АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ю. И. СИЗОВ, доктор экономических наук, профессор, первый заместитель главы администрации Волгоградской области по социально-политическим вопросам E-mail: [email protected]
В условиях финансового кризиса большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью региона как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса. Такая система позволит: обеспечить развитие отраслей, являющихся бюджетообразующими для региона; развивать областную инфраструктуру; повысить эффективность инвестиционной политики, ориентированной на развитие высокотехнологичных производств для достижения целей долгосрочного социально-экономического развития.
Ключевые слова: инвестиционная активность региона, стратегия развития региона, динамика макроэкономических показателей, реализация приоритетных проектов, промышленная политика, стимулирование инвестиционной деятельности, государственно-частное партнерство.
В социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации важнейшую роль играют инвестиционные процессы, проходящие на их территории. В последнее время большую актуальность приобрела проблема создания эффективной системы управления инвестиционной активностью региона как важнейшей составной части действующего инвестиционного процесса. Это обусловлено тем, что в условиях финансового кризиса продолжают сохраняться тенденции спада инвестиционной активности. Несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса постоянно декларируется в программных документах и законодательных актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, существенных результатов добиться не удается. Непоследовательность или промедление в принятии
необходимых мер угрожают безвозвратной утратой инвестиционного потенциала страны.
Удовлетворение потребностей регионов Российской Федерации в инвестиционных ресурсах как основном факторе производства представляет актуальную социально-экономическую проблему в нынешних условиях хозяйствования. Трудность ее решения во многом заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений, в неспособности инвесторов компенсировать нехватку капиталовложения в реальный сектор экономики из-за низкой рентабельности предприятий и высокой степени риска.
Как показывает мировой опыт, в странах с федеративным устройством постоянно идут процессы повышения экономической самодостаточности субъектов Федерации. В Российской Федерации значительная часть регионов имеют достаточный потенциал саморазвития и необходимые условия для привлечения инвестиций. В то же время трудности, переживаемые экономикой, вынуждают федеральные власти во имя решения общих для страны задач идти на определенные ограничения экономической самостоятельности регионов путем сокращения их собственной бюджетной базы, создающейся за счет региональных налогов. Это ведет к снижению инвестиционных возможностей субъектов Российской Федерации.
Активизация инвестиционного процесса является стратегической проблемой экономики Российской Федерации и ее регионов, так как в условиях экономического кризиса на пути этого позитивного процесса возникли трудности, связанные с ростом инфляции, кризисом неплатежей, возрастанием масштаба долговых обязательств и т. д.
Меры экономического регулирования, взаимодействия органов власти с бизнесом, обществом в Волгоградской области определены Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. [1], а также Программой социально-экономического развития Волгоградской области до2010 г. [2].
Стратегической целью социально-экономического развития Волгоградской области определено повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни людей за счет повышения ее качества, уменьшение бедности при активной социальной, жилищной, экологической политике, развитии инфраструктуры, а также устойчивом экономическом росте. Важнейшие задачи обеспечения экономического роста: увеличение валового регионального продукта, создание
Основные социально-экономические пс
новых рабочих мест, внедрение прогрессивных технологий, рост производительности труда, повышение эффективности и диверсификации производства.
В 1998—2007гг., первом полугодии 2008г. в Волгоградской области сохранялась тенденция социально-экономической и финансовой стабильности, во втором полугодии 2008 г. отмечалось влияние мирового финансового кризиса.
Волгоградская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. На протяжении последних лет Волгоградская область демонстрирует устойчивые темпы роста валового регионального продукта (ВРП) и других важнейших показателей социально-эконо-мическогоразвития (табл. 1) [3].
Таблица 1
затели развития Волгоградской области
Показатель Год
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Коэффициент рождаемости, %о 8,2 7,8 8,2 8,5 9,1 9,3 9,6 9,4 9,8 10,7 11,3
Коэффициент смертности, %о 14,1 15,1 15,2 15,6 15,9 16,1 15,4 15,7 15,3 14,6 14,5
Естественная убыль населения, %о -5,9 -7,3 -7 -7,1 -6,8 -6,8 -5,8 -6,3 -5,5 -3,9 -3,2
Среднедушевые денежные доходы населения 660 1 118 1 578 2 163 2 952 3 803 4 648 5 915 7 912 9 454 10 818
в месяц, руб.
