XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(4): 353-364 xxi CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
ГЕОЭКОЛОГИЯ
УДК 911.3 (571.62) EDN: NCELFW
DOI: 10.21285/2500-1582-2024-9-4-353-364
Городской туризм: основные тренды посткризисного периода
З.Г. Мирзеханова
Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН, г. Хабаровск, Россия
Аннотация. В контексте перспектив развития туризма в статье кратко обозначены последствия кризиса, вызванного пандемией коронавируса (COVID-19) и современной геополитической обстановкой. Отмечено, что в возрождении туризма особое место отведено городам. Цель работы - выделить ориентиры перспективного развития городского туризма, выступающего катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль. Результаты получены исходя из анализа материалов международных, национальных и ведомственных официальных интернет-порталов сферы туризма, предоставленных в открытом доступе. Рассмотрены основные предпосылки для успешного развития городского туризма: исходный потенциал; умение анализировать «уроки», преподанные внешними и внутренними обстоятельствами и извлекать из них пользу; находиться в тренде инновационных решений. Выполнен обзор основных трендов развития туризма, определяющих его функционирование в сложившейся посткризисной обстановке. Сделан вывод о том, что обозначенные основные ориентиры усовершенствования стратегии туризма в урбанизированной среде соответствуют новым реалиям мирового развития, направлены на укрепление позиций сферы отдыха в целом.
Ключевые слова: городской туризм, ориентиры развития, инновационные решения, основные тренды, предпосылки развития
Для цитирования: Мирзеханова З.Г. Городской туризм: основные тренды посткризисного периода // XXI век. Техносферная безопасность. 2024. Т. 9. № 4. С. 353-364 . https://doi.org/ 10.21285/2500-1582-20249-4-353-364. EDN: NCELFW.
GEOECOLOGY
Original article
Urban tourism: main trends in the post-crisis period
Zoya G. Mirzekhanova
Institute of Water and Environmental Problems, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk, Russia
Abstract. In the context of tourism development, the article outlines consequences of the crisis caused by the coronavirus pandemic (COVID-19) and the current geopolitical situation. The article emphasizes that cities play a crucial role in the revival of tourism. The purpose of the study is to identify guidelines for the development of urban tourism, which acts as a catalyst for innovation and integration of new technologies into the industry. The results are based on the analysis of publicly available materials from international, national and departmental official Internet portals in the tourism sector provided. The study identified the main prerequisites for the
© Mup3exaHOBa 3.F, 2024
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
>353:
A;
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(4):353-364 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
successful development of urban tourism: initial potential; analysis of the "lessons" taught by external and internal circumstances and their benefits; knowledge of innovative solutions. The article overviews the main trends in the tourism development that determine its current post-crisis state. The article concludes that the main guidelines for improving the tourism strategy in the urbanized environment are in compliance with the new realities of global development and aimed at strengthening the position of the recreation sector.
Keywords: urban tourism, development guidelines, innovative solutions, main trends, prerequisites for development
For citation: Mirzekhanova Z.G. Urban tourism: main trends in the post-crisis period. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2024;9(4).353-364 (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2024-9-4-353-364. EDN: NCELFW.
ВВЕДЕНИЕ
Сфера туризма и отдыха наиболее чутко реагирует на все изменения, которые наблюдаются в последние годы в мире. В своем развитии она стремится соответствовать требованиям формирующихся мировых тенденций, меняется в рамках их форматов, находит варианты решений в непростых условиях. Последствия пандемии 2019 года стали для туристической отрасли проверкой на «выживание». И сегодня для нее обстановка остается сложной, учитывая обстоятельства, складывающиеся на мировом и внутреннем туристических рынках, усугубленные международным геополитическим положением, обусловленным ситуацией вокруг Украины, военными действиями на Ближнем Востоке, постоянно вспыхивающими очагами напряженности во многих других регионах. Однако крайне неспокойное положение в мире не везде служит преградой для желающих отправиться в путешествие: общее количество международных поездок в 2023 году достигло от 80 % до 95 % допан-демийного уровня [1]1.
