Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / strategic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По предварительным данным Минфина России, по итогам января–февраля 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,6 п.п. ВВП, в то время как расходы выросли на 7,1 п.п. ВВП. Данные по исполнению консолидированного бюджета субъектов РФ за январь текущего года показывают лучшую динамику: рост доходов на 0,2 п.п. ВВП и снижение расходов на 0,6 п.п. ВВП относительно января 2014 г. Дефицит федерального бюджета по итогам двух первых месяцев 2015 г. составил 7,4% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь текущего года исполнен с дефицитом в 1,4% ВВП. В марте 2015 г. Правительством России в Государственную Думу был внесен законопроект о поправках в Закон о федеральном бюджете1. Основные параметры бюджета центрального правительства на 2015 г. скорректированы исходя из ухудшения прогноза динамики важнейших макроэкономических показателей – в частности, снижения цен на нефть до 50 долл./барр. при курсе рубля на уровне 61,5 руб./долл. и темпов инфляции, не превышающих 12,2% за год2. В то же время возможности для существенного секвестирования расходов федерального бюджета ограничены, и в сложившейся ситуации при запланированном сокращении расходов на 298,0 млрд. руб. предусматривается значительный рост дефицита федерального бюджета – с 0,6 до 3,7% ВВП. Ключевая задача экономической политики в настоящее время – не допустить формирования условий для так называемой «инфляционной спирали».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to data released by the RF Ministry of Finance, the period-end results for January–February 2015 demonstrate that federal budget revenue shrank by 0.6 pp. of GDP, while expenditure increased by 7.1 pp. of GDP on the same period of the previous year. The data on the execution of the consolidated budget of RF subjects in January 2015 point to a somewhat better dynamics: the upward movement of revenue by 0.2 pp. of GDP and a decline in the amount of expenditure by 0.6 pp. of GDP on January 2014. The amount of federal budget deficit for the first two months of 2015 (as shown by the period-end results is 7.4% of GDP, while the consolidated budget of RF subjects for January 2015 has been executed with a deficit of 1.4% of GDP. In Marсh 2015, the RF Government submitted to the State Duma a draft law on amendments to the federal law on the federal budget. The main parameters of the central government’s budget for 2015 have been adjusted with due regards for the worsening forecasts of the main macroeconomic indices – in particular, the decline of oil prices to the level of $ 50 per barrel, the ruble’s foreign exchange rate at the level of $ 61.5, and the inflation rate no higher than 12.2%. At the same time, the possibilities for federal budget spending sequestration are limited, and in the current situation, in view of the planned cut in expenditure by Rb 298.0bn, federal budget deficit is expected to increase from 0.6% to 3.7% of GDP. At present, the major economic policy goal is to avoid the emergence of conditions triggering the so-called ‘inflationary spiral’.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

государственный бюджет

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По предварительным данным Минфина России, по итогам января—февраля 2015 г. доходы федерального бюджета сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,6 п.п. ВВП, в то время как расходы выросли на 7,1 п.п. ВВП. Данные по исполнению консолидированного бюджета субъектов РФ за январь текущего года показывают лучшую динамику: рост доходов на 0,2 п.п. ВВП и снижение расходов на 0,6 п.п. ВВП относительно января 2014 г. Дефицит федерального бюджета по итогам двух первых месяцев 2015 г. составил 7,4% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь текущего года исполнен с дефицитом в 1,4% ВВП.

В марте 2015 г. Правительством России в Государственную Думу был внесен законопроект о поправках в Закон о федеральном бюджете1. Основные параметры бюджета центрального правительства на 2015 г. скорректированы исходя из ухудшения прогноза динамики важнейших макроэкономических показателей - в частности, снижения цен на нефть до 50 долл./барр. при курсе рубля на уровне 61,5 руб./долл. и темпов инфляции, не превышающих 12,2% за год2. В то же время возможности для существенного секвестирования расходов федерального бюджета ограничены, и в сложившейся ситуации при запланированном сокращении расходов на 298,0 млрд. руб. предусматривается значительный рост дефицита федерального бюджета - с 0,6 до 3,7% ВВП. Ключевая задача экономической политики в настоящее время - не допустить форми-

рования условий для так называемой «инфляционной спирали».

Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2015 г.

По данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-февраль 2015 г. составили 21,9% ВВП (2277,9 млрд. руб.), что на 0,6 п.п. ВВП ниже их значения за аналогичный период 2014 г. В абсолютном выражении доходы федерального бюджета за два первых месяца текущего года по сравнению с январем-февралем предыдущего сократились на 90,2 млрд. руб., или на 3,8%. Нефтегазовые доходы за рассматриваемый период относительно января-февраля 2014 г. также сократились на 1,7 п.п. ВВП и составили 10,0% ВВП (1046,3 млрд. руб.); в абсолютном выражении нефтегазовые доходы уменьшились на 187,5 млрд. руб., а ненефтегазовый дефицит вырос на 6,0 п.п. ВВП - до 17,4% ВВП.

Расходы федерального бюджета за два первых месяца 2015 г. достигли 29,3% ВВП, на 7,1 п.п. ВВП превысив аналогичный показатель за предыдущий год. В абсолютном выражении расходы федерального бюджета выросли на 705,5 млрд. руб., или на 30,2%, что связано в первую очередь с опережающим выделением средств на оборону в начале года (как уже было отмечено в предыдущем выпуске «ЭРР»3). По итогам января-февраля 2015 г. федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 7,4% ВВП (765,2 млрд. руб.), что на 7,7 п.п. ВВП ниже

1 Подробнее см.: Оперативный мониторинг экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 5 (март 2015 г.): http://www.iep.ru/files/text/crisis_monitoring/2015-5-mar.pdf

2 Параметры, заложенные в первоначальном варианте Закона о федеральном бюджете, - 87,6 долл./барр., курс рубля-37,97 руб./долл., уровень инфляции - 5,5%.

3 См. Экономическое развитие России. 2015. № 3. С. 3-8.

профицитного сальдо исполнения федерального бюджета за аналогичный период 2014 г. (См. табл. 1.)

Доходы федерального бюджета в долях ВВП за январь-февраль 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. изменялись разнонаправленно по отдельным компонентам. Поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности за рассматриваемый период сократились на 2,1 п.п. ВВП и составили 5,9% ВВП; в абсолютном выражении сокращение здесь составило 26,7%. Поступления по НДПИ уменьшились на 0,2 п.п. ВВП, или на 4,5%.

По внутреннему и импортному НДС доходы федерального бюджета выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 0,4 и 0,2 п.п. ВВП соответственно (12,8 и 6,0%). Увеличились на 0,2 п.п. ВВП (11,7%) доходы по внутренним акцизам, в то время как поступления по импортным акцизам сократились на 0,02 п.п. ВВП (26,1%). Доходы по налогу на прибыль организаций в рассматриваемый период не изменились и составили 0,3% ВВП; в абсолютном выражении их сокращение по сравнению с аналогичным пе-

риодом предыдущего года было зафиксировано существенное - на 13,1%. (См. табл. 2.)

Расходы федерального бюджета в долях ВВП за два первых месяца 2015 г. относительно января-февраля предыдущего года изменились следующим образом:

• выросли расходы: на национальную оборону на 5,6 п.п. ВВП, или в 1,8 раза в абсолютном выражении (в результате опережающего выделения средств); по разделу «Социальная политика» - на 1,4 п.п. ВВП, или на 28,8%; по разделу «Национальная экономика» - на 0,6 п.п. ВВП, или на 29,4%; по разделу «Образование» -на 0,1 п.п. ВВП, или на 11,3%; на обслуживание государственного долга - на 0,2 п.п. ВВП (до 0,9% ВВП), или на 16,7% в абсолютном выражении;

• сократились расходы: по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 0,2 п.п. ВВП, в абсолютном выражении сокращение составило здесь 6,0%; по разделу «Общегосударственные вопросы» - на 0,2 п.п. ВВП, или 11,9%; расходы на здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство уменьши-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета в январе-феврале 2014 и 2015 гг.

Январь-февраль 2015 г. Январь-февраль 2014 г. Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Доходы 2277,9 21,9 2368,1 22,5 -90,2 -0,6

в том числе:

Нефтегазовые 1046,3 10,0 1233,8 11,7 -187,5 -1,7

Ненефтегазовые 1231,6 11,9 1134,3 10,8 97,3 1,1

Расходы 3043,1 29,3 2337,6 22,2 705,5 7,1

в том числе:

Процентные 89,5 0,9 76,7 0,7 12,8 0,2

Непроцентные 2953,6 28,4 2260,9 21,5 692,7 6,9

Профицит (+) / Дефицит (-) -765,2 -7,4 30,5 0,3 -795,7 -7,7

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1811,5 -17,4 -1203,3 -11,4 -608,2 -6,0

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 10381 10503

Источник: Минфин России (предварительная оценка), Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

лись на 0,4 и 0,3 п.п. ВВП соответственно, что в абсолютном выражении по разделу «Здравоохранение» составляет 45,3%, а по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» сокращение составило несколько раз. Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» в долях ВВП относительно прошлого года не изменились и составили 1,3% ВВП, увеличившись в абсолютном выражении на 4,6%. По остальным разделам расходы федерального бюджета изменились незначительно - в пределах 0,01-0,07 п.п. ВВП. (См. табл. 3.)

