Научная статья на тему 'Губернаторы Западной Сибири (1905-1917 гг. )'

Губернаторы Западной Сибири (1905-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гермизеева В. В.

В статье предпринят анализ положения и деятельности губернаторского корпуса Западной Сибири в начале XX века. Приводятся сведения об образовательном уровне, опыте административной деятельности и личных качествах начальников губерний. Обращается внимание на то, что расширение полномочий губернаторов в исследуемый период было тесно связано с общественно-политическим развитием России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governors of western Siberia (1905-1917)

In the article the analysis of position and activity of Western Siberia Governor's corps in the beginning of XX century is undertaken. You can find information about educational level, experience of administrative activity and personal qualities of chiefs of provinces. This paper pays attention to the expansion of powers of governors during the investigated period that was closely connected to political development of Russia.

Текст научной работы на тему «Губернаторы Западной Сибири (1905-1917 гг. )»

УДК УДК 35.08 (571.1) в. В. ГЕРМИЗЕЕВЛ

Омский государственный технический университет

ГУБЕРНАТОРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1905-1917 гг.)_

В статье предпринят анализ положения и деятельности губернаторского корпуса Западной Сибири в начале XX века. Приводятся сведения об образовательном уровне, опыте административной деятельности и личных качествах начальников губерний. Обращается внимание на то, что расширение полномочий губернаторов в исследуемый период было тесно связано с общественно-политическим развитием России.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от опыта и компетентности занятых ею лиц. В первую очередь это необходимо отнести к возглавлявшим высшую местную администрацию губернаторам.

Еще И. Блинов отмечал, что «громадное большинство населения современного государства соприкасается безгранично чаще с органами местного управления, нежели центрального, но мало сказать чаще, — граждане в своей обыденной, будничной жизни постоянно, чуть не ежедневно, обращаются к различным агентам местного управления и поэтому понятно, насколько весь народ непосредственно, практически заинтересован в правильной организации провинции (губернии) и, прежде всего, в удовлетворительной постановке должности лица, стоящего во главе этого административного деления»[1 ].

Губернаторы являлись самыми высокопоставленными чиновниками МВД, и именно от них фактически зависело положение той или иной губернии. Они определялись и перемещались на должность по представлению министра внутренних дел именными высочайшими указами Правительствующему Сенату. Начальники губерний были назначаемыми чиновниками и выступали, прежде всего как представители центра, часто имея смутные представления об управляемой ими территории. Последнее было особенно характерно для окраин Российской империи.

Губернаторы обязаны были заботиться о благе жителей всех состояний управляемого ими края, вникать в их истинное положение и нужды, с помощью принадлежащей им власти охранять общественное спокойствие и безопасность. Они должны были принимать соответствующие меры для сохранения народного здравия, обеспечения населения продовольствием и прочее. Губернаторам, как представителям высшей правительственной власти, принадлежал местный надзор за всеми находящимися в губернии или области административными учреждениями и должностными лицами гражданского ведомства. Они должны были следить за тем, чтобы все должности занимали достойные чиновники, обращать внимание на сохранение на вверенной им территории спокойствия, вести наблюдение за надлежащим устройством городов и селений, за содержанием городских больниц, сельских лечебниц и прочих подобных заведений гражданского ведомства. Сведения о положении дел и о состоянии управляемой губернии или области представлялись губернаторами центральной власти в отчете по истечении каждого года и в разных срочных ведомостях и донесениях.

В Петербурге при анализе состояний губерний и областей исходили, прежде всего, из всеподданнейших ежегодных губернаторских отчетов. Поэтому к ним предъявлялись соответствующие требования. Отчеты начальников губерний и областей должны были быть «краткими и точными, во всех частях согласными с истиною, изображением жизни губернии за отчетный год» [2]. Необходимость постоянных указаний центральной власти по поводу их правильного составления была напрямую связана с тем, что губернаторские отчеты не всегда отражали реальное положение дел на местах и могли быть довольно поверхностными.

