Научная статья на тему 'Государственная поддержка аграрного сектора как фактор повышения эффективности отрасли'

Государственная поддержка аграрного сектора как фактор повышения эффективности отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прихожаев Р. А.

Статья содержит описание основных мероприятий в рамках государственной поддержки предприятий сельского хозяйства, выделение приоритетных направлений государственного финансирования сельского развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка аграрного сектора как фактор повышения эффективности отрасли»

За последние десять лет объем финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области увеличился почти в 3,8 раза и в 2014 г. составил 4 712,3 млн. руб. Наибольший темп роста финансирования за данный период времени приходится на федеральный бюджет - почти в 4 раза по сравнению с уровнем 2005 г. За последнее десятилетие финансирование агропромышленного комплекса из областного бюджета увеличилось в 3,7 раза и составило в 2014 г. 3 085,4 млн. руб.

Наибольший удельный вес в структуре финансирования АПК Нижегородской области приходится на бюджет региона - 65,5%. Наименьший удельный вес в структуре (34,5%) занимает финансирование из федерального бюджета. В последние годы наметилась тенденция увеличения доли федерального бюджета в общей структуре финансирования агропромышленного комплекса.

На сегодняшний день по уровню удельных расходов на развитие сельского хозяйства Россия во много раз отстает от развитых государств. Так, в начале 3-го тысячелетия годовые объемы финансирования на 1 га сельскохозяйственных угодий в России были в 35 раз меньше, чем в Германии, и в 15 раз меньше, чем в США [3].Неблагоприятные изменения в социально-экономической обстановке в 70-е - начале 80-х гг. способствовали усилению государ-

ственного регулирования особенно среди постиндустриальных стран [4, с. 91].

В сложившейся экономической ситуации государство должно стать гарантов в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и в особенности стратегически важных для выживания отраслей. Несомненно, зернопроизводство является такой отраслью и является базисом всего агропромышленного комплекса Российской Федерации. Одним из главных путей обеспечения конкурентоспособности зернопроизводителей является эффективная государственная поддержка

Источники

1. Федеральный закон от 14.05.1993 г. № 4973-1 «О зерне» (в ред. Федеральных законов от 02.12.1994 № 53-Ф3, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 16.03.2006 № 41-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 21.12.1993 № 2232).

2. Муратова Л. Г. Оценка государственной поддержки сельского хозяйства / Международный технико-экономический журнал. 2009. № 2. С. 5-9.

3. Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства / Е. Н. Ведута. - М.: Академический проект, 2005. - 456 с.

4. Ефимов А.Б., Камышенков В.Ю., Донских В.О., Попов А.В. Государственная поддержка аграрного сектора как важнейшая составляющая обеспечения продовольственной безопасности страны / Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2011. № 1. С. 89-93.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТРАСЛИ

Прихожаев Р.А., асп. ФГБНУ «НИИЭОАПК ЦЧР России»

Аннотация: Статья содержит описание основных мероприятий в рамках государственной поддержки предприятий сельского хозяйства, выделение приоритетных направлений государственного финансирования сельского развития.

Ключевые слова: аграрная политика, аграрный сектор, государственная поддержка, сельское хозяйство.

Научная концепция аграрной политики сочетает в себе общие объективно обусловленные целеустановки государства в деле регулирования социально-экономического развития страны с особыми подходами к этому регулированию в сельском хозяйстве и всей системе агропромышленного комплекса. Этим предопределяются сущность, направления и механизмы осуществления аграрной политики как относительно обособленной составляющей общей экономической политики государства [1].

Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу производственно-экономических и природно-климатических условий не может обходиться без государственной поддержки. Важно заметить, что по сравнению с развитыми странами уровень государственного субсидирования агропромышленного комплекса в России относительно невысок. Более того, прослеживается тенденция к сокращению уровня господдержки за счет уменьшения бюджетных ассигнований на развитие агропромышленного комплекса [2].

Вместе с тем потенциал аграрного сектора экономики России по всем факторам его развития огромен, и он способен при создании благоприятных условий обеспечить не только продовольственную безопасность страны, но и стать одним из ведущих экспортеров по целому

ряду сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

Для этого необходим механизм, направленный на развитие отечественной сельскохозяйственной экономики. В общих чертах он предполагает изменения по следующим направлениям:

1. Снижение инфляции. Прежде всего нужно стремиться к изменению соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги. Это возможно путем «замораживания» для сельского хозяйства цен и тарифов естественных монополий, контролируемых государством. Причем такая политика должна носить не годичный характер, а быть долгосрочной.

2. Минимальные цены. Одним из эффективных инструментов поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение системы так называемых минимальных гарантированных цен на используемую ими продукцию. Имеется в виду, что мы должны перейти от периодически объявляемых закупочных интервенций, проводимых биржевым способом, к постоянно действующей системе закупок сельскохозяйственной продукции по заранее объявленным ценам.

3. Развитие кредитования. Чтобы сделать кредит доступным для сельскохозяйственных товаропроизводителей, целесообразно снизить рыночную процентную ставку до 2-3% годовых, тем более что более 90% всех кредитов поступает в сельское хозяйство через два государственных банка: Россельхозбанк и Сбербанк.

4. Налогообложение. В области налогообложения предлагается ввести уплату НДС для организаций, находящихся на режиме ЕСХН. Это позволит увеличить прибыль организаций, за счет превышения экономии от снижения стоимости приобретаемых материальных ресурсов над уплатой НДС по реализуемой с-х продукции.

