Научная статья на тему 'Повышение роли государства в развитии предпринимательства в аграрной сфере Республики Армения'

Повышение роли государства в развитии предпринимательства в аграрной сфере Республики Армения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ-СТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казарян Айк Размикович

Изучение международного опыта государственного регулирования аг-рарной сферы показало, что во всех развитых странах мира сельскохозяйственному произ-водству оказывается всемерная государственная поддержка. Это обусловлено низкой рен-табельностью отрасли и огромными рисками. В Армении же пока низок уровень оказывае-мой сельскому хозяйству государственной поддержки, а осуществляемые меры часто не приносят желаемого эффекта. Для развития отрасли необходимо увеличить бюджетные ассигнования и использовать их с большей эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение роли государства в развитии предпринимательства в аграрной сфере Республики Армения»

Технологический уклад Период освоения Формы организации бизнеса Ведущие отрасли Хар актер истика сферы услуг

Информационные технологии С середины 80-х годов Сеть крупных и мелких фирм, соединенных электронной связью Микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, атомная энергетика, космические технологии, спутниковая связь Информационные услуги входят в ядро технологического уклада. Услуги образования, связи являются несущими отраслями

В ходе исследования по каждому технологическому укладу: ядра технологического уклада, ключевого фактора выявлено, что роль и значение сферы услуг до последнего периода не являлись доминирующими.

Библиографический список

1. Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Глазьев. - М.: ВлаДар. 1993.

2. Демидова Л. Сфера услуг: изменение динамики производительности. // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 12. - С. 40-52.

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000.

4. Краснов Л.В., Шуйский В.П., Алабян С.С. [и др.]. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/1369-intelektualnye-uslugi.html

А. Р. Казарян

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ

АРМЕНИЯ

Аннотация: изучение международного опыта государственного регулирования аграрной сферы показало, что во всех развитых странах мира сельскохозяйственному производству оказывается всемерная государственная поддержка. Это обусловлено низкой рентабельностью отрасли и огромными рисками. В Армении же пока низок уровень оказываемой сельскому хозяйству государственной поддержки, а осуществляемые меры часто не приносят желаемого эффекта. Для развития отрасли необходимо увеличить бюджетные ассигнования и использовать их с большей эффективностью.

Ключевые слова: государство, регулирование, аграрные реформы, предпринимательство, эффективность, субсидии.

На заре развития политэкономии экономическая мысль была направлена преимущественно на решение сельскохозяйственных задач. Натуральное хозяйство считалось немаловажным направлением в исследованиях античных мыслителей Аристотеля, Платона, Ксено-фона. Идея приоритетности сельского хозяйства была научно обоснована и представлена фи© Казарян А.Р., 2013

зократами в лице самого выдающегося из них - Франсуа Кенэ. Хотя от физократов до наших дней экономическая мысль совершила гигантский скачок, тем не менее проблемы сельского хозяйства не потеряли актуальности.

Сельское хозяйство - важное условие физического существования населения, что является стратегической задачей национальной безопасности. Теоретические и методологические вопросы формирования системы государственного регулирования аграрной сферы нашли отражение в трудах В.Д. Андрианова, И.Н. Буробкина, И.Б. Загайтова, В.А. Кпюкача, Э.Н Крылатых, А.П. Курносова, В.И. Кушлина, П.М. Лукичева, В.В. Милосердова, Э.А. Сагайдак, Е.В. Серовой, О.Г. Строковой, К.С. Терновых, Т.В. Тихоновой, И.Ф. Хицкова, Л.Г. Холодова, И.Г. Храмовой, A.A. Шутькова и др. В Армении вопросами государственного регулирования экономики занимались Ю. Суварян, О. Агаджанян, А. Маркосян, А. Гущчян, В. Бостанджян, М. Бадалян и др.

Необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства обусловливается тем, что сельское хозяйство в рыночной экономике занимает особое место и имеет ряд особенностей, что делает сельскохозяйственную отрасль менее эффективной и привлекательной. Кроме того, государство ответственно перед своими гражданами за создание нормальных условий для их жизни, обеспечение сельскохозяйственными товарами. Под государственным регулированием развития аграрного предпринимательства понимается целенаправленное воздействие на организацию хозяйственной деятельности коммерческих структур в аграрной сфере путем издания нормативных актов. Регулирование сельского хозяйства представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных и социальных мероприятий.

