II. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
12. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ,
МЕНЕДЖМЕНТ
12.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ
Герасин Александр Николаевич, д.э.н., профессор, ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» кафедра экономики и планирования в организации
Мезяков Юрий Анатольевич, соискатель, ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»
Аннотация. В статье рассмотрены типы государственного регулирования экономики, их интегрированная составляющая, а также проанализированы особенности их использования в зависимости от внешних и внутренних факторов.
Ключевые слова: государство, регулирование, экономика, тип, потенциал, форма, механизм
GOVERNMENT REGULATION OF NATIONAL ECONOMY: TYPES AND FEATURES
Alexander N. Gerasin, Doctor of Economics, Professor, Head of Economics and Organizational Planning Department, Moscow State Industrial University
Yuri A. Mezyakov, Candidate for a degree, Moscow State Industrial University
Annotation: The work considers types of government regulation of economy, their integrated constituent, and analyzes their particular features in application depending on the external and internal factors.
Keywords: government, regulation, economy, type, potential, form, mechanism
Государственное регулирование национальной экономики в его широком значении, т.е. в смысле воздействия государства различными методами на ее функционирование и развитие, предопределяется качественными и количественными параметрами ее интегрированного экономического потенциала, а, также характером ее задействованности в системе мирового хозяйства.
Последнее непосредственно связано с особым видом интегрированного экономического потенциала страны, а именно, ее внешнеэкономическим потенциалом.
При всем этом могут иметь место различные типы государственного регулирования национальной экономики, различающиеся по глубине и масштабам воздействия на ее развитие, что позволяет говорить о различных по своей сущности, а не только по методам, формам и механизмам, типах воздействия государства на народное хозяйство страны.
Этому соответствуют существенные различия места, роли и функций государственного регулирования экономики в системе общественного воспроизводства, осуществляемого в общенациональных масштабах.
В табл. 1 представлена матрица объективной предопределенности типа государственного регулирования народного хозяйства страны в зависимости от ее интегрированного экономического потенциала и задействованности в системе мирового хозяйства.
В основу построения этой матрицы положено следующее.
Можно выделить пять типов государственного регулирования национальной экономики:
Тип 1 - ограниченность регулирования национальной экономики формированием правового (исключительно в законодательной форме) пространства экономической (производственно-хозяйственной и коммерческой) деятельности. Этому типу соответствует концепция неоконсерваторов о превращении государства в «ночного сторожа», при ограничении его воздействия на экономику действиями только в области
1
ее законодательного регулирования.
Тип 2 - наряду с законодательным регулированием экономики, на государство возлагается задача регулирования ее основных монетарных параметров на макроуровне (денежной массы, резервов коммерческих банков и процента за кредит, уровня инфляции, валютного курса, бюджетного дефицита, предельной величины заимствований государством и его внешнего и внутреннего долга, при предельно возможной минимизации налогов и расходов государственного бюджета и
др.).2
Тип 3 - регулирование национальной экономики с включением в него всех элементов, свойственным 1му и 2-му типам, также с позиции решения стоящих перед страной социальных и экологических задач,3 круг и масштабы которых могут широко дифференцироваться по различным странам и на разных этапах их социально-экономического развития.
Тип 4 - применение всего спектра мер государственного воздействия на национальную экономику, с активным применением стратегического планирования, программирования, государственного финансирования науки, образования, ключевых инвестиционных проектов в сфере интеллектуального и материального производства (особенно при строительстве объектов инфраструктуры), государственных заказов и пр., а также при действенной поддержке системного порядка национальных производителей. Данный тип характерен для современной интегрированной экономики, он со-
1 Hayek F. Capitalism and the Historians. - Chicago: 1954; Селиг-мен Б. Основные течения современной экономической мысли /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1968. - С. 202 - 233.
2 Гайдар Е. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. - М.: ИЭПП, 2003.
3 Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. - М.: Деловая книга, 1998; Государственное регулирование рыночной экономики /Авт. колл. под ред. Видяпина В.И. - М.: Экономическая литература, 2002.