Долгое время основным отличием оставалось то, что во главе Томской и Тобольской губерний стояли губернаторы, а во главе Акмолинской области — военные губернаторы. Должности военных губернаторов Акмолинской и Семипалатинской областей были утверждены 21 октября 1868 г. «Положением о Степных областях». Высочайшим повелением 21 сентября 1881 г. военный губернатор Акмолинской области переименован был в гражданского губернатора, но высочайше утвержденным 25 марта 1891 г. «Положением об управлении областей Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской» должность военного губернатора была восстановлена. Целью ее учреждения признавалась необходимость для единства управления установить связь областных и войсковых учреждений в лице военных губернаторов, предоставлялась им часть военно-административной власти в Сибирском казачьем войске в том объеме, какой будет признан наиболее соответствующим устройству войскового управления.

Тем не менее степные генерал-губернаторы неоднократно поднимали вопрос о необходимости переименования указанной должности. При рассмотрении этого вопроса в 1906 г. отмечалось, что 3 июня 1891 г. было утверждено «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск», по которому участие гражданской администрации в казачьих делах ограничивалось исключительно пределами полицейского надзора. Поэтому присвоение начальникам областей звания военных губернаторов при неподчинении им войск, расположенных в областях, не соответствовало их действительному служебному положению.

Даже присутствие казачьего населения в областях не могло служить причиной для присвоения начальникам областей звания военных губернаторов, так как в соседней Томской губернии, где также располагалась часть Сибирского казачьего войска, так называемая Бийская линия, не предусмотрено было необходимости присвоить томскому губер-

натору звания военного губернатора. К тому же ограничение замещения высокой и ответственной административной должности лицом военного ведомства уменьшало круг лиц, из которых можно было бы делать выбор на эту должность [3J. В итоге закон о переименовании военных губернаторов Акмолинской и Семипалатинской областей в губернаторов был утвержден царем 27 января 1908 года.

Во главе Степного края, в который входила Акмолинская область, находились генерал-губернаторы. За исследуемый период на этом посту сменилось 4 человека: H.H. Сухотин, И.П. Надаров, Е.О. Шмит, H.A. Сухомлинов.

Генерал-губернаторы назначались на должность непосредственно императором и обладали обширными правами. Проблема разграничения предметов, ведения и полномочий между губернаторами и генерал-губернаторами гак и не была разрешена. Часто последние не ограничивались надзором за законностью действий всех учреждений и чиновников края и дублировали функции губернатора. Подобное положение позволило Комиссии по направлению законодательных предположений Государственной думы констатировать в 1911 г., что «роль генерал-губернатора в строе местного управления и ныне не совсем выяснена» [4]. Это обстоятельство создавало дополнительные сложности при осуществлении управления на окраинах Империи.

Губернаторский корпус Западной Сибири в исследуемый период был достаточно многочисленным. Так, за 12 лёт в Акмолинской области сменилось 7 губернаторов, в Тобольской губернии — 5, в Томской губернии — 6. При этом И.Л. Гондатти занимал пост тобольского губернатора, а затем был переведен в Томскую губернию.

По закону губернаторами назначались лица, имевшие чин не ниже четвертого класса согласно Табели о рангах. Ему соответствовали чины действительного статского советника и генерал-майора. Кроме того, среди губернаторов встречались лица, имевшие чины третьего (тайные советники и генерал-лейтенанты) и пятого классов (статский советник, полковник).

В исследуемый период в Западной Сибири, преобладали губернаторы с гражданскими чинами — 15 человек или 83,3 %, что было выше общероссийских показателей в среднем на 10 %. Из них чин действительного статского советника имели 10 губернаторов (66,7 %), чин тайного советника — 2 (13,3 %), статского советника — 3 (20%).

