СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА
УДК 332.1
государственно-частное партнерство в реализации стратегии региона: направления, проекты, институты развития
н. н. КОсинОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности E-mail: nnn_05@mail. ru Волгоградский государственный университет
В настоящее время большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью региона как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса. Такая система позволит обеспечить развитие видов экономической деятельности, являющихся бюджетообразующими для региона; развивать областную инфраструктуру; повысить эффективность инвестиционной политики, важнейшим инструментом реализации которой является государственно-частное партнерство.
Ключевые слова: институты, инструменты, механизмы государственно-частного партнерства, инвестиционный фонд, национальные проекты, федеральные целевые программы, региональные корпорации развития, региональный центр государственно-частного партнерства, инвестиционный проект.
Активизация инвестиционного процесса является стратегической проблемой экономики Российской Федерации и ее регионов, так как в условиях экономического кризиса на пути этого позитивного процесса возникли трудности, связанные с ростом инфляции, кризисом неплатежей, возрастанием масштаба долговых обязательств и т. д.
Меры экономического регулирования, взаимодействия органов власти с бизнесом, обществом в Волгоградской области определены Стратегией
социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года [4].
Волгоградская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий Юга России. На протяжении последних лет Волгоградская область демонстрирует устойчивые темпы роста валового регионального продукта (ВРП) и других важнейших показателей социально-экономического развития.
Вклад региона в экономику страны в 2010 г. составил 1,3 % от суммарного объема ВРП в целом по России. ВРП вырос с 32 млрд руб. в 1998 г. до 472,0 млрд руб. в 2010 г. [5].
Рост ВРП обеспечивался высокими темпами инвестиционного спроса, строительства, обрабатывающих производств и поддерживался высоким уровнем потребительского спроса (см. таблицу).
На 2012-2014 гг. планируется решение таких задач, как увеличение объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, реализация механизмов государственной поддержки социально значимых инвестиционных проектов предприятий области будет осуществляться путем предоставления налоговых льгот, бюджетных кредитов, государственных гарантий и других форм государственной поддержки. Формирование имиджа Волгоградской области как региона с высокой степенью инвестиционной привлекательности
Внутренние факторы, оказывавшие влияние на социально-экономическое развитие Волгоградской области в 2010-2011 гг.
№ п/п Показатель 2010 г., факт. Данные за 9 мес. 2011 г., оценка
2010 г. 2011 г.
1 Валовой региональный продукт, млрд руб. 475,5 - - 541,8
2 Индекс потребительских цен, % 109,5 107,1 104,6 107
3 Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области, млрд руб. 59,5 42,8 44,6 63,0
4 Прибыль прибыльных предприятий, млрд руб. 80,0 42,6 43,5 71,1
5 Объем отгруженной промышленной продукции, млрд руб. 447,6 319,6 380,7, оценка 522,3
6 Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млрд руб. 64,3 50,6 70,3 81,0
7 Оборот розничной торговли, млрд руб. 229,3 158,6 197,1 255,1
8 Объем инвестиций, млрд руб. 110,0 42,8 56 118,4
Источник: [5].
будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе.
Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на 2012 г. в размере 127,7 млрд руб. (105 % к уровню 2011 г.); на 2013 г. - 129,9 млрд руб. (106 % к уровню 2011 г.) [4].
Необходимым условием повышения эффективности комплексного социально-экономического развития региона является конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных структур, формы и характер которого могут существенно различаться в зависимости от уровня развития рыночных отношений и национальных особенностей.
Важнейшим инвестиционным инструментом такого взаимодействия, по мнению автора, являются перспективные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в виде софинансирования социально направленных программ развития региона.
Для того чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта.
Согласно исследованиям автора, важным благоприятным фактором среды развития ГЧП может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом, во-первых, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития; а во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки. А значит, привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации общественно значимых проектов. Тем самым стратегическое планирование
способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации.
Администрация Волгоградской области на протяжении восьми последних лет осуществляет взаимовыгодное сотрудничество как с крупными российскими компаниями, так и ведущими промышленными предприятиями в рамках проектов государственно-частного партнерства [1, 3].
