КОМПРОМИССНАЯ МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ РЫНОЧНЫХ И ПЛАНОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Д.В. ПРОТАС,
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и планирования в организации Московского государственного индустриального университета, Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected] Научный консультант: доктор экономических наук О.Н.Герасина
Аннотация. Раскрыта авторская модель рациональной системы денежно-финансовых отношений в качестве составной части интегрированной системы хозяйствования, строящихся на компромиссном сочетании рыночных и планово-распределительных методов.
Ключевые слова: денежно-финансовые отношения, экономический анализ, экономика народного хозяйства.
COMPROMISE MODEL OF MONETARY-FINANCIAL RELATIONS BASED ON COMBINATION OF MARKET AND ACCORDING TO PLAN-DISTRIBUTIVE METHODS
D.V. PROTAS,
PhD, senior lecturer of Moscow State Industrial University,
Annotation. This article contains the author's model of rational system of monetary-financial relations as a component of the integrated system of national economy based on compromise combination market and plan-distributive methods.
Keywords: monetary-financial relations, economic analysis, national economy.
Рациональной система денежно-финансовых отношений народного хозяйства может быть только в качестве подсистемы системы более общего порядка, а именно рациональной системы хозяйствования в масштабе страны в целом. При этом сегодня, на развилке исторического процесса, перед нами открыта альтернатива двух рациональных систем хозяйствования [3, 5]. Одна из них, глобалисткая система, в которой национальная экономика целиком и полностью интегрируется в глобальное хозяйство, соответственно и система денежно-финансовых отношений страны
становится составной частью глобальной системы денежно-финансовых отношений. При этом критерием рациональности всех этих систем служат политико-экономические интересы сил, осуществляющих глобализацию в своих собственных интересах. В настоящее время разворачивается ожесточенная борьба за лидерство в глобализации между США и Китаем. Другая альтернатива: пользуясь ресурсной самодостаточностью России, построить в ней, исходя из национально-государственных интересов страны, рациональную систему хозяйствования, в кото-
рой в глобальную экономику вливается не вся экономика страны, а только внешнеэкономический контур. Такой системе хозяйствования будет соответствовать рациональная система денежно-финансовых отношений, отвечающая национально-государственным интересам страны [1, 2].
В данной статье речь идет о формировании в России рациональной системы денежно-финансовых отношений исходя из национально-государственных интересов страны, которые могут быть реализованы только на базе высокоэффективного индустриального роста. Поскольку в реальной действительности отсутствует даже отдаленное приближение к такой системе, эта проблема рассматривается на уровне научной абстракции с использованием методов моделирования, но, естественно, учитывая при этом практический опыт развития денежно-финансовых отношений в нашей стране и за рубежом. В русле такого подхода к построению рациональной системы денежно-финансовых отношений применительно к России автор разработал логически-структурную схему комплекса основных параметров этой системы (схема 1).