Восстановление утраченных позиций на рынке услуг отдыха и путешествий осуществляется весьма активно. По проверенной на практике традиции преодоления предшествующих кризисов оно основывается на стратегии применения новых технологий.
Как известно, они в туристической сфере адаптируются и реализуются намного быстрее, чем в других отраслях экономики, потому что существует реальная необходимость удовлетворить требования увеличившегося посткризисного спроса в рамках ожиданий потребителей изменившихся в соответствии с современными реалиями [1-4]. Отреагировать на новые потребности - стратегическая задача всех участников туристического рынка. Она связана с поиском возможностей использования ранее накопленного опыта в инновационных условиях, использования последних в формировании креативных моделей взаимодействия производитель-потребитель туристической услуги.
Возрождение туризма во многих странах связано с резервами внутреннего рынка туристических услуг, в частности, с сегментом городского туризма. Города, концентрируя на относительно небольшой площади основную долю населения планеты, призваны удовлетворять его потребности в различных сферах жизнеобеспечения, в том числе и отдыхе.
Цель работы: в сложившихся посткризисных условиях выделить основные ориентиры перспективного развития городского туризма, выступающего катализатором инноваций и интеграции новых технологий в отрасль.
1 UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex, January 2023 // e-unwto.org. Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/abs/10.18111/wtobarometereng.2023.21.1.1 (дата обращения: 21.03.2024).
-у.
354
M
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
Мирзеханова З.Г. Городской туризм: основные тренды посткризисного периода Mirzekhanova Z.G. Urban tourism: main trends in the post-crisis period
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования является городской туризм, а предметная сторона -анализ основных трендов его развития в современных условиях, отягощенных кризисной и геополитической обстановкой. Информационной базой для изучения послужили материалы официальных интернет-порталов Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Всемирной туристической организации (иЫШТО) и др., предоставленные в открытом доступе. Методология исследования основывается на системном подходе. Она предусматривает изучение туризма как сложной целостной системы, которая выделяется иерархической организацией структуры и функционирования, выстроенной от глобального до локального уровня. Для каждого из них проявляются сложные многокомпонентные связи, определяющие общие и индивидуальные особенности ранга. Городской туризм, как локальная система, выделяется наиболее сложной и многофакторной структурой с индивидуальной реакцией каждого компонента на внешние вызовы, кризисы. Системный подход предусматривает использование управленческих решений, для чего важен учет этой реакции. Результаты исследования получены при помощи методов экспертных оценок, статистического и библиометриче-ского анализа, обобщения и систематизации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Городской туризм занимает самостоятельную нишу в сегментации направлений туристической деятельности. Он постоянно в центре внимания отечественных и зарубежных специалистов как в доковидный период, так и после пандемии. Огромное количество публикаций посвящено туризму в урбанизированной среде, но в контексте
предметной стороны исследования данной статьи обратим внимание лишь на анализ литературы, посвященной адаптации городского туризма к условиям современной реальности.
В научных кругах за рубежом активно обсуждаются вопросы, связанные с экологическими и социальными аспектами высоких нагрузок на урбанизированные системы популярных центров в докризисный период [5, 6]. С особым энтузиазмом выстраиваются планы безопасного уровня городского туризма, рассматриваются перспектива повышения устойчивости сферы отдыха, признание продолжающегося кризиса как возможности для размышлений и необходимости пересмотра стратегий развития отрасли [7, 8]. В работах акцентируется внимание на корректировке содержания и структуры туристического предложения; на усилении роли культуры и сопутствующих технологических инноваций для восприятия культурных ценностей; на переоценке значения пригородных зон в контексте использования адаптивных свойств зеленой и голубой инфраструктуры; на перераспределении потоков в города-спутники, и в связи с этим на повышении значимости малых городов в функционировании туристического бизнеса и др. [5, 9, 10].