Специфику регулирования рыночных аграрных отношений определяют следующие критерии:

- разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого природными катаклизмами;

- страхование сельскохозяйственного производства;

- нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;

- относительно слабое привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности производственного цикла [7].

Государство не только имеет право осуществлять регулирование экономики, но и обязано это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей, принятой 12 декабря 1974 г. на пленарном заседании 28-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии со ст. 7 Хартии: «...каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. В связи с этим каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, осуществление прогрессивных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития» [3].

Цель государственного регулирования - преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики, стабилизация агропромышленного производства, создание условий для нормального экономического функционирования производства, осуществления аграрной реформы и прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления, формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства. Зарубежный опыт государственного регулирования показывает, что ос-

новной целью аграрной политики в развитых странах является гарантированное снабжение населения продовольствием высокого качества по доступным ценам, как в обычных, так и в экстренных условиях. Производителям сельскохозяйственной продукции обеспечивается равный уровень жизни по сравнению с другими слоями населения.

Основными задачами государственного регулирования и государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:

1) обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний;

2) обеспечение рыночных условий функционирования народного хозяйства и координация хозяйственной деятельности;

3) обеспечение населения страны доступными высококачественными продуктами питания;

4) формирование и обеспечение экономической безопасности продовольственных рынков;

5) обеспечение социальной и продовольственной безопасности

6) Развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;

7) повышение финансовой устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) выявление нормативно-правовых и рыночных инструментов социально-экономического механизма государственной поддержки действенных сельхоз товаропроизводителей, а не посредников;

9) определение путей рационального использования ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства и необходимых сдвигов как в отраслевой, так и в территориальной структуре производства;

10) управление государственным сектором экономики и пр.

Государственное регулирование сельского хозяйства осуществляется как экономическими рычагами, так и административными механизмами.

На рисунке представляем формы и методы государственного регулирования агропромышленного комплекса (АПК).

До первой трети прошлого столетия государственная политика в агропродовольст-венном секторе заключалась главным образом в выстраивании стратегии, введении определенных ограничений или требований землевладельцам и сельскохозяйственным производителям. Государственное вмешательство в сельскохозяйственные рынки если и происходило, то было эпизодическим. Более распространенным механизмом регулирования сельскохозяйственного рынка был торговый протекционизм, при котором внутренний производитель защищен от внешней экспансии торговыми барьерами. Этот процесс начался в Великобритании. В 1848 г. он отменил зерновые законы, которые устанавливали импортные тарифы на все виды зерна. В Германии ограничения на импорт продовольствия вводились впервые с 1879 по 1902 гг., Италия ввела импортные тарифы в 1878 г. Франция впервые возродила тарифы в 1881 г. и затем несколько раз их повышала на протяжении десятилетия. Помимо чисто торгового протекционизма усилились и другие способы государственной поддержки сельского хозяйства. В частности, США и ряд стран Европы снизили аграрные налоги.

Основы современной агропродовольственной политики США были заложены Ф. Рузвельтом. В 30-е годы ХХ века Верховный суд США стал признавать возможным государственное регулирование экономики. В частности, конституционным антимонопольным и ря-

дом других законов устанавливались более жесткие рамки государственного регулирования предпринимательства [8].

В начале 1930-х гг. практически все страны Европы начали принимать те или иные меры регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. Дания ввела первые производственные квоты. Швеция и Швейцария также стали использовать механизмы государст-

венных закупок. В Германии в 1933 г. создается государственная продовольственная корпорация с функциями регулирования рынков.

