Библиографический список
1. Новиков, С. В. Общественно-политические организации Омского Прииртышья. 1988 —1995 гг. (документы и материалы) / С. В. Новиков, С. А. Мордвинцева. — Омск : Литограф, 1999. — 112 с.
2. Новиков, С. В. Общественно-политические организации Омского Прииртышья в конце XX в. (документы и материалы) / С. В. Новиков, С. А. Величко. — Омск : ОмГТУ, 2000. - 105 с.
3. Самодеятельные общественные организации СССР. — М., 1988. — 78 с.
4. Партии и политические движения в Новосибирской области / Сост. Д. Т. Пучкин, Т. Ф. Ханов. — Новосибирск : Региональный центр поддержки российской государственности, 1995. — 14 с.
5. Новиков, С В. Политические партии и движения Омска / С. В. Новиков, А. А. Макаров. — Омск : Знание, 1995. — 29 с.
6. Политические партии и движения в Новосибирской области. Справочник / Сост. Д. Т. Пучкин. — Новосибирск : б/и., 1997. — 61 с.
7. Новосибирск политический. Справочник /Авт. кол. под рук. В. И. Козодоя. — Новосибирск : ГП «Новосибирский по-лиграфкомбинат, 2001. — 232 с.
8. Тетерина, Н. В. Информационный вестник. О политических партиях Омской области / Н. В. Тетерина. — Омск : РЦСО, 1998. — 30 с.
9. Тетерина, Н. В. Информационный вестник. О политических партиях Омской области / Н. В. Тетерина. — Омск : РЦСО, 1999. — 52 с.
10. Новиков, С. В. Общественно-политические силы на территории Омского региона накануне и в период выборов 1999 г. / С. В. Новиков. — М. : ООО «ИПТК «Логос» ВОЗ», 1999. — 63 с.
11. Политическое пространство Омской области: Информационный бюллетень. — Омск : б/и., 2003. — 68 с.
12. Машкарин, М. И. Политическое пространство Омского Прииртышья: партийный аспект / М. И. Машкарин, В. К. Магда. — Омск : ГУ ОО РЦСО, 2007. — 104 с.
13. Политические партии в Омской области. 2013 год. Справочник / Отв. ред. И. В. Хлыстов. — Омск : Издатель ИП Е. В. Скорнякова, 2013. — 168 с.
НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой истории и социально-педагогических дисциплин.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2014 г. © С. В. Новиков
№
УДК 947:353(571.1) в. В. ГЕРМИЗЕЕВА
Омский государственный технический университет
ГУБЕРНАТОРСКИЙ КОРПУС ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1882-ФЕВРАЛЬ 1917 гг.)
В статье дана общая характеристика губернаторов Западной Сибири в 1882—1917 гг. Приведены данные об образовании, опыте административной деятельности и личных качествах начальников губерний.
Ключевые слова: губернатор, местное управление, Западная Сибирь.
Место и роль губернаторов в системе общегосударственной власти изучались еще в дореволюционный период. Эта проблема нашла отражение в работах А Д. Градовского [1], Н. М. Коркунова [2], Б. Э. Нольде [3] и других. Историко-юридический очерк И. Блинова [4], вышедший в 1905 г., посвящен истории и значению института губернаторства в Российской империи. Тем не менее полномочия начальников губерний на окраинах Российской империи не стали предметом специального исследования дореволюционных авторов. Этой проблеме было уделено некоторое внимание лишь в рамках общих работ по истории и теории государственного управления России [5]. В целом, вопросы административного управления в Западной Сибири и деятельности губернаторов не привлекали заметного внимания дореволюционных авторов, а интересующие нас проблемы лишь отчасти освещались в общих работах по истории Сибири [6].
В советской историографии проблемы управления в дореволюционной России отражены очень слабо. Это в основном работы, в которых представ-
лены общие вопросы административного управления Российской империей или же ее отдельными регионами. Из трудов этого периода следует отметить монографию немецкого исследователя Э. Ам-бургера, посвященную проблеме государственного управления России ХУШ — начала ХХ вв. [7].
