарушаются привычные формы и нормы социального бытия, человек должен укорениться в нем, восстановив истоки «человечности », свои сущностные силы, ведь человек - не замкнутый «социальный атом», он - человек-в-мире, необходимый самоценный элемент более широкой системы - человечества, природы, Вселенной, в которой он не только бытует, но и бытий-ствует как уникальное родовое существо со своим смыслом и предназначением.

Усиление поисков людьми смыслообразующих оснований жизни в условиях обострившегося дефицита общественной нравственности актуализирует проблему формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения, становления челове-

ка как активного элемента социального целого, носителя общечеловеческих нравственных ценностей. Решение этой проблемы возможно путем реорганизации педагогического образования. Именно школа должна стать фактором социального прогресса и духовного возрождения человека.

Таким образом, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. необходимо переосмысление онтологических, гносеологических, антропологических основ образования. Следовательно, именно в философском знании нужно искать методологическое обоснование построения образовательной системы, способной обеспечить формирование целостного мышления и целостное развитие личности. Философско-антропологическим основанием педагогики должно стать признание интегративной природы человека как некоей целостности, структурными элементами которой являются тело, душа, дух. Последние не снимаются социальностью человека, и ориентация образования на формирование социально адаптируемой личности, основанная на редукционизме в понимании сущности человека, ведет к сужению целей и задач обучения и воспитания.

Необходимость гуманизации всей системы образования и гуманитаризации его содержательной стороны во многом продиктована социальной потребностью выхода из кризиса, в котором оказалось наше общество. Истоки кризиса в сущности своей - духовные, и потому для его разрешения нужны духовные средства возрождения общества, личности. Проблема дегума-

низации общества и личности непосредственно связана с падением престижа гуманитарных наук. Но, как показывает историческая практика, в переломные эпохи именно гуманитарные знания могут способствовать формированию духовности как важнейшей составляющей человека. В духовности аккумулируются высшие общечеловеческие ценности, противопоставленные частным, утилитарным, технократическим ориентациям. Кроме того, только гуманитарные науки могут дать целостный образ человека каккомплексного феномена природно-космического, социальнокультурного, психоментального характера.

Вспомним гениальные предвидения Н.Н. Моисеева, утверждавшего, что XXI в. будет «веком гуманитарного знания», подобно тому как XIX в. был «веком пара и инженерных наук». Именно на этом пути Н.Н. Моисееву виделась возможность преодоления повсеместного - в сфере политики, экономики, межличностных отношений, образования - кризиса. Прорыв к новым формам человечности и организации человеческого бытия осуществим на основе «очеловечивания » образовательных программ, в которых гуманитарное образование (как знание о мире человека и о человеке в мире) должно способствовать привнесению «аристократического духа в массы» (К. Ясперс). Иначе говоря, одной из задач модернизации образования является формирование интеллектуальной элиты нации

- с ее развитым чувством собственного достоинства, сознанием своей свободной, творческой сущности, чувством ответственности за возможный выбор в границах этой свободы и нравственного долга перед самим собой, другими людьми, Родиной, человечеством.

Таким образом, преодоление кризиса возможно лишь на пути смены парадиг-мальных основ образования, на пути его гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация образования предполагает признание человека высшей целью. Одним из ее средств выступает гуманитаризация, бла-

годаря чему в процессе образования должен быть получен образ человека со всеми его сущностными силами, потребностями, ценностями, идеалами. При этом необходимо учитывать, что прогрессивная педагогическая мысль всегда развивалась в направлении от человека к миру ценностей и от мира ценностей - к человеку. Подобное соединение антропологического и аксиологического подходов позволяет с широких философских позиций определить парадигму решения наиболее актуальных на сегодняшний день педагогических проблем.

С позиции антропологического подхода, согласно которому человек не только исходный пункт педагогического исследования, но и его конечная цель, возможно сформулировать главные направления развития современной педагогической мысли, выделив их соответственно основным сферам человеческого бытия, основным отношениям, в которые включен человек, образуя сложную самоорганизующуюся систему:

• Человеки мироздание. Этот уровень исследования человека предполагает осуществление принципа природосообразно-сти - движение от понимания сущности законов природы к осознанию человека как явления вселенского порядка (в более узком смысле это требование соответствия воспитания природе человека, которая является предельным критерием истинности педагогических целей и задач).

