Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

Согласно предварительным данным Минфина РФ по итогам января–марта 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,9 п.п. ВВП, в то время как расходы выросли на 5,1 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь– февраль текущего года относительно двух первых месяцев предыдущего также сократились – на 0,5 п.п. ВВП, а расходы выросли на 0,1 п.п. ВВП. Дефицит федерального бюджета по итогам января-марта 2015 г. составил 4,9% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь–февраль текущего года исполнен с дефицитом в размере 2,0% ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the preliminary data of the Ministry of Finance of the Russian Federation, on the basis of the results of January-March 2015 the federal budget revenues fell by 0.9 p.p. of GDP, while the expenditures increased by 5.1 p.p. of GDP as compared to the same period of the previous year. In January-February 2015, the revenues of the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation fell by 0.5 p.p. of GDP, too, while the expenditures rose by 0.1 p.p. of GDP as compared to two months of 2014. On the basis of the results of three months of 2015, the deficit of the federal budget amounted to 4.9% of GDP, while the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation was executed in JanuaryFebruary 2015 with a deficit of 2.0% of GDP.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

государственный бюджет

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

Согласно предварительным данным Минфина РФ по итогам января—марта 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,9 п.п. ВВП, в то время как расходы выросли на 5,1 п.п. ВВП. Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль текущего года относительно двух первых месяцев предыдущего также сократились - на 0,5 п.п. ВВП, а расходы выросли на 0,1 п.п. ВВП. Дефицит федерального бюджета по итогам января-марта 2015 г. составил 4,9% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь—февраль текущего года исполнен с дефицитом в размере 2,0% ВВП.

Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-март 2015 г.

Доходы федерального бюджета по итогам января-марта 2015 г. составили 20,7% ВВП (3436,8 млрд. руб.), что на 0,9 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г. В абсолютном выражении доходы федерального бюджета за три первых месяца текущего года по сравнению с январем-мартом предыдущего сократились на 84,6 млрд. руб., или на 2,4% в номинальном выражении. Нефтегазовые доходы за исследуемый период относительно января-марта 2014 г. также сократились - на 1,9 п.п. ВВП - до 9,3% ВВП (1545,5 млрд. руб.), или на 281,2 млрд. руб., а ненефтегазовый дефицит вырос на 4,1 п.п. ВВП - до 14,2% ВВП.

Расходы федерального бюджета за три первых месяца 2015 г. достигли 25,6% ВВП, на 5,1 п.п. ВВП превысив показатель за аналогичный период предыдущего года; в абсолютном выражении расходы федерального бюджета выросли на 903,4 млрд. руб., или на 27,1%. По

итогам рассматриваемого периода федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 4,9% ВВП (812,3 млрд. руб.), что на 6,0 п.п. ВВП ниже профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за соответствующий период 2014 г. (См. табл. 1.)

Как видно из представленных в табл. 1 данных, показатели исполнения федерального бюджета за первый квартал и в целом за год могут существенно различаться, поэтому пока нельзя говорить о каких-либо устойчивых тенденциях в его динамике и делать аргументированные прогнозы ситуации с исполнением бюджета за весь 2015 г., исходя исключительно из сопоставления данных за первый квартал 2014 и 2015 гг.

Динамика доходов федерального бюджета в долях ВВП в январе-марте 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года была разнонаправленной.

Поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились относительно соответствующего периода 2014 г. на 2,9 п.п. ВВП - до 5,1% ВВП; в номинальном выражении их сокращение составило 35,3%. Поступления по НДПИ выросли на 0,2 п.п. ВВП, или на 8,6%.

Поступления в доходную часть федерального бюджета по внутреннему и импортному НДС увеличились на 0,6 и 0,1 п.п. ВВП соответственно (до 20,2 и 6,4% в номинальном выражении). Поступления по внутренним акцизам относительно того же периода предыдущего года не изменились и составили 0,8% ВВП (в номинальном выражении рост составил здесь 13,6%), в то время как поступления по импортным акцизам уменьшились на 0,03 п.п. ВВП (сокращение на 29,0% в номинальном выражении). Доходы по налогу на прибыль организаций выросли на 0,1 п.п. ВВП, или на 13,3%

в номинальном выражении. (См. табл. 2.)