Динамика реальных располагаемых 74,9 99,9 115,4 112,1 114,1 113,9 108,9 110,2 120,2 108,5 96,7
денежныхдоходов населения, по отношению
к предыдущему году, %
Величина прожиточного минимума в 422 911 1 009 1207 1652 1843 1973 2423 2757 3514 4213
среднем на душу населения в месяц, руб.
Объем ВРП, млрдруб. 31,9 47,7 69,4 82,9 104,3 128,6 154,3 203,2 249,1 333,9 409,3
Объем ВРП в сопоставимых ценах по 87,9 101,2 111,8 110,0 104,1 106,8 109,4 105,2 101,7 107 103,2
отношению к предыдущему году, %
Поступления во все уровни бюджетов и 5,3 9,1 18,4 29,8 37 39,5 46,5 59,3 77,9 93,8 111,8
внебюджетные фонды*, млрд руб.
В том числе в консолидированный бюджет области*, млрдруб. 4,2 6,8 10,6 11,7 13,7 16 19 24,5 33,1 43,4 57,0
Объем промышленного производства, млрд руб. 22,6 40,1 57 70,6 83,2 101,3 128,5 232,2 280,0 325,9 412,5
Индекс физического производства по 96,6 107,0 108,1 102,0 101,2 101,3 106 104,1 102,8 102,7 98,0
отношению к предыдущему году, %
Объем сельскохозяйственного производства, 6,9 13,0 16,7 22,7 24,6 30 34,3 33,7 39,8 52,2 70,7
млрд руб.
Индекс физического производства по 78,4 102,0 110,6 117,6 102 103,1 111,9 100,2 98,8 101,7 126,8
отношению к предыдущему году, %
Инвестиции в основной капитал за счет всех 4,4 5,7 11,5 16,3 19,3 22,2 29,8 42,7 39,6 65,0 82,7
источников финансирования, млрдруб.
Инвестиции в основной капитал за счет всех 85,0 100,5 156,6 138,4 106 101 118,9 128,2 82,3 142,2 106,5
источников финансирования в сопоставимых
ценах, к предыдущему году, %
Оборот малых предприятий, млрд руб.** 2,8 4,7 6,9 6,9 11,4 23,3 27,2 106,3 124,7 156,8 200,1
Оборот розничной торговли, млрд руб. 12,8 22,6 29,9 39,2 50,2 61,8 80 101,5 117,9 147,7 186,1
Объем платных услуг населению, млрд руб. 3,5 5,0 7,2 10,8 15,9 21,1 25,7 32,5 45,6 58,0 71,0
* Без учета перераспределения доходов через Управление федерального казначейства.
** До 2005 г. — выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности.
Вклад региона в экономику страны за последние годы составлял 1,1 % от объема ВВП в целом по России и 15 % в объеме производства ВРП в Южном федеральном округе.
Объем ВРП вырос с 31,9 млрд руб. в 1998 г. до 409,3 млрд руб. (оценка) в 2008 г. (на 79 % в сопоставимых ценах к 1998 г.), что в среднем за года составило 7,8 %, в том числе надушу населения — с 11,6тыс. руб. до 157тыс. руб.
Рост ВРП обеспечивался высокими темпами инвестиционного спроса, строительства, обрабатывающих производств и поддерживался высоким уровнем потребительского спроса. С 1998 по 2008 г. возросли:
• объемы промышленной продукции — с 22,6 млрд руб. до 412,5 млрд руб. (на 38 % в сопоставимых ценах к 1998 г.). В регионе промышленность производит 2 % от общероссийского объема промышленного производства и около 30 % — от выпуска Южного федерального округа;
• объемы сельского хозяйства — с 6,9 млрд руб. до 70,7 млрд руб. (в 2 раза в сопоставимых ценах). Регион является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. Доля ее в валовом производстве страны составляет 2,3%, а по производству зерновых культур область уверенно входит в первую десятку российских регионов;
• инвестиции в основной капитал — с 4,4 млрд руб. до 82,7 млрд руб. (в 4,4 раза в сопоставимых ценах);
• объем внешнеторгового оборота — с 896,2 млн долл. США до 5 305,3 млн долл. США (в 5,9 раз в действующих ценах);
• поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды — с5,3 млрд руб. до 111,8 млрд руб. (в21 раз в действующих ценах). Индекс потребительских цен сохранялся на
уровне среднероссийских показателей.
