государственный бюджет
Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук
По оперативным данным Федерального казначейства, за январь—сентябрь 2015 г. доходы федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократились на 1,3 п.п. ВВП, а расходы выросли на 2,4 п.п. ВВП. Доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые восемь месяцев текущего года относительно этого же периода предыдущего увеличились на 0,6 и 0,2 п.п. ВВП соответственно. Дефицит федерального бюджета за январь—сентябрь 2015 г. составил 1,5% ВВП, что на 3,7 п.п. ВВП ниже положительного сальдо федерального бюджета за девять месяцев предыдущего года; консолидированный бюджет субъектов РФ по итогам первых восьми месяцев 2015 г. исполнен с профицитом в 1,0% ВВП, на 0,4 п.п. превысившим соответствующий показатель за январь—август 2014 г.
Сокращение дефицита федерального бюджета в среднесрочном периоде является важнейшей задачей Правительства РФ. Глава Минфина Антон Силуанов отметил, что по итогам текущего года дефицит федерального бюджета не превысит 3% ВВП. Проект федерального бюджета на 2016 г. также сформирован с дефицитом в 3% ВВП, однако в последующие 2017—2018 гг. дефицит бюджета должен снижаться как минимум на 1 п.п. ВВП ежегодно. Несмотря на твердую позицию Минфина относительно того, что в нынешних условиях ни в коем случае нельзя увеличивать бюджетные траты1, возможности для сокращения бюджетных расходов в среднесрочном периоде ограничены, и даже в процессе исполнения текущего бюджета федеральное правительство вынуждено принимать решения, которые приводят к увеличению бюджетных, ассигнований.
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-сентябре 2014 и 2015 гг.
Январь-сентябрь 2015 г. Январь-сентябрь 2014 г. Изменение
млрд. руб. 9 «ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 10 143,1 19,1 10 697,7 20,4 -554,6 -1,3
втом числе:
Нефтегазовые 4511,6 8,5 5494,7 10,4 -983,1 -1,9
Ненефтегазовые 5631,5 10,6 5203,0 10,0 428,5 0,6
Расходы 10 929,8 20,6 9585,3 18,2 1344,5 2,4
втом числе:
Процентные 453,1 0,8 341,4 0,6 111,7
Непроцентные 10476,7 19,7 9243,9 17,6 1232,8 2,1
Профицит (+)/Дефицит (-) -789,6 -1,5 1112,4 2,2 -1902 -3,7
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -5301,2 -10,0 -4382,3 -8,3 -918,9 -1,7
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 53 042 52540
Источник: Федеральное казначейство, Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 http://www.minfin.ru/ru/#
Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2015 г.
Доходы федерального бюджета по итогам января-сентября 2015 г. составили 19,1% ВВП (10 143,1 млрд. руб.), что на 1,3 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г.; в абсолютном выражении сокращение доходов составило 554,6 млрд. руб., или 5,2% в номинальном выражении. Нефтегазовые доходы сократились при этом на 1,9 п.п. ВВП - до 8,5% ВВП (4511,6 млрд. руб.); в то же время ненефтегазовые доходы выросли на 0,6 п.п. ВВП -до 10,6% ВВП (5631,5 млрд. руб.).
Относительно годовых плановых значений доходы федерального бюджета за первые девять месяцев текущего года составили 80,9%, нефтегазовые доходы - 73,9%, ненефтегазовые доходы - 82,2%, тогда как за аналогичный период предыдущего года в федеральный бюджет поступило доходов в объеме 75,1%, нефтегазовых доходов - 73,4%, ненефтегазовых - 77,0% от соответствующих прогнозных объемов на 2014 г.
Расходы федерального бюджета за первые девять месяцев 2015 г. достигли 20,6% ВВП, на 2,4 п.п. ВВП превысив их значение за аналогичный период предыдущего года; в абсолютном выражении расходы выросли на 1344,5 млрд. руб., или на 14,0% в номинальном выражении. По итогам января-сентября 2015 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 1,5% ВВП (789,6 млрд. руб.), что на 3,7 п.п. ВВП ниже профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за аналогичный период 2014 г.; ненефтегазовый дефицит также вырос относительно января-сентября 2014 г. - до 10,0% ВВП, или на 1,7 п.п. ВВП. (См. табл. 1.)