• Человек и культура. Это сфера воспроизводства человека как родового существа, то есть присвоения им своей родовой сущности посредством интериоризации ценностей культуры. Согласно культурологическому принципу человек есть творец культуры и ее творение, и только через нее может быть постигнута его сущность.

• Человек и общество. В сфере наличного бытия человека должен работать принцип диалектической взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, что позволяет смягчить антиномию общественного и личностного и исследовать человека как

часть социального целого в аспекте его уникальности и самоценности.

• Человек с человеком. Сфера интерсубъективных отношений отражает принцип двойственности человеческого бытия: духовно-практическое выделение людей из природы стало возможным только через их отношения друг с другом, таким образом, человек становится человеком только через соотнесение себя с другим человеческим существом, путем превращения вещного отношения «Я - Оно» в личностное «Я - Ты».

Обострение сущностных противоречий в обозначенных основных сферах человеческого бытия (противоречия духа и природы, общественного и индивидуального, свободы и необходимости, временного и вечного, творческого и репродуктивного и т.д.) актуализирует необходимость педагогических исследований, направленных на изучение проявлений человеческой сущности во всех сферах существования человека, иначе говоря, его различных модальностей.

Историческое многообразие моделей гуманистических школ демонстрирует незыблемость краеугольных камней эволюции образования - философско-этических представлений о ценности личности ребенка, признания его творческой активности в образовательном процессе, примата нравственного развития над интеллектуальным, обращения к целостности бытия и его духовным, метафизическим основаниям. Между тем в многочисленных педагогических системахобоснование необходимости социальной адаптации ребенка и развития в нем нравственно значимых качеств не содержит указаний на конкретные способы ее реализации. Кроме того, термины социальной адаптации и социализации все же смещают акценты в связке «человек - общество » в сторону общества - извне заданного человеку ценностно-нормативного пространства. На наш взгляд, целесообразно ввести термин «социально-нравственная ориентация», что позволит избежать асимметричности в отношении «человек - общество », смягчить жесткую детерминиро-

ванность жизни человека внешней, социальной необходимостью, раскрыть свободную творческую сущность человека, который не приспосабливается к действительности, не ограничивается усвоением заданных обществом ценностей, а творит их, свободно выбирая себя как существо изначально нравственное.

Социально-нравственная ориентация -это направленность личности на гармоничное существование в ценностном пространстве двух измерений действительности: горизонтальном - в поле социального взаимодействия и вертикальном - в мире высших смыслов и абсолютных ценностей. При использовании категории социально-нравственной ориентации устраняется возможность абсолютизации одного из принципов

- индивидуализации (утверждение челове-ка-монады) или коллективизации (понимание человека как безликого элемента социального целого) в процессах социализации и социальной адаптации. Первый принцип видит человека только в отношении к самому себе, второй не видит человека вообще: «Там лицо человека искажено, здесь закрыто» [1]. В то же время, как замечает Г. Мадинье, «у индивидуализма есть своя правота: это значение, достоинство и самоценность человеческой личности. Но есть своя правота и у универсализма: ценность группы, необходимость подчинить ей ее членов. С точки зрения спонтанной, обыденной логики, которая по привычке мыслит целостность и отдельного индивида в пространственных измерениях, нет никакой возможности объединить индивидуализм и универсализм» [2, с. 80].

Между тем оптимальное решение проблемы отношения «человек - общество » в аспекте становления ценностных ориентиров возможно путем расширения данного отношения до уровня взаимосвязи «человек - универсум », что осуществимо в рамках интегративной концепции диалектического взаимодействия процессов социализации, индивидуализации и экологизации личности ребенка. Категория «социально-

нравственная ориентация» вскрывает диалектику сущности и существования человека, выявляет момент целостности бытия: социальная сущность человека проявляется в совместном существовании людей в рамках определенного социокультурного пространства посредством овладения его нормами и ценностями и в активной деятельности по преобразованию социальной сферы, нравственная сущность человека -в способности трансцендировать за пределы наличного бытия и исповедовать высшие смыслы и ценности, не сводимые к эмпирическому, телесному существованию.

Следующим моментом, фиксируемым категорией социально-нравственной ориентации, является признание диалектического единства свободы и необходимости. Человек с рождения помещен в пространство социальной необходимости сготовыми нормами существования и необходимо должен самоопределиться в мире, выбрать для себя принципы поведения, смысложизненные ориентиры. Осуществление этого самопо-иска, способов и форм самораскрытия человеком своих бытийственных основ есть проявление свободы человека как важнейшей составляющей его родовой сущности.

