Макроэкономика
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук
По предварительным данным Минфина РФ, по итогам января 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,8 п.п. ВВП, в то время как расходы выросли на 14,0 п.п. ВВП. Данные по исполнению консолидированного бюджета субъектов РФ за 2014 г. показывают рост доходов относительно 2013 г. на 0,2 п.п. ВВП и снижение расходов на 0,1 п.п. ВВП. Дефицит федерального бюджета по итогам первого месяца 2015 г. составил 5,4% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за 2014 г. исполнен с дефицитом в объеме 0,6% ВВП.
Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь 2015 г.
По данным Минфина России, доходы федерального бюджета по итогам января 2015 г. составили 25,8% ВВП (1316,5 млрд. руб.), что на 0,8 п.п. ВВП ниже, чем в январе 2014 г. В абсолютном выражении доходы федерального бюджета за январь текущего года по сравнению с первым месяцем предыдущего сократились на 7,9 млрд. руб., или на 0,6%.
Нефтегазовые доходы за первый месяц 2015 г. относительно аналогичного периода 2014 г. сократились на 2,1 п.п. ВВП - до 10,2% ВВП
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе 2014 и 2015 гг.
Январь 2015 г. Январь 2014 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 1316,5 25,8 1324,4 26,6 -7,9 -0,8
в том числе:
Нефтегазовые 520,8 10,2 615,0 12,3 -94,2 -2,1
Ненефтегазовые 795,7 15,6 709,4 14,3 86,3 1,3
Расходы 1594,3 31,2 858,3 17,2 736 14,0
в том числе:
Процентные 31,4 0,6 23,5 0,5 7,9 0,1
Непроцентные 1562,9 30,6 834,8 16,7 728,1 13,9
Профицит (+) / Дефицит (-) -277,8 -5,4 466,1 9,3 -743,9 -14,7
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -798,6 -15,6 148,9 -3,0 -947,5 -12,6
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 5110* 4988
* - Оценка Экономической экспертной группы: http://www.eeg.ru/pages/22 Источник: Минфин России (предварительные данные), Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
(520,8 млрд. руб.), или в абсолютном выражении на 94,2 млрд. руб. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за январь 2015 г. существенно уменьшилась - до 39,6% (в январе предыдущего года она составляла 46,5%), а ненефтегазовый дефицит вырос относительно первого месяца 2014 г. на 12,6 п.п. ВВП - до 15,6% ВВП.
Расходы федерального бюджета за январь 2015 г. достигли 31,2% ВВП, на 14,0 п.п. ВВП превысив соответствующий показатель за первый месяц предыдущего года. В абсолютном выражении расходы федерального бюджета за январь 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли в 1,8 раза - до 1594,3 млрд. руб. По итогам января 2015 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом в размере 5,4% ВВП (277,8 млрд. руб.), что на 14,7 п.п. ВВП ниже профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за первый месяц 2014 г. (См. табл. 1.)
Однако представленные данные требуют аккуратной интерпретации. Непосредственно помесячную динамику более или менее корректно можно сравнивать лишь в части налоговых поступлений. Показатели же расходов и, соответственно, дефицита требуют дополнительных данных (которые и приведены ниже в табл. 3).
В январе 2015 г. отдельные компоненты доходов федерального бюджета в долях ВВП по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. изменялись разнонаправленно. (См. табл. 2.)
Поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились на 1,1 п.п. ВВП и составили 6,9% ВВП; в номинальном выражении их сокращение составило 11,5%. В доходах от вывозных пошлин на углеводороды в большей степени снизились в номинальном выражении поступления от экспорта сырой нефти - на 6,7%, в то время как снижение поступлений от экспорта природного газа составило 3,2%, а от вывоза товаров, вырабо-
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе 2014 и 2015 гг.
Январь 2015 г. Январь 2014 г.
млрд. руб. %ВВП % к годовому прогнозному объему млрд. руб. %ВВП % к годовому фактическому объему Изменение, п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 936,0 18,3 - 1039,0 20,9 - -2,6
в том числе:
Налог на прибыль организаций 15,3 0,3 3,7 17,0 0,3 4,1 -0,0
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 215,8 4,2 9,2 192,0 3,8 8,8 0,4
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 106,5 2,1 6,1 108,9 2,2 6,3 -0,1
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 81,8 1,6 15,0 81,8 1,6 15,7 0,0
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 3,1 0,06 5,6 4,0 0,08 5,6 -0,02
НДПИ 160,7 3,1 3,7 236,6 4,7 8,3 -1,6
Доходы от внешнеэкономической деятельности 352,8 6,9 9,0 398,7 8,0 7,3 -1,1
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
танных из нефти, - 1,7%. Поступления по НДПИ в долях ВВП уменьшились на 1,6 п.п. ВВП, или на 32,0% в номинальном выражении.