Российские ученые также уделяют большое внимание выше обозначенным аспектам. Между тем, расценивая кризис как возможность возрождения туризма, основной акцент в работах направлен на поиск вариантов выхода из сложившейся проблемной ситуации [3, 11, 12]. При этом, процесс возрождения отрасли рассматривается не как арифметический рост этого сегмента экономики, а его развитие на новых информационно-технологических условиях, затрагивающих весь процесс жизненного цикла туристического продукта [6, 13-15]. В первую очередь, в разработке стратегий
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(4):353-364 xxi CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
его совершенствования особое значение отводится формированию пакета впечатлений и удовлетворению познавательных интересов. Именно эта составляющая продукта в городском туризме часто служит мотивацией потребителей путешествий, скорректированной влиянием сложившихся внешних факторов [11, 16-19].
Учитывая, что городской туризм - самый распространенный в мире, его значимость невозможно недооценивать как в период активного развития этого сегмента отдыха, так и во время кризисных испытаний, что подтверждено современными результатами. Города в плане восстановления туристической деятельности действительно довольно быстро отреагировали на глобальные изменения, обусловленные ситуацией с пандемией, геополитическими вызовами и кризисной обстановкой, в целом. Данный факт объясняется, с одной стороны, значительными возможностями городов в предоставлении разнообразных форм и видов отдыха. А с другой, - потребностью использования этих возможностей со стороны наполнения городского туристического продукта для увеличения спроса. Предложение и спрос, в условиях инновационных решений расширяющих спектр направлений и содержание продукта городского туризма, были сбалансированными, что послужило своеобразным импульсом возрождения отрасли в целом, несмотря на определенные страхи постпан-демийного периода.
Любой город - это сложная система, в которой особый статус отведен сегменту продажи самых разных услуг и товаров, в том числе туристических. А если учесть, что на начало 2024 года в России насчитывалось 1 118 городов, каждый из которых в той
или иной степени обладает потенциалом для развития туризма, то возможности для сферы отдыха в этом сегменте следует рассматривать как неограниченные. Сегодня для успешного функционирования рынка туристических услуг важны три взаимосвязанных фактора: исходный потенциал, его достоинства и «слабые» места; умение анализировать «уроки», преподанные внешними и внутренними обстоятельствами и извлекать из них пользу; находиться в тренде инновационных решений.
1. Исходный потенциал городского туризма следует расценивать как многогранный и недоиспользованный,особенно в контексте расширения вариаций видов туризма и их комбинаций [16]. Преимущества туризма в урбанизированной среде заключены в комплексе потенциалов. Они дополняют друг друга и сосредоточены на одной территории: профессиональный, инфраструктурный, ресурсный, вариативный и др.
Профессиональный потенциал. Успешное функционирование туризма в течение многих десятилетий осуществлялось благодаря профессиональной подготовке и опыту занятых в этой отрасли, что обеспечивало ей лидирующие позиции в мировой экономике. Например, в 2019 году совокупный вклад туризма в мировой ВВП достиг 10,3 %. В этом сегменте услуг, преимущественно в городах, в тот период трудились около 330 млн работников, или 10,4 % всех занятых [3]. После резкого сокращения численности сотрудников в туризме в 2019-2020 гг. в 2023 году количество специалистов значительно возросло и составляет около 230 млн человек2. В России более 1 млн сотрудников, работающих преимущественно в городах,
2 Количество рабочих мест в сфере путешествий и туризма во всем мире с 2019 по 2023 год, с прогнозом на 2024 и 2034 гг. Режим доступа: (https://www.statista.com/statistics/1268465/number-of-travel-and-tourism-jobs-worldwide/ (дата обращения: 10.08.2024).
т^ш
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
Мирзеханова З.Г. Городской туризм: основные тренды посткризисного периода Mirzekhanova Z.G. Urban tourism: main trends in the post-crisis period
обеспечивают отдых людей, к 2030 году планируется создать 4,2 млн рабочих мест. Уже сегодня ощущается дефицит кадров, учитывая стремительность развития отрасли в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», предусматривающего ежегодное финансирование 48 млрд рублей, в том числе и на новые направления.