Число губернаторов с военными званиями равнялось 3, что составляло 16,7 % от их общего числа. Все они были в чине генерал-майора — М.Я. Романов, Н.М. Литвинов и К.С. Нолькен. Все степные генерал-губернаторы были командующими войсками Сибирского (потом Омского) военного округа, наказными атаманами Сибирских казачьих войск, начальниками гарнизона г. Омска, поэтому имели военные чины генерал-лейтенанта или генерала.

Губернаторы В.Н. Азанчеев-Азанчевский и H.A. Гондатти имели придворное звание камергера.

В среднем ко времени вступления в должность возраст губернаторов был равен 46-50 годам, генерал-губернаторов - от 54 до 65 лет.

Среди губернаторов были лица с университетским образованием. Например, H.A. Гондатти получил образование в Московском университете, A.A. Станкевич в Санкт-Петербургском университете. Д.Ф. Гагман, H.A. Ордовский-Танаевский окончили курс Павловского военного училища, В.Н. Ду-

динский получил образование в Михайловском артиллерийском училище, К.С. Нолькен — в Николаевском военном училище, Д.Г. Явленский тоже окончил военное училище. Томский губернатор П.К. Гран получил образование в Императорском училище правоведения.

Степные генерал-губернаторы имели военное образование: H.H. Сухотин закончил Павловское военное училище, И.П. Надаров и Е.О. Шмит — Констангиновское военное училище, H.A. Сухомлинов - Николаевское кавалерийское училище.

В Западную Сибирь в исследуемый период получали назначение лица, как правило, уже занимавшие должности вице-губернаторов, губернаторов и т.п. в других губерниях и областях. Так, среди тобольских губернаторов ситуация складывалась следующим образов: H.A. Гондатти до начала службы в крае был вице-губернатором Приморской области, а татем управляющим делами иркутского генерал-губернатора; Д.Ф. Гагман переведен с поста могилевского губернатора; А.Ф. Станкевич служил в Прибалтике.

П К. Грандо назначения в Томскую губернию был иркугским губернатором, В.Н. Дудинский — вице-губернатором в Курске.

Д.Г. Явленский был земским начальником и непременным членом губернского присутствия в Ярославле, с 1908 г. состоял начальником отделения Департамента общих дел МВД, с 1913 г. управлял канцелярией степного генерал-губернатора, после чего был назначен акмолинским губернатором. П.Н. Масальский-Кошуро был переведен с поста харьковского вице-губернатора, а В.А. Колобов в 1913-1916 гг. был екатеринославским губернатором. В целом, по Западной Сибири в 1905-1917 гг. 35,2 % губернаторов уже занимали аналогичные посты, следовательно, имели опыт управленческой деятельности.

Сроки пребывания губернаторов в должности в исследуемый период были следующие:

менее года — бчеловек (33,3%);

1-2 года-5 человек (27,8%);

3-5лет - 7 человек (38,9 %).

В частности, в Акмолинской области 4 губернатора H3*7 занимали этот пост менее года, поэтому средний срок службы здесь составил менее двух лет. По Тобольской губернии среднее время пребывания в должности — Згода, по Томской губернии — около двух лет. Но в действительности, в зависимости от сложившихся обстоятельств, губернаторы находились на своем посту от нескольких месяцев до нескольких лет. Дольше всех в исследуемый период исполнял свои обязанности А.Н. Неверов, который был губернатором Акмолинской области на протяжении пяти лет.

По Империи сроки занятия губернаторской должности были больше, чем в Западной Сибири. Например, по состоянию на 1913 г. основная часть начальников губерний находилась на посту от 5 до 9 лет, что составляло 39 % от общего числа [5]. Но в связи с началом первой мировой войны сроки службы губернаторов сокращаются. По сравнению с губернаторами, средний срок пребывания степных генерал-губернаторов в должности был больше и составил четыре года, что соответствовало общероссийским показателям.

