Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка специалиста-музыканта в современных социокультурных условиях'

Профессиональная подготовка специалиста-музыканта в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА-МУЗЫКАНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Г. Г.

Проблемы музыкально-педагогического образования рассмотрены в контексте социокультурных проблем общества и гуманитарной методологии, обосновывается важность музыкального образования в ценностном воспитании личности, предлагаются способы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of musical-pedagogical education are considered in the article in the context of sociocultural problems of society and humanitarian methodology. The author proves the importance of music education for value education of a person and suggests ways of a music teacher's vocational training perfection.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка специалиста-музыканта в современных социокультурных условиях»

Г. Г. Бойко

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА-МУЗЫКАНТА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Работа представлена кафедрой музыкальных дисциплин Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Г. С. Голошумова

Проблемы музыкально-педагогического образования рассмотрены в контексте социокультурных проблем общества и гуманитарной методологии, обосновывается важность музыкального образования в ценностном воспитании личности, предлагаются способы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки.

The problems of musical-pedagogical education are considered in the article in the context of sociocultural problems of society and humanitarian methodology. The author proves the importance of music education for value education of a person and suggests ways of a music teacher’s vocational training perfection.

Современный этап развития общества характеризуется существенными изменени-ями во всех сферах жизнедеятельности человека: углубляются признаки глобального экологического кризиса, происходит дегуманизация культуры и общества, меняются морально-нравственные ориентиры.

Реалии культурно-кризисной ситуации ставят человека перед необходимостью пересмотра основ своего мировоззрения, заставляя обратиться к гуманитарной сфере культуры, гуманистическим ценностям и идеалам. Эта тенденция развития общественного сознания приводит к смене образовательных ориентиров.

Как известно, определяющее влияние на формирование традиционной системы образования оказали мировоззренческие и методологические принципы научного познания. Развитие техногенной цивилизации в качестве главных ценностных установок утвердило ориентацию на научное «рациональное» изучение мира с целью его преобразования в утилитарно-потребительском модусе, познание законов природы для подчинения ее человеческим прихотям, стимулировало научно-техническую творческую активность личности для управления зако-

нами природы, поставило «научную рациональность» выше других форм знания1 .

Нельзя не видеть ограниченности научного миропонимания. Многообразие мира не может быть познано только с позиций научной рациональности. Все достижения современной науки и техники не заменят человеку духовный и нравственный труд понимания мира и себя, не сформулируют за него смысл жизни. Наука сама по себе, без привлечения других сфер деятельности человека, его духовности и нравственности, не способна сформировать содержательную, непротиворечивую картину реальности. Несомненно, что полнота и объективность осознания окружающего мира человеком обеспечиваются единством осмысления всех компонентов общечеловеческой культуры, поэтому современное образование как средство освоения мира должно обеспечить интеграцию различных способов его освоения.

Сегодня очевидно, что характерные черты, отличающие современную систему образования - «знаниевая» парадигма, сциентистская направленность, рационалистичная система мышления, сформированная на основе естественно-научного подхо-

да, логические, вербальные средства представления знания, разграничение гуманитарных и естественно-научных дисциплин, ориентация на узкодисциплинарный подход, - приводят к фрагментарности видения реальности, обедняют эмоциональноценностную сферу личности, деформируют человека, делают его «частичным», эгоцентричным, бездуховным, игнорирующим нравственные нормы.

Переосмысление многих представлений, касающихся характера отношений человека с миром, произошедшее за последние годы, способствуют формированию современной концепции образования. Новая образовательная парадигма основывается на принципах целостности и гуманизма , заявляет о смене основного смыслового знака образования «рационализм» на знак «культура» (Б. С. Гершунский, А. П. Балицкая, П. Г. Щедровицкий), определяет высшей ценностью человеческую личность, рассматривает учителя как носителя ценностей культуры, обладающего профессионально-гуманистическими ориентациями и технологиями гуманистической деятельности (Е. В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, С. В. Кульневич, Б. Т. Лихачев и др.). Образование рассматривается как творческий акт, способствующий становлению внутренней формы самого человека (Ш. А. Амо-нашвили, М. Н. Дудина, В. А. Сластенин), а ценности культуры и образования выступают идеалами (Е. В. Бондаревская). Гуманистическая парадигма рассматривается сегодня как альтернатива технологической идеологии и составляет «теоретико-методологическую основу формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя, определяя ее идеологию, содержание и технологии»2.

