Научная статья на тему 'Перспективы взаимодействия государства и бизнеса в модернизации экономики региона'

Перспективы взаимодействия государства и бизнеса в модернизации экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинова Н. Н.

В последнее время в условиях финансового кризиса большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы взаимодействия государства и бизнеса, как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса. Такая система позволит: обеспечить развитие отраслей, являющихся бюджетообразующими для региона; развивать областную инфраструктуру; повысить эффективность инвестиционной политики, важнейшим инструментом реализации которой является государственно-частное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы взаимодействия государства и бизнеса в модернизации экономики региона»

перспективы взаимодействия государства и бизнеса в модернизации экономики региона

Н. Н. КОсИНОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры корпоративных финансов

и банковской деятельности

E-mail: [email protected]

Волгоградский государственный университет

В последнее время в условиях финансового кризиса большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы взаимодействия государства и бизнеса как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса. Такая система позволит: обеспечить развитие отраслей, являющихся бюджетообразующими для региона;развивать областную инфраструктуру; повысить эффективность инвестиционной политики, важнейшим инструментом реализации которой является государственно-частное партнерство.

Ключевые слова: институты, инструменты, государственно-частное партнерство, инвестиционный фонд, национальные проекты, федеральные целевые программы, региональные корпорации развития, инвестиционный проект.

Удовлетворение потребностей регионов Российской Федерации в инвестиционных ресурсах как основном факторе производства представляет актуальную социально-экономическую проблему в нынешних условиях хозяйствования. Трудность решения этой проблемы во многом заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений, в неспособности инвесторов компенсировать нехватку капиталовложений в реальный сектор экономики из-за низкой рентабельности предприятий и высокой степени риска.

Как показывает мировой опыт, в странах с федеративным устройством постоянно идут процессы повышения экономической самодостаточности субъектов Федерации (см. таблицу). В России значительная часть регионов имеет достаточный потенциал саморазвития и необходимые условия для привлечения инвестиций. В то же время

трудности, переживаемые экономикой России в настоящее время, вынуждают федеральные власти во имя решения общих для страны задач идти на определенные ограничения экономической самостоятельности регионов путем сокращения их собственной бюджетной базы, создающейся за счет региональных налогов. Это ведет к снижению инвестиционных возможностей субъектов Федерации.

Активизация инвестиционного процесса является стратегической проблемой экономики Российской Федерации и ее регионов, так как в условиях экономического кризиса на пути этого позитивного процесса возникли трудности, связанные с ростом инфляции, кризисом неплатежей, возрастанием масштаба долговых обязательств и т. д.

Меры экономического регулирования, взаимодействия органов власти с бизнесом, обществом в Волгоградской области определены Стратегией социально-экономического развития Волгоград-

Основные экономические показатели развития Волгоградской области в 1998—2008 гг., млрд руб.

Показатель 1998 2001 2005 2008

Валовой региональный 31,9 82,9 203,2 409,3

продукт

Поступления во все уровни 5,3 29,8 59,3 111,8

бюджетов и внебюджетные

фонды

Объем промышленного 22,6 70,6 232,2 412,5

производства

Инвестиции в основной 4,4 16,3 42,7 82,7

капитал за счет всех источ-

ников финансирования

Оборот малых предприятий 2,8 6,9 106,3 200,1

Источник: http://www.volganet.ru.

ской области до 2025 г., а также Программой социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 г.

Волгоградская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий Юга России. На протяжении последних лет Волгоградская область демонстрирует устойчивые темпы роста валового регионального продукта (ВРП) и других важнейших показателей социально-экономического развития.

Вклад региона в экономику страны за последние годы составлял 1,1 % от суммарного объема ВРП в целом по России и 15 % в объеме производства ВРП в Южном федеральном округе. Валовой региональный продукт области вырос с 31,9 млрд руб. в 1998 г. до 409,3 млрд руб. в 2008 г. (на 79 % в сопоставимых ценах к 1998 г.), что в среднем за год составило 7,8 %, в том числе на душу населения — с 11,6 тыс. руб. до 157 тыс. руб. Рост ВРП обеспечивался высокими темпами инвестиционного спроса, строительства, обрабатывающих производств и поддерживался высоким уровнем потребительского спроса.