5. Субсидирование. Наряду с сохранением ранее действовавших мер поддержки, предусмотрена форма субсидирования с-х производства, отвечающая условиям членства России в ВТО - поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства, то есть несвязанная поддержка, а также субсидирование производства молока.

6. Кооперация. Одним из наиболее действенных механизмов повышения удельного веса сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене реализации продовольствия и увеличения таким образом их доходности является развитие сельской кооперации. Это доказано как российским, так и зарубежным опы-

том. Однако, чтобы идея сельской кооперации оказалась привлекательной, необходима государственная политическая и финансовая.

7. Развитие сельских территорий. В целях сохранения и приумножения природного, социально-экономического и культурного потенциала села необходимо:

- на межведомственной основе сформировать и утвердить научно-обоснованную систему нормативов социального обустройства сельских поселений;

- в целях повышения участия бизнеса в жилищном строительстве, в развитии социальной и инженерной инфраструктуры села, создании рабочих мест в несельскохозяйственной сфере деятельности установить льготные системы налогообложения, кредитования и таможенного регулирования соответствующих сфер деятельности;

- ввести льготные условия ипотечного жилищного кредитования с целью повышения доступности для сельского населения благоустроенного жилья;

- разработать организационно-экономические механизмы регулирования рынка иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве [3].

8. Вовлечение в оборот неиспользуемых с-х угодий. Высокий процент неиспользуемых земель, отрицательная динамика посевных площадей основных сельскохозяйственных культур, зарастание земель кустарником и мелколесьем свидетельствует о необходимости принятия мер по улучшению качественных характеристик земельных ресурсов и возврата высокопродуктивных сельско-хозяйственных угодий в оборот. Увеличение обрабатываемых площадей повлечет рост урожайности сельскохозяйственных культур, что положительно отразится на обеспечении населения продовольствием. Правильное целевое использование земельных ресурсов приведет к увеличению экономической прибыли и количеству рабочих мест для трудоспособного населения, желающего работать в сельскохозяйственной отрасли.

В заключение, хотелось бы отметить, что в РФ до сих пор на законодательном уровне не определена агропродовольственная политика как совокупность государственных мер. Поэтому настоятельной необходимостью является сведение воедино всех мероприятий агропродо-вольственной политики и придание им формы и силы специального закона, который определит условия функционирования агропродовольст-венного сектора. Действие такого закона должно распространяться на срок 5-10 лет, при условии сохранения всех принципиальных особен-

ностей аграрной политики, сформулированной в законе [2].

Именно реализация мер, которые направлены на совершенствование экономического механизма и институциональные преобразования в АПК позволят кардинальным образом изменить социально-экономическую ситуацию не только в аграрном секторе, но и в экономике России в целом.

Источники

1. Буздалов И.Н. Научные основы и направления модернизационной стратегии аграрной политики

/ И.Н. Буздалов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. №3(20), сентябрь, 2014.

2. Голубина Ж.И. Анализ количественных и качественных параметров государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. -2011.

3. Ушачев И.Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятии. - 2014. -№ 1. - С. 9-15.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

Трегубова А.В., асп. «Южно-Уральский государственный аграрный университет»

Институт агроинженерии

В современном мире все более актуальным и стратегически надежным подходом является учет воздействий институциональной среды, которые представляют собой целостную систему. В зависимости от того как будет сформирована институциональная среда сельского хозяйства будет зависеть дальнейшее положение дел в сельском хозяйстве на внутреннем и внешнем рынках.

К сожалению сложившаяся система, которая не менялась на протяжении долгого времени в нашей стране, с трудностью воспринимает возникновение новых институтов, но этот шаг необходим для дальнейшего развития. Исходя из этого мы предлагаем разработать при поддержке государства механизм формирования институциональной среды отечественного сельского хозяйства, в котором важная роль отводится ассоциации сельскохозяйственных производителей. Производители будут сосредоточены только на производстве сельскохозяйственной продукции, ассоциация в свою очередь помогает застраховать своих производителей от риска, предлагает рынки сбыта продукции, осуществляет рекламную деятельность, продвигает отечественного производителя на рынке, проводит экспертизы качества продукции. Все это поможет улучшить инфраструктуру рынка и снизить затраты на маркетинг.

Основной целью ассоциацию сельскохозяйственных производителей является поднятие статуса отечественного производителя на внутреннем и внешнем рынке с помощью улучшения процесса сбыта и маркетинга. В ассоциацию входят инвесторы, акционеры и производители.

Актуальность ассоциации заключается в поддержке интереса потребителя к качественной натуральной продукции питания.

Ассоциация «Южно-Уральское качество» должна вести постоянный мониторинг за экономической, политической, природно-климатической, социальной обстановкой в Челябинском регионе.

Знак логотипа ассоциации «Южно-Ураль-ское качество» для рынка используется для уменьшения ассиметричности информации на рынке, уменьшения транзакционных издержек [1].

Рассмотрим функции ассоциации, представленные на рис. 1.

В настоящий момент наши производители работают по схеме упрощенно представленной на рис. 2.

Из рис. 1 мы видим, что производители, посредники и торговая сеть тратят большую часть прибыли на рекламу. Из-за отсутствия прямой связи между производителем и торговыми сетями увеличиваются затраты на транспортировку, поиск потребителя - все это отражается на потребителях: они получают товар по завышенной цене.

Мы предлагаем разработать новый усовершенствованный механизм, на основе формирования институциональной среды представленный на рис. 3.

По данным рис. 3 мы видим, что производители снижают затраты на поиски мест сбыта продукции, рекламу. Потребители получают качественную продукцию по более низкой цене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.