государственный бюджет
Татьяна ТИЩЕНКО
Старший научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. Е-таН; [email protected]
По оперативным данным Федерального казначейства, по итогам января-ноября 2015 г. доходы федерального бюджета в долях ВВП достигли минимального значения за все одиннадцать месяцев текущего года — 18,0% ВВП (до этого наименьшее значение по доходам федерального бюджета в долях ВВП было зафиксировано по итогам января-мая и января-августа 2915 г. — 19,0% ВВП).
За январь-октябрь 2015 г. доходы бюджета расширенного правительства в долях ВВП также снизились — на 0,5 п.п. ВВП (до 35,9% ВВП) относительно соответствующего периода 2014 г., в то время как доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за этот же период увеличились на 0,4 п.п. ВВП — до 12,6% ВВП.
На совещании у Президента России по вопросам реализации послания Президента РФ Федеральному Собранию вице-премьером В. Шуваловым была представлена задача по поиску дополнительных возможностей для увеличения доходной базы федерального бюджета за счет изменения системы администрирования налоговых и таможенных платежей, а также в сфере оборота алкогольной продукции1.
Ключевые слова: государственные финансы, бюджетная политика, стратегическое планирование.
Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2015 г.
Доходы федерального бюджета по итогам января-ноября 2015 г. составили 18,0% ВВП (12 173,8 млрд. руб.), что на 1,7 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г.; в абсолютном выражении сокращение составило 777,0 млрд. руб., или 6,0%. Нефтегазовые доходы снизились по итогам рассматриваемого периода к аналогичному временному интервалу 2014 г. на 2,2 п.п. ВВП - до 8,0% ВВП (5411,0 млрд. руб.); в то же время ненефтегазовые доходы выросли на 0,5 п.п. ВВП - до 10,0% ВВП (6762,8 млрд. руб.).
Расходы федерального бюджета за одиннадцать месяцев 2015 г. составили 19,4% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше их значения за аналогичный период предыдущего года; в абсолютном выражении расходы выросли на 1453,7 млрд. руб., или на 12,4%. По итогам января-ноября 2015 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 1,4% ВВП (957,4 млрд. руб.),
1 http://kremlin.ru/events/president/news/50898
что на 3,3 п.п. ВВП ниже профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за аналогичный период 2014 г.; ненефтегазовый дефицит также вырос - до 9,4% ВВП, или на 1,1 п.п. ВВП. (См. табл. 1.)
За одиннадцать месяцев 2015 г. доходы федерального бюджета в долях ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. изменялись разнонаправленно:
• поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились на 2,9 п.п. ВВП - до 4,4% ВВП, или на 38,1%;
• поступления по НДПИ увеличились на 0,3 п.п. ВВП - до 4,3% ВВП (в номинальном выражении их рост составил 11,6%);
• поступления по внутреннему НДС выросли на 0,3 п.п. ВВП - до 3,2% ВВП, а по импортному НДС не изменились и составили 2,3% ВВП при их росте в номинальном выражении на 12,3 и 3,0% соответственно;
• доходы по внутренним акцизам не изменились и составили 0,7% ВВП (рост в абсолютном выражении на 6,7 млрд. руб.), в то
время как поступления по импортным акцизам сократились на 0,03 п.п. ВВП - до 0,07% ВВП; • доходы по налогу на прибыль организаций выросли на 0,1 п.п. ВВП, или на 24,1% в номинальном выражении. (См. табл. 2.) Расходы федерального бюджета в долях ВВП за одиннадцать месяцев 2015 г. относи-
тельно января-ноября 2014 г. изменились следующим образом:
• выросли расходы на национальную оборону и социальную политику на 0,7 и 0,9 п.п. ВВП, или на 24,2 и 22,0% в номинальном выражении, соответственно;
• расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятель-
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-ноябре 2014 и 2015 гг.