Положительная динамика макроэкономических показателей развития экономики Волгоградской области явилась основным фактором, обусловившим рост поступлений в бюджет области по большинству источников доходов.
Анализ исполнения консолидированного бюджета Волгоградской области в 2000—2008 гг. показывает, что в течение ряда лет наблюдается увеличение доходов и расходов консолидированного бюджета Волгоградской области.
В 2008 г. доходы консолидированного бюджета Волгоградской области увеличились по сравнению
с 2000 г. в 7,3 раза, в том числе собственные доходы — в 6,1 раза. Расходы консолидированного бюджета Волгоградской области возросли в 6,9 раза.
Приоритетными расходами по разделам функциональной классификации расходов являются расходы на образование, социальную политику, здравоохранение, физическую культуру и спорт, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, по видам расходов функциональной классификации расходов — труда и начисления на оплату труда.
Рождаемость выросла с 22,6 тыс. родившихся в 1998г. до 29,5тыс. родившихся в 2008г.
Доходы на душу населения в месяц выросли с 660 руб. в 1998 г. до 10 818 руб. - в 2008 г. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократились с32до13,5 %в 2008 г.
С 2006 г. на территории региона осуществляется реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие АПК» (с начала 2008 г. в области реализуется имеющая статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг.).
Финансирование приоритетных национальных проектов на территории Волгоградской области за 2006—2008 гг. составило свыше 50,5 млрд руб. (2006 г. — 9,6 млрд руб., 2007 г. — 17,8 млрд руб., 2008 г. — 23,1 млрд руб.).
В первом полугодии 2009 г. на реализацию мероприятий приоритетных национальных проектов направлено 4 906,4 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 136,3 млн руб., консолидированного бюджета Волгоградской области — 2 495 млн руб., внебюджетных источников — 1 275,1 млн руб.
Реализация федеральных и областных целевых программ представлена в табл. 2иЗ.
Промышленность Волгоградской области имеет большое значение в экономике области, так как формирует около 40 % ВРП области и около 45 % налоговых поступлений во все уровни бюджетов.
К промышленным видам деятельности относятся добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (разделы: С,Ди Епо ОКВЭД).
В соответствии с данными Волгоградстата, за 2008г. число организаций, занимающихся промышленными видами деятельности, составляет4 716 ед.
Таблица 2
Реализация федеральных целевых программ на территории Волгоградской области, тыс. руб.
Программа Финансирование
2008 г. 2009 г.
Модернизация транспортной системы России 3 624 067,0 3 536 459,0
Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России 1 628 964,1 1 719 405
Социальное развитие села 1 339 564,5 1 267 507,8
Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости 1 070,0
Жилище 1 554 036,3 1 230 796,3
Дети России 331 382,5 327 116,3
Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера 127 546,7 126 555,0
Культура России 21 116,7 14 232,8
Федеральная программа развития образования 177 675,7 32 000,0
Развитие судебной системы России 8 055,7 —
Развитие уголовно-исполнительной системы России 88 860,0 74 961,6
Развитие физической культуры и спорта в России 258 486,8 215 649,0
Повышение безопасности дорожного движения в России 162 090,6 108 183,0
Модернизация единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации 37 470,0
Пожарная безопасность в Российской Федерации — 75 375,0
Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохо-зяйственного комплекса 14 250,0
Развитие государственной статистики России — 813,8
Непрограммная часть ФАИП 1 261 872,5 2 178 336,0
Итого... 10584 789,1 10959110,6
К предприятиям обрабатывающих производств, которые формируют около 28 % валовой добавленной стоимости области, относятся более 3 818 предприятий (в том числе металлургия, химическая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство нефтепродуктов, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования, пищевые производства).
Таблица 3
Реализация областных целевых программ, тыс. руб.
№ п/п Программа Финансирование
2008 г. 2009 г.