Инфраструктурный потенциал. В складывающихся условиях его следует расценивать для разных городов индивидуально, но чаще всего как недостаточный в отдельных городах в сезон активных отпусков или городах, где туристическая деятельность только зарождается. В нашей стране проблема успешно решается благодаря активной политике Правительства РФ, направленной на развитие внутреннего туризма (беспрецедентное увеличение финансирования в 14 раз за последние пять лет). Она предусматривает широкий спектр возможностей для создания дополнительной инфраструктуры гостеприимства, транспортного обслуживания, питания и других сопутствующих отраслей. Эти усилия ориентированы на широкие перспективы к росту предлагаемых услуг за счет расширения вариативного потенциала.
Вариативный потенциал. Развитие туризма в городе выделяется возможностью различных сочетаний и комбинаций традиционных направлений. Центром формирования комбинированного продукта является отдых, базирующийся на спросе культурно-познавательного и культурно-развлекательного интереса отдыхающих. Его удачно дополняют деловой, гастрономический, событийный, этнографический, медицинский, религиозный и другие варианты туристического спроса в разных комбинациях. Максимальные возможности в аспекте использования вариативного потенциала предоставляют крупные города. Они, как правило, являются генераторами и носителями все новых видов туризма, имеют
необходимую инфраструктуру, инновационную и технологическую поддержку для нововведений и ресурсы для комфортабельного отдыха.
Ресурсный туристический потенциал. Мотивацией посещения городов с туристическими целями является их разнообразие, в определенной степени индивидуальность. Внешние качества, выраженные в ландшафтных композициях и архитектуре, специфика освоения городской территории, особенное сочетание звуков и запахов, национальные традиции, кухня, характер и разнообразие озеленения, наличие и место водных объектов в планировочной структуре, а также другие факторы предопределяют особый неповторимый колорит каждого города. Разнообразие городов, их ресурсных возможностей объясняет особое отношение к выбору предпочтений мест отдыха: до 60 % людей выбирают города в период своих отпусков [16]. Так было в допандемийное время, тренд не потерял своей актуальности и сегодня.
2. Умение анализировать «уроки», преподанные внешними и внутренними обстоятельствами, и извлекать из них пользу. Рассмотрим некоторые из них (рис.).
- Ковид остался в памяти как страшный сон, и в наследство от него сохранились новые требования к бизнесу, которые выражаются в необходимости разработки адаптивных санитарно-эпидемиологических стандартов. За последние три года они стали неотъемлемой составляющей туристического маркетинга.
- Формирование сферы рекреационных услуг в урбанизированном пространстве вынуждает прислушиваться к трендам климатической политики, учитывать особенности территориальной планировки городской среды, наличие и доступность объектов зеленой и голубой инфраструктуры, а также
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(4):353-364 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
X CÇ
s m
О ^
и
Ш ф
^
ф
Œ
и
о
го m
0 Œ s m s
1
ro
VO >
m
tu
00
и О
£ Ei
El о ш m fc ° £ i— и
CÇ
s
I
m
0 m i— и
1 ш 3
Œ ш m О
и ^
Z
I
ш
О
Рис. Ориентиры усовершенствования стратегии туризма в урбанизированной среде в условиях новой реальности
Fig. Directions for improving the tourism strategy in the urbanized environment under the new realities
h35L.
m^rn
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
Мирзеханова З.Г. Городской туризм: основные тренды посткризисного периода Mirzekhanova Z.G. Urban tourism: main trends in the post-crisis period
их экологические и социальные возможности. Температурные аномалии 2023 и 2024 гг. во многих регионах планеты и России, в том числе, поставили на повестку дня необходимость пересмотра роли свободных озелененных пространств и акваторий в мегаполисах, а также взаимодействия между городскими и пригородными районами, что особенно актуально для городского туризма в будущем.