Январь-ноябрь 2015 г. Январь-ноябрь 2014 г. Изменение
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 12 173,8 18,0 12 950,8 19,7 -777,0 -1,7
втом числе:
Нефтегазовые 5411,0 8,0 6718,8 10,2 -1307,8 -2,2
Ненефтегазовые 6762,8 10,0 6232,0 9,5 530,8 0,5
Расходы 13 131,2 19,4 11 677,5 17,8 1453,7 1,6
втом числе:
Процентные 523,0 0,8 377,9 0,6 145,1 0,2
Непроцентные 12 608,2 18,6 11 299,6 17,2 1308,6 1,4
Профицит (+) / Дефицит (-) -957,4 -1,4 1273,3 1,9 -2230,7 -3,3
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -6368,4 -9,4 -5445,5 -8,3 -922,9 -1,1
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 67805 65535
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2014 и 2015 гг.
Январь-ноябрь 2015 г.
Январь-ноябрь 2014 г.
Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 10 644,6 15,7 11 814,8 17,9 -1170,2 -2,2
в том числе:
Налог на прибыль организаций 462,7 0,7 372,7 0,6 90 0,1
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2150,5 3,2 1914,2 2,9 236,3 0,3
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1588,9 2,3 1542,6 2,3 46,3 0,0
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 476,5 0,7 469,8 0,7 6,7 0,0
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 46,5 0,07 63,4 0,1 -16,9 -0,03
НДПИ 2938,6 4,3 2632,4 4,0 306,2 0,3
Доходы от внешнеэкономической деятельности 2980,9 4,4 4819,7 7,3 -1838,8 -2,9
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
ность» сократились на 0,2 п.п. ВВП - до 2,5% ВВП; в абсолютном выражении их сокращение составило 74,7 млрд. руб.;
• увеличились расходы по разделам «Национальная экономика» и «Общегосударственные вопросы» на 0,3 и 0,1 п.п. ВВП при их росте в номинальном выражении на 13,2 и 12,9% соответственно;
• расходы по разделам «Образование» и «Здравоохранение» сократились на 0,1 п.п. ВВП - до 0,8 и 0,6% ВВП соответственно; в абсолютном выражении расходы на образование и здравоохранение уменьшились на 8,7 и 6,8 млрд. руб. соответственно;
• расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» уменьшились на 0,2 п.п. ВВП, или на 19,3% в номинальном выражении;
• выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,2 п.п. ВВП - до 0,8% ВВП, или на 38,4% в номинальном выражении;
• по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились в долях ВВП незначительно - в пределах 0,03 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)
Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-октябрь 2015 г.
По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые десять месяцев 2015 г. составили 7678,6 млрд. руб., или 12,6% ВВП, что на 0,4 п.п. ВВП, или на 6,0% в номинальном выражении, выше уровня января-октября предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за исследуемый период по сравнению с соответствующим временным интервалом 2014 г. не изменились и составили 11,8% ВВП (7175,6 млрд. руб.), в номинальном выражении их рост составил 2,2%.
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета за январь-ноябрь 2014 и 2015 гг.
Январь-ноябрь 2015 г. Январь-ноябрь 2014 г. Изменение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 1331,2 19,4 11 677,5 17,8 1,6
в том числе:
Общегосударственные вопросы 868,1 1,3 769,1 1,2 0,1
Национальная оборона 2638,9 3,9 2124,7 3,2 0,7
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1668,3 2,5 1743,0 2,7 -0,2
Национальная экономика 1729,8 2,6 1527,7 2,3 0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 97,2 0,1 87,9 0,1 0,0
Охрана окружающей среды 45,0 0,07 40,3 0,06 0,01
Образование 558,3 0,8 567,0 0,9 -0,1
Культура и кинематография 76,9 0,1 78,6 0,1 0,0
Здравоохранение 430,8 0,6 437,6 0,7 -0,1
Социальная политика 3779,1 5,6 3097,6 4,7 0,9
Физическая культура и спорт 57,8 0,08 42,4 0,06 0,02
СМИ 77,9 0,1 65,1 0,1 0,0
Обслуживание государственного долга 523,0 0,8 377,9 0,6 0,2
Межбюджетные трансферты 579,8 0,9 718,4 1,1 -0,2
Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
По итогам января-октября 2015 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в 0,8% ВВП (503,0 млрд. руб.), что на 0,4 п.п. ВВП выше положительного сальдо исполнения бюджета по итогам первых десяти месяцев предыдущего года. (См. табл. 4.)