Осознаваемая в настоящее время необходимость ценностных ориентиров в человеческой деятельности приводит к концептуальному переосмыслению содержания гуманитарного образования. В педагогической науке утверждается положение, согласно которому «содержание профессио-

нальной подготовки учителя, аккумулирующее в себе совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности, должно быть ориентировано на духовно-познавательную и ценностную активность личности студента, развертывание ее способности к социальному действию, на формирование целостной личности педагога-профессионала»3.

Реализация этих установок во многом зависит от осознания значимости художественного образования, ориентируя на максимальное использование в образовательном процессе гуманистического потенциала искусства, его способности соединять задачи образования с духовным, нравственным, эстетическим воспитанием личности.

Искусство, являясь способом познания и способом оценки мира, сосредоточивает в себе ценностные и смысловые элементы культуры и обладает огромной преобразующей силой. Обращаясь к духовной жизни человека, искусство по-своему интерпретируют смысл и цели человеческого бытия, способствуя лучшему пониманию мира и себя. Главной функцией («суперфункцией») искусства является внедрение в сознание индивида норм и правил, ценностей, которые не могут быть обоснованы логически, но жизненно необходимы для выживания человека и общества (Е. Л. Фейнберг). Функции искусства по отношению к человеку -развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова.

Многие отечественные ученые, занимающиеся проблемами художественного образования (В. Ф. Асмус, Ю. Б. Борев,

В. В. Ванслов, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, Л. Н. Столович, Б. М. Теплов, Ю. У. Фохт-Бабушкин, В. П. Федоров, Т. Я. Шпикало-ва и др.), видели возможность переустройства мира и решение многих социальных проблем через духовное преображение от -дельной личности и общества в целом бла-

годаря эстетическому и художественному воспитанию и образованию; ряд исследований, посвященных психолого-педагогиче-ским, дидактическим аспектам роли и значения искусства (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Б. Эль-конин и др.), установили взаимосвязь уровня художественного воспитания с общим развитием личности.

Музыкальное искусство является наиболее эмоциональным по силе воздействия и выражает все богатство эмоциональной сферы личности. Изучая музыкальное искусство, мы изучаем человека, проникаем в мир эстетических и этических представ -лений и суждений, составляющих сущность его духовной жизни, запечатленной в строках нотного текста. В смысловом слое музыкальных произведений воплощены общечеловеческие идеи - представления о добре, красоте, любви - вечных ценностях бытия. Любое музыкальное произведение несет в себе личностное отношение автора к окружающему миру, т. е. хранит в себе ценности человека, создавшего это произведение. Воздействуя на человека, музыкальное переживание пробуждает эмоции, способные вести в духовную сферу, поэтому обращение к искусству создает условия для формирования ценностных установок, поскольку фундамент ценностного созна-ния личности не рационален, а эмоционален, ибо ценности, ценностные ориентации - нравственные, гражданские, эстетические, религиозные, экзистенциальные (смысложизненные) - передаются не как научные знания, а в межличностном общении, усваиваются не мышлением, а переживанием, переживаются, и только пережитыми становятся стимулами поведения4.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что обучение через искусство, в среде, «напитанной» искусством, обеспечивает творческое развитие и духовное обогащение личности, что дает основание рассматривать любой вид художественного образования, в том числе и образования музыкаль-

ного, как процесс овладения духовными ценностями, выработанными человечеством на протяжении многовекового куль -турного развития.