ответствует в наибольшей степени интегрированному экономическому потенциалу России на данном этапе ее исторического развития.
Тип 5 - мобилизационный характер государственного воздействия на национальную экономику, когда все ее ресурсы мобилизуются в максимально возможной степени, в том числе и методом принуждения со стороны государства, и концентрируются на решении неотъемлемых задач, связанных с выживанием страны в чрезвычайных обстоятельствах.
Мобилизационный тип госрегулирования характерен для таких периодов истории страны, когда она повергается военной угрозе, агрессии или когда ее экономика находится в состоянии развала и т.п.
В будущем, в связи с нарастанием мирового экономического кризиса, многие страны, возможно, будут вынуждены перейти к государственному регулированию национальной экономики по мобилизационному типу с целью противодействия экологической катастрофе. Также в будущем и нельзя будет исключить возможности межгосударственного регулирования мировой экономики по мобилизационному типу в качестве противодействия общепланетарному экологическому кризису, несущему угрозу самому существованию человеческой цивилизации.5
Очевидно, что в рамках определенных выше пяти основополагающих типов государственного регулирования национальной экономики могут быть свои варианты с весьма существенными особенностями, отражающими особенность той или иной страны.
В матрице, представленной в табл. 1, выделены три основных типа интегрированного экономического потенциала страны.
Тип 1 - самодостаточный интегрированный потенциал национальной экономики.
Данный тип характеризуется ее полной, или почти полной самодостаточностью. Это означает, что национальная экономика способна целиком и полностью обеспечить достаточно высокий жизненный уровень народонаселения, а также может успешно развиваться в духовно-культурном и научно-техническом отношении, а также обеспечивать свою обороноспособность исключительно за счет своих собственных ресурсов.
Потенциал данного типа в наиболее полной мере присущ России. В свою очередь; некоторые другие страны, например, США, могут трансформировать свой интегрированный потенциал в потенциал 1-го типа, но это потребует самой коренной реструктуризации народного хозяйства страны.
Наличие 1-го типа интегрированного экономического потенциала не означает, что стране следует проводить политику экономического изоляционизма. Напротив, активное подключение экономики страны к системе международного разделения труда способно еще более усилить преимущества потенциала 1-го типа.
Однако, в случае искусственной изоляции страны из вне, страна с потенциалом 1-го типа сможет самостоятельно обеспечить благоденствие своего народа и при этом успешно развиваться в русле мировой человеческой цивилизации, причем по ряду направлений и параметров опережая все другие страны мира.
Тип 2 - интегрированный потенциал национальной экономики, не обладающий самодостаточностью, а потому предполагающий в качестве обязательного условия обеспечения достаточно высокого уровня жизни населения и возможностей успешного развития в научно-технической, социально-экономической, духовно-
4 Вознесенский Н.А. Экономика СССР в период отечественной войны. - М.: ОТИЗ, 1998.
5 Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и ус-
тойчивое развитие. - М., 2000.
культурной сферах интеграцию народного хозяйства страны с системой мирового хозяйства, но обязательно таким образом, что экономика данной страны играет в мировой экономике не пассивную, а активную роль, оказывая на последнюю весьма значительно воздействие.
Таблица 1
Типы интегрированного экономического потенциала страны и задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства Типы интегрированного экономииче-ского потенциала страны Типы задейство-ванности национальной экономики в системе мирового хозяйства
1. Самодостаточный интегрированный потенциал 0 л -и лиа им ио нц од ей ет он тпо нви 1! І ї * 1 Ї 5 Ї ав меи ан о ин оир на ри ада г ал 8 чЗ 1 53 * & од 3. Интегрированный потенциал с преобладанием пассивной доминанты 1. Сильная задействованность в качестве активного участника Ф 5 ьк ьт ин сн от он с нн сач ач в у оо вг вт он £ 1 йдеа исс за сап 11 ьт лс и се иС еч . а сч * 3. Ориентация на сильную задействованность в качестве активного участника 4. Слабая задействованность
Тип государственного регулирования экономики 1. Ограниченность регулирования правовым про-странст-вом хозяйст- венной деятельно- сти - - + - + - -
2. Регулирование макроэкономических монетарных параметров - - + - + - -
3. Регулирование экономики с позиций социальной сферы и экологии - + + + + - -
4. Применение всего спектра мер государственного регулирования экономики при активной поддержке наци- ональных производи- телей + + - - - + +
5. Мобилизационный характер государст-ве-нного регулирования экономики + + - - - + +
Примером данного типа может служить Япония, которая не может ни обеспечить высокого жизненного уровня населения, ни научно-технического и социально-экономического прогресса своей страны, без того,
6 Русинов Ф.М. Япония: экономика, средний и малый бизнес. -М., 1992.