Данная схема построена на основе следующих положений:
во-первых, ядро национальной системы денежно-финансовых отношений представлено в виде двуединства — миссии этой системы и средства реализации этой миссии;
во-вторых, миссия системы заключается в рациональном денежно-финансовом обеспечении общественного воспроизводственного процесса в натуре, концентрируемого на индустриальном росте, при том, что миссией этого процесса выступает удовлетворение растущих потребностей общества и его членов, преобразуемых в соответствии с объективными требованиями законов экологии человека, природы, общества [6];
в-третьих, средством реализации миссии системы служат рациональные организации и использование этой системы государством в русле его социально-экономической стратегии и на базе госрегулирования в его широком значении, при концентрации усилий на системной экологизации и синергетизации индустриального роста [4];
в-четвертых, в общей сложности в количестве 24 выделены основные параметры системы, каждый из которых обозначен одной из букв;
в-пятых, все эти параметры объединены в единую сеть взаимосвязей, в которой: а) каждый параметр порожден рациональной системой денежно-финансовых отношений в целом; б) в общей совокупности всех параметров, каждый из них в отдельности взаимодействуют со всеми остальными по принципу прямых и обратных связей;
в-шестых, при выборе основных параметров системы учитывались как общие основы этой системы, так и ее специфические моменты, связанные с уникальными особенностями России и ее экономики;
в-седьмых, представленная на схеме 1 система со всеми ее основными параметрами, является составной частью интегрированной (смешанной) системы хозяйствования, сочетающей в себе положительные элементы рыночно-капиталистиче-ской и планово-распределительной систем хозяйствования при нейтрализации их недостатков, причем это сочетание осуществляется вокруг стержня национально-государственных интересов страны, а сам отбор элементов и их модификация осуществляются с учетом особенностей народного хозяйства страны;
в-восьмых, взаимодействие элементов системы в сети ее взаимосвязей может осуществляться с различными степенями эффективности и неэффективности при образовании в ходе этого взаимодействия, с одной стороны, синергетиче-ского усиления системы, а с другой — ее синерге-тического ослабления при том, что в итоге образуется результирующая синергетизация системы, которая в зависимости от преобладания положительных или негативных взаимодействий может быть соответственно со знаком плюс или минус.
РСДФО = СЭлРСДЖО • РСинСст, (1)
РСинСст = СУсРСДФО : СОсРСДФО, (2) ЭлРСДФО = А, Б, В, Г ... и т.д. + Ц, Ч, Ш, (3)
где: РСДФО — рациональная система денежно-финансовых отношений;
СЭлРСДЖО — совокупность элементов рациональной системы денежно-финансовых отношений;
РСинСст — результирующая синергетизация системы денежно-финансовых отношений;
Максимальная прозрачность (открытость системы)
Ж
А
Организация, управление и планирование системы государством
Ориентация системы на выполнение стратегического плана развития нар. хоз-ва, базирующегося на индустриальном росте
Рациональное использование системы для денежно-финансового обеспечения гос. программ инвест проектов, выполнение государством своих функций
Сочетание стабильности и гибкости системы
Ж
Ш
Преодоление инфляции
Ж
Ч
Отказ от внешних заимствований на уровне государства и субъектов
хозяйствования
Ж
ц
Мобилизация свободных средств населения для развития
[Х-
Ж
Монополия государства на внешнеэко-логические расчеты, контроль за вывозом капитала
ж
Ф
Рациональная система денежных потоков У
Ж
Валютная политика в русле нар. хоз. плана при недопущении резкого разрыва валютного курса и ППС
Ж
Т
Госрегулирование кредита и страхования в соответствии с миссией системы
ж
С
Оптимизация уровня, структуры и адресности налогообложения
ж
Создание системной благоприятных денежно-финансо вых условий для развития общественно-
полезного предпринимательства
5
Д
Активное задей ствование системы для повышения эффективности хозяйствования на всех уровнях экономики на базе индустриального роста
Ж
Рациональная система денежно-финансовых отношений народного хозяйства, ориентированная на индустриальный рост
Миссия системы —
радикальное денежно-финансовое обеспечение общественного воспроизводственного процесса в натуре, концентрируемого на индустриальном росте
Планомерное использование системы
для рационального распределения денег между государством, субъектами хозяйствования, населением
Ж
П
Действенное стимулирование системой высокоэффективного общественно-полезного труда
ж
О
Оптимизация структуры денежной массы в системе особенно между «длинными» и «короткими» деньгами
Ж
Н
Оптимизация денежной массы в системе в динамике пропорционально товарной массе и производственным мощностям
Ж
М
Базирование системы на ценах, близких к своей объективной основе, способных достаточно точно измерять затраты и результаты воспроизводственного процесса
Л
Средство реализации миссии системы: радикальные организации и использование этой системы государством в русле
его соц.-эконом. стратегии и на базе госрегулирования в его широком значении
5
Активное задействование
системы для обеспечения
эффективного функционирования социально-трудовой сферы
Активное задействование системы для обеспечения системной экологизации воспроизводственного процесса, в т.ч. индустриального роста
И
Наложение на си стему ограничения
и требований в связи с обеспечением комплексной национальной безопасности страны
К
Вмонтирование в систему мощного антидеформационного блока
Б
В
Г
Е
З
Р
Схема 1. Комплекс основных параметров рациональной системы денежно-финансовых отношений народного хозяйства, ориентированной на обеспечение высокоэффективного индустриального роста в соответствии
с критерием экологизации-синергетизации
СУсРСДФО — синергетическое усиление рациональной системы денежно-финансовых отношений;
СОсРСДФО — синергетическое ослабление рациональной системы денежно-финансовых отношений;
ЭлРСДФО — элементы рациональной системы денежно-финансовых отношений общества, обозначаемых буквами (см. схему 1).