1 Патриотическое воспитание граждан 21 116,7 7 732,8
2 Здоровое поколение 6 627,8 295,0
3 Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями 72 146,5 69 405,0
4 Жилище 515 646,2 135 110,2
5 Социальное развитие села 386 062,9 324 307,8
6 Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области 32 812,6 92 700,0
7 Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области 27 136,9 10 000,0
8 Развитие массовой физической культуры и спорта и государственная поддержка спорта в Волгоградской области 316 909,9 169 116,0
9 Повышение безопасности дорожного движения 113 210,6 74 001,0
10 Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области 1 002 939,5 939 667,0
11 Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области 15 000,0
12 Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту 6 995,0
13 Развитие охотничьего и рыбного хозяйства Волгоградской области 26 055,0
14 Развитие инновационной деятельности — 25 890,0
Итого... 2 494609,6 1896274,8
В области 757 организаций осуществляют вид деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
Добычей полезных ископаемых занимается 141 организация.
Уточнение основных параметров прогноза социально-экономического развития промышленности на 2009—2012 гг. осуществлено с учетом оценки негативного влияния на российскую экономику мирового кризиса, эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на повышение
устойчивости экономики и оздоровление экономики.
Основной целью промышленной политики является создание условий и активизация факторов, направленных на снижение негативного воздействия кризиса на экономику предприятий, принятие мер по поддержке предприятий (государственные гарантии, субсидирование части процентной ставки рефинансирования по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств, предоставление налоговых льгот, поддержка инвестиционных проектов и др.) с учетом реализации мероприятий по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области.
Развитие промышленности в 2010—2012гг. будет осуществляться по следующим направлениям:
• оказание мер поддержки предприятиям промышленности в соответствии с планом мероприятий администрации области по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы;
• проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на предоставление организациям-инвесторам, реализующим социально значимые инвестиционные проекты, налоговых льгот, государственных гарантий;
• работа с социально значимыми и бюджетообразующими предприятиями по стабилизации выпуска конкурентоспособной продукции, своевременному перечислению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, недопущению повышения социальной напряженности на предприятиях, задолженности по выплатам заработной платы, в том числе путем заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Волгоградской областью, муниципальными образованиями, отраслевыми советами профсоюзов и ведущими предприятиями и их собственниками. Оказание в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда;
• проведение поддержки промышленных предприятий путем субсидирования части процентной ставки рефинансирования по кредитам, взятым промышленными предприятиями на пополнение оборотных средств;
• поддержка внутреннего спроса;
• освоение и переработка имеющихся в области минерально-сырьевых ресурсов (нефти, газа, бишофита, калийныхсолей);
• рациональное размещение производств с учетом их социальной и экологической направленности.
Приоритетным направлением инвестиционной политики администрации Волгоградской области является стимулирование инвестиционной деятельности с целью создания новых производительных субъектов экономики и рабочих мест, что позволит, в свою очередь, увеличивать налоговые отчисления во все уровни бюджетов.
В конце 2008 г. ведущее международное рейтинговое агентство 81апёагё&Роог'8, основываясь на хороших финансовых и бюджетных показателях, достигнутых в последние годы вследствие экономического роста, низком уровне долга и взвешенной политике администрации Волгоградской области по привлечению инвестиций подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг на уровне «ВВ-/гаАА-», стабильный прогноз.
Рейтинг расширит доступ к заемным средствам и другим источникам капитала, снизит стоимость гарантий третьих лиц и позволит с большей эффективностью привлечь средства стратегических инвесторов для реализации инвестиционных проектов.
В 2008 г. в сравнении с уровнем 2007 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 82,6 млрд руб. с приростом на 6,5 % в сопоставимых ценах.
Основные объемы инвестиций направлены на развитие обрабатывающих производств, транспорта и связи. В структуре инвестиций в основной капитал предприятий и организаций области наибольшую долю составили инвестиции в приобретение машин, оборудования, транспортных средств, строительство зданий и сооружений. Более 50 % всех инвестиций составили собственные средства предприятий и организаций, из них более половины — за счет прибыли, остающейся в организации.
В 2008 г. за счет всех источников финансирования введены в действие мощности и объекты по производству:
• 13,3тв сутки хлебобулочных изделий;
• 7,5 млн усл. банок овощных и фруктовых консервов;
• 46,3 т/смену колбасных изделий;
• 0,2млнм2 гофрокартонаидр.