На 2010—2012 гг. планируется решение таких задач, как увеличение объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, реализация механизмов государственной поддержки социально значимых инвестиционных проектов предприятий области (предоставление налоговых льгот, бюджетных кредитов, государственных гарантий). Формирование имиджа Волгоградской области как региона с высокой степенью инвестиционной привлекательности будет способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов, начатых в предыдущий период, позволит значительно улучшить экономическую, социальную, природоохранную обстановку в Волгоградской области. Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на 2011 г. в размере 78,9 млрд руб. (83 % к уровню 2008 г.); на 2012 г. - 90,1 млрд руб. (91 % к уровню 2008 г.) [3].

Объем инвестиций в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на территории Волгоградской области, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшился на 20 % и составил 1 470,6 млн руб.

Необходимым условием повышения эффективности комплексного социально-экономического развития региона является конструктивное

взаимодействие бизнеса и государственных структур, формы и характер которого могут существенно различаться в зависимости от уровня развития рыночных отношений и национальных особенностей.

Важнейшим инвестиционным инструментом такого взаимодействия, по мнению автора, являются перспективные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в виде софинансирования социально направленных и экологических программ развития региона.

В России уже сложилась определенная практика ГЧП. Проекты реализуют, главным образом, на региональном уровне. Во-первых, это связано с перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры. А во-вторых, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализации соответствующих программ. А в целом усиливается воздействие гражданского общества на организацию государством публично-правовых отношений и эффективную реализацию публичных интересов. При этом открываются возможности значительной экономии бюджетных средств за счет сокращения непосредственного участия государства в производстве общественных услуг за счет передачи его в руки частного партнера.

Для того чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение, как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта.

Что касается партнера со стороны государства, то международный и российский опыт свидетельствуют о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным. Создание ГЧП — дело новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление контроля за их деятельностью, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права.

Наши исследования показали, что важным благоприятным фактором среды развития ГЧП может быть территориальное стратегическое пла-

- 59

нирование, которое является организационным механизмом, во-первых, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития; а во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки, а значит, и привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации общественно значимых проектов. Тем самым стратегическое планирование способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации [1].

Администрация Волгоградской области на протяжении семи последних лет осуществляет взаимовыгодное социальное сотрудничество как с крупными российскими компаниями (ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «АК «СИ-БУР», ОАО «ТМК» и др.), так и ведущими промышленными предприятиями в рамках четырехсторонних соглашений между Волгоградской областью, муниципальными образованиями, Волгоградскими областными общественными организациями профессионального союза и предприятиями.

Соглашения являются механизмом проведения промышленной политики в области и позволяют обеспечить социальную ответственность не только власти, но и бизнеса. За 2008 г. заключено 78 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, на 2009 г. предполагается заключение соглашений с 70 предприятиями и организациями Волгоградской области.

Осуществляется взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти в рамках заключенных генеральных Соглашений о сотрудничестве с российскими компаниями ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», ОАО «АК «СИБУР», ООО «Русал-Би-шофит», ОАО «Минерально-химическая компания «ЕврроХим», ОАО «Трубная металлургическая компания» и др. Координируется работа по заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрациями муниципальных образований и хозяйствующими субъектами области. В 2008 г. заключено и пролонгировано 3 041 соглашение, что на 25,5 % больше, чем в 2007 г. Из общего числа соглашений 1 462 заключены с участием администраций муниципальных районов, 1 524 — с участием администраций поселений.

Подобное соглашение определяет основные принципы взаимодействия между Волгоградской областью, муниципальным образованием, Волгоградской областной общественной организацией российского профсоюза и предприятием, имеющими общие интересы в социально-экономическом раз-

60 -

витии региона, росте объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ.

В числе главных задач выполнения соглашений — решение социальных вопросов, обеспечение повышения уровня жизни работников предприятий, обеспечение социальных гарантий и социальной защиты наиболее уязвимой группы работающих, в том числе матерей с детьми, ветеранов и пенсионеров.

Практика реализации заключенных соглашений на протяжении семи лет показала, что это не только реальный механизм взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов, но и источник дополнительных поступлений в бюджет за счет роста заработной платы до уровня российской отраслевой.

