12.5. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ
Ехлакова Е.А., к.э.н., Казанский государственный энергетический университет, кафедра инженерного менеджмента, старший преподаватель Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Выработаны в виде единого взаимосвязанного целого принципы целенаправленного воздействия государства на формирование, функционирование и развитие института собственности; по ходу обоснования этих принципов высказываются рекомендации по преобразованию института собственности применительно к специфике российского общества.
Ключевые слова: государственное регулирование, собственность, социально-экономическое развитие, общественный контроль
PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF THE INSTITUTION OF PROPERTY
Ehlakova E.A. Candidate in Economics, Senior lecturer in engineering management of Kazan State Power University
Annotation: Developed as a single interconnected whole principles of targeting states on the formation, functioning and development of the institution of property; in the course of study of these principles make recommendations on the transformation of the institution of property in relation to the specifics of Russian society.
Keywords: government regulation, property, socioeconomic development, social control
Государству жизненно необходимо оказывать действенное и эффективное воздействие на социальноэкономические отношения собственности в русле:
- миссии и дерева целей той социальноэкономической системы, которая действительно избрана народом страны в процессе его сознательного
1
волеизъявления ;
- социально-экономической стратегии развития общества, которая должна последовательно корреспондировать с историческим выбором народа пути своего развития;
- необходимости решения текущих задач социальноэкономического развития страны.
Воздействие государства на социально-экономические отношения собственности должно опираться на научно-обоснованные принципы, представляющие собой цельный комплекс. В основе этих принципов должна лежать теория формирования и развития отношений собственности, с учетом ее коррекции и уточнения в зависимости от того, каким образом отно-
1 Система либерализованно-рыночного капитализма, пронизанного снизу до верху коррупцией и контролируемого организованной преступностью, утвердившаяся в России в результате радикальных рыночных реформ не является ни в коей мере результатом свободного волеизъявления народа, она была навязана ему насквозь прогнившей правящей верхушкой страны, движимой сугубо корыстными интересами, чем активно воспользовались геополитические противники России.
шения собственности развиваются в реальной действительности. Автором разработаны в виде единого комплекса принципы государственного регулирования социально-экономических отношений собственности. Эти принципы, совместно с их обоснованием, излагаются ниже.
Принцип 1 - научность - государственное регулирование отношений собственности необходимо базировать на тщательно проработанной научной основе, при обеспечении системного подхода и интеграции наук.
Обоснование принципа 1
Госрегулирование отношений собственности недопустимо строить на какой-нибудь доктрине (типа марксизма-ленинизма, рыночного либерализма). Его нельзя также осуществлять, исходя из субъективных представлений людей, допущенных к принятию решений в области воздействия государства на отношения собственности. Государственное регулирование собственности должно опираться на тщательно выверенную научную основу, которая должна определяться не узкой группой экономистов, выбранных властями по своему произволу, а ведущими научными коллективами страны с учетом:
- альтернативных концепций госрегулирования отношений собственности;
- системного подхода при решении соответствующих проблем государственного регулирования;
- интеграции наук, с привлечением к разработке вопросов госрегулирования отношений собственности не только экономистов и юристов, но и философов, политологов, социологов, специалистов в области естественных и технических наук.
Принцип 2 - государственность - национально-государственные интересы страны должны лежать в основе госрегулирования отношений собственности.
Обоснование принципа 2
В современную эпоху далеко не все режимы власти отражают национально-государственные интересы собственной страны. Во многих странах во главе государств стоят марионеточные правители, выполняющие волю их зарубежных хозяев. Такая ситуация стала типичной для стран Латинской Америки. Некоторые режимы власти частично выполняют волю контролирующих их зарубежных сил, а частично преследуют свои корыстные интересы, не проявляя заботы о национально-государственных интересов страны. В процессе приватизации госимущества в России периода радикальных рыночных реформ ее национальногосударственные интересы оказались в полном пренебрежении. Более того, властью сознательно и довольно последовательно проводилась линия на то, что иностранцы должны обладать теми же самыми правами в приватизации госимущества, что и россияне, под предлогом глобализации экономики и ускоренного встраивания России в мировой рынок. И это в условиях тотальной распродажи госимущества за бесценок. В итоге такой приватизации Россия стала на порядок беднее, чем была до нее, а другие страны, прежде всего, США, а также международные спекулянты сказочно обогатились на российской приватизации.