Воздействие негативных факторов социально-экономического развития России обусловило необходимость не только внесения поправок в Закон о федеральном бюджете, но и приостановления действия отдельных положений Бюджетного кодекса РФ4.

В частности, в БК РФ отменены требования по приведению государственных/муниципальных программ в соответствие с законом/ решением о бюджете в трехмесячный срок. Предусмотрена возможность не расторгать заключенные договоры в связи с недоведени-

ем лимитов бюджетных обязательств в 2015 г. получателям бюджетных средств на 2016 и 2017 гг. и заключать в соответствии с решениями Правительства РФ договоры/соглашения, обусловливающие возникновение расходных обязательств на период, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Несомненно, изменение этих правил позволит выполнять договорные обязательства субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне в полном объеме, что снизит риски неплатежей для предприятий реального сектора экономики.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2015 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первый месяц 2015 г. составили 310,2 млрд. руб., или 6,1% ВВП, что на 0,2 п.п. ВВП, или на 5,0%, выше уровня января предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за первый месяц 2015 г. со-

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-феврале 2014 и 2015 гг.

Январь-февраль 2015 г. Январь-февраль 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 1822,9 17,5 2015,7 19,2 -1,7

в том числе:

Налог на прибыль организаций 30,5 0,3 35,1 0,3 0,0

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 351,3 3,4 317,3 3,0 0,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 249,1 2,4 235,2 2,2 0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 110,4 1,1 98,9 0,9 0,2

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 6,5 0,06 8,8 0,08 -0,02

НДПИ 460,7 4,4 482,1 4,6 -0,2

Доходы от внешнеэкономической деятельности 614,4 5,9 838,3 8,0 -2,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

4 Федеральный закон от 08.03.2015 г. № 25-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за январь-февраль 2014 и 2015 гг.

Январь-февраль 2015 г. Январь-февраль 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 3043,1 29,3 2337,6 22,2 7,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 147,7 1,4 167,0 1,6 -0,2

Национальная оборона 1316,4 12,7 748,8 7,1 5,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 263,8 2,5 280,9 2,7 -0,2

Национальная экономика 269,3 2,6 208,6 2,0 0,6

Жилищно-коммунальное хозяйство 0,5 0,005 29,9 0,3 -0,3

Охрана окружающей среды 11,3 0,1 2,9 0,03 0,07

Образование 102,6 1,0 91,5 0,9 0,1

Культура и кинематография 14,3 0,1 10,6 0,1 0,0

Здравоохранение 49,5 0,5 90,6 0,9 -0,4

Социальная политика 615,9 5,9 478,2 4,5 1,4

Физическая культура и спорт 8,5 0,08 6,4 0,06 0,02

СМИ 14,7 0,1 12,8 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 89,5 0,9 76,7 0,7 0,2

Межбюджетные трансферты 138,9 1,3 132,8 1,3 0,0

Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе 2014 и 2015 гг.

Январь 2015 г. Январь 2014 г. Изменение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 310,2 6,1 295,6 5,9 0,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций 66,6 1,3 83,6 1,7 -0,4

НДФЛ 132,0 2,6 133,2 2,7 -0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 42,0 0,8 44,4 0,9 -0,1

Налог на совокупный доход 24,4 0,5 23,6 0,5 0,0

Налог на имущество 23,3 0,4 28,4 0,6 -0,2

Безвозмездные поступления -26,7 -0,5 -60,3 -1,2 0,7

из них:

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 112,4 2,2 123,0 2,5 -0,3

возврат остатков субсидий,субвенций и иных межбюджетных трансфертов целевого назначения прошлых лет -149,1 -2,9 -189,8 -3,8 0,9

Расходы 383,7 7,5 405,8 8,1 -0,6

Профицит (+) / Дефицит (-) -73,5 -1,4 -110,2 -2,2 0,8

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 5110* 4988

* - Оценка Экономической экспертной группы: http://www.eeg.ru/pages/22 Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

кратились в долях ВВП по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. на 0,6 п.п. ВВП - до 7,5% ВВП (или на 5,4%), составив 383,7 млрд. руб.. (См. табл. 4.)