Между тем творческие, преобразующие возможности музыкального искусства в настоящее время реализуются недостаточно: музыка в обществе выполняет в большей мере развлекательную, нежели духов -но-эстетическую, формирующую, роль, утрачиваются социальные функции музыкального искусства.

Анализ музыкального образования сегодня выявляет, что сложившаяся теория педагогического образования, сохраняющая приверженность к «знаниевой» парадигме, оказала влияние и на музыкальную педагогику, в результате чего музыкальное искусство, воплощающее идеальные, духовно-нравственные ценности общества, превратилось в рационализированный и вербализированный процесс научения знаниям, умениям, навыкам. Музыкальное обучение часто носит репродуктивный характер и сводится к механическому запоминанию и воспроизведению музыкального материала, что исключает познание смысловой сферы музыки и глубокое духов -ное общение с ней. Сегодня профессиональная подготовка будущего учителя музыки отличается недостаточным вниманием к развитию художественной стороны личности музыканта, узкопрагматической направленностью обучения, выражающейся в неумении воспринимать и оценивать образно-смысловой строй музыкальных произведений и, как следствие, в неспособности учителя реализовать в профессиональной деятельности ценностный потенциал музыкального искусства.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования подготовки учителя музыки, непременным условием которой является поиск новых концептуальных оснований музыкально-педагогического об -разования, его ценностное осмысление, выявление сущности, основных целей и задач в русле взаимодействия с социокультур-

ной средой, анализ тенденций дальнейшего развития и прогнозирование новых моделей, наиболее полно отвечающим потребностям сегодняшнего дня.

В свете социокультурных проблем сегодня образование призвано не только подготовить человека к жизни, но и восполнить существующий в обществе ценностный вакуум, воспитать «человека культуры» (В. С. Библер) - личность со сформированным мировоззрением и ценностными позициями, поскольку само выживание человечества зависит сегодня от тех ценност-ных установок, которые определяют направление практического применения знаний. Очевидно, что фундаментом подготовки будущего учителя музыки должен стать ценностный аспект, ориентирующий на интерпретацию музыкального искусства как носителя ценностей, а музыкальнопедагогического образования как процесса формирования системы ценностных ориентаций.

Главным и системообразующим условием формирования ценностной ориентации будущего учителя музыки является гуманизация процесса образования. В соответствии с принципами гуманизма в центр педагогического процесса ставится личность обучающегося. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании систематических знаний, умений и навыков и предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим духовно-нравственным и профессиональным развитием личности на основе познания и принятия «общечеловеческих идей», заключенных в смысловом слое произведений музыкального, а также формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. Сегодня музыкально-педагогическое образование видится как сфера «духовного производства»5 , основная цель которого заключается в профессиональном и духовном станов-

лении личности, обретающей в музыкально-педагогическом процессе систему ценностей - общечеловеческих идей, профессионально ценностных ориентаций и необходимых педагогу личностных свойств, овладение универсальными способами познания и гуманистическими технологиями педагогической деятельности6.

Реализация на практике этой направленности возможна, на наш взгляд, на основе интегративного подхода, включающего синергетический, деятельностный, культурологический, интонационный. Интеграция подходов отражает важные составляющие процесса профессиональной подготовки - мировоззренческий, профессионально-ценностный, образовательный, операционный - и направлена на многоуровневое изучения музыкального текста в аспекте ценностно-смыслового содержания.

Синергетический подход - обеспечивает формирование нового типа мировоззрения. Знакомство с идеями синергетики расширяет знания о мире, дает возможность понять единство всего сущего и построить обобщенную синергетическую картину мира, в которой все: жизнь неживой и живой природы, жизнь и творчество человека, жизнь общества - является элементами единой системы и в своем развитии подчиняется общей логике. Синергетические представления об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества позволяют охватить комплексность проблем в мире, по-новому осмыслить исторический ход развития культуры и искусства, понять процессы, происходящие в искусстве сегодня, и оптимистически прогнозировать его будущее развитие, осознать назначение музыкально-педагогической деятельности.