Преследование идеологических установок общечеловеческих ценностей в мире, где ведущие страны, прежде всего, США, преследуют свои национальногосударственные интересы в варианте их ультраэгоистичности и ультра-корыстности, с полным пренебрежением к национально-государственным интересам других стран, особенно слабых, равнозначно
Ехлакова Е.А.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ
национальной измене - высшему преступлению против государства и его народа. Особенно недопустимо забвение национально-государственных интересов при формировании отношений собственности, ведь они должны строиться на десятилетия и даже на века, хотя в ряде случаев их необходимо пересматривать и во много раз быстрее, например, проводя коррекцию приватизации, проведенной в 90-х годах вопреки национально-государственным интересам России.
Принцип 3 - стабильность - в процессе госрегулирования отношений собственности, государство должно обеспечивать, по мере возможности и целесообразности, стабильность на длительный период времени.
Обоснование принципа 3
Отношения собственности в обществе, в силу своей природы, должны носить стабильный характер, их нельзя изменять быстро, тем более из одной крайности в другую. Фундамент отношений собственности должен сохраняться веками. В России в ХХ веке этот фундамент был дважды разрушен, сначала большеви-ками-революционерами, а потом после его длительного и далеко неполного, к тому же деформированного восстановления, он вновь стал разрушаться революционным путем в ходе приватизации 90-х годов, но уже с другим крайним знаком - от сплошного обобществления в сплошной приватизации.
Примечательно, что многие лидеры «перестройки» и радикальных рыночных реформ явились прямыми потомками пламенных большевиков-революционеров. Например, известный глашатай перестройки Ю. Афанасьев - внучатый племянник Л.Д. Троцкого (Бронштейна), Е. Гайдар - получивший от Б.Н. Ельцина карт-бланш на управление экономикой страны и ее реформирование в духе рыночного либерализма по сценарию монетаризма - внук писателя Гайдара, который в 18 лет командовал красным полком. Когда ему сдалась белогвардейская часть, не из трусости, а чтобы избежать кровопролития в своем собственном народе, он приказал, на всякий случай, расстрелять всех офицеров.
При всей важности принципа стабильности, этот принцип должен осуществляться в сочетании с другими принципами, которые могут его ограничивать в определенном отношении. Так, неприемлемость с позиций национально-государственных интересов итогов приватизации 90-х годов не позволяет практически во всех случаях регулирования отношений собственности неукоснительно следовать этому принципу, хотя в ходе коррекции приватизации его необходимо, по мере возможности и целесообразности, соблюдать.
Принцип 4 - социальность - улучшение состояния социальной сферы, повышение жизненного уровня населения, усиление социальной защищенности нуждающихся в этом его слоев, являются целевыми установками, которые необходимо учитывать в ходе государственного регулирования собственности.
Обоснование принципа 4
Во всяком государственном регулировании отношений собственности необходимо учитывать его социальный аспект, прогнозировать и программировать социальные последствия изменений отношений собственности. Особое внимание должно быть обращено на социальную поддержку преобразованиям собственности, осуществляемым по инициативе государства. Эти преобразования не только не должны понижать жизненный уровень населения (как в России периода ра-
дикальных рыночных реформ), но и способствовать его неуклонному и притом существенному росту.
Принцип 5 - справедливость - духовно-
нравственный подход, обеспечение справедливости должны быть поставлены во главу угла госрегулиро-вания отношений собственности, от этого никогда не следует отступать в угоду конъюнктурным факторам и соображениям.
Обоснование принципа 5
Никакие аргументы не могут оправдать нарушение духовно-нравственных установок жизнедеятельности государства и общества в процессе регулирования отношений собственности. К тому же достаточно стабильными могут быть только такие институты собственности, лишь те нормативно-правовые секты по присвоению, владению, распоряжению, управлению, использованию ее объектами и приносимыми ими доходами, которые в полной мере соответствуют справедливости. Всякую собственность, присвоенную вопреки законам нравственности и справедливости следует признать в своей сущности преступной, даже если она оформлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, которые, в таком случае, становятся преступными по существу. Тот факт, что режим государственной власти и принятые им законы могут быть, в принципе, преступными, уже давно признаны не только наукой, но и мировой общественностью, примером чему служит нацистская Германия.
Принцип 6 - эквивалентность и возмездность - осуществление государством приватизации и национализации предприятий (организаций) должно сопровождаться денежными платежами за отчуждаемое имущество на основе их эквивалентности его реальной стоимости.