Затем в последующие годы наряду с демократизацией общества существенным образом изменились и усовершенствовались механизмы, принципы, формы и методы государственного регулирования экономики и, в частности, аграрной сферы. В зарубежных странах конкурентоспособность сельскохозяйственного производства обеспечивается с помощью мер государственного регулирования и государственной поддержки аграрного сектора экономики. При этом меры государственной поддержки сельского хозяйства являются приоритетными направлениями аграрной политики большинства экономически развитых стран. А система государственного регулирования сельскохозяйственного производства представляет собой один из главных рычагов повышения конкурентоспособности сельского хозяйства. Она осуществляется через меры государственной поддержки АПК, путем прямого и косвенного государственного субсидирования. Для этого используются такие типы субсидирования, как компенсационные выплаты, платежи при ущербе от стихийных бедствий, государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, установление квот и тарифов, содействие развитию рынка и созданию фермерских объединений. Сельское хозяйство - не самодостаточная в финансовом отношении отрасль во всех странах мира. Суть аграрной политики стран с высокоразвитым сельским хозяйством - в его всемерной поддержке, в поддержке аграрной науки и сельских сообществ [5].

Сельскому хозяйству в странах ЕС - членах Евросоюза (в среднем 15 стран) в 20052010 гг. выделяли на поддержку своего аграрного сектора ежегодно от 100 до 130 млрд долл., или более 45 % стоимости всей полученной сельскохозяйственной продукции. Государственные субсидии крестьянам в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Швеция составляют около 70 % всего фермерского дохода (т.е. государство практически вторично оплачивает сельхозпродукцию). Ежегодно увеличиваются средства, выделяемые на поддержку: в расчете на 1 га обрабатываемой площади субсидии селу составляют в Норвегии 3500 долл., Финляндии - 1600, США - 200, в России - менее 200, а в Армении менее 50 долларов.

Государственная поддержка сельского хозяйства США осуществляется, в частности, через систему ценообразования на основе использования следующих видов цен:

1. целевые или гарантированные цены, применяющиеся для наиболее важных видов сельскохозяйственной продукции, самофинансирования расширенного воспроизводства;

2. залоговые цены, представляющие собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Страны ЕС расходуют значительные средства из государственного бюджета на субсидирование сельского хозяйства для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции на международных рынках. Государство относится к фермерам, как к важной части национального потенциала, ставя их на один уровень с армией и наукой. В странах ЕС к числу основных направлений поддержки сельскохозяйственных производителей относятся высокие фиксированные внутренние цены, субсидирование экспорта избыточной продукции, протекционистские меры, введение системы таможенных барьеров [1].

В экономически развитых странах размеры государственной поддержки сельского хозяйства остаются достаточно высокими на протяжении многих лет. К примеру, в США они находятся в пределах 27-40 %, в Канаде - на уровне 35 %, в Швеции - 47 %, в Финляндии и Японии - 70 %, в Швейцарии - 76 %, в Норвегии - 95 % от стоимости продукции. Это вызвано рядом обстоятельств и, прежде всего, стремлением государства поддерживать цены на продовольственные товары на общественно приемлемом уровне, что делает их доступными для большей части населения [1]. В США наибольшие льготы в размере 1 % сроком на 35-50

лет предоставляются малоимущим фермерам и сельским жителям в рамках программы по улучшению жилищных условий. Фермеры, пострадавшие от стихийных бедствий, могут получить кредит на покупку техники и оборудования, пополнение стада, кормов, семян и удобрения, на погашение долгов по движимому имуществу по льготной процентной ставке (4-4,5 %). В Великобритании для финансирования сельскохозяйственного производства в основном выдается кредит со ставкой в 12 %, в Нидерландах - в 5,7 %, в Германии - в 6-8,5 %. Во Франции процентные ставки зависят от срока действия ссуды, ее категории и устанавливаются в пределах 8-10 % [1].

В процессе оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям государственной помощи и поддержки наряду с кредитованием производителей немаловажное значение приобретает развитие системы страхования. В наибольшей степени страховые услуги развиты в Америке, доля рынка которых достигает почти половины от общемирового объема услуг. За ней следуют Япония (11,25 %), Германия (11,19 %) и Великобритания (5,93 %) [1].

В США любые страховые компании могут предоставлять услуги по страхованию урожаев подписывая стандартное соглашение, в котором определяется, какую степень риска они берут на себя. Государство оплачивает четверть административных расходов, связанных с выдачей страховой премии фермерам. Бюджетные средства на уплату доли государства в страховом взносе перечисляются непосредственно в страховые компании. Общие рамки тарифов по страхованию определяются Законом «О защите от сельскохозяйственных рисков».