За исследуемый период доходы федерального бюджета в долях ВВП по сравнению с соответствующим временным интервалом 2014 г. изменялись разнонаправленно:
• поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности сократились на 2,7 п.п. ВВП - до 4,7% ВВП, или на 36,1% в номинальном выражении;
• поступления по НДПИ увеличились на 0,5
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2014 и 2015 гг.
Январь-сентябрь 2015 г. Январь-сентябрь 2014 г. Изменение
млрд. руб. %ВВП % от планового годового объема млрд. руб. %ВВП % от фактического годового объема млрд. руб. п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 8913,8 16,8 80,4 9707,7 18,5 73,2 -793,9 -1,7
в том числе:
Налог на прибыль организаций 403,9 0,8 95,8 320,7 0,6 78,0 83,2 0,2
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1900,1 3,6 94,7 1663,8 3,2 76,3 236,3 0,4
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1267,8 2,4 74,2 1230,8 2,3 70,3 37 0,1
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 383,0 0,7 75,5 376,4 0,7 72,3 6,6 0,0
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 35,6 0,07 69,2 50,3 0,09 70,3 -14,7 -0,02
НДПИ 2437,6 4,6 78,2 2174,5 4,1 76,1 263,1 0,5
Доходы от внешнеэкономической деятельности 2485,8 4,7 76,1 3891,2 7,4 71,2 -1405,4 -2,7
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
п.п. ВВП - до 4,6% ВВП; в номинальном выражении их рост составил 12,1%;
• поступления по внутреннему и импортному НДС увеличились на 0,4 и 0,1 п.п. ВВП соответственно - до 3,6 и 2,4% ВВП - при их росте в номинальном выражении на 14,2 и 3,0% соответственно;
• доходы по внутренним акцизам не изменились и составили 0,7% ВВП (рост в номинальном выражении на 18,6%), в то время как поступления по импортным акцизам сократились на 0,02 п.п. ВВП - до 0,07% ВВП;
• доходы по налогу на прибыль организаций выросли на 0,2 п.п. ВВП, или на 25,9% в номинальном выражении. (См. табл. 2.) Фактические поступления в доходную часть
федерального бюджета за январь-сентябрь
текущего года относительно прогнозируемых
годовых объемов2 составили:
• по налогу на прибыль организаций -95,8%;
• по внутреннему и импортному НДС - 94,7 и 74,2% соответственно;
• по внутренним и импортным акцизам -75,5 и 69,2% соответственно;
• по НДПИ и доходам от внешнеэкономической деятельности - 78,2 и 76,1% соответственно.
Динамика основных налоговых доходов федерального бюджета в долях ВВП за последние шесть месяцев показывает, что доходы федерального бюджета держатся на уровне 19,1-19,2% ВВП с мая текущего года и, возможно, что данная тенденция сохранится до конца 2015 г. (См. рис. 1.)
Как видно из рисунка, с мая текущего года отмечается тенденция к сокращению поступлений по доходам от внешнеэкономической деятельности и по НДПИ с 5,0% ВВП за январь-апрель до 4,7 и 4,6% ВВП по итогам девяти месяцев 2015 г. соответственно. Аналогичная тенденция наблюдается и по доходам от внутреннего НДС, которые сократились с 4,3% ВВП за первые четыре месяца 2015 г. до 3,6% ВВП по итогам января-сентября. Объем поступлений в доходную часть федерального бюджета по другим налогам с мая по сентябрь текущего года остается неизменным: по импортному НДС - на уровне 2,3-2,4% ВВП, по налогу на прибыль - 0,8% ВВП, по внутренним акцизам - 0,7% ВВП. При сохраняющей-
Рис. 1. Динамика основных налоговых доходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2015 г., в % ВВП
25
20 15 10 5 0
3 мес.