Для того чтобы система денежно-финансовых отношений была рациональной, необходимо соблюдение ряда условий:
условие 1 — необходим полный набор основных элементов системы, выпадение даже одного из этих элементов может свести на нет всю систему;
условие 2 — каждый элемент системы должен соответствовать своему назначению, выполняя возложенные на него функции;
условие 3 — все элементы без исключения должны быть обеспечены на требуемом уровне как в организационно-управленческом, так и ресурсном отношении;
условие 4 — всякий элемент системы должен быть адаптирован к конкретным условиям страны;
условие 5— элементы системы в своей совокупности и каждый в отдельности должны обладать требуемым потенциалом развития, что обеспечивает постоянное совершенствование системы при ее приспособлении к меняющимся обстоятельствам ее функционирования;
условие 6 — синергетическое усиление системы через эффективное взаимодействие ее элементов должно обладать отчетливо выраженной тенденцией его нарастания;
условие 7— синергетическое ослабление системы (в принципе оно неизбежно как противоположная тенденция ее усиления) должно уменьшаться по мере ее развития;
условие 8 — результирующая синергетизации системы денежно-финансовых отношений всегда должна характеризоваться значительным превалированием синергетического усиления системы над ее синергетическим ослаблением, что в формуле (2) выражается в соответствующем преобладании элемента СУсРСДФО над элементом СОсРСДФО. Такое преобладание значительно
превышает единицу. Напротив, если преобладает СОсРСДФО, то величина РСинСст оказывается меньше единицы. В последнем случае система денежно-финансовых отношений не может быть признана рациональной.
Заметим, что знаки умножения и деления в формулах (1) и (2) относятся к процессам, которые в своем протекании в принципе не могут быть измерены в виде фиксируемой количественной величины. Здесь речь идет о качестве — направленности тенденции: синергетическом усилении или ослаблении, поэтому формулы (2) и (3) рассчитаны не на точное количественное измерение процессов-тенденций, а на их качественную оценку с приблизительным установлением степени преобладания одного из двух противоположных мнений развития — синергетического усиления или ослабления системы.
Исходя из приоритета наукоемкости индустриального роста в РФ и в соответствии с критерием экологизации-синергетизации, смоделирована структура рациональной системы денежно-финансовых отношений народного хозяйства, охватывающая двуединство миссии системы и средства ее осуществления и 24 основных элементов, объединяемых в единую систему сетью их взаимодействий по принципу прямых и обратных связей; выведены формулы синергетического усиления или ослабления системы в зависимости от рациональности или нерациональности этих связей.
Литература
1. Алиев А.Г. Развитие теоретических основ ценообразования в условиях эволюции социально-экономических отношений. М., 2003.
2. Аллахвердян Д.А. Финансы в социалистическом воспроизводстве. М., 1971.
3. Вознесенский Э.Л. Методологические аспекты анализа сущности финансов. М., 1974.
4. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М., 2003.
5. ДружининА.В. Пути и методы активизации заемного капитала в реальном секторе экономики. М., 2001.
6. Общая теория финансов // под ред. Л.А. Дро-бозиной. М., 1995.