Сданы в эксплуатацию газовые сети протяженностью 560 км, котельные мощностью 34 Гкал/ч, автомобильные дороги с твердым покрытием общего пользования протяженностью 110,5 км. Построены торговые предприятия площадью 125,9 тыс. м2,
предприятия общественного питания на 463 посадочных места, зерносеменохранилища на 14,3 тыс. т. Сданы в эксплуатацию линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше протяженностью 75 км, 6—20 кВ — 124 км, 0,4кВ — 80 км. Введены в эксплуатацию амбулаторно-поликлинические учреждения на 816 посещений в смену, общеобразовательные школы на 796 ученических мест, дошкольные учреждения на 370 мест, больницы на 25 коек, детские дома на 150 мест.
С участием федерального бюджета продолжалось строительство мостового перехода через р. Волга.
В 2008 г. Волгоградская область активно участвовала в работе крупных международных инвестиционных форумов.
В Волгоградской области ведется работа по привлечению инвестиций в реализацию крупных инвестиционных проектов по направлениям:
• освоение и глубокая переработка природно-сырьевых ресурсов региона;
• инфраструктурное и промышленное развитие территории;
• развитие туристско-рекреационного комплекса;
• развитие агропромышленного комплекса;
• развитие торгово-развлекательной сферы.
В соответствии с законом Волгоградской области «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» Волгоградский областной совет осуществлял свою деятельность по инвестициям, которые признаны социально и экономически значимыми и включены в областной реестр пяти инвестиционных проектов. Оказана государственная поддержка в виде предоставления государственной гарантии на реализацию двух инвестиционных проектов и в виде предоставления льготного налогообложения — на реализацию двух инвестиционных проектов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и содействия продвижению инвесторов на территории Волгоградской области разработан Каталог инвестиционных площадок, постоянно обновляется Каталог инвестиционных проектов и предложений Волгоградской области.
Приоритетным направлением инвестиционной политики администрации Волгоградской области является проведение мероприятий по стабилизации социально-экономической ситуации в регионе в связи с влиянием последствий мирового экономического кризиса. Сохранится стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций области с целью об-
новления производства и инфраструктуры территорий, повышения качества жизни населения за счет сфер обслуживания и досуга, повышения уровня занятости, увеличения заработной платы.
Предусматривается дальнейшее вложение инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса, занимающихся выпуском инновационной и высокотехнологичной продукции, из средств регионального венчурного фонда инвестиций.
На 2010—2012 гг. планируется решение таких задач, как увеличение объемов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; реализация механизмов государственной поддержки социально значимых инвестиционных проектов предприятий области (предоставление налоговых льгот, бюджетных кредитов, государственных гарантий); формирование имиджа Волгоградской области как региона с высокой степенью инвестиционной привлекательности. Эти меры будут способствовать улучшению инвестиционного климата в регионе.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов, начатых в предыдущий период, позволит значительно улучшить экономическую, социальную, природоохранную обстановку в Волгоградской области.
Объем инвестиций в основной капитал прогнозируется на 2011 г. в размере 78,9 млрд руб. (83 % к уровню 2008г.); на 2012г. -90,1 млрд руб. (91% куровню 2008 г.).
В 2012 г. продолжится и по ряду проектов будет завершена реализация социально значимых инвестиционных проектов.
Объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на территории Волгоградской области, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшился на 20 % и составил 1 470,6 млн руб.
При некотором снижении в 2008 г. объемов инвестиций из федерального бюджета по сравнению с 2007 г. из областного и местных бюджетов было выделено 207,73 млн руб., что почти в 2 раза больше, чем в 2007 г. В основном указанные инвестиции направлены на снижение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты Волгоградской области, формирование региональной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, предотвращение негативного воздействия вод, обеспечение экологической безопасности в сфере обращения с ТБО. Объем собственных средств предприятий, выделенных на охрану окружающей
среды, в 2008 г. составил 1211,5 млн руб., или 75 % от объема инвестиций 2007 г., из них ОАО «ЛУ-КОЙЛ-Волгограднефтепереработка» — 808,0 млн руб., ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз» — 4,1 млн руб., ОАО «Каустик» — 48,5 млн руб. и др.