В Испании при министерстве сельского хозяйства создано государственное учреждение сельскохозяйственного страхования. Министерства сельского хозяйства и финансов определяют порядок возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям части страховых взносов, процент налога и общую сумму помощи. Во Франции Национальный гарантированный фонд возмещает потери тем сельскохозяйственным товаропроизводителям, у которых они превышают 27 % по отдельным культурам и 14 % по всей продукции. Половина средств этого фонда формируется за счет страховых взносов товаропроизводителей. При страховании урожая 50 % взносов вносит товаропроизводитель, 25 % - провинциальное правительство и 25 % - государственный бюджет.

Осуществленные в 1991 г. в Армении аграрные реформы привели к правовым, организационно-хозяйственным и социально-психологическим преобразованиям в отрасли, что подразумевало коренные перемены в подходах государственного регулирования. Аграрные реформы в Армении явились объективной необходимостью, были совершенно оправданы со стратегической точки зрения и по существу решили ряд важнейших задач: создали новые формы хозяйствования и собственности, сформировали новые рыночные отношения на селе и т.д. В результате спустя 21 год после реформ сельское хозяйство почти по всем показателям отстает от дореформенного уровня: объем валовой продукции, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота, уровень производительности труда. Это было обусловлено тем, что реформы проводились бессистемно, без учета передового международного опыта, в результате чего была расчленена земля и распылены прочие средства производства. Медленные темпы развития сельского хозяйства в послереформенный период также обусловлены низким уровнем государственного регулирования и содействия.

Предполагалось, что в 1991 году после осуществления аграрных реформ со стороны государства будет проводиться аграрная политика по обеспечению продолжительности реформ (не была реформирована система производственной инфраструктуры, что создало серьезные проблемы для дальнейшего развития сельского хозяйства, не была проведена политика обеспечения непрерывности преобразований, совершенствования форм хозяйствования, формирования благоприятного финансово-кредитного климата, становления действен-

ной системы страхования, совершенствования правовой системы, формирования аграрного рынка, выработки и внедрения принципов государственного регулирования и т.д.).

Государство в Армении неполноценно использует свои законодательные права, административно контролируемые полномочия: по землепользованию, по качеству сельхозпродуктов, по использованию удобрений, ядохимикатов и орошаемой воды, по производству и продаже семян и рассады, по исполнению ветеринарных мероприятий животных и прочие. Государство также неполноценно выполняет свои законотворческие функции. В последние годы почти не было принято основных законов по урегулированию аграрной сферы. В Армении до сих пор отсутствуют законы о кооперации, о фермерских или крестьянских хозяйствах, о государственном регулировании аграрной сферы, об аренде земли, о развитии сельского хозяйства.

На эффективность сельскохозяйственного производства оказали отрицательное влияние блокада, война, энергетический кризис и прочие факторы. Тем не менее, начиная с 1995 г., в аграрном секторе экономики Армении наметились тенденции к стабилизации. Из года в год стали восстанавливаться площади под традиционными культурами (в первую очередь, под плодовыми и виноградом). Постепенно возобновили работу перерабатывающие предприятия. В последние годы стал намечаться стабильный рост валовой сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время более 98 % валовой сельскохозяйственной продукции приходится на частный сектор. В последние годы государство предоставляет хозяйствующим субъектам зерно, семенной картофель, саженцы, минеральные удобрения. В рамках реализации программы «Государственное содействие сельскохозяйственным землепользователям» в последние годы из государственного бюджета были выделены средства для искусственного осеменения, для защиты растений, для борьбы с саранчой, для сохранения и улучшения сельскохозяйственных угодий для развития скотоводства, для реализации семеноводческой программы [9].

Однако необходимо отметить, что оказываемая хозяйствующим субъектам аграрной сферы Армении помощь все еще далека от желаемого уровня. При этом нельзя забывать, что в результате проведенных реформ и из-за ряда объективных и субъективных причин эта отрасль оказалась в неблагоприятных с экономической точки зрения условиях. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора - сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий Армении находится в зоне рискованного земледелия. Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях. Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомоно-полизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию, сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода, содействие развитию рыночной инфраструктуры, поддержание государственного сектора АПК, развитие

социальной сферы села, развитие аграрной науки и подготовку кадров для сельского хозяйства.