Факт формирования личности в конкретной, т. е. музыкально-исполнительской, деятельности обуславливает необходимость обращения к деятельностному подходу.

Отражая общую тенденцию, присущую современной науке и практике - введение

культурологических критериев в изучении многообразных явлений окружающей жизни, - культурологический подход оказывает воздействие на формирование общей и профессиональной культуры будущего учителя музыки. Овладение ценностями мировой художественной культуры служит расширению тезауруса, обогащению собственной «картины мира» будущего учителя, развивает взгляд на музыку с позиций целостной культуры, способствуя тем самым более глубокому пониманию музыки, поскольку музыкальный смысл характеризуется обусловленностью культурой, кон-текстуальностью7 .

В синтезе различных подходов важную функцию выполняет интонационный подход. Воспитательно-образовательное воздействие музыки может состояться только при условии глубокого осмысления природы и сущности музыкального искусства, проникновения в интонационно-образную сущность, в смысловой слой музыкального произведения. Как известно, природа музыки интонационна, музыка есть своеобразная интонационная форма существования ценностей человеческого духа - этических, нравственных, религиозных, мировоззренческих. Интонация является важнейшим средством воплощения музыкального образа, наиболее ярким выразителем семантического, смыслового начала в музыке. Именно освоение специфики музыки с позиций интонационной теории, осознание значимости музыки как искусства интонируемого смысла (Б. В. Асафьев) способствует развитию ценностно-смысловых аспектов музыкально-педагогического образования, активно влияя на формирование профессиональной культуры будущего учителя музыки, способствуя осмыслению музыкального текста и выявлению его ценностного содержания.

Формирование ценностно-ориентированной личности может быть особенно эффективным в педагогическом процессе, основанном на гуманистическом принципе организации, на гуманистических педа-

гогических технологиях. Гуманистическая направленность образовательного процесса позволяет вырабатывать новый взгляд на содержание и структуру музыкальнопедагогического образования как на сферу субъектно-объектных и межсубъектных отношений, диалогических контактов учителя и ученика. Одним из возможных направлений гуманизации процесса образования и воспитания в вузе, проникновение в него духа взаимопонимания является педагогика сотрудничества (Ш. А. Амонаш-вили, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, В. А. Ка-рановский, С. Н. Лысенкова, В. А.Сухом-линский, В. Ф. Шаталов и др.).

Таким образом, обращение к гуманистическим и ценностно-смысловым аспектам музыкально-педагогического образования сегодня очевидно и актуально. Ориентация на гуманистические ценности, осознание музыкального искусства как ценности профессиональной, личностной и общественной определяют систему доминирующих мотивов профессиональной деятельности. Такая ориентация, будучи внедренной в практику музыкального образования с последующей актуализацией в профессионально-педагогической деятельности учителя музыки, сможет осуществить важную социальную функцию -стать фактором оздоровления общества, а также существенно повлиять на мотивационный, содержательный и операциональный компоненты профессиональной деятельности учителя музыки, поскольку ориентация на гуманистические ценности не позволит педагогам-музы-кантам ограничиться узкоутилитарными целями, напоминая о высоком предназначении искусства.

Учитель музыки, обретший в процессе музыкально-педагогического образования личностную систему ценностей, профессиональную культуру, готовый к осуществлению духовного и ценностно-смыслового воспитания подрастающего поколения, открывает новые пути для совершенствования современного образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.

2 Матросов В. Л. и др. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования. М.: Прометей, 1999. С. 33.

3Там же. С. 33.

4 Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема М. С. Кагана. СПб., 1999. - Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/Kagan/repr_3.html

5 Николаева А. И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: Монография. М.: Изд-во МПГУ, 2003. С. 310.

6 Там же. С. 323.

7 Там же. С. 327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.