Более систематическое изучение истории государственного управления началось в 70 — 80-е годы XX века. Появляются работы, рассматривающие структуру и функции центрального и местного управления, а также общие принципы организации государственной службы в дореволюционной России (исследования Н. П. Ерошкина, П. А. Зайонч-ковского, П. Н. Зырянова и др.) [8].
В работе американского историка Р. Роббинса «Наместники царя» институт губернаторства характеризуется с позиции взаимоотношений начальника губернии с разными уровнями власти и общества. Используя формулярные списки губернаторов, автор систематизировал данные относительно образовательного уровня, имущественного положения губернаторов по состоянию на 1879, 1892, 1903, 1913 годы [9].
С начала 90-х годов XX века возросло внимание исследователей к проблемам организации и деятельности органов власти всех уровней, в том числе к истории институтов генерал-губернаторов и губернаторов в дореволюционной России (А. В. Рем-нев, Б. Б. Дубенцов, С. В. Куликов, Е. А. Правилова и др.) [10].
В целом, за последние 20 лет значительно увеличился интерес ученых к истории губернаторской и генерал-губернаторской власти дореволюционной России, что во многом связано с административными изменениями в России. Исследователи обращают внимание на права и обязанности губернаторов, генерал-губернаторов, их образовательный уровень, сословное происхождение, личные качества, а также их значение в системе государственного управления Российской империи (Л. М. Лысенко [11], А. С. Минаков [12] и др.). Активизировалась работа по изучению административной политики самодержавия и деятельности администрации в Сибири. В работах И. П. Шихатова [13], В. А. Сергиенко [14] и др. исследуются личные судьбы губернаторов и генерал-губернаторов.
Среди исследований, посвященных жизни и деятельности представителей высшей администрации и истории чиновничества Западной Сибири следует отметить издание «Сибирские и тобольские губернаторы», в котором прослежены деятельность и личные судьбы начальников губерний [15]. Большой интерес представляет биобиблиографический указатель «Томские губернаторы», содержащий биографические сведения, информацию об изданиях исследовательского и популярного характера, а также исторических источниках различной видовой принадлежности [16].
В 1882 г. было упразднено Западно-Сибирское генерал-губернаторство, в результате Тобольская и Томская губернии переданы в непосредственное ведение министерств. Губернаторы являлись самыми высокопоставленными чиновниками МВД, они определялись и перемещались на должность по представлению министра внутренних дел именными высочайшими указами Правительствующему Сенату. Начальники губерний были назначаемыми чиновниками и выступали, прежде всего, как представители центра, часто имея смутные представления об управляемой ими территории. Последнее обстоятельство особенно было характерно для окраин Российской империи.
Губернаторский корпус Западной Сибири в исследуемый период был достаточно многочисленным. Так, за 35 лет в Тобольской губернии сменилось 91, а в Томской губернии — 15 губернаторов2. При этом Н. Л. Гондатти занимал пост тобольского губернатора, а затем был переведен в Томскую губернию.
По закону губернаторами назначались лица, имевшие чин не ниже четвертого класса согласно «Табели о рангах». Ему соответствовали чины действительного статского советника и генерал-майора. Кроме того, среди губернаторов встречались лица, имевшие чины третьего (тайные советники и генерал-лейтенанты) и пятого классов (статский советник, полковник). Так, в Западной Сибири в исследуемый период преобладали губернаторы с гражданскими чинами — 20 человек (84 %). Из них на момент назначения чин действительного статского советника имели 13 губернаторов, тайного советника — 1, статского советника — 6. Кроме того, 3 губернатора Томской губернии имели военный
чин генерал-майора (А. И. Лакс, А. А. Ломачевский, К. С. Старынкевич). К. С. Нолькен при назначении на должность находился в чине полковника, а спустя год был произведен в генерал-майоры.
И. И. Красовский, В. Н. Азанчеев-Азанчевский, Г. А. Тобизен Н. Л. Гондатти имели придворное звание камергера. С. А. Вяземский имел титул князя, а К. Ф. Нолькен — барона.