Работа по коренной модернизации, реконструкции и обновлению инженерной и транспортной инфраструктуры в различных формах государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с Планом действий по развитию государственно-частного партнерства в Волгоградской области на 2008—2010 гг., утвержденным распоряжением главы Администрации Волгоградской области от 14.01.2008 № 17-р, где уполномоченным органом по координации данной работы определен областной комитет экономики [2].

В Волгоградской области уже внедрены такие проекты государственного значения, элементы которых можно идентифицировать как организационно-правовые предпосылки для реализации государственно-частного партнерства. В частности, создан Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Целью данного фонда будет инвестирование в создание и расширение предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на территории области и занимающихся выпуском инновационной и высокотехнологичной продукции.

Продолжат свою деятельность НП «Волгоградский центр трансфера технологий» (ЦТТ), «Агентство инвестиций и развития юга России», «Региональный гарантийный фонд», основными задачами которых являются поиск, разработка, оценка, сопровождение в продвижении и конечной реализации инвестиционных проектов.

По мнению автора, для дальнейшего развития форм государственно-частного партнерства на региональном уровне необходима разработка единой концепции развития ГЧП в Российской Федерации на уровне федеральной, региональной, муниципальной власти с обеспечением создания необходимой институциональной инфраструктуры. При этом ключевым элементом развития механизмов ГЧП

субъектов Федерации должно явиться создание региональных центров ГЧП (РЦ ГЧП), осуществляющих партнерские отношения с крупнейшими институтами ГЧП федерального уровня.

Региональный центр ГЧП предполагается создать при взаимодействии с Внешэкономбанком. Основными целями создания такого центра должны явиться: организация постоянного взаимодействия с крупнейшими институтами ГЧП федерального уровня (Внешэкономбанком, Инвестиционным фондом РФ и др.); получение организационной и методической поддержки от институтов ГЧП федерального уровня; осуществление взаимодействия с хозяйствующими субъектами, органами исполнительной власти, муниципальными органами власти в процессе сбора информации, подготовки и сопровождения проектов ГЧП; оказание организационной и методической поддержки хозяйствующим субъектам в процессе реализации проектов ГЧП.

К задачам регионального центра ГЧП относится формирование и сопровождение портфеля стратегических инвестиционных проектов, для которых определяются цели, объемы необходимых ресурсов, приемлемая юридическая модель ГЧП, процедура дальнейшей организации проекта и методы обеспечения обязательств органов власти.

Для того чтобы решать поставленные перед ним задачи, региональный центр ГЧП должен представлять собой двухуровневую структуру. Первым (нижним) звеном РЦ ГЧП может явиться НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области». Его задачей будет являться проведение аналитической работы для выработки решений по вопросам развития ГЧП (в частности анализ стратегии социально-экономического развития региона, определение перечня приоритетных для региона проектов ГЧП, организация работы с потенциальными партнерами и консультантами).

Вторым (верхним) звеном РЦ ГЧП может явиться Совет по инвестициям Волгоградской области с включением в его состав представителей институтов ГЧП федерального уровня. Функцией

данного коллегиального органа является принятие решений на основании разработанных рабочим органом ГЧП предложений (об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов ГЧП регионального значения, об утверждении концепций и графиков подготовки конкретных проектов с определением обязательств всех входящих в состав комиссии подразделений и т. д.).

Для эффективной деятельности принятие решений региональным центром ГЧП должно быть основано на коллегиальном принципе, что даст возможность координировать деятельность министерств и ведомств в рамках подготовки проекта ГЧП и исполнения обязательств органов власти, принятых в рамках контракта ГЧП. Это также позволит включить в состав регионального центра ГЧП представителей институтов развития (Внешэкономбанк и др.) для участия в процессе подготовки и принятия инвестиционных решений.

Реализация предлагаемых мер позволит создать благоприятные условия для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в экономику региона, повысить занятость его жителей, создать благоприятный режим ведения предпринимательской деятельности, увеличить налоговую базу и обеспечить рост налоговых платежей в бюджеты различных уровней.

Список литературы

1. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства / ЕЭК ООН, Нью-Йорк, Женева, 2008.

2. План действий по развитию государственно-частного партнерства в Волгоградской области на 2008—2010 гг.: утвержден распоряжением главы Администрации Волгоградской области от 14.01.2008 № 17-р.

3. Стратегия повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области: отчет о НИР / НП «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области». Волгоград, 2008.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.