Доходы по внутреннему НДС выросли на 0,4 п.п. ВВП (на 12,4% в абсолютном выражении), в то время как по импортному НДС они сократились на 0,1 п.п. ВВП, или на 2,2% в номинальном выражении.
Доходы по налогу на прибыль организаций не изменились и составили 0,3% ВВП; в номинальном выражении их сокращение было весьма существенным - 10,0%.
Доходы по внутренним акцизам в долях ВВП и в абсолютном выражении не изменились и составили 1,6% ВВП, или 81,8 млрд. руб.; по импортным акцизам доходы незначительно сократились - на 0,02 п.п. ВВП, или на 22,5% в номинальном выражении.
Расходы федерального бюджета (см. табл. 3) в долях ВВП за первый месяц 2015 г. относи-
тельно января 2014 г. изменились следующим образом:
• выросли расходы на национальную оборону на 11,2 п.п. ВВП, или в 5,2 раза в номинальном выражении. Основной прирост расходов по данному разделу произошел по двум статьям - «Вооруженные силы Российской Федерации» и «Другие вопросы в области национальной обороны» - в 6,3 и 5,2 раза соответственно. В 3,5 раза увеличились расходы по статье «Прикладные научные исследования в области национальной обороны»;
• расходы по разделу «Социальная политика» выросли на 1,3 п.п. ВВП, или на 28,6% в номинальном выражении; при этом расходы на пенсионное обеспечение увеличились на 85,6%;
• сократились расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранитель-
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета за январь 2014 и 2015 гг.
Январь 2015 г. Январь 2014 г.
млрд. руб. %ВВП кассовое исполнение, % млрд. руб. кассовое % ВВП исполнение, % Изменение, п.п. ВВП
Расходы - всего 1594,3 31,2 10,2 858,3 17,2 6,1 14,0
в том числе:
Общегосударственные вопросы 77,7 1,5 7,0 78,5 1,6 7,8 -0,1
Национальная оборона 709,1 13,9 21,7 136,0 2,7 5,5 11,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 112,7 2,2 5,7 132,8 2,7 6,5 -0,5
Национальная экономика 132,0 2,6 5,3 57,7 1,1 2,5 1,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,005 <0,01 <0,01 0,02 <0,01 <0,01 0,0
Охрана окружающей среды 2,2 0,04 4,1 2,4 0,05 4,4 -0,01
Образование 72,0 1,4 11,4 61,4 1,2 10,3 0,2
Культура и кинематография 4,9 0,1 4,9 4,3 0,09 4,4 0,01
Здравоохранение 13,8 0,3 2,9 19,8 0,4 4,2 -0,1
Социальная политика 324,3 6,3 8,1 252,3 5,0 7,1 1,3
Физическая культура и спорт 3,7 0,07 5,1 5,4 0,1 6,7 -0,03
СМИ 6,4 0,1 9,1 3,9 0,08 5,7 0,02
Обслуживание государственного долга 31,4 0,6 7,0 23,5 0,5 5,2 0,1
Межбюджетные трансферты 93,9 1,8 13,7 80,2 1,6 12,3 0,2
Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
ная деятельность» на 0,5 п.п. ВВП, или на 15,1% в номинальном выражении; существенно выросли расходы по разделу «Национальная экономика» - на 1,5 п.п. ВВП, или в 2,3 раза в номинальном выражении, в основном за счет прироста в 5,2 раза расходов по статье «Другие вопросы в области национальной экономики»; расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» в долях ВВП сократились на 0,1 п.п. ВВП, что в номинальном выражении составило 1,0%;
увеличились расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» на 0,2 п.п. ВВП, или на 17,1% в номинальном выражении; расходы на здравоохранение сократились на 0,1 п.п. ВВП, что в номинальном выражении составило 30,3%; расходы по разделу «Образование» увеличились на 0,2 п.п. ВВП, или на 17,3% в номинальном выражении; выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,1 п.п. ВВП - до 0,6% ВВП, или на 33,7% в номинальном выражении;
• по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились в долях ВВП незначительно (в пределах 0,01--0,03 п.п. ВВП).
Сравнение показателей кассового исполнения федерального бюджета за январь текущего и предыдущего годов показывает отсутствие существенных изменений в объемах финансирования, кроме расходов на национальную оборону.
Незначительное увеличение темпов кассового исполнения федерального бюджета в январе 2015 г. по разделу «Национальная экономика» (5,3% против 2,5%) связано с необходимостью поддержки российских предприятий. Ускорение темпов финансирования в первом месяце 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по разделу «Национальная оборона», как было сказано на совещании у Президента России по экономическим вопросам от 18 февраля 2015 г., обусловлено авансированием прикладных научных исследований в области государственного оборонного заказа1 (кассовое исполнение за январь текущего года - 21,7%).