4 мес.
5 мес.
6 мес.
7 мес.
8 мес.
9 мес.
I Налог на прибыль организаций I НДС на товары, ввозимые на территорию РФ ] Доходы от внешнеэкономической деятельности
I НДС на товары, реализуемые на территории РФ ] НДПИ ■ Доходы
2 Источник данных по прогнозируемым объемам доходов федерального бюджета -пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов"», внесенному в Государственную Думу 06.03.2015 г.
ся динамике доходов федерального бюджета, с учетом обновленного прогноза ВВП в объеме 73 515,0 млрд. руб., можно оценить доходы федерального бюджета по итогам года в размере 14 115,0 млрд. руб.
Расходы федерального бюджета в долях ВВП за первые девять месяцев 2015 г. относительно января-сентября предыдущего года изменились следующим образом:
• выросли расходы на национальную оборону и социальную политику на 0,9 и 1,2 п.п. ВВП, или на 27,0 и 25,7% в номинальном выражении соответственно;
• расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» сохранились на уровне 2,6% ВВП; в абсолютном выражении они уменьшились на 22,4 млрд. руб.;
• увеличились расходы по разделам «Национальная экономика» и «Общегосударст-
венные вопросы» на 0,3 и 0,1 п.п. ВВП -при их росте в номинальном выражении на 16,6 и 12,0% соответственно; расходы по разделам «Образование» и «Здравоохранение» сократились на 0,1 п.п. ВВП - до 0,8 и 0,6% ВВП соответственно; в абсолютном выражении расходы на образование и здравоохранение снизились на 46,6 и 27,9 млрд. руб. соответственно;
расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» сократились на 0,2 п.п. ВВП, или на 17,7% в номинальном выражении; выросли расходы на обслуживание государственного долга на 0,2 п.п. ВВП - до 0,8% ВВП, или в 1,3 раза в номинальном выражении;
по остальным разделам расходы федерального бюджета изменились незначительно -в пределах 0,04 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2014 и 2015 гг.
Январь-сентябрь 2015 г. Январь-сентябрь 2014 г.
млрд. руб. %ВВП % от утвержденного годового объема млрд. руб. %ВВП % от фактического годового объема Изменение, п.п. ВВП
Расходы - всего 10 929,8 20,6 70,6 9585,3 18,2 74,7 2,4
в том числе:
Общегосударственные вопросы 699,5 1,3 63,1 624,3 1,2 73,4 0,1
Национальная оборона 2361,4 4,4 75,7 1858,9 3,5 75,0 0,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1354,7 2,6 67,8 1377,1 2,6 66,0 0,0
Национальная экономика 1452,5 2,7 63,9 1250,8 2,4 40,8 0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 68,0 0,1 52,7 80,0 0,1 67,2 0,0
Охрана окружающей среды 40,2 0,07 82,6 30,8 0,06 66,5 0,01
Образование 433,5 0,8 68,6 480,1 0,9 75,2 -0,1
Культура и кинематография 58,2 0,1 64,7 63,2 0,1 64,4 0,0
Здравоохранен ие 331,3 0,6 62,3 358,5 0,7 66,9 -0,1
Социальная политика 3068,5 5,8 73,3 2441,3 4,6 70,7 1,2
Физическая культура и спорт 52,7 0,1 71,5 31,5 0,06 44,4 0,04
СМИ 67,9 0,1 83,6 53,6 0,1 71,6 0,0
Обслуживание государственного долга 453,1 0,8 77,5 341,4 0,6 82,2 0,2
Межбюджетные трансферты 488,1 0,9 78,0 593,5 1,1 72,7 -0,2
Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Кассовое исполнение федерального бюджета по расходам за январь-сентябрь 2015 г. составило 70,6% от утвержденного объема бюджетных ассигнований, что несколько ниже исполнения федерального бюджета за аналогичный период предыдущего года - 74,7%. Как и в 2014 г., наиболее низкий уровень кассового исполнения федерального бюджета за первые девять месяцев 2015 г. был отмечен по разделам «Национальная экономика» - 63,9%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» -52,7%, «Здравоохранение» - 62,3%; ускоренными темпами осваивался бюджет по разделам «Охрана окружающей среды» - 82,6%, «СМИ» - 83,6%, «Межбюджетные трансферты» - 78,0%.