Перевод начальников губерний на другие посты порой становился для них настоящей неожиданностью. Например, А.Н. Гондатти, прибыв в Омск в конце сентября 1908 г. для проведения ревизий в

смежных с Омском Ишимском и Тюкалинском уездах Тобольской губернии, узнал о своем назначении на пост томского губернатора.

Впоследствии лица, исполнявшие обязанности губернаторов, перемещались на аналогичные должности, получали другие назначения или уходили в отставку. Так, тобольский губернатор Д.Ф. Гагман ушел в отставку, A.A. Станкевич — переведен губернатором в Самарскую губернию. П.К. Гран после губернаторства в Томской губернии был назначен начальником Главного тюремного управления Министерства юстиции, К.С. Нолькен -могилевским губернатором Д.Г. Явленский переведен на аналогичный пост в Псковскую губернию, а затем в Могилев. На этом фоне выделяется судьба акмолинского губернатора генерал-майора Н.М. Литвинова, который был назначен в 1906 г. и прибыл в Омск в ноябре этого же года. Но через месяц 15 декабря был убит неизвестными, которым удалось скрыться. Степные генерал-губернаторы H.H. Сухотин и Е.О. Шмит были назначены впоследствии членами Государственного совета.

Жалованье губернаторов составляло в среднем около 10-12 тыс. руб. в год (согласно действующим штатам оно было равно 7 тыс., но, кроме того, имели место наградные деньги). Степной генерал-губернатор получал около 18 тыс. руб. в год.

На страницах журнала «Сибирские вопросы» не раз отмечалось, что сибирские губернаторы в большинстве случаев недостаточно разбирались в особенностях края, так как до назначения имели о нем довольно слабое представление. Многие из них смотрели на свою службу здесь как на переходную ступень, стремясь скорее вернуться за Урал. В качестве иллюстрации такого положения дел был приведен случай в сибирском скором поезде, когда один из пассажиров, впоследствии оказавшийся новым томским губернатором, «с необычайным апломбом говорил о современном состоянии Сибири, о перспективах ближайшего и отдаленного будущего». Когда же ему доказали, что приводимые факты не соответствовали действительности, он признался, что в Сибири никогда не был и все сведения о ней почерпнул из брошюры, написанной 10-15 лет назад, находясь уже в вагоне сибирского экспресса [6].

Только за первые пять лет XX века на посту губернатора в Томской губернии сменилось 4 человека: A.A. Ломачевский, кн. Вяземский, Старын-кевич и Азанчеев-Азанчевский. Три последних из них управляли губернией в среднем чуть больше года. За период 1905-1917 гг. общий срок нахождения губернаторов на посту несколько увеличился. Тем не менее за это время обстоятельно познакомиться с особенностями местной жизни было практически невозможно. Во многом поэтому управление губернией часто велось без знания и интереса. Из всех лиц, занимавших губернаторские должности в исследуемый период, только H.A. Гондатти и П.К. Гран до назначения в Томскую губернию служили в Сибири.

За три года, когда вся Сибирь находилась под гнетом исключительных положений, введенных вследствие революционных событий 1905-1907 гг., отрицательные качества сибирской администрации заметно усилились, так как их гораздо меньше стал останавливать контроль местного общественного мнения. Например, многие отмечали репрессивные склонности и полное несоответствие для роли администратора томского губернатора К.С. Ноль-кена. Он был назначен и.д. томского губернатора в

ноябре 1905 г., а в январе 1906 г. — временным генерал-губернатором и начальником гарнизона г. Томска вплоть до замены военного положения чрезвычайной охраной. Барон Нолькен будучи на этом посту проводил политику, направленную на подавление любого общественного движения. В связи с этим, при нем запрету подлежали не только политические, но и культурно-просветительские организации [7]. После его перемещения на пост могилевского губернатора, многие выражали надежду на то, что для губернии наступят лучшие времена. «Сибирские вопросы» назвали эту перемену в руководстве губернией «крупным местным событием» последних месяцев 1908 года [8]. С приездом нового губернатора положение в губернии немного стабилизировалось: «после чересчур мрачных времен губернаторства бывшего полицмейстера барона Ноль-кена, наступила некоторая перемена к лучшему, когда губернатором был назначен H.A. Гондатти, придерживающийся умеренных взглядов» [9).