Обоснование принципа 6
Любая национализация частных предприятий и организаций (за исключением созданных преступным путем или приватизированных по явно заниженным ценам) должна сопровождаться их выкупом у частных владельцев по их реальной стоимости. Аналогично, приватизация государственной собственности должна осуществляться по цене не ниже его реальной стоимости. Рыночная оценка имущества на текущий момент времени, будучи подвержена конъюнктурным факторам, может значительно отклоняться от реальной ценности (стоимости). Поэтому рыночная оценка приемлема далеко не всегда, к тому же, она нуждается в очищении от искажающего влияния конъюнктурных факторов.
Принцип 7 - эффективность - госрегулирование отношений собственности должно быть нацелено на создание условий, обеспечивающих возможно более эффективное хозяйствование предприятий и организаций всех форм собственности с учетом отраслевой специфики.
Обоснование принципа 7
Госрегулирование отношений собственности необходимо нацелить на обеспечение эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, с учетом отраслевой специфики, поскольку в одних отраслях экономики эффективнее государственная собственность (например, в отраслях ТЭКа), а в других - частная или смешанная (например, в легкой промышленности).
Принцип 8 - народнохозяйственная оптимальность -государству необходимо осуществлять регулирование отношений собственности с позиций народнохозяйственной оптимальности, с учетом того, какой вклад в
прирост конечной для народного хозяйства продукции вносит деятельность предприятий и организаций всех отраслей экономики.
Обоснование принципа 8
Недостаточно, чтобы отдельные предприятия работали эффективно. Нужно стремиться к такой ситуации, в которой взаимодействие всего множества предприятий давало наибольший синергетический эффект в масштабе народного хозяйства. Кроме того, конечный выход продукции в нем определяется наиболее узким звеном. На расшивку таких звеньев необходимо направлять значительные ресурсы, хотя в локальном отношении это может представляться недостаточно эффективным. Все эти моменты необходимо возможно полнее и последовательнее учитывать при госрегу-лировании отношений собственности.
Принцип 9 - экологичность - государству необходимо регулировать отношения собственности таким образом, чтобы через это регулирование действенным образом способствовать экологическому возрождению природы и ведению людьми образа жизни, соответствующего объективным требованиям экологии человека.
Обоснование принципа 9
По мере нарастания экологического кризиса, ведения людьми образа жизни, противоречащего самим основам экологии человека и природы, проблемы экологии приобретают все возрастающее значение. Государство должно воздействовать на их решения комплексным образом, используя при этом в числе мер воздействия госрегулирование отношений собственности.
Принцип 10 - открытость - госрегулирование отношений собственности должно носить прозрачный, открытый характер, его общий курс и конкретные мероприятия должны разъясняться руководителями государства народу, оно должно подлежать контролю общественности.
Обоснование принципа 10
Госрегулирование отношений собственности может быть успешным только при поддержке его народом. Этого невозможно добиться без соответствующей разъяснительной работы. Кроме того, во избежание злоупотреблений, госрегулирование должно контролироваться общественностью.
Список литературы:
1. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс. - М.: ФиС, 1998.
2. Брагин Н.И. Государство и рынок. - М.: Союз, 2000.
3. Видяпин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: ЭЛ, 2002.
Reference list:
1. 1. Bard, V.S. Financial and investment center. - Moscow: FiS, 1998.
2. Bragin, N.I. State and Market. - Moscow: The Union, 2000.
3. Vidyapin V.I. State regulation of the market economy. - M.: EL, 2002.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью к.э.н. Ехлаковой Елены Александровны на тему: Принципы государственного регулирования института собственности
Статья к.э.н. Е.А. Ехлаковой «Принципы государственного регулирования института собственности» имеет несомненную научную значимость и практиче-
скую ценность для решения текущих задач социальноэкономического развития страны.
В статье рассмотрены основные научно обоснованные принципы государственного регулирующего воздействия на отношения собственности, реализация которых при наличии общественного контроля, позволит решить основные проблемы социально-экономического развития.
Представляет несомненный научно-практический интерес предложенное обоснование этих принципов, охватывающих основные социально-экономические направления общественного развития, что достаточно подробно и комплексно освящено в представленной к рецензии статье.
Таким образом, статья к.э.н. Е.А. Ехлаковой, обладающая элементами научной новизны и практической значимостью, рекомендуется к публикации в открытой печати.
Вывод: статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе».
Профессор,
Д.э.н. О.Н. Герасина