чтобы не быть интегрированной в систему мирового хозяйства, поскольку Япония не в состоянии обеспечить себя энергоносителями; сырьем и продовольствием.
Однако при этом Япония играет весьма активную роль в системе мирового хозяйства, она участвует в определении алгоритмов и правил поведения в нем, задает тон ряду важнейших направлений научнотехнического прогресса, оказывает сильное влияние на направления и конфигурацию денежных потоков в мире и т. д .
Тип 3 - интегрированный потенциал национальной экономики, также не обладающий самодостаточностью, а на практике - далеко не обладающий, вследствие чего обуславливающий даже для простого выживания страны и ее народа, не говоря уже о социально-экономическом и научно-техническом развитии, интеграцию страны в систему мирового хозяйства, причем в данном случае интеграция осуществляется с позиции экономической и политической слабости.
В этом случае национальная экономика, интегрированная с мировой, выступает в качестве пассивного элемента последней. В экономике стран, интегрированный потенциал которых относится к 3-му типу, господствуют не их государства или национальные производители, а транснациональные корпорации, а также наиболее сильные в политическом и экономическом отношении страны, прежде всего, США, использующие для своего господства, помимо прочего, международные экономические организации, такие как международный валютный фонд и Всемирный банк.
К странам с интегрированным экономическим потенциалом 3-го типа относятся все бедные государства мира, характеризуемые низким уровнем жизни населения и экономической отсталостью.
Также в матрице (см. табл. 1) выделены типы за-действованности национальной экономики в системе мирового хозяйства.
Тип 1 - сильная задействованность экономики страны в системе мирового хозяйства в качестве активного участника.
При этом народное хозяйство страны взаимопере-плетено с системой мирового хозяйства, иначе говоря, интегрировано с ним, однако при этом степени интеграции с мировой экономикой дифференцированы в рамках этого типа.
К тому же интегрированность национальной экономики с мировой в отношении конкретно взятой страны всегда обладает существенными особенностями, в том числе связанными и с культурно-историческими традициями.
Страны рассматриваемого типа играют в мировой экономике активную роль, выступают ее «игроками», в отличие от стран, относящихся ко 2-му типу, являющихся «предметами» этой активной «игры».
В прошлой истории, страны 1-го типа называли метрополиями, а страны 2-го типа - колониями. В современной истории к 1-му типу относятся экономически развитые страны Запада во главе с США, хотя в рамках этого типа их роль, место, функции в системе мирового хозяйства далеко неодинаковы, а ко 2-му типу принадлежат слабо развитые в экономическом отношении страны, но при этом достаточно сильно задействованные в системе мирового хозяйства страны.
7 Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. -М.: ИНФРА-М, 2003.
Тип 2 - сильно задействованная экономика страны в системе мирового хозяйства в качестве пассивного участника.
Как уже отмечалось выше, в прошлом - это, как правило, колониальные и зависимые страны.
В настоящее время в рамках 2-го типа присутствует две группы стран: такие, которые смирились на данном отрезке исторического пути развития с ролью нео-колониального придатка к мировому рынку, а также государства, стремящиеся активизировать свою роль в мировом хозяйстве, переходя постепенно к 1-му типу стран, уже выступающих в качестве активных субъектов мировой экономики.