По состоянию на 1 октября 2015 г. совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4670,5 млрд. руб. (сокращение с начала текущего года на 275,0 млрд. руб., или на 5,6% от накопленного объема средств на начало 2015 г.); совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте выразился значением 4878,8 млрд. руб. (увеличение на 490,7 млрд. руб., или на 11,2% от накопленного объема на начало 2015 г.)3. Необходимо отметить, что средства ФНБ не расходуются, а изменяется структура активов фонда, так как в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации4 средства ФНБ размещаются в ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами.
В начале октября текущего года Правительством РФ был передан на рассмотрение Государственной Думой законопроект о внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 г., предполагающий следующие изменения основных параметров бюджета:
• повышение прогнозируемого объема ВВП с 73 119,0 до 73 515,0 млрд. руб.;
• увеличение прогнозируемого значения по доходам федерального бюджета с 12 539,7 до 13 251,3 млрд. руб.;
• рост расходов федерального бюджета с 15 215,0 до 15 417,3 млрд. руб.
Таким образом, даже в рамках годового цикла исполнения бюджета задача сокращения его расходов остается невыполнимой. В то же время следует отметить, что уточненный прогноз по доходам федерального бюджета по итогам текущего года базируется на консервативном варианте, и, с учетом динамики налоговых поступлений, планируемого уровня инфляции (12,2%5), стабилизации мировых цен на нефть, возможной корректировки курса рубля к доллару к концу года, высока вероятность превышения общим объемом доходов их прогнозного значения, что позволит удержать дефицит федерального бюджета за 2015 г. в пределах 3% ВВП.
Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2015 г.
По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первые восемь месяцев 2015 г. составили 6144,6 млрд. руб., или 13,0% ВВП, что на 0,6 п.п. ВВП, или на 7,7% в номинальном выражении, выше уровня января-августа предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за этот период выросли в долях ВВП по сравнению с соответствующим временным интервалом 2014 г. на 0,2 п.п. ВВП - до 12,0% ВВП (5661,9 млрд. руб.).
По итогам января-августа 2015 г. консолидированный бюджет субъектов РФ испол-
3 Информация с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: http://www.minfin.rU/ru/press-center/7##ixzz3pHkNByiM
4 От 19 января 2008 г. № 18 и от 5 ноября 2013 г. № 990.
5 Инфляция по итогам 2015 г. составит 12,2%, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании Госдумы в сентябре 2015 г.: http://www.minfin.rU/ru/##ixzz3pHqzLres
нен с профицитом в 1,0% ВВП (482,7 млрд. руб.), на 0,4 п.п. ВВП превысившим положительное сальдо исполнения бюджета по итогам аналогичного периода предыдущего года. (См. табл. 4.)
Анализ структуры и динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты РФ за январь-август текущего и предшествующего годов выявил:
• увеличение поступлений по налогу на прибыль на 0,3 п.п. ВВП - до 3,2% ВВП, или на 11,3% в номинальном выражении;
• рост поступлений по НДФЛ на 0,1 п.п. ВВП - до 3,7% ВВП, или на 5,2% в номинальном выражении;
• неизменность поступлений в долях ВВП по внутренним акцизам и по налогу на совокупный доход, составивших 0,7 и 0,5% ВВП соответственно, и их рост на 2,5 и 9,5% в номинальном выражении;
• увеличение поступлений по налогу на имущество на 0,1 п.п. ВВП - до 1,5% ВВП при их росте в номинальном выражении на 11,3%;
• увеличение доходов по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджет-
ной системы РФ также на 0,1 п.п. ВВП - до
2,3% ВВП.