Важным показателем подготовки начальников губерний являлось полученное ими образование. Так, В. А. Лысогорский, Н. Л. Гондатти, С. А. Вяземский, В. Н. Азанчеев-Азанчевский получили образование в Московском университете, Н. М. Богданович, А. А. Станкевич, Е. Е. Извеков — в Санкт-Петербургском университете, Л. М. Князев, Г. А. То-бизен, П. К. Гран окончили Петербургское императорское училище правоведения. В. И. Мерца-лов окончил Императорский университет святого Владимира в Киеве, К. С. Старынкевич — Императорский Варшавский университет, А. П. Лап-по-Старженецкий был выпускником Петербургского императорского Александровского лицея, К. Ф. Нолькен обучался в Николаевской академии Генерального штаба. Д. Ф. Гагман, Н. А. Ордов-ский-Танаевский окончили Павловское военное училище, И. И. Красовский, А. П. Булюбаш получили образование в Петровском кадетском корпусе в Полтаве и т.д. [15, 16]. Таким образом, чуть более половины губернаторов имели высшее образование, что было ниже общероссийских показателей примерно на 10 %.
Средний возраст вступления в должность среди томских губернаторов в исследуемый период составлял 49 лет, среди тобольских — 46 лет. Самым молодым был Н.М. Богданович, получивший назначение в 38 лет. Старше всех губернаторов этого периода был Е. Е. Извеков, которому ко времени вступления в должность и.о. томского губернатора исполнилось 65 лет.
Многие из лиц, занимавших губернаторский пост в Западной Сибири, уже имели опыт управленческой деятельности. Например, Н. М. Богданович до назначения в Тобольскую губернию был вице-губернатором в Ломже (с 1887 г.), а затем в Риге (1890 г.), А. П. Лаппо-Старженецкий долгое время занимал должность вологодского вице-губернатора, Д. Ф. Гагман был переведен с должности мо-гилевского губернатора. А. А. Станкевич находился на службе в Министерстве внутренних дел с 1891 г., И. И. Красовский был московским вице-губернатором, А. Ф. Анисьин и В. Н. Дудинский в разные годы занимали пост курского вице-губернатора, А. П. Булюбаш был таврическим вице-губернатором, Г. А. Тобизен — лифляндским вице-губернатором, А. А. Ломачевский — оренбургским вице-губернатором, С. А. Вяземский и К. С. Старынкевич последовательно занимали должность олонецкого вице-губернатора. Е. Е. Извеков на протяжении 9 лет был вице-губернатором Костромской губернии, а П. К. Гран до назначения в Томскую губернию был иркутским губернатором и пр. Таким образом, лица, получавшие назначение на губернаторскую должность в Западную Сибирь, до этого занимали преимущественно пост вице-губернатора, что соответствовало общероссийской тенденции в конце Х1Х — начале XX вв. При этом только несколько человек имели опыт служебной деятельности в Сибири, а, следовательно, знали особенности этого края: А. И. Лакс, Н. Л. Гондатти, А. А. Станкевич и П. К. Гран.
Средний срок пребывания губернаторов в должности в исследуемый период в Тобольской губернии составлял около 4-х лет, а в Томской губернии — чуть более 2-х лет. Подобное обстоятельство не могло не влиять на качество управления губернией.
Среди губернаторов исследуемого периода были лица, занимавшие эту должность неоднократно. Существовала своеобразная практика перемещения из одной губернии в другую. В частности, 9 (37,5 %) губернаторов после службы в Томской или Тобольской губернии занимали аналогичные посты: Л. М. Князев в Вологодской губернии, А. А. Станкевич в Самарской губернии, А. Ф. Анисьин в Вятской губернии, Г. А. Тобизен и К. С. Старынкевич в Харьковской губернии, А. А. Ломачевский в Тур-гайской области, К. С. Нолькен в Могилевской губернии, Н. Л. Гондатти после службы в Западной Сибири возглавил Приамурское генерал-губернаторство. Н. М. Богданович и П. К. Гран в разные годы были переведены с поста губернатора на должность начальника Главного тюремного управления.