Общий объем инвестиций, планируемый в 2009 г. на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составляет 575,3 млн руб., или 39,2% по сравнению с 2008 г. В основном снижение плановой суммы инвестиций происходит из-за уменьшения собственных средств предприятий и средств федерального бюджета, выделяемых на охрану окружающей среды. Так, по сведениям ОАО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепе-работка», в 2009 г. запланировано выделение 162,1 млн руб., что составляет 20 % от средств, освоенных в 2008 г.
Необходимым условием повышения эффективности комплексного социально-экономического развития региона является конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных структур, формы и характер которого могут существенно различаться в зависимости от уровня развития рыночных отношений и национальных особенностей.
Важнейшим инвестиционным инструментом такого взаимодействия, по мнению автора, являются перспективные формы государственно-частного партнерства в виде софинансирования социально направленных и экологических программ развития региона.
В России уже сложилась определенная практика государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). Проекты реализуют, главным образом, на региональном уровне. Во-первых, это связано с перераспределением финансовых потоков в пользу этих более глубоких звеньев общественной структуры. А во-вторых, подобная децентрализация области действия партнерских отношений способствует расширению круга лиц и организаций, прямо заинтересованных в разработке и реализации соответствующих программ. А в целом усиливается воздействие гражданского общества на организацию государством публично-правовых отношений и эффективную реализацию публичных интересов. При этом открываются возможности значительной экономии бюджетных средств за счет сокращения непосредственного участия государства в производстве общественных услуг за счет передачи его в руки частного партнера.
Для того чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение как к представителям обеих сторон
партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта.
Что касается партнера со стороны государства, то международный и российский опыт свидетельствуют о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным. Создание ГЧП — дело новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление, контроля за их деятельностью, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права.
Исследования показали, что важным благоприятным фактором среды развития ГЧП может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом, во-первых, обеспечивающим прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития; а во-вторых, процессом, позволяющим учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки. Азначит, привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации общественно значимых проектов. Тем самым стратегическое планирование способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации.
Администрация Волгоградской области на протяжении семи последних лет осуществляет взаимовыгодное социальное сотрудничество как с крупными российскими компаниями (ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «АК «СИБУР», ОАО «ТМК» и др.), так и с ведущими промышленными предприятиями в рамках четырехсторонних соглашений между Волгоградской областью, муниципальными образованиями, Волгоградскими областными общественными организациями профессионального союза и предприятиями.
Соглашения являются механизмом проведения промышленной политики в области и позволяют обеспечить социальную ответственность не только власти, но и бизнеса.
За 2008 г. заключено 78 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, на 2009 г. предполагается заключение соглашений с 70 предприятиями и организациями Волгоградской области.
Осуществляется взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти в рамках заключенных генеральных соглашений о сотрудничестве с российскими компаниями ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», ОАО АК «Сибур», ООО «Русал-Бишо-фит», ОАО «Минерально-химическая компания «ЕврроХим», ОАО «Трубная металлургическая Компания» и др.
Координируется работа по заключению соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрациями муниципальных образований и хозяйствующими субъектами области. В 2008 г. заключено и пролонгировано 3 041 соглашение, что на 25,5 % больше, чем в 2007г. Из общего числа соглашений 1 462 заключены с участием администраций муниципальных районов, 1 524 — администраций поселений.
Такой документ определяет основные принципы взаимодействия между Волгоградской областью, муниципальным образованием, Волгоградской областной общественной организацией Российского профсоюза и предприятием, имеющими общие интересы в социально-экономическом развитии региона, росте объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ.
Анализ выполнения этих соглашений за 2008 г. по основным положениям показал, что 11 предприятий области (или шестая часть) выполнили обязательства. Среди них: ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ОАО «Волжский Оргсинтез», ЗАО «Волжский трубный завод», ОАО «Себряковцемент».
Предприятиями и организациями, заключившими Соглашение в 2008 г., произведено около 74 % выпускаемой промышленной продукции в области, и уплачено более 34 % налогов в консолидированный бюджет области от экономики в целом.
В числе главных задач выполнения Соглашений — решение социальных вопросов, обеспечение повышения уровня жизни работников предприятий, обеспечение социальных гарантий и социальной защиты наиболее уязвимой группы работающих, в том числе матерей с детьми, ветеранов, пенсионеров.