При общей положительной динамике поступления средств в консолидированный бюджет субъектов РФ за оба указанных периода необходимо отметить, что темпы прироста доходов начали замедляться с мая текущего года: с 14,1% ВВП по итогам первых четырех месяцев до 13,0% ВВП по итогам восьми - в основном за счет налога на прибыль организаций, объем которого сократился с 4,3% ВВП за январь-апрель до 3,2% ВВП за январь-август, или уменьшался на 0,2 п.п. ВВП ежемесячно. При этом динамика доходов бюджета по налогу на прибыль была положительной в течение последних месяцев текущего года -однако только за счет обложения той части базы налога на прибыль, поступления от которой зачисляются исключительно в федеральный бюджет: прибыли с доходов иностранных организаций, доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, и проч. (См. рис. 2.)
Таблица 4
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-августе 2014 и 2015 гг.
Январь-август 2015 г. Январь-август 2014 г. Изменение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Доходы 6144,6 13,0 5704,7 12,4 0,6
в том числе:
Налог на прибыль организаций 1507,3 3,2 1354,3 2,9 0,3
НДФЛ 1745,3 3,7 1658,1 3,6 0,1
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 327,6 0,7 319,5 0,7 0,0
Налог на совокупный доход 257,4 0,5 235,0 0,5 0,0
Налог на имущество 718,6 1,5 645,8 1,4 0,1
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1075,6 2,3 1028,1 2,2 0,1
Расходы 5661,9 12,0 5421,7 11,8 0,2
Профицит (+) / Дефицит (-) 482,7 1,0 283,0 0,6 0,4
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 47 139 45867
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
В то же время наблюдалась равномерность поступления доходов с марта-апреля текущего года по НДФЛ в среднемесячном объеме 3,7% ВВП, по налогу на имущество - 1,5% ВВП и по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ -2,2% ВВП. При сохранении сложившейся ди-
намики поступления основных налоговых доходов общий объем доходов консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам 2015 г. можно оценить в размере 13,0% ВВП; что в абсолютном выражении составит 9500,0 млрд. руб. при запланированном объеме в 10 900,3 млрд. руб.
Рис. 2. Динамика доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2015 г., в % ВВП
2 мес. 3 мес. 4 мес. 5 мес. 6 мес. 7 мес. 8 мес.
ш Налог на прибыль организаций ш НДФЛ
Налог на имущество Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ -Доходы
Таблица 5
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2014 и 2015 гг.
Январь-август 2015 г. Январь-август 2014 г. Изменение,
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 5661,9 12,0 5421,7 11,8 0,2
втом числе:
Общегосударственные вопросы 370,0 0,8 351,8 0,8 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 60,0 0,1 58,8 0,1 0,0
Национальная экономика 1007,4 2,1 894,6 1,9 0,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 446,8 0,9 457,5 0,9 0,0
Охрана окружающей среды 12,8 0,03 13,1 0,03 0,0
Образование 1556,3 3,3 1533,2 3,3 0,0
Культура и кинематография 193,3 0,4 187,6 0,4 0,0
Здравоохранение 844,3 1,8 804,6 1,8 0,0
Социальная политика 944,3 2,0 913,6 2,0 0,0
Физическая культура и спорт 104,8 0,2 105,4 0,2 0,0
СМИ 27,2 0,06 26,1 0,06 0,0
Обслуживание государственного ^ д о 2 69 4 0 2
и муниципального долга ' ' ' '
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января-августа 2015 г. относительно того же периода предыдущего года по большинству разделов в долях ВВП не изменились. Выросли на 0,2 п.п. ВВП только расходы по разделу «Национальная экономика». (См. табл. 5.)
В номинальном выражении наибольший рост расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за первые восемь месяцев текущего года относительно соответствующего периода предыдущего был зафикси-
рован по разделам «Национальная экономика» - на 12,6% и «Обслуживание государственного и муниципального долга» -на 32,6%.
В целом складывающаяся динамика доходов и расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ позволяет сделать вывод о некоторой адаптации национальной бюджетной системы к экономическим изменениям, но риски ее неустойчивости в среднесрочном периоде остаются достаточно высокими. ■