От высших должностных лиц Западной Сибири, от их знаний, опыта и желания работать зависело реальное положение губерний.
Западносибирские губернаторы были разными людьми по личным качествам, способностям, уровню образования, по-своему они относились и к служебной деятельности. Оценка их современниками противоречива.
Так, в одной из статей в журнале «Сибирские вопросы» отмечалось следующее: «Возникает вопрос: знают ли Сибирь сибирские губернаторы? Для всякого, кто жил в Сибири, ответ на поставленный вопрос не представляет затруднения. Сибирские губернаторы в громадном большинстве случаев Сибири не знают. Все эти действительные статские советники и генерал-майоры — элемент пришлый. До назначения в Сибирь имели о ней весьма слабое представление. А в бытность в Сибири не успели с ней познакомиться... Были разные губернаторы. Несомненно, что некоторые знакомы были с Сибирью по прежней службе.» [17, с. 71, 75].
Роль губернаторов была важна в решении социально-экономических, переселенческих вопросов, решения общественно-политических задач. Многие губернаторы оставили о себе добрую память, прилагали все усилия для развития региона: И. И. Кра-совский, А. И. Лакс, Г. А. Тобизен, А. А. Ломачевский, Л. М. Князев, Н. Л. Гондатти и др.
Так, А. И. Лакс, по воспоминаниям, представлял собой «олицетворение благонамеренности, в лучшем значении этого слова, бескорыстный и почтенный во всех отношениях, он оставил по себе и в Сибири, как и во всех местах, где доводилось ему только служить и сталкиваться с людьми, самые хорошие, теплые воспоминания» [18, с. 583].
Находясь на посту губернатора, Г. А. Тобизен неоднократно поднимал вопрос о необходимости проведения реформ в Сибири. Так, в в отчете за 1891 г. он отмечал, что «современным условиям гражданской жизни населения Томской губернии уже не соответствуют местные органы управления, несколько устаревшие по форме и недостаточные по численности их личного состава». Кроме того, Г. А. Тобизен отмечал несостоятельность судоустройства и действующего судопроизводства [19]. Он принимал активное участие в различных совещаниях при министре внутренних дел, в работе комиссии при Министерстве государственных иму-
ществ, поощрял общественные инициативы томи-чей и т.п. [16, с. 138].
Достаточно высоким авторитетом в Тобольской губернии пользовался Л. М. Князев, при нем активно развивалась торговля, увеличивалось количество медицинских и образовательных учреждений, успешно решались вопросы, связанные с переселением. В декабре 1900 г. Л. М. Князев получил благодарность от министра внутренних дел за участие в сооружении переселенческих поселков [15, с. 396 — 399]. Многое для развития региона было сделано Н. Л. Гондатти, занимавшего губернаторский пост в Тобольской и Томской губерниях. Так, например, с его деятельностью связывали относительное спокойствие в Тобольской губернии в 1906—1908 гг. [15, с. 422].
Накануне приезда Н. Л. Гондатти в Томск в газете «Сибирская жизнь» отмечалось: «Всем хочется верить в более лучшее. Дай Бог, чтобы хотя немного ослабли. суровые и невыносимо тяжелые условия жизни» [20]. Во многом эти надежды оправдались. В частности, Н. Л. Гондатти оказал помощь в получении займа на школьное строительство в учреждении Сибирских высших женских курсов. В знак своих заслуг он даже был удостоен звания почетного гражданина г. Томска [21, с. 37].
Большая часть критических замечаний в исследуемый период встречается в адрес Д. Ф. Гагмана, В. Н. Азанчеева-Азанчевского и К. С. Нолькена. Так, тобольский губернатора Д. Ф. Гагман получил следующую характеристику после двух лет своей деятельности: «разве может такой немощный совершить какой-нибудь энергичный шаг самостоятельно? Он в губернское управление никогда не ездит, доклады и просьбы может выслушивать только до завтрака...» [22, с. 24].