Расходы федерального бюджета в долях ВВП за три первых месяца 2015 г. относительно января-марта 2014 г. изменились следующим образом:

• выросли расходы на национальную оборону на 3,2 п.п. ВВП, или в 1,6 раза в номинальном выражении;

• расходы по разделу «Социальная политика» увеличились на 1,4 п.п. ВВП, или на 34,4%;

• расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» не изменились и составили 2,6% ВВП, в абсолютном выражении увеличившись на 0,3 млрд. руб.;

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-марте 2014 и 2015 гг.

Январь-март 2015 г. Январь-март 2014 г. Изменение Справочно: 2014 г.

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП млрд. руб. %ВВП

Доходы 3436,8 20,7 3521,4 21,6 -84,6 -0,9 14496,8 20,4

в том числе:

Нефтегазовые 1545,5 9,3 1826,7 11,2 -281,2 -1,9 7544,0 10,6

Ненефтегазовые 1891,3 11,4 1694,7 10,4 196,6 1,0 6952,8 9,8

Расходы 4249,1 25,6 3345,7 20,5 903,4 5,1 14 830,6 20,9

в том числе:

Процентные 161,6 1,0 132,9 0,8 28,7 0,2 415,6 0,6

Непроцентные 4087,5 24,6 3212,8 19,7 874,7 4,9 14415,0 20,3

Профицит (+) / Дефицит (-) -812,3 -4,9 175,7 1,1 -988,0 -6,0 -333,8 -0,5

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2357,8 -14,2 -1651,0 -10,1 -706,8 -4,1 -7877,8 -11,1

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 16621 16284 70976

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-марте 2014 и 2015 гг.

Январь-март 2015 г. Январь-март 2014 г. Изменение, п.п. ВВП

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП

Налоговые доходы - всего 2948,4 17,7 3186,5 19,6 -1,9

в том числе:

Налог на прибыль организаций 92,5 0,6 81,7 0,5 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 679,9 4,1 565,5 3,5 0,6

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 401,9 2,4 376,9 2,3 0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 142,5 0,8 125,4 0,8 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 10,5 0,06 14,8 0,09 -0,03

НДПИ 774,3 4,6 713,2 4,4 0,2

Доходы от внешнеэкономической деятельности 846,8 5,1 1309,0 8,0 -2,9

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

• расходы по разделу «Национальная экономика» увеличились на 0,2 п.п. ВВП, или на 12,4%;

• расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» не изменились и составили 1,3% ВВП; в абсолютном выражении они выросли на 2,2 млрд. руб.;

• расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» не изменились и составили 1,1% ВВП, снизившись в абсолютном выражении на 0,9 млрд. руб.;

• расходы на здравоохранение сократились на 0,1 п.п. ВВП, или на 5,4 млрд. руб.;

• расходы по разделу «Образование» не изменились и составили 0,8% ВВП; в абсолютном выражении их рост составил 3,9 млрд. руб.;

• выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,2 п.п. ВВП - до

1,0% ВВП, или на 21,6%; • по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились незначительно - в пределах 0,01-0,05 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

За три первых месяца текущего года объем государственного внутреннего долга РФ снизился до 6986,5 млрд. руб. (-254,8 млрд. руб.), объем государственного внешнего долга - до 53 481,4 млн. долл. (-874,0 млн. долл.).

По состоянию на 1 апреля 2015 г. совокупный объем Резервного фонда1 и Фонда национального благосостояния составил 4425,7 и 4346,9 млрд. руб. соответственно. В марте 2015 г. в соответствии с постановлениями Правительства РФ2 средства ФНБ были размещены в ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов3.

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-март 2014 и 2015 гг.

Январь-март 2015 г. Январь-март 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 4249,1 25,6 3345,7 20,5 5,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 218,3 1,3 216,1 1,3 0,0

Национальная оборона 1534,4 9,2 974,2 6,0 3,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 427,4 2,6 427,1 2,6 0,0

Национальная экономика 399,5 2,4 355,8 2,2 0,2

Жилищно-коммунальное хозяйство 44,3 0,3 30,5 0,2 0,1

Охрана окружающей среды 13,5 0,08 5,0 0,03 0,05

Образование 131,2 0,8 135,1 0,8 0,0

Культура и кинематография 18,8 0,1 18,1 0,1 0,0

Здравоохранение 106,9 0,6 112,3 0,7 -0,1

Социальная политика 978,0 5,9 728,7 4,5 1,4

Физическая культура и спорт 13,8 0,08 6,0 0,04 0,04

СМИ 15,4 0,09 17,4 0,1 -0,01

Обслуживание государственного долга 161,6 1,0 132,9 0,8 0,2

Межбюджетные трансферты 185,7 1,1 186,6 1,1 0,0

Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 http://www.minfin.ru/ru/press-center

2 От 19 января 2008 г. № 18 и от 5 ноября 2013 г. № 990.