Таблица 4
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в 2013 и 2014 гг.
2014 г. 2013 г. Изменение,
млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Доходы 8905,4 12,5 8164,7 12,3 0,2
в том числе:
Налог на прибыль организаций 1963,3 2,8 1719,7 2,6 0,2
НДФЛ 2691,5 3,8 2499,0 3,8 0,0
Акцизы внутренние 479,2 0,7 491,4 0,7 0,0
Налог на совокупный доход 315,0 0,4 292,8 0,4 0,0
Налог на имущество 957,5 1,4 900,7 1,4 0,0
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1670,8 2,3 1515,0 2,3 0,0
Расходы 9353,3 13,2 8806,7 13,3 -0,1
Профицит (+) / Дефицит (-) -447,9 -0,6 -642,0 -0,9 -0,3
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 70976 66194
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 http://kremlin.ru/news/47709
В начале марта Правительство РФ планирует направить в Государственную Думу законопроект о внесении поправок в федеральный бюджет 2015 г. С учетом задач, определенных в рамках антикризисного плана Правительства, корректировка коснется 5% от общего объема расходов в реальном выражении2.
Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за 2014 г.
По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за 2014 г. составили 8905,4 млрд. руб., или 12,5% ВВП, что на 0,2 п.п. ВВП, или на 9,1% в номинальном выражении, выше уровня предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за истекший год сократились в долях ВВП по сравнению с 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП, увеличившись в номинальном выражении на 6,3% - до 9353,3 млрд. руб. (13,2% ВВП). (См. табл. 4.)
Сопоставление данных о поступлении налогов и платежей в консолидированный бюджет субъектов РФ за 2014 г. и за предыдущий год показывает увеличение доходов по налогу на прибыль на 0,2 п.п. ВВП (до 2,8% ВВП), или на 14,2% в номинальном выражении. Поступления по другим налогам в долях ВВП остались неизменными, а именно:
• по НДФЛ в объеме 3,8% ВВП (прирост на 7,7% в номинальном выражении);
• по безвозмездным поступлениям от других бюджетов в объеме 2,3% ВВП (+10,3%);
• по налогу на имущество в объеме 1,4% ВВП (-6,4%);
• по внутренним акцизам в объеме 0,7% ВВП (-2,4%);
• по налогу на совокупный доход в объеме 0,4% ВВП (+7,9%).
Таким образом, наибольший темп прироста доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2014 г. относительно преды-
Таблица 5
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2013 и 2014 гг.
_2014 г._2013 г._ Изменение,
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 9353,3 13,2 8806,7 13,3 -0,1
в том числе:
Общегосударственные вопросы 585,0 0,8 546,1 0,8 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 107,8 0,1 106,6 0,2 -0,1
Национальная экономика 1779,3 2,5 1730,4 2,6 -0,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 906,3 1,3 901,9 1,4 -0,1
Охрана окружающей среды 25,7 0,04 24,7 0,04 0,0
Образование 2474,3 3,5 2333,7 3,5 0,0
Культура и кинематография 320,7 0,4 288,1 0,4 0,0
Здравоохранение 1316,2 1,8 1250,9 1,9 -0,1
Социальная политика 1473,3 2,1 1312,5 2,0 0,1
Физическая культура и спорт 191,1 0,3 170,8 0,2 0,1
СМИ 42,5 0,06 40,5 0,06 0,0
Обслуживание государственного 121 7 0 2 91 2 0 1
и муниципального долга
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
2 http://government.ru/news/16963/
дущего года отмечается по налогу на прибыль, НДФЛ и по налогу на совокупный доход.
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам 2014 г. по большинству разделов в долях ВВП изменились незначительно или остались на уровне предыдущего года. Сократились на 0,1 п.п. ВВП расходы по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (до 0,1% ВВП), «Национальная экономика» (до 2,5% ВВП), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (до 1,3% ВВП) и «Здравоохранение» (до 1,8% ВВП). Выросли же на 0,1 п.п. ВВП расходы по разделам: «Социальная политика» (до 2,1% ВВП), «Физическая культура и спорт» (до 0,3%
ВВП) и «Обслуживание государственного и муниципального долга» (до 0,2% ВВП). (См. табл. 5.)
По итогам 2014 г. региональные бюджеты исполнены с дефицитом в объеме 447,9 млрд. руб., или 0,6% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП выше уровня дефицита консолидированного бюджета РФ за 2013 г.
По данным Минфина России, объем государственного долга субъектов РФ вырос за 2014 г. на 351,5 млрд. руб. и на 01.01.2015 составил 2089,0 млрд. руб. При этом только за декабрь долговые обязательства субъектов РФ увеличились на 266,9 млрд. руб. за счет кредитов коммерческих организаций. ■