В целях обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства назрела необходимость разработки эффективного экономического механизма государственного регулирования экономики, включающего систему взаимообусловленных форм и методов воздействия на поведение товаропроизводителей для стимулирования производственной, финансовой, инвестиционной деятельности и насыщения рынка конкурентоспособной продукцией. Современное состояние аграрного сектора свидетельствует о том, что существующая в нашей стране система мер бюджетного регулирования и государственной поддержки отрасли требует совершенствования. Для сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо: пересмотреть получателей трансфертов, дотаций, субсидий. Необходимо совершенствование и его структуры. Государственное содействие сельскому хозяйству необходимо проводить разумно, чтобы целенаправленно и эффективно использовать государственные бюджетные средства. Необходимо направить бюджетные средства, в первую очередь, в такие сферы производства, которые низкорентабельны и для страны имеют стратегически важное значение (зерно, молоко и другие). Государственное содействие также в первую очередь необходимо направить приграничным, отдаленным и высокогорным крестьянским хозяйствам, так как они для Армении имеют как экономическое, социальное и демографическое, так и важное оборонное значение. Целесообразно создать специальный Государственный фонд ценовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Средства фонда следует направлять на поддержку гарантированных цен, проведение закупочных и товарных интервенций, залоговых операций за счет средств республиканского бюджета. Механизм ценового регулирования не должен нарушать рыночных стимулов хозяйствования, одновременно обеспечивая нормально работающим хозяйствующим субъектам аграрного рынка получение доходов, достаточных для эффективного функционирования производства. В настоящее время развитию аграрной сферы препятствуют: недостаточная поддержка сельскохозяйственных организаций со стороны государства, высокие процентные ставки кредитования, высокие налоги, низкий уровень механизации, неудовлетворительная материально-техническая база, малые размеры хозяйств, несовершенство правового поля, низкий уровень развития инфраструктур, высокий уровень рисков, низкий уровень развития системы сбыта, несовершенство системы страхования и пр.

По нашему мнению, в аграрной политике Республики Армения (РА) необходимо обозначить следующие приоритеты:

- обеспечить непрерывность аграрных реформ, усовершенствовать методы рыночного хозяйствования;

- расширять крестьянские хозяйства;

- усовершенствовать правовое поле, разработать принципы государственного регулирования и содействия;

- развивать производственные и социальные инфраструктуры за счет государственных целевых программ, поддерживать малый и средний бизнес, повысить эффективность коммуникационных систем;

- разработать четкие механизмы функционирования и устойчивого развития служб материально-технического обеспечения, обслуживания, страхования, консультирования и информации;

- увеличить объемы предоставляемых субсидий, обеспечить их целевое использование, в первую очередь, для погашения процентных ставок по кредитам, страховых выплат и производства сельскохозяйственной продукции.

Для развития предпринимательства в аграрной сфере и повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов необходимо усовершенствовать правовое поле, регулирующее аграрную отрасль, и принять закон, регламентирующий правовые отношения в аграрной отрасли. Считаем целесообразным принятие Закона Республики Армения «О государственном регулировании аграрной отрасли», в котором будут установлены приоритетные направления аграрной политики, регламентированы принципы и приоритеты государственного содействия, целевые объекты выделения бюджетных средств, принципы предоставления привилегий и т.д.

Бюджет считается одним из основных рычагов государственного регулирования рыночной экономики, поскольку в нем сосредоточена преобладающая часть всех денежных ресурсов страны, которыми распоряжается правительство. По нашему мнению, государственное бюджетное содействие аграрной отрасли должно включать следующие основные направления:

- субсидирование части стоимости сельхозпродуктов с целью обеспечения минимальных доходов крестьянских хозяйств;

- обеспечение сельскохозяйственных организаций доступными кредитными ресурсами (в Армении до настоящего времени коммерческие банки предоставляют им 15-20 %-е кредиты сроком на 1-2 года);

- субсидирование части страхования выплат сельскохозяйственных организаций;

- финансирование информационных и консультационных организаций аграрной отрасли;

- субсидирование части стоимости оросительной воды;

- субсидирование части расходов, связанных с созданием кооперативов как эффективной формы хозяйствования;

- бюджетное финансирование (субсидирование) семеноводства и племенного животноводства с целью их дальнейшего развития;

- финансирование целевых программ развития производственных и социальных инфраструктур и т.д.