3 Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. № 2044-р.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2015 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за два первых месяца 2015 г. составили 803,5 млрд. руб., или 7,7% ВВП, что на 0,5 п.п. ВВП, или на 6,9% (в номинальном выражении), ниже уровня января-февраля предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за исследуемый период выросли в долях ВВП по сравнению с соответствующим временным интервалом 2014 г. на 0,1 п.п. ВВП - до 9,7% ВВП, или до 1003,7 млрд. руб. (См. табл. 4.)

Анализ структуры и динамики поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-февраль текущего и предыдущего годов выявил:

• значительное сокращение поступлений по налогу на прибыль - на 0,9 п.п. ВВП (до 0,8% ВВП), или на 51,2%;

• рост поступлений по НДФЛ на 0,1 п.п. ВВП (3,3% ВВП), или на 3,3%;

• сокращение поступлений по внутренним акцизам на 0,1 п.п. ВВП (0,6% ВВП), или на 18,8%;

• существенное сокращение доходов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ - на 0,4 п.п. ВВП (2,1% ВВП), или на 18,2%. Поступления в региональные бюджеты в

долях ВВП в январе-феврале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года по налогу на совокупный доход и налогу на имущество остались неизменными - в объеме 0,3 и 0,6% ВВП соответственно, при незначительном их приросте в абсолютном выражении - на 3,7 и 6,6% соответственно.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-февраля 2015 г. по большинству разделов в долях ВВП и в абсолютном выражении изменились незначительно или остались на уровне соответствующего периода предыдущего года. Сокращение

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-феврале 2014 и 2015 гг.

Январь-февраль 2015 г. Январь-февраль 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ввп п.п. ВВП

Доходы 803,5 7,7 863,1 8,2 -0,5

в том числе:

Налог на прибыль организаций 85,9 0,8 176,2 1,7 -0,9

НДФЛ 346,8 3,3 335,8 3,2 0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 61,2 0,6 75,4 0,7 -0,1

Налог на совокупный доход 37,1 0,3 35,8 0,3 0,0

Налог на имущество 68,3 0,6 64,1 0,6 0,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 215,2 2,1 263,8 2,5 -0,4

Расходы 1003,7 9,7 1010,4 9,6 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профицит (+) / Дефицит (-) -200,2 -2,0 -147,3 -1,4 -0,6

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 10381 10503

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

расходов связано со снижением объемов финансирования по разделам «Национальная экономика» - на 0,1 п.п. ВВП (или на 10,5%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП (10,4%), «Образование» - на 0,1 п.п. ВВП (2,8%). Выросли в долях ВВП и в абсолютном выражении расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на здравоохранение - на 0,2 п.п. ВВП (4,9%), социальную политику - на 0,1 п.п. ВВП (3,9%), обслуживание го-

сударственного и муниципального долга - на 0,1 п.п. ВВП (36,5%). (См. табл. 5.)

Сокращение в январе-феврале 2015 г. налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ (в первую очередь - налога на прибыль) и трансфертов из федерального бюджета привело к росту дефицита региональных бюджетов в этот период по сравнению с аналогичным временным интервалом 2014 г. на 0,6 п.п. ВВП - до 2,0% ВВП (до 200,2 млрд. руб.). ■

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-февраль 2014 и 2015 гг.

Январь-февраль 2015 г. Январь-февраль 2014 г. Изменение, млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 1003,7 9,7 1010,4 9,6 0,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 68,1 0,6 65,4 0,6 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 9,9 0,09 9,9 0,09 0,0

Национальная экономика 110,0 1,1 123,5 1,2 -0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 66,4 0,6 74,1 0,7 -0,1

Охрана окружающей среды 1,7 0,02 1,9 0,02 0,0

Образование 303,5 2,9 312,7 3,0 -0,1

Культура и кинематография 37,3 0,3 36,9 0,3 0,0

Здравоохранение 171,3 1,7 163,6 1,5 0,2

Социальная политика 190,3 1,8 183,8 1,7 0,1

Физическая культура и спорт 19,4 0,2 18,4 0,2 0,0

СМИ 5,1 0,05 5,1 0,05 0,0

Обслуживание государственного 20 2 02 148 0 1

и муниципального долга ' ' 11

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.