Практика реализации заключенных соглашений на протяжении семи лет показала, что это не только реальный механизм взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов, но и источник дополнительных поступлений в бюджет за счет роста заработной платы до уровня российской отраслевой.
Работа по коренной модернизации, реконструкции и обновлению инженерной и транспор-
тной инфраструктуры в различных формах государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с Планом действий по развитию государственно-частного партнерства в Волгоградской области на 2008—2010гг., утвержденным распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 14.01.2008 № 17-р, где уполномоченным органом по координации данной работы определен комитет экономики.
В администрации Волгоградской области рассматривается возможность реализации ряда инвестиционных проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, наусловиях ГЧП:
• «Строительство обхода города Волгограда» (в рамках комплексного инвестиционного проекта по развитию территории Волгоградской агломерации);
• «Строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры с привлечением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ в рамках II этапа освоения Гремя-чинского месторождения калийных солей в Волгоградской области»;
• «Создание кластера производств строительных материалов на территории Волгоградской области»;
• «Создание производства биоэтанола в Волгоградской области»;
• «Реконструкция оросительных систем Волгоградской области».
Подготовка обоснований по привлечению средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также структурирование комплексных проектов ведется совместно с институтами и агентствами, имеющими опыт работы в данной сфере.
В Волгоградской области уже внедрены такие проекты государственного значения, элементы которых можно идентифицировать как организационно-правовые предпосылки для реализации государственно-частного партнерства. В частности, создан «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере». Целью данного фонда будет инвестирование в создание и расширение предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на территории области и занимающихся выпуском инновационной и высокотехнологичной продукции.
Продолжат свою деятельность НП «Волгоградский центр трансфера технологий» (ЦТТ), «Агентство инвестиций и развития юга России», «Региональный гарантийный фонд», основными задачами которых являются поиск, разработка,
оценка, сопровождение в продвижении и конечной реализации инвестиционных проектов.
По мнению автора, для дальнейшего развития форм государственно-частного партнерства на региональном уровне необходимо:
1) выработать стратегию с применением схем государственно-частного партнерства в соответствующих отраслях;
2) разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую государственно-частное партнерство, обеспечить ее надежное функционирование. В стадии разработки проект закона Волгоградской области «О государственно-частном партнерстве в Волгоградской области», определяющий общие принципы, цели, задачи, а также формы участия области в государственно-частном партнерстве;
3) разработать схему мониторинга проектов, реализуемых по схемам государственного и частного партнерства, и судебной защиты прав государства и инвесторов отечественных и зарубежных. Ввести также мониторинг судебной практики по делам, связанным с частно-государственным партнерством, и своевременно принимать меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой сфере гражданско-правовых отношений;
4) обеспечить введение адекватной системы тарифов на пользование объектами транспортной и иной инфраструктуры, построенных по схемам частно-государственного партнерства;
5) разработать инвестиционные соглашения и установить четкий порядок их заключений, учитывая полномочия государственных или муници-
пальных органов. При этом определить механизм публичного предложения проектов инвесторам, а также решить вопросы бухгалтерского учета, амортизационной политики, налоговой нагрузки, учитывая, что при реализации сложных капиталоемких проектов с длительным периодом окупаемости налоговая нагрузка на инвесторов может быть значительной, что сделает использование этого механизма нецелесообразным;
6) создать адекватную систему субсидирования и соответствующих инструментов, для того чтобы социально уязвимые слои населения не пострадали от реализации таких проектов;
7) обеспечить при реализации проектов частно-государственного партнерства контроль за их экологическими и природоохранными последствиями.
Реализация предлагаемых мер позволит: обеспечить развитие отраслей, являющихся бюджетообразующими для региона; развивать областную инфраструктуру; повысить эффективность инвестиционной политики, ориентированной на развитие высокотехнологичных производств, для достижения целей долгосрочного социально-экономического развития.
Список литературы
1. Закон Волгоградской области от 21.11.2008 № 1778-ОД.
2. Закон Волгоградской области от 26.12.2008 № 1825-ОД.
3. Портал администрации Волгоградской области — URL: http://www.volganet.ru.