Также предлагаем подготовить Закон РА «О кооперативах». Создание кооперативов в аграрной сфере имеет стратегическое значение для государства, поскольку будет содействовать решению проблем продовольственной безопасности страны, занятости сельского населения и целого ряда социальных задач. Исходя из основных принципов организации кооперативов следует предположить, что подобная форма хозяйствования создает крестьянским хозяйствам все условия для свободы действий в решении экономических и социальных задач, а также проблем, касающихся собственности. По нашему мнению, для поощрения создания кооперативов как эффективной формы хозяйствования будет целесообразно реализовать следующие меры: разработать комплексную программу государственного содействия, направленную на создание кооперативов, которая будет охватывать правовую, организационную, информационно-консультационную сферы, а также бюджетное финансирование, связанное с созданием и функционированием кооперативов.

Предлагается также подготовит Закон «Об аренде». В Республике Армения арендные отношения регулируются Гражданским кодексом, который, однако, подробным образом не регламентирует механизмы арендования земли. В нем не установлены минимальный и мак-

симальный размеры арендования, предъявляемые арендатору требования, которые позволят произвести объективный отбор и предоставить землю предприимчивым хозяйственникам. Одновременно в законе не оговариваются форма проведения конкурса и критерии, согласно которым будет определен победитель, который будет регламентировать арендные отношения, устанавливать механизмы сдачи земли в аренду.

На нынешнем этапе развития сельского хозяйства РА особое значение приобретает управление рисками, направленными на минимизацию потерь хозяйствующих субъектов и обеспечение получения ожидаемого дохода. По приблизительным оценкам вследствие стихийных бедствий (град, холод, ветры, засуха, оползни и др.) годовая потеря ожидаемой валовой продукции отрасли в среднем составляет 15-20 %. В рыночных условиях необходимо предоставление хозяйствующим субъектам возможностей управлять рисками рассматривать как функцию государственного регулирования.

Библиографический список

1. Аймен А.Т. Зарубежный опыт обеспечения конкурентоспособности крестьянских хозяйств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rusnauka.com/7nmw.../

2. Агаджанян О. Государство и экономика / О. Агаджанян. - Ереван: Экономист, 2004.

3. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. - М.: Юристъ, 2005.

4. Ефимова Е. А. Мировой опыт социального регулирования в системе налогообложения аграрного сектора экономики // КубГАУ. 2011. - № 74(10).

5. Назаренко В.И. Аграрная политика Европейского союза. - М.: Маркет ДС Корпорэйшн, 2004.

6. Конотопов М.В. Экономическая история мира / М.В. Конотопов. - Т. 5. - М.: КноРУС, 2008.

7. Нещадин А. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом / А. Нещадин. - Р/нД, 2008.

8. Серова Е.В. Аграрная экономика / Е.В. Серова. - М., 1999.

9. Программа «Государственное содействие сельскохозяйственным землепользователям»: Материалы министерства сельского хозяйства РА. - Ереван, 2011.

В. И. Королевская И.В. Крамаренко

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ В ИССЛЕДОВАНИИ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАГОННОГО ПАРКА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Аннотация: В работе представлено исследование эксплуатации вагонного парка железных дорог России с помощью корреляционно-регрессионного анализа и сформирована наиболее устойчивая модель влияния эффективности работы вагонного парка на грузооборот.

Ключевые слова: вагонный парк, кластерный анализ, регрессионный анализ.

В новых условиях работы железных дорог, когда перевозчик стал фактически владельцем лишь инфраструктуры, передав инвентарный парк в управление ДЗО и частным компаниям, остро встал вопрос об оценке использования вагонного парка, создании системы

© Королевская В.И., Крамаренко И.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.