Из второй подгруппы 2-го типа формируется 3-й тип.
Тип 3 - характеризуется ориентацией на активную роль в системе мирового хозяйства стран, сильно задействованных в этой системе, но еще не сумевших полностью преодолеть то место и роль в мировой экономике, которые соответствуют 2-му типу.
Как уже отмечалось выше, 3-й тип вырастает из второй подгруппы 2-го типа и является переходным к 1-му типу. В качестве примера стран, относящихся к типу 3, причем отдельным из них уже удалось перейти в 1-ый тип; можно привести новые индустриальные страны8 и, в первую очередь, Китай.9
Тип 4 - страны, в слабой степени задействованные в системе мирового хозяйства.
К этому типу могут относиться самые разные страны, большие и малые, с далеко неодинаковым интегрированным экономическим потенциалом и уровнем научно-технического, социально-экономического, духовнокультурного развития.
В период с 1917 по 1945г.г. такой страной был Советский Союз, а затем, выйдя победителем во Второй мировой войне, он стал формировать новую альтернативную систему мирового хозяйства, координируемую коллективными органами управления социалистических стран - Советом экономической взаимопомощи, международным банком экономического сотрудничества, международным инвестиционным банком, Международным институтом стандартизации, Международным институтом проблем управления и др.
В 1991г., в связи с распадом СССР, мировая система социалистического хозяйства также распалась.
К четвертому типу в настоящее время относятся страны, которые можно разделить на две подгруппы:
- 1-я подгруппа, включающая в себя бедные страны, не обладающие природными ресурсами, достаточно значимыми для мирового хозяйства;
- 2-я подгруппа - страны, проводящие экономическую политику изоляционизма по идеологическим соображениям, например, КНДР.
Рассматриваемая нами матрица (табл. 1) позволяет определить совместимость и несовместимость, с одной стороны, типов государственного регулирования национальной экономики, а, с другой - типов ее интегрированного экономического потенциала и типов ее задействованности в системе хозяйства.
Конкретно это находит выражение в следующем.
1. Первому типу государственного регулирования национальной экономики, когда государство ограничивает свою регулирующую роль исключительно правовой сферой производственно-хозяйственной и ком-
8 Киреев А. Международная экономика. - М., 1997; Международные экономические отношения /Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 1999; Мировая экономика /Под ред. И.П. Николаевой. -М.: Финстатинформ, 1999.
9История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 -
1990г.г. /Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - С. 129 -141. - Раздел «Экономические реформы в Китае».
мерческой деятельности (роль «ночного сторожа»), соответствуют:
- 3-й тип интегрированного потенциала национальной экономики, характеризуемый преобладанием пассивной доминанты;
- 2-й тип задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства, а именно, сильная задействованность в этой системе в качестве пассивного участника.
2. Второму типу государственного регулирования национальной экономики, когда ее регулирование, помимо правового оформления экономической деятельности, оперирует лишь с основными монетарными показателями на макроуровне, также как и первому варианту госрегулирования, соответствуют 3-й тип интегрированного потенциала и 2-й тип задействованности в системе хозяйства.
Данное совпадение обусловлено тем, что оба типа государственного регулирования базируются на одной и той же идеологии (неоконсерватизме, иначе говоря, рыночном либерализме), требующей минимизации государственного воздействия на экономику, ее полной отдачи «невидимой руке рынка»10.
В данной связи, оба типа государственного регулирования экономики допустимо называть его отсутствием, что обычно и делают сторонники либеральнорыночной идеологии, современной формой которой является монетаризм.
3. Третьему типу государственного регулирования экономики, характеризуемого активным воздействием на ее функционирование и развитие со стороны государства с целью решения социальных и экологических задач, чаще всего в виде их комплексов, присущи:
- 2-й тип интегрированного экономического потенциала (в отдельных случаях может соответствовать и 3-й тип этого потенциала);
- 1-й тип задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства (в тех же самых отдельных случаях, относящихся также и к интегрированному экономическому потенциалу, может иметь место 2-й тип задействованности народного хозяйства в системе мирового хозяйства).