В настоящее время на территории Волгоградской области на стадии фактической реализации находятся два крупных инвестиционных проекта, основанных на принципах ГЧП [3]:
1) проект «Проектирование, строительство и эксплуатация полигонов для утилизации твердых бытовых отходов с мусоросортировочными комплексами в Волгоградской области», его реализует ООО «Управление отходами - Волгоград» на условиях концессионного соглашения с Администрацией Волгоградской области (заключено это соглашение в декабре 2010 г.). Данное соглашение предусматривает строительство в Городищенском и Светлоярском районах Волгоградской области двух полигонов твердых бытовых отходов с размещением на них современных мусоросортиро-вочных комплексов и объектов вторичной переработки твердых бытовых отходов. Дата ввода в эксплуатацию полигонов и мусоросортировочных комплексов - II полугодие 2012 г. Планируемая мощность переработки ТБО - по 500 тыс. т на каждом объекте. Срок осуществления концессионером деятельности - 40 лет со дня подписания соглашения. Передача в государственную собственность Волгоградской области объектов, созданных в ходе реализации концессионного соглашения, будет осуществлена после их ввода в эксплуатацию в начале 2013 г. Предполагаемый объем
финансирования должен составить 1 200 млн руб. из внебюджетных источников. За девять месяцев 2011 г. (и с начала реализации) освоено 120 млн руб.;
2) проект «Строительство горно-обогатительного комбината на базе Гремячинского месторождения калийных солей», его реализует ОАО «ЕвроХим». В настоящее время реальные инвестиции заключаются в следующем:
• 1 млрд руб. вложено в создание инфраструктуры;
• построен рабочий поселок для строителей комбината на 1 000 мест;
• построено 13 коттеджей, общежитие на 200 мест и 60-квартирный дом;
• введены в эксплуатацию две столовые и банно-прачечный комбинат;
• ведется строительство 11 многоквартирных домов и гостиницы;
• запущен домостроительный комбинат по производству стеновых блоков. Государственная поддержка по данному проекту включена в долгосрочную областную целевую программу «Развитие Котельниковской промышленной зоны (2010-2013 годы)» [3] и федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [6].
Такие соглашения являются механизмом проведения промышленной политики в области и позволяют обеспечить социальную ответственность не только власти, но и бизнеса.
В рамках реализации Стратегии Волгоградской области необходимо совершенствовать механизм государственно-частного партнерства. Препятствиями на пути развития ГЧП являются как правовые, так и организационные факторы.
Волгоградской областной Думой в июле этого года принят в первом чтении проект закона «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве». В настоящее время он находится на заключительной стадии рассмотрения [2]. В законопроекте отражены преимущества, объекты соглашений, актуальные области ГЧП, а также формы участия государства и бизнеса в проектах ГЧП.
Основными участниками общественного обсуждения данного законопроекта являются:
• некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП»;
• центр ГЧП Внешэкономбанка;
• волгоградские отделения общественных организаций, такие как Торгово-промышленная па-
лата, Ассоциация молодых предпринимателей России, Опора России, Деловая Россия. Имущественное участие в ГЧП будет осуществляться путем предоставления земельных участков и иного движимого и недвижимого имущества в собственность и аренду субъекту частного предпринимательства.
Финансирование проектов ГЧП будет осуществляться путем:
1) бюджетных инвестиций;
2) предоставления государственных гарантий, преференций;
3) выкупа результатов деятельности субъекта частного предпринимательства.