- Основу туристического продукта составляют комбинации впечатлений, сбалансированно предложенных в нем. Мотивацией поездки, помимо всего прочего, становятся сюжетность, неординарность подачи информации, доступность реализуемого проекта, присутствие в нем игровых и занимательных элементов, что требует инновационных и креативных решений при его создании. Впечатления, усиленные комплексом информационной составляющей (мифы, легенды, ролевые сюжеты и др.) становятся ликвидным продуктом, и рынок чутко реагирует на любые нововведения со стороны разработчиков [17, 19].
- Современный срез, формирующий облик потребителя туристических услуг, свидетельствует о том, что, с одной стороны, большое количество туристов предпочитают отправляться в одиночные поездки. Стандартный продукт, предназначенный для широкого круга потребителей, отличающийся определенными ограничениями в разнообразии предлагаемых услуг, становится в данном случае неликвидным. Для человека каждое путешествие - это время, которое должно послужить удовлетворению индивидуальных потребностей физического и духовного развития. В соответствии с этим возникает необходимость индивидуализации туристического продукта с учетом новых ресурсов и новых территорий, совершенствования способов привлечения рекреантов, что влечет за собой
увеличение потребности в компетенциях по созданию персонализированного предложения. А с другой, - на рынке все активнее проявляет себя «семейный разновозрастной туризм». Совместные путешествия с участием нескольких поколений, требуют особого наполнения туристического продукта, соответствующего запросам отдыхающих разных поколений, что в условиях городского разнообразия ресурсных возможностей реализовать непросто в регламентированных отпуском временных рамках.
- Городской туризм наиболее привлекателен в плане реализации сочетания возможностей деловых и рекреационных поездок. Объединение этих направлений имеет устойчивый вектор увеличения динамики, чему в значительной степени способствует применение современных технологий.
3. Находиться в тренде инновационных решений. Очередной кризис 2019 года по традиции проявился в интеграции в отрасль новых решений, способствующих ее восстановлению на инновационно-цифровой основе. В тренде находятся следующие направления.
- Ускорение цифровой повестки дня. Это направление является одним из наиболее продвинутых положительных результатов этого кризиса для отрасли в целом и особенно в использовании цифровых инноваций в рамках городского туризма. Оно прослеживается в трех аспектах:
1) цифровые возможности сегодня позволяют сформировать множество новых привлекательных и интересных туров, успешно реанимировать забытые: цифровая революция рождает новые, ранее недоступные направления для путешествий, а многие традиционные туристические продукты переживают свое второе рождение» [15]. Технологии, интегрированные
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
kg3
>35
40
2024;9(4):353-364
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
в городской контекст, активизируют спрос на урбанизированные территории, тем самым расширяя потенциал отрасли, изменяют поведенческие стереотипы путешественников;
2) упрощается доступ к услугам, сокращается время на поиск продукции по интересующим параметрам, расширяется возможность получения услуги консультационного характера, физически не присутствуя в сервисной организации. В целом, цифровые технологии - основа стратегии развития туризма городов будущего, способствуя интеграции туриста в городскую среду и позволяя ему самостоятельно планировать путешествие [4, 14, 15];
3) цифровые технологии кардинально преобразуют формат деятельности туристического сектора. Одним из таких примеров является возможность общения и восприятия информации на любом языке, благодаря технологии быстрого перевода, внедрению мультиязычных сервисов помощи туристам.
- Расширение возможностей иммерсивных технологий. Это направление дает возможность совмещения реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство, что предопределяет спрос на специалистов по разработке цифрового контента и созданию виртуальных экскурсий для продвижения новых территорий.
- Увеличение спроса на новые бизнес-модели, которые реализуют цели устойчивого развития. Например, разнообразные модели осознанного потребление и Low Tech (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды).
- Рост использования роботов, искусственного интеллекта, «интернета вещей» становится востребованными и актуальными трендами в индустрии городского туризма.