Много публикаций посвящено тяготению этого губернатора к могилевским чиновникам и торговле должностями. Редактор журнала «Сибирские вопросы» А. И. Иванчин-Писарев был обвинен в том, что статьи о торговле должностями основаны на вымышленном материале. Но суд, состоявшийся в Санкт-Петербургском окружном суде, вынес оправдательный приговор. После ревизии губернского управления губернатор ушел в отставку в феврале 1912 г.
О бароне К. С. Нолькене писали как о человеке, совершено не соответствующем роли администратора [23, с. 2]. Тем не менее после отъезда из Томской губернии он был назначен могилевским губернатором, где также получил противоречивую, в основном негативную, оценку своей деятельности. Согласно отчету Н. Ч. Зайончковского, командированного в Могилевскую губернию весной 1909 г., К. С. Нолькен не принимал меры для предотвращения преступности в городе, назначенные им полицейские чины в большинстве своем оказались профессионально непригодны и т.д. [24].
В целом, в губернаторском корпусе Западной Сибири в исследуемый период преобладали лица, имевшие чин действительного статского советника. Ко времени вступления в должность половина губернаторов находилась в возрастной группе 42 — 47 лет. Средний срок пребывания в должности был равен трем годам, что свидетельствует не только о текучести кадров, но и о практике перемещения «по горизонтали» — из одной губернии в другую. Большая часть западносибирских губернаторов имела опыт административной деятельности, что позволяло им по мере желания и возможностей решать задачи по управлению регионом.
№
Примечания
1 Губернаторы Тобольской губернии: Лысогорский Владимир Андреевич (1878 — 1886), Тройницкий Владимир Александрович (1886 — 1892), Богданович Николай Модестович (1892-1895), Князев Леонид Михайлович (1896-1901), Лап-по-Старженецкий Александр Павлович (1901-1905), Гондатти Николай Львович (1906-1908), Гагман Дмитрий Федорович (1908-1912), Станкевич Андрей Афанасьевич (1912-1915), Ордовский-Танаевский Николай Александрович (1915-1917).
2 Губернаторы Томской губернии: Мерцалов Василий Иванович (1880-1883), Красовский Иван Иванович (1883-1885), Анисьин Алексей Федорович (1885-1887), Лакс Антон Иванович (1887-1888), Булюбаш Александр Петрович (1888-1889), Тобизен Герман Августович (1890-1895), Ломачевский Асин-крит Асинкритович (1895-1899), Вяземский Сергей Александрович (1900-1903), Старынкевич Константин Сократович (1903-1904), Азанчеев-Азанчевский Всеволод Николаевич (1904-1905), Нолькен Карл Станиславович (1905-1908), Гондатти Николай Львович (1908-1911), Извеков Егор Егорович (1910-1911), Гран Петр Карлович (1912-1913), Дудинский Владимир Николаевич (1913-1917).
Библиографический список
1. Градовский, А. Д. Начала русского государственного права. В 9 т. Т. 9 / А. Д. Градовский. - СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1904. - 600 с.
2. Коркунов, Н. М. Русское государственное право В 2 т. Т. 2. / Н. М. Коркунов. - СПб. : Типография М. М. Стасюле-вича, 1913. - 740 с.
3. Нольде, Б. Э. Очерки русского государственного права / Б. Э. Нольде. - СПб. : Правда, 1911 - 554 с.
4. Блинов, И. Губернаторы / И. Блинов. - СПб. : Типолитография К. Л. Пентковского, 1905 - 366 с.
5. Ивановский, В. В. Административное устройство наших окраин / В. В. Ивановский. - Казань : Типография Императорского университета, 1891. - 47 с.
6. Гинс, Г. К. Административное и судебное устройство губерний и областей Азиатской России. В 4 т. Т. 1 / Г. К. Гинс // Азиатская Россия. Люди и порядки за Уралом. - СПб. : Изд-во перес. упр-я ГУЗсС, 1914. - С. 45-63.
7. Amburger, E. Geschichte der beherdenorganisazion Russland von Peter dem Grossen bis 1917 / E. Amburger. -Leiden : E.J. BRILL, 1966. - 622 s.
8. Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. - М. : Третий Рим, 1997. - 357 с.