В обозначенных выше основных сферах бытия человека: человек в мироздании, че-ловекв мире культуры, человекв обществе, человек среди других людей - проявляются сущностные силы человека, составляющие его качественную определенность. Это прежде всего свобода - положительная творческая мощь, нравственность - то, что возвышает человека над природным миром, и, наконец, разум - творческая познавательная способность человека. Эффективная реализация социально-нравственной ориентации учащегося требует смены информационной модели образования на рефлексивную. Отказ от догматического мышления, свобода творчества, однако, не должны привести к анархии, эклектичному нагромождению педагогических средств, приемов, методик в образовательном процессе. Критерием их адекватности задачам

образования может служить осуществление процесса саморазвития сущностных сил человека. Проблемно-открытый, ценностно-смысловой характер воспитания позволяет развивать в ребенке критическое, творчески активное мышление, навыки саморефлексии, целостного и ценностного видения мира, тем самым помогает ребенку сориентироваться в смыслообразующих вопросах, осмыслить себя, мир и свое место в этом мире.

Итак, формирование человека во всей полноте его бытия, развитие и саморазвитие личности выступает сегодня в качестве главной цели процесса образования. Ведь образование должно способствовать не просто приращению определенного набора знаний и умений, но и видению человеком всей панорамы социального бытия - с усмотрением в нем духовных, абсолютных основоположений и перспективы обретения личностного смысла существования. Это онто-гносеологическое основание образовательного процесса должно учитываться современной государственной стратегией в этой области. Цель образования -не столько узкоквалифицированный специалист, сколько целостная, многогранная личность, способная жить и действовать в различных нестандартных ситуациях на основе фундаментального мировоззрения, определяющего основные жизненные позиции, убеждения, принципы, идеалы, нормы, ценности, сознательно организующая свой внешний и внутренний мир на принципах сотрудничества и любви. Именно с формирования нового целостного мировоззрения, со становления новой, целостной, научной картины мира и новых, экологических, смысложизненных ориентиров начинается модернизация образования.

Обращение к проблеме модернизации образования побуждает педагогов и философов к поиску исторических корней нынешней образовательной традиции, то есть к гносеологическим, аксиологическим, антропологическим основам образования. Современная образовательная система сло-

жилась на основе рационалистической философии Рене Декарта. В этот период актуализируется антропоцентрический подход к миру, выражающийся в трактовке человека в качестве венца эволюционного развития, господина природы, использующего различные виды знания для усиления своих господствующих позиций. Между тем антропоцентризм как образовательная парадигма, по существу, не предполагает обращенности человека к себе: спекулятивно заявив о своей безусловной исключительности, человек исключил самого себя из объективной картины мира, обратившись к покорению внешнего мира природной необходимости. Знание теряет свою самоценность, превратившись в орудие трудовой деятельности человека (вспомним лозунг Фрэнсиса Бэкона «Знание - сила »

- квинтэссенцию духа эпохи Нового времени). Подобный подход способствовал, прежде всего, формированию эмпирического и рационалистического мышления, где образование рассматривается только как узкопрофессиональная подготовка к определенному виду деятельности.

В эпоху Просвещения рационализм как гипертрофированное возвеличивание человеческой сущности становится ведущей парадигмой восприятия мира, что приводит к выпадению самого человека из образовательного процесса: идеалом образования становится не совершенный образ человека с развитыми сущностными силами, живущий в гармонии с миром и с самим собой, а энциклопедически эрудированный интеллектуал.

Просвещенческий идеал сменился “реализмом” (от позднелатинского тваНз -вещественный) современности. Это - дальнейшее разворачивание все того же антропоцентрического принципа - ориентации человека не на познание и развитие самого себя, а на обладание внешним миром. Человек теперь не венец природы, а вещь среди вещей. Свобода как одна из целей процесса самореализации человека сведена до освобождения от внешне-материального, природно-необходимого, что вызвало про-

тивопоставление человеком себя внешнему миру и утверждение идеи господства над природой. Между тем свобода состоит не в обособлении от мира, а в единении со всеми элементами мира в свободном акте творения, вместе с Природой, вослед Природе, которую по этим сущностным характеристикам можно назвать Богом.