Одной из наиболее важных и значимых задач для привлечения инвестиций в экономику региона является формирование пакета инвестиционных проектов, соответствующих требованиям ключевых институтов и инструментов ГЧП. Такими проектами на территории Волгоградской области могут явиться следующие [3]:
• строительство автомобильной дороги в обход г. Волгограда. Общий объем инвестиций по этому проекту составит 53,7 млрд руб., срок проекта ориентирован до 2014 г., а окупаемость при использовании концессионных механизмов составит 13 лет. Бюджетная эффективность проекта определяется ростом налоговых платежей в бюджеты всех уровней за счет взимания платы за проезд, а также активного развития прилегающих территорий. Социальная эффективность достигается за счет улучшения экологической обстановки, увеличения количества занятых в реализации проекта до 2 000 чел., строительства объектов социальной инфраструктуры на прилегающих территориях;
• следующий социально ориентированный проект - строительство дошкольных учреждений образования. Проект находится в стадии формирования и по нему подготовлены изменения в закон Волгоградской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», в части включения в приоритетные направления инвестиционного развития;
• самым масштабным инвестиционным проектом должен стать проект по строительству объектов и инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018г. В рамках проекта должны быть построены стадион и тренировочная
база для команд, реконструированы аэропорт, транспортная и гостиничная инфраструктуры. В настоящее время реализация данного проекта зависит от доходной базы консолидированного бюджета Волгоградской области. Ориентировочная стоимость объектов - 11 млрд руб. Весь объем инвестиций запланирован за счет внебюджетных источников. Для повышения эффективности механизмов ГЧП на территории Волгоградской области необходимо наличие специализированных структур, оказывающих организационную и методическую поддержку хозяйствующим субъектам в процессе реализации проектов ГЧП, т. е. соответствующих институтов развития.
К таким институтам следует отнести структурное подразделение комитета экономики администрации области, Совет по развитию государственно-частного партнерства, ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» [3].
Для того чтобы решать поставленные перед регионом стратегические задачи, отдел по ГЧП комитета экономики администрации Волгоградской области должен осуществлять аналитическую работу для выработки решений по вопросам развития ГЧП. В частности, намечено проводить анализ Стратегии социально-экономического развития региона, определять перечень приоритетных для региона проектов ГЧП, организовывать работу с потенциальными партнерами и консультантами [1].
Совет по развитию государственно-частного партнерства является коллегиальным органом, который принимает решения на основании разработанных комитетом экономики предложений об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов ГЧП регионального значения, об утверждении концепций и графиков подготовки конкретных проектов с определением обязательств всех участников инвестиционных проектов.
Учредителем ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» является администрация региона. Эта структура создана для формирования и реализации проектов комплексного развития территорий на основе принципов ГЧП [3]. При этом, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, практически не ограниченным бюджетным законодательством, такая структура имеет гораздо больше возможностей для привлечения частного капитала и финансовых ресурсов федеральных институтов ГЧП, например посредством эмиссии акций.
Ключевыми целями Корпорации развития Волгоградской области должны являться следующие [3]:
1) формирование и постоянная актуализация базы данных инвестиционных площадок региона, определение оптимального функционального назначения территорий, разработка мероприятий по увеличению перспективных территорий в реализации крупных инвестиционных проектов;
2) формирование комплексных инвестиционных проектов развития территорий Волгоградской области;
3) организация финансирования инфраструктурных проектов, образование групп инвесторов, согласование их интересов и создание благоприятной среды для коллективных инвестиций;
4) интеграция федеральных, региональных и муниципальных инструментов ГЧП в процессе реализации крупных инвестиционных проектов. Таким образом, реализация перечисленных
стратегических направлений по совершенствованию инвестиционного законодательства региона, формированию региональных структур поддержки проектов ГЧП, привлечению ресурсов ведущих институтов ГЧП федерального уровня при условии наличия региональных инвестиционных проектов, соответствующих необходимым требованиям, на практике позволит существенно улучшить механизмы реализации стратегии региона.
Список литературы
1. Администрация Волгоградской области: официальный сайт. URL: http://www. volganet. ru.
2. Волгоградская областная Дума: официальный сайт. URL: http://volgoduma. ru.
3. Корпорация развития Волгоградской области: официальный сайт. URL: http://www. investvolgograd. ru.
4. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года. URL: http:// economics. volganet. ru/export/sites/economics.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области: официальный сайт. URL: http://www. volgastat. ru.
6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 781-р (с изм., внесенными постановлением Правительства РФ от 18.04.2011 № 293). URL: http://fcp.economy.gov. ru.