- Расширение экологического туризма, как в пространственном отношении, так и содержательном становится более активным, несмотря на специфику городской среды.
Понятно, что выше обозначенные векторы развития городского туризма не могут отразить все многообразие факторов, предпосылок и вызовов, определяющих как динамику восстановления отрасли, так и ее «самочувствие» на перспективу. Но эксперты отмечают, что основные технологические тренды современного городского туризма, которые «связаны как с общим техническим прогрессом, так и с пандемийными условиями, существенно активизировавшими использование релевантных в данной ситуации информационно-технологических инноваций», становятся реальностью современного времени3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Городской туризм - наиболее значимый и устойчивый сегмент туристического спроса. Благодаря ему формируется тренд преодоления вызовов, возникших в отрасли современными кризисными факторами. Возможности туризма в урбанизированной среде по объективным причинам (инновационные технологии в постоянном развитии) до конца не изучены, но потенциал для роста вызывает «уважение» не только у специалистов рекреационной сферы и ученых, но и у урбанистов, экономистов, проектировщиков, медицинских сотрудников и т. д. Этот интерес выражается в том, что в последнее время в стратегические планы по развитию городов обязательным компонентом входит раздел, посвященный факторам, предпосылкам и перспективам развития туризма. Туризм в городах вынуждает по-новому взглянуть на зеленую и голубую
3 Where Most Travelers Are Heading in Summer 2022 (and Why) // Entrepreneu.com. Режим доступа: https://www. entrepreneur.com/article/429880 (дата обращения: 03.03.2024).
360,
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
Мирзеханова З.Г. Городской туризм: основные тренды посткризисного периода Mirzekhanova Z.G. Urban tourism: main trends in the post-crisis period
инфраструктуру окружающей среды, придавая особую значимость выполняемым ею адаптивным функциям. И если еще не так давно туризм приспосабливался к имеющимся в городах ресурсам, создавая тот или иной туристический продукт, то сейчас города ищут возможности расширить рекреационный потенциал, создавая специально для отдыхающих инфраструктуру (набережные, парки развлечений, экологические тропы в ботанических садах и др.).
У городского туризма наибольшие шансы реализовать возможности, которые связаны
как с общим техническим прогрессом, так и специфическими, свойственными только для отрасли информационно-технологическими инновациями, в частности, с пакетом виртуальных услуг. Поэтому для городского туризма все аспекты цифровизации могут быть адаптированы самым полным образом. Круг решаемых научных задач в рамках оптимизации различных аспектов отдыха в урбанизированной среде будет постоянно расширяться в связи с непредсказуемостью внешних вызовов, инновационными возможностями и изменениями в общественной жизни.
Список источников
1. Келлер П. Влияние мировых кризисов на туризм // Вестник РМАТ. 2013. № 3. С. 17-20. EDN: TCRUZL
2. Козлова Е.В., Солод Т.В., Завьялов А.А. Международный туризм в условиях кризиса мировой экономики: тенденции и проблемы развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 4(107). С. 7-12. EDN: ZDMXXV.
3. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 80. С. 49-65. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10063. EDN: FJWGBP.
4. Чхотуа И.З., Мурадов А.А. Глобальные и национальные тренды развития туризма в современных условиях // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 2(8). С. 207-217. https://doi. org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217. EDN: JSNDAW.
5. P.L.B., Tzu-Ling Chen. (С), Wickens E. Tourism industry resilience issues in urban areas during COVID-19 // International Journal of Tourism Cities. 2021. Vol. 7. No. 3. P. 861-879. https://doi.org/10.1108/IJTC-12-2020-0289.
6. Koh E. The end of over-tourism? Opportunities in a post-Covid-19 world // International journal of Tourism Cities. 2020. Vol. 6. No. 4. Р. 1015-1023. https://doi.org/10.1108/IJTC-04-2020-0080.