Современное образование также вещ-но-ориентировано - нацелено на развитие в учащихся только тех свойств, которые можно будет выгодно продать, став квалифицированным (высокооплачиваемым) специалистом. Знания здесь становятся уже не столько орудием, сколько товаром, а сам человек выступает в этом процессе и товаром, и продавцом самого себя (Э. Фромм). Подобный «вещный» идеал существования и, соответственно, образования, отражающего и воссоздающего основные ценности и идеалы эпохи, культивируется среди молодежи как воплощение счастья и полноты жизни. Только полнота жизни понимается не как богатство и целостность внутренней духовной жизни, а как внешнее богатство - обладание благами цивилизации. Таким образом, становление целостности человека вместо реализации его сущностных родовых сил подменяется потребительской тенденцией к обладанию всей совокупностью внешних благ. В этом случае человек начинает отождествлять себя с тем, что он имеет, - с деньгами, социальным положением, потребностями и возможностями.

К сожалению, деньги как средство существования человек воспринимает в качестве своей цели, таким образом вытесняя самого себя как первичную, конечную и безусловную цель своего существования. Между тем цель человека состоит в том, чтобы прожить собственную, уникальную, а не чужую (популярного киногероя, известной личности и т.п.) жизнь, - ведь неспроста, наверное, из миллиарда возможных клеточных комбинаций только моей уникальности было даровано счастье рождения. Следовательно, цель человеческого

существования - счастье как реализация смысла, подлинности и полноты бытия. Подлинное счастье, в свою очередь, состоит не в эгоистическом самодовольстве, а в ощущении целостности, единосущия с миром - недаром слово счастье означает «со-часть».

Глобальное отчуждение человека, думается, и составляет сущность современного кризиса человечества: человек не видит себя частью космоса, культуры, природы, общества. Так он лишается ощущения подлинности, осмысленности, полноты бытия, теряет связи с миром, укрепляющие его в собственном бытии. Ценность человека безусловна и не может быть выражена в денежном измерении (совершенно безнравственна, на наш взгляд, популярная ныне расхожая фраза: «Если ты такой умный, почему такой бедный? »). Кроме того, развитие родовых сущностных сил человека, таких как творчество, разумность и т.д., не должно быть средством достижения общественного прогресса, оно должно стать его высшей целью и ценностью.

Современную реформу образования следует строить на пути отказа от лже-антро-поцентристских, рационалистических представлений. На пути возрождения античного космоцентризма, с целостным подходом к миру и человеку. Если вектор общих усилий человечества в решении глобальных проблем современности складывается из действий по спасению человека от самого себя, то стратегическая цель образования отвечает этому общецивилизационному запросу: выживание возможно лишь на пути возвращения человека к истокам человечности - родовым сущностным силам, таким как нравственность (духовность), творчество (деятельность), свобода (игра), любовь (единение), разум (мудрость).

Литература

1. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенции / Пер.

Н. Файенгольц / Под ред. В.И. Мудрагея.

М., 1992.

2. Мадинье Г. Сознание и любовь. Очерк по-

нятия «Мы»: Пер. с фр. М.: ИНИОН РАН,

1995. 128 с.

ASKAROVA G. PARADIGMAL FOUNDATIONS OF MODERN EDUCATION The necessity of reconsideration the principles of modern education and the present pedagogical paradigm by means of humanization and humanitarization on the base of philosophic-anthropological paradigm is substantiated.

Keywords: pedagogical paradigm reconsideration, humanization, humanitarization, spiritual wealth, socio-moral orientation.

И.А. ЛОПАТИНА, ст. преподаватель Подгот°вКа педаг°г°в

Московский государственный к работе в учреждениях

педагогический университет интернатного типа

В статье обсуждается проблема профессиональной подготовки педагогов к работе с подростками, воспитывающимися в учреждении интернатного типа. Выделены составляющие эмоциональной культуры педагога. Представлены результаты исследования эмоциональной сферы депривированных подростков. Сформ,улированы реком-ендации по совершенствованию профессиональной подготовки педагогов в рамках проблемы.

Ключевые слова: депривация, эмоциональная сфера, эмоциональная культура, эмоциональная саморегуляция, социальное и внутреннее пространства личности.

Работающие в учреждениях интернат- адаптации и воспитания ребенка, прожи-

ного типа педагоги испытывают трудности, вающего в этих условиях, так и с трудносвязанные как с проблемами социальной стями сохранения гармоничного внутрен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.