9. Robbins, Jr. R. G. The Tsar's Viceroys. Russian Provincial Gouvernors in the Last Years of the Empire / Jr. R. G. Robbins. -Ithaca and London, 1987. - 272 p.
10. Ремнев, А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX — начала XX веков / А. В. Ремнев. — Омск : Омск. гос. ун-т, 1997. — 253 с.
11. Лысенко, Л. М. Губернаторы и генерал-губернаторы Российской империи (XVIП — начало XX века) / Л. М. Лысенко. — М. : МПГУ, 2001. — 358 с.
12. Минаков, А. С. Губернаторский корпус и центральная власть: проблема взаимоотношений (по материалам губерний Черноземного центра второй половины XIX — начала ХХ вв.) / А. С. Минаков. — Орел : Орлик, Издатель Александр Воробьев, 2011. — 488 с.
13. Шихатов, И. П. Губернаторская галерея: Генерал-губернаторы Западной Сибири и Степного края. 1819 — 1917. Председатели Омского областного исполкома. 1917 — 1989 / И. П. Шихатов. — Омск : Изд-во Наследие, Диалог-Сибирь, 2000 — 224 с.
14. Сергиенко, В. А. Томский губернатор Владимир Николаевич Дудинский / В. А. Сергиенко // Сибирь: XX век. — Вып. 4. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2002. — С. 46 — 50.
15. Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы / Под ред. В. В. Коновалова. — Тюмень : Тюменский издательский дом, 2000 — 577 с.
16. Яковенко, А. В. Томские губернаторы : биобиблиографический указатель / А. В. Яковенко, В. Д. Гахов ; науч. ред. Н. М. Дмитриенко. — Томск : Ветер, 2012. — 224 с.
17. Непомнящий, И. Сибирь и сибирские губернаторы / И. Непомнящий // Сибирские вопросы. — 1911. — № 45—46. — С. 71 — 75.
18. Таборовский, А. Антон Иванович Лакс / А. Таборов-ский // Русская старина. — 1890. — Т. 65. — С. 583 — 586.
19. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 543. Оп. 1. Д. 772. Л. 8 об.
20. Сибирская жизнь. — 1908. — 19 декабря.
21. Дмитриенко, Н. М. Сибирский город Томск в XIX — первой трети XX века: управление, экономика, население / Н. М. Дмитриенко. — Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2000. — 280 с.
22. Сибирские письма // Сибирские вопросы. — 1910. — № 42 — 43. — С. 24 — 30.
23. Будет ли лучше // Сибирские вопросы. — 1908. — № 27 — 28. — С. 1—3.
24. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 107. Д. 585. Л. 23 — 24.
ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры отечественной истории. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2014 г. © В. В. Гермизеева
Книжная полка
ББК 65.9(2Рос-5)26-03
Петин, Д. И. Финансовая политика и денежное обращение в Сибири. 1917-1920: документы Исторического архива Омской области : сб. док. / автор-сост., науч. ред. Д. И. Петин ; вступ. сл. А. В. Сушко. -Омск : ООО «Амфора», 2014. - 224 с : ил., фото, коммент., библиогр. - ISBN 978-5-906706-12-6.
В сборнике вводится в научный оборот комплекс из 189 неизвестных и не публиковавшихся ранее документов, хранящихся в фондах Исторического архива Омской области и его Тарского филиала. В издании сквозь призму финансовой сферы и денежного обращения отражено политическое и социально-экономическое положение Сибири в событийном контексте периода революции и Гражданской войны в России. Сборник документов предназначен для широкого круга читателей — историков, экономистов, архивистов, преподавателей, докторантов, магистрантов, аспирантов и студентов учебных заведений высшего и среднего специального образования, музейных сотрудников и краеведов.
УДК 94:332(574)
С. Ш. КАЗИЕВ
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск
№
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС И НАЦИОНАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ В КАЗАХСКОЙ АССР (1925-1929 гг.)