7. Kowalczyk-Aniot J., Grochowicz M., Pawlusinski R. How a tourism city responds to COVID-19: A CEE perspective (Krakow case study). Sustainability. 2021. Vol. 13. No. 14. P. 7914. https://doi.org/10.3390/su13147914.
8. Mulyani A., Kurniadi D., Septiana Y., Wahyono T. Strategic Planning For The Implementation of Tourism Information System // International Journal of Scientific & Technology Research. 2020. Vol. 9. No. 2. P. 4714-4717.
9. Jiricka-Purrer A., Brandenburg, C., Probstl-Haider U. City tourism pre- and post-covid-19 pandemic -Messages to take home for climate change adaptation and mitigation? // Journal of Outdoor Recreation and Tourism. 2020. Vol. 31. P. 100329. https://doi.org/10.1016/j.jort.2020.100329.
10. Schmocker J.D. Estimation of city tourism flows: challenges, new data and COVID // Transport reviews. 2020. Vol. 41. No. 2. P. 137-140. https://doi.org/10.1080/01441647.2020.1850221.
11. Лавров В.В. Тенденции развития туризма в Российской Федерации в условиях новой экономической реальности // Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 178-185. https://doi.org/10.24412/2307-5368-2022-1-2-178-185. EDN: GUKBNP.
12. Mirzekhanova Z.G. Interregional Interaction as a Strategic Basis for Tour-ism Recovery in the Far East // Geography and Natural Resources. 2022. Vol. 43. No. 2. Р. 119-125. https://doi.org/10.1134/S1875372822020081.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
>361
IN
4LJ
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)
2024;9(4):353-364 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)
13. Елисеев Д.О. Роль цифровых технологий в развитии рекреационно- туристского потенциала регионов России // Modern Economy Success. 2020. № 5. С. 182-189. EDN: AFECKB.
14. Морозов М.А., Морозова Н.С. Как современные технологии меняют сферу туризма и подход к организации бизнеса // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т. 14. № 2(89). С. 205-211. EDN: PIUFKD.
15. Оборин М.С. Цифровая трансформация туристического пространства: новые возможности // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т. 16. № 1. С. 157-164. https://doi.org/10.24412/1995-0411-2022-1-157-164. EDN: LJFEXM.
16. Мирзеханова З.Г. Особенности и перспективы развития туризма в приграничных городах Дальнего Востока (на примере Хабаровска) // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 1 (21). С. 49-51. EDN: OZETJX.
17. Мутавчи Е.П., Семенова Л.В. Городской туризм - драйвер экономики впечатлений // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2017. № 4. С. 4-12. EDN: YMTBTV.
18. Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А., Баль Н.В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Международный журнал: Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40(2). С. 254-262. EDN: WTSTRM.
19. Soldatenko D., Zentveld E., Morgan D. An examination of tourists' pre-trip motivational model using push-pull theory: Melbourne as a case study // International Journal of Tourism Cities. 2023. Vol. 9. No. 3. P. 572-597. https://doi.org/10.1108/IJTC-03-2023-0036.
References
1. Keller P. The Impact of Global Crises on Tourism. Vestnik RIAT. 2013;3:17-20. (In Russ.). EDN: TCRUZL.
2. Kozlova E.V., Solod T.V., Zav'yalov A.A. International tourism in the context of the global economic crisis: trends and development problems. Nauka i obrazovanie:xozyajstvo i e'konomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2019;(4):7-12. (In Russ.). EDN: ZDMXXV.
3. Loguntsova I.V. Touristic industry in the time of coronavirus pandemic: challenges and perspectives. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik = Public Administration. Electronic Bulletin. 2020;(80):49-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10063. EDN: FJWGBP.
4. Chkhotua I.Z., Muradov A.A. Tourism Development in Modern Conditions: Global and National Trends. Strategirovanie: teoriya i praktika = Strategizing: Theory and Practice. 2023;3(2):207-217. (In Russ.). https://doi. org/10.21603/2782-2435-2023-3-2-207-217. EDN: JSNDAW.