Личные качества губернаторов часто оказывали влияние на положение дел во вверенной им территории. Так, например, относительное спокойствие в Тобольской губернии в 1906-1908 гг. связывали с губернаторством с Н.Л. Гондатти, при котором она являлась одной из благополучных в Империи. В отличие от многих других начальников губерний, он стремился избежать массовых репрессий в революционные годы, не отходя при этом от законодательной основы правящего центра. Газета «Сибирская жизнь» характеризовала его как умного, образованного и тактичного человека, который за время пребывания на посту тобольского губернатора всегда помогал людям, обращавшихся к нему по личным вопросам, «в пределах доступных современному администратору» [10].

В Томской губернии о Гондатти также остались хорошие воспоминания. Он оказал помощь в получении займа на школьное строительство, в учреждении Сибирских высших женских курсов. В знак своих заслуг он был удостоен звания почетного гражданина г. Томска. «Сибирские вопросы» так характеризовали его деятельность: «Были разные губернаторы. Несомненно, что некоторые знакомы были с Сибирью по прежней службе, проникнуты были желанием ознакомиться с Томской губернией и желание это привели в исполнение [... ] таков [... ] и Гондатти» [11]. В 1910 г. он был назначен начальником межведомственной Амурской экспедиции и временно управлять губернией было поручено члену Совета министра внутренних дел Е.Е. Извекову, прибывшему в Томск в апреле. Вскоре Н.Л. Гондатти получил назначение на пост генерал-губернатора Приамурского края.

Частая смена губернаторов приводила к тому, что не проводилась единая политика в управлении. А ведь начальникам губерний приходилось решать очень серьезные вопросы, связанные с переселением, землеустройством, положением инородцев. Например, отмечалось, что Д.Ф. Гагман считал своего предшественника «либералом», поэтому начал свою деятельность с «заполнения крупного пробела», связанного с отсутствием в маленьких уездных городах Тобольской губернии «охранок». С иронией писали, что томский губернатор П.К. Гран много ездит по губернии, которая так велика, что «прежде чем Гран закончит такое разъездное знакомство, он, несомненно, будет переведен в другую губернию».

Много критики можно встретить в отношении тобольского губернатора Д.Ф. Гагмана: «разве может

такой немощный совершить какой-нибудь энергичный шаг самостоятельно? Он в губернское управление никогда не ездит, доклады и просьбы может выслушивать только до завтрака [...). Все, что делается кругом его, это — дело рук его близких и приближенных» [12]. Одной из главных задач этого губернатора была забота о развитии сельского хозяйства, промышленности. Но текущие обязанности его тяготили, поэтому он предпочитал исполнять указания центральной власти и не стремился к принятию самостоятельных решений.

Д.ф. Гагмана сменил A.A. Станкевич, который энергично воспринял свое новое назначение, так как уже имел опыт работы в Тобольской губернии. В частности, принимал участие в помощи населению, пострадавшему от неурожая 1891-1892 гг., а потом был назначен исполняющим дела чиновника особых поручений при Земском отделе по переселенческому делу в г. Кургане. Таким образом, новый губернатор был знаком с особенностями края, что должно было помочь ему в работе на этом посту. Он много ездил по губернии, стремился помочь ее жителям, поэтому довольно быстро завоевал их уважение [13]. В печати отмечалось, что начало деятельности A.A. Станкевича было связано с подъемом общественной жизни и отменой некоторых ограничений, введенных Д.Ф. Гагманом по отношению к общественным организациям, но длилось это недолго. Тем не менее после объявления в губернии чрезвычайного положения в 1914 г. A.A. Станкевич, облеченный обширными полномочиями, не стремился прибегать к обязательным постановлениям, а настаивал на необходимости применения закона [ 14].