4. Четвертому типу государственного регулирования экономики, представляющему собой активное применение в системном виде и с позиции решения стратегических задач развития всего спектра мер воздействия государства на народное хозяйство, соответствуют:
- 1-й тип интегрированного экономического потенциала страны (но в ряде случаев может соответствовать 2-й тип этого потенциала);
- 1-й тип задействованности экономики в системе мирового хозяйства, а в ряде случаев - 3-й тип.
5. Пятому типу государственного регулирования экономики, являющемуся в своей сущности мобилизационным, присущи:
- 1-й тип интегрированного экономического потенциала страны, а в ряде случаев, когда он, в принципе, не может иметь места, 2-й тип этого потенциала;
- 4-й тип задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства, являющийся в своей сущности экономическим автаркизмом, но в случае целесообразности может иметь место и 3-й тип (т.е. ориентация на сильную задействованность в мировой экономике в качестве ее активного участника).
6. В Советском Союзе с 1937 по 1953г.г. существовал в его классическом, чистом виде мобилизационный тип экономики, соответственно и мобилизацион-
10 Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962.
ный тип воздействия государства на ее функционирование и развитие.
Такой тип экономики и ее государственного регулирования были исторически полностью оправданы и доказали свою высокую эффективность. СССР победил гитлеровскую Германию, на военную машину которой работало большинство стран Европы, не только благодаря героизму народа, но и потому, что военная экономика нашей страны оказалась более эффективнее военной экономики Германии.11
Начиная с середины 50-х годов ХХ века, при создании мощного ракетно-ядерного потенциала, надежно обеспечивающего обороноспособность страны, необходимость в мобилизационном типе государственного регулирования отпала. Все более предпочтительным становился четвертый тип госрегулирования, т.е. активное воздействие государства на развитие экономики с применением всего спектра мер - от стратегического планирования и программирования до бюджетного финансирования науки, образования, социальной сферы, ключевых проектов в производственной сфере.
Однако, вместо перехода к 4-му типу госрегулирования экономики, в СССР, вплоть до его роспуска в 1991г., сохранялся 5-й тип госрегулирования, который, однако, назывался не мобилизационным, каковым он был в своей сущности, а социалистическим.
При этом в ходе непрерывного реформирования советской экономики с середины 50-х до начала 90-х годов прошлого века в мобилизационный, по своей сущности, тип хозяйствования, основанный на директивном плане и распределении, стали вмонтироваться, в том или ином виде, рыночные формы, методы и механизмы хозяйствования, основанные уже на обмене. В результате мобилизационный тип экономики не заменялся на новый тип, а сохранялся, однако, в деформированном виде, что крайне негативно сказалось на эффективности народного хозяйства.12
После распада Советского Союза, в экономику РФ внедрили 2-й тип государственного регулирования экономики, в основе которого лежит неоконсервативная (либерально-рыночная) идеология и постулаты монетаризма. Это отбросило российскую экономику назад, поставило страну на грань выживания.
В настоящее время, Россия, судя по всему, постепенно отказывается от либерально-рыночной модели хозяйствования в соответствии с рецептами монетаризма, осуществляет ряд конкретных мер, направленных, в конечном итоге, на утверждение в народном хозяйстве страны четвертого типа государственного регулирования экономики.
Список литературы:
1. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Вознесенский Н.А. Экономика СССР в период отечественной войны. - М.: ОТИЗ, 1998.
3. Киреев А. Международная экономика. - М., 1997.
4. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Финстатинформ, 1999.
5. Экономическая теория / Под ред. Ларионова И.К. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2001.
6. Русинов Ф.М. Япония: экономика, средний и малый бизнес. - М., 1992.
7. Hayek F. Capitalism and the Historians. - Chicago: 1954.
11 Вознесенский Н.А. Экономика СССР в период отечественной войны. - М.: ОТИЗ, 1998.
12 Экономическая теория /Под. ред. Ларионова И.К. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2001.