Анализ структуры и динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-октябрь текущего и предыдущего годов в долях ВВП выявил:
• увеличение поступлений по налогу на прибыль на 0,3 п.п. ВВП - до 3,1% ВВП, или на 12,0% в номинальном выражении;
• рост поступлений по НДФЛ на 0,1 п.п. ВВП - до 3,6% ВВП, или на 4,7% в номинальном выражении;
• неизменность поступлений по внутренним акцизам и по налогу на совокупный доход, составивших 0,7 и 0,5% ВВП соответственно и увеличившихся на 3,5 и 9,8% в номинальном выражении;
• увеличение поступлений по налогу на имущество на 0,1 п.п. ВВП - до 1,5% ВВП при их росте в номинальном выражении на 7,9%;
• сокращение доходов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ на 0,1 п.п. ВВП - до 2,1% ВВП при их снижении на 35,5 млрд. руб. в абсолютном выражении. Расходы консолидированного бюджета
субъектов РФ по итогам января-октября 2015 г. относительно первых десяти месяцев предыдущего года по большинству разделов в долях ВВП не изменились. Выросли на 0,1 п.п. ВВП расходы по разделам «Национальная экономика» и «Обслуживание государственного и муниципального долга», сократились на 0,1 п.п. ВВП расходы по разделам «Образование» и «Социальная политика». (См. табл. 5.)
В номинальном выражении наибольший рост расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первые десять месяцев 2015 г. относительно соответствующего периода предыдущего года был зафиксирован по разделу
Таблица 4
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-октябре 2014 и 2015 гг.
Январь-октябрь 2015 г. Январь-октябрь 2014 г. Изменение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Доходы 7678,6 12,6 7246,1 12,2 0,4
в том числе:
Налог на прибыль организаций 1888,5 3,1 1685,0 2,8 0,3
НДФЛ 2178,2 3,6 2080,6 3,5 0,1
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 409,4 0,7 395,8 0,7 0,0
Налог на совокупный доход 326,4 0,5 297,1 0,5 0,0
Налог на имущество 924,0 1,5 856,1 1,4 0,1
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1278,3 2,1 1313,8 2,2 -0,1
Расходы 7175,6 11,8 7023,1 11,8 0,0
Профицит (+) / Дефицит (-) 503,0 0,8 223,0 0,4 0,4
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 60944 59258
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
«Обслуживание государственного и муниципального долга» - на 33,1%. По остальным разделам расходы в номинальном выражении изменились следующим образом: сокращение на 10,4% по разделу «Охрана окружающей среды» и прирост на 4,9% по разделу «Национальная экономика».
Учитывая нарастание внешних неблагоприятных факторов (продолжающееся снижение
цен на нефть, продление санкций со стороны ЕС, сокращение инвестиций и динамику основных параметров федерального бюджета за одиннадцать месяцев текущего года относительно соответствующего периода предыдущего), можно предположить, что пик экономического спада еще не пройден и следующий финансовый год будет не менее сложным, чем уходящий 2015-й. ■
Таблица 5
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-октябрь 2014 и 2015 гг.
Январь-октябрь 2015 г. Январь-октябрь 2014 г. Изменение,
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 7175,6 11,8 7023,1 11,8 0,0
втом числе:
Общегосударственные вопросы 459,9 0,8 450,9 0,8 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 76,4 0,1 77,3 0,1 0,0
Национальная экономика 1267,5 2,1 1207,7 2,0 0,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 592,8 1,0 619,1 1,0 0,0
Охрана окружающей среды 16,3 0,03 18,2 0,03 0,0
Образование 1974,5 3,2 1937,5 3,3 -0,1
Культура и кинематография 242,9 0,4 246,8 0,4 0,0
Здравоохранение 1068,5 1,7 1029,5 1,7 0,0
Социальная политика 1182,5 1,9 1170,1 2,0 -0,1
Физическая культура и спорт 138,4 0,2 136,4 0,2 0,0
СМИ 34,2 0,06 33,6 0,06 0,0
Обслуживание государственного 1185 02 8до 02
и муниципального долга ' ' ' '
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.