Несмотря на наличие большого количества критического материала на страницах сибирской печати, многие западносибирские губернаторы все же способствовали развитию края и под их руководством проводились мероприятия, связанные с благоустройством, борьбой с последствиями неурожаев, улучшением работы городской и уездной полиции. От высших должностных лиц Западной Сибири, от их знаний, опыта и желания работать зависело реальное положение губерний. Оценка их противоречива, многие губернаторы не знали местных особенностей и не стремились улучшить жизнь населения. Но большинство из них имело опыт административной деятельности и при желании могло проводить достаточно гибкую политику по управлению краем. В условиях расширения полномочий в связи с чрезвычайным положением некоторые представители высшей администрации пред-

почитали идти по пути усиления контроля за многими сторонами жизни населения вместо того, чтобы расположить людей в свою пользу. Подобная ситуация была характерна не только для окраин, но и для большинства губерний Европейской России.

В последнее десятилетие XX века активно шло становление нового экономического уклада и формирование новой политической системы. В подобной ситуации все звенья государственного аппарата были нацелены на решение насущных проблем, связанных в первую очередь с проблемами регионального управления. В святи с этим особенно актуальным стало переосмысление роли губернаторов в системе региональных органов власти, при деятельном участии которых и в начале XXI в. решаются важнейшие вопросы местного управления. Анализируя современные проблемы регионального развития, не лишним было бы знать, как работала губернская система управления в дореволюционной России, как взаимодействовала с центром и органами местного самоуправления.

Библиографический список

1. Блинов И. Губернаторы /И. Блинов. - СПб., 1905. - С.1.

2. Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 1276. Оп. 8. Д. 19. Л. 23.

3. РГИА. Ф. 1276. Оп. 2.Д. 39. Л. 2-7.

4. Цит. по: Ремнев A.B. Генерал-губернаторская власть в XIX столетии. К проблеме организации регионального управления в Российской империи // Имперский строй России в региональном измерении (XIX — начало XX) века. М., 1997. С. 66.

5. Лысенко Л.М. Губернаторы и генерал-губернаторы Российской империи (XVIII- начало XX века) /Л. M. Лысенко. • N4., 2001,- 188 с.

6. Сибирские вопросы. 1910. № 18-19. С. 50.

7. Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы. Тюмень, 2000. С. 423.

8. Сибирские вопросы. 1909. № 1909. № 4. С. 18.

9. Сибирские вопросы. 1910. № 17. С. 28.

10. Сибирская жизнь. 1908. 11 окт.

11. Сибирские вопросы. 1911. № 45-46, С. 73.

12. Сибирские вопросы. 1910. № 42-43. С. 24-25.

13. Сибирские и тобольские губернаторы. С 445-446.

14. Омский вестник. 1915.4 нояб.

ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, кандидат истических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории.

Дата поступления статьи в редакцию: 23.05.06 г. © Гермизеева В.В.

Защита диссертаций

В диссертационном совете К 212.178.01 при Омском государственном техническом университете защищена кандидатская диссертация Попова Игоря Александровича «Советы военных депутатов Западной Сибири (март 1917-весна 1918гг.)»поспециальности07.00.02 - «Отечественнаяистория».

Автором сделаны обобщения и выводы, вносящие определенный вклад в изучение опыта повседневной жизнедеятельности военнослужащих, которые могут быть полезными при разработке концепции «Национальная безопасность Российской Федерации» и совершеносвовании деятельности органов местного самоуправления. Они находятся в русле приоритетного направления работы по поддержанию высокой боеспособности и морально-психологического состояния воинских частей. Диссертация актуализирует проблемы компромиссов и толерантности в политической жизни России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.