В настоящей статье освещены проблемы изменений подходов в национальной политике Советского государства во второй половине 1920-х годов и конфликт сторонников жесткой централизации с казахскими партийцами, стоявших на позициях «национал-коммунизма». Этот конфликт в наиболее открытой форме проявился в отношении к вопросу о сохранении этнических преференций при землеустройстве, в попытках сохранить запрет на переселение крестьян из-за пределов Казахской АССР. На основе архивных материалов автор показал, что попытка согласования национальных устремлений части казахских коммунистов с идеями социализма закончилась крахом, обвинениями в «национал-уклонизме» и чистками партийно-государственного аппарата.
Ключевые слова: аграрное переселение, казаки, казахи, национал-коммунизм, национал-уклонизм, очередность землеустройства.
Вторая половина 1920-х годов была переломной для судеб народов Казахстана. Усиление центра-лизаторских тенденций, связанное с укреплением режима личной власти Сталина, обусловило начало резкого поворота в национальной и социально-экономической политике Советского государства. С середины 1920-х годов в Казахстане борьба с «национал-уклонизмом» преследовала целью ликвидацию сопротивления отдельных групп казахских партийцев надвигающемуся грандиозному социальному эксперименту над кочевым аулом и русской деревней. Острый конфликт между сторонниками Сталина во главе с Ф. И. Голощекиным и «национал-коммунистами» по вопросам сохранения этнических преференций при землеустройстве и закрытия республики от крестьянского переселения показывает наличие иного видения перспектив развития Казахстана через продолжение национальной политики начала 1920-х годов, когда были сделаны максимальные уступки национальным меньшинствам страны. Несомненно, данная проблема представляет интерес и в наши дни, позволяя понять истоки межэтнических конфликтов и способы их преодоления.
В советской историографии проблема землеустройства в контексте изменений в национальной политике Советского государства нашла отражение в трудах Г. Ф. Дахшлейгера, А. П. Кучкина, К. И. Нурпеисова, Б. А. Тулепбаева, М. Х. Шаумяна. В зарубежной историографии следует выделить исследования М. Б. Олкотт, Т. Мартина, Р. Суни. В настоящей статье на примере Казахстана предпринята попытка показать различие в подходах к национальной политике «национал-коммунистов» и сталинского руководства.
Если обратиться к истории решения национального вопроса в Казахстане в первой половине 1920-х годов, то очевидно, что после оформления национально-территориального устройства КАССР основные проблемы для краевого руководства были связаны с необходимостью регулирования земель-
ного вопроса и продолжающегося крестьянского переселения. Фундаментальные принципы национальной политики были изложены в резолюции Х съезда РКП(б), где было специально подчеркнуто, что «суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту отсталость национальностей, которую они унаследовали от прошлого, дать возможность остальным народам догнать Центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношении» [1, с. 366]. Надо отдать должное большевистским вождям, достаточно смело реагировавшим на возникавшие проблемы и понявшим суть «национального вопроса». Признав наличие «национального вопроса», большевики смогли перехватить программные установки «мелкобуржуазных националистов» и использовать их для успешной советизации национальных окраин.
Решение национального вопроса в Центральной Азии затруднялось конфликтами на «почве» землеустройства между коренным и пришлым населением. Создав национальные республики, большевики обязаны были урегулировать этот вопрос путем уступок. По различным подсчетам в дореволюционный период из пользования казахов было изъято 45 млн десятин наиболее плодородных земель, из них 10 млн десятин передано казачьим войскам [2, с. 411; 3, с. 223 — 224]. На Учредительном съезде в октябре 1920 г. была принята Декларация прав трудящихся Киргизской АССР, провозгласившая: «Положить в основу земельной политики в КАССР обеспечение интересов киргизской и крестьянской бедноты, в особенности групп киргизских трудящихся масс, кои были ограблены царским правительством и российской буржуазией» [4, с. 271]. На Первой областной партконференции РКП(б) (июнь 1921 г.) были одобрены решения Учредительного съезда Советов КАССР и перед низовыми партийными организациями поставлена цель «сравнять в экономическом отношении русских и киргиз, энергично поведя борьбу с захватами земель, предоставить оседающим