Анализ структуры и динамики налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ за январь текущего и предыдущего годов выявил:

• сокращение поступлений по налогу на прибыль на 0,4 п.п. ВВП (1,3% ВВП), или на 20,3%; по НДФЛ - на 0,1 п.п. ВВП (2,6% ВВП) при незначительном их сокращении в номинальном выражении - на 0,9%; по налогу на имущество - на 0,2 п.п. ВВП (0,4% ВВП), или на 17,9%; по внутренним акцизам -на 0,1 п.п. ВВП (0,8% ВВП) при снижении их на 5,4%;

• незначительный прирост поступлений по налогу на совокупный доход - на 3,4% без изменения их объема относительно ВВП (0,5% ВВП).

Что касатется безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет регионов от других бюджетов бюджетной системы РФ, то

необходимо отметить, что в январе 2015 г. объем доходов составил здесь 112,4 млрд.. руб., или 2,2% ВВП, что на 0,3 п.п. ВВП ниже уровня января предыдущего года. Кроме того, в январе 2015 г., как и год назад, зафиксирован масштабный возврат целевых трансфертов в объеме 149,1 млрд. руб., что говорит о сохраняющейся неэффективности процесса распределения целевых трансфертов (в первую очередь субсидий)- регионы не успевают использовать целевые трансферты, поступившие в их бюджеты ближе к концу бюджетного года, и вынуждены возвращать их в федеральный бюджет в январе следующего года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам января 2015 г. по большинству разделов в долях ВВП изменились незначительно или остались на уровне января предыдущего года, Сокращение расходов в основном связано со снижением объемов финансирования по разделам «Национальная экономика» - на 0,4 п.п. ВВП (на 36,7%) - до 28,1 млрд. руб. и «Образование» - на 0,2 п.п. ВВП (на 6,5%) - до 120,7 млрд. руб.

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2014 и 2015 гг.

Январь 2015 г. Январь 2014 г. Изменение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 383,7 7,5 405,8 8,1 -0,6

в том числе: 0

Общегосударственные вопросы 24,9 0,5 24,7 0,5 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,6 0,05 2,8 0,06 -0,01

Национальная экономика 28,1 0,5 44,9 0,9 -0,4

Жилищно-коммунальное хозяйство 19,8 0,4 24,6 0,5 -0,1

Охрана окружающей среды 0,5 0,01 0,4 0,008 0,002

Образование 120,7 2,4 129,1 2,6 -0,2

Культура и кинематография 15,8 0,3 16,4 0,3 0,0

Здравоохранение 81,4 1,6 76,8 1,5 0,1

Социальная политика 69,7 1,4 68,1 1,4 0,0

Физическая культура и спорт 7,7 0,1 7,6 0,1 0,0

СМИ 1,7 0,03 2,8 0,06 -0,03

Обслуживание государственного 104 02 70 01

и муниципального долга ' ' ' '

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

В январе текущего года сократились относительно января предыдущего также объемы финансирования за счет средств консолидированного бюджета субъектов РФ по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0,01 п.п. ВВП, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП, «СМИ» - на 0,03 п.п. ВВП. Расходы региональных бюджетов на здравоохранение и обслуживание государственного и муниципального долга за январь 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. выросли на 0,1 п.п. ВВП - до 1,6 и 0,2% ВВП соответственно (81,4 и 10,4 млрд. руб.). (См. табл. 5.)

При общей негативной тенденции сокращения основных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь 2015 г. относительно первого месяца 2014 г. снижение объема возвращенных остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов целевого назначения прошлых лет (на 0,9 п.п. ВВП - 149,1 млрд. руб. в январе 2015 г. против 189,8 млрд. руб. в январе 2014 г.) привело к уменьшению

дефицита региональных бюджетов соответственно с 2,2% ВВП (110,2 млрд. руб.) за первый месяц предыдущего года до 1,4% ВВП за аналогичный период текущего (73,5 млрд. руб.).

В настоящее время основные риски устойчивости национальной бюджетной системы связаны с возможным усилением темпов индексации бюджетных расходов (заработных плат бюджетников и пособий, других социальных выплат). В такой ситуации многое будет зависеть от региональных органов власти в поисках ими компромисса между предотвращением чрезмерного снижения реальных доходов отдельных категорий населения и сохранением уровня дефицита бюджета в допустимых, с точки зрения долговой устойчивости, пределах.

В то же время необходимы и действия со стороны федерального правительства - в первую очередь в плане изменения им ориентиров в рамках выполнения майских указов Президента от 2012 г. (которые возложили на регионы дополнительные расходные обязательства). ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.