5. P.L.B., Tzu-Ling Chen. (С), Wickens E. Tourism industry resilience issues in urban areas during COVID-19. International journal of Tourism Cities. 2021;7(3):861-879. https://doi.org/10.1108/IJTC-12-2020-0289.
6. Koh E. The end of over-tourism? Opportunities in a post-Covid-19 world. International Journal of Tourism Cities. 2020;6(4):1015-1023. https://doi.org/10.1108/IJTC-04-2020-0080.
7. Kowalczyk-Aniot J., Grochowicz M., Pawlusinski R. How a tourism city responds to COVID-19: A CEE perspective (Kraków case study). Sustainability. 2021;13(14):7914. https://doi.org/10.3390/su131479141.
8. Mulyani A., Kurniadi D., Septiana Y., Wahyono T. Strategic Planning For The Implementation of Tourism Information System. International Journal of Scientific & Technology Research. 2020:9(2):4714-4717.
9. Jiricka-Pürrer A., Brandenburg C., Probstl-Haider U. City tourism pre-and post-covid-19 pandemic-messages to take home for climate change adaptation and mitigation? Journal of Outdoor Recreation and Tourism. 2020;31:100329. https://doi.org/10.1016/jjort.2020.100329.
10. Schmocker J.D. Estimation of city tourism flows: challenges, new data and COVID. Transport reviews.
-V.
362
Ш
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
Мирзеханова З.Г. Городской туризм: основные тренды посткризисного периода Mirzekhanova Z.G. Urban tourism: main trends in the post-crisis period
2020;41(2):137-140. https://doi.org/10.1080/01441647.2020.1850221.
11. Lavrov V.V. Tourism Development Trends in the Russian Federation in the Conditions of the new Economic Reality. Peterburgskij e'konomicheskij zhurnal = St. Petersburg Economic Journal. 2022;(1-2):178-185. https://doi. org/10.24412/2307-5368-2022-1-2-178-185. (In Russ.). EDN: GUKBNP.
12. Mirzekhanova Z.G. Interregional Interaction as a Strategic Basis for Tourism Recovery in the Far East. Geography and Natural Resources. 2022;43(2):119-125. https://doi.org/10.1134/S1875372822020081.
13. Eliseev D.O. Role of digital technologies in development of recreation and tourist potential of Russian regions. Modern Economy Success. 2020;(5):182-189. (In Russ.). EDN: AFECKB.
14. Morozov M.A., Morozova N.S. How modern technologies change tourism and the approach to business organization. Servis v Rossii i za rubezhom = Service in Russia and Abroad. 2020;14(2):205-211. (In Russ.). EDN: PIUFKD.
15. Oborin M.S. Digital transformation of the tourism space: the new features. Sovremenny'e problemy' servisa i turizma = Modern problems of service and tourism. 2022;16(1):157-164. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1995-0411-2022-1-157-164. EDN: LJFEXM.
16. Miszekxanova Z.G. Specifics and perspectives of tourism development in border cities of the Far East (Khabarovsk city as an example). Vestnik Natsional'noi akademii turizma = Bulletin of the National Academy of Tourism. 2012;(1):49-51. (In Russ.). EDN: OZETJX.
17. Mutavchi E.P., Semenova L.V. City tourism - driver of economics of impressions. Nauka i turizm: strategii vzaimodeistviya = Science and tourism: strategies for interaction. 2017;(4):4-12. (In Russ.). EDN: YMTBTV.
18. Serdyukova N.K., Serdyukov D.A., Bal N.V. Tourism and hospitality development trends in new reality. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya = International Journal of Natural and Human Sciences. 2022;40(2):254-262. (In Russ.). EDN: WTSTRM.
19. Soldatenko D., Zentveld E., Morgan D. An examination of tourists' pre-trip motivational model using push-pull theory: Melbourne as a case study. International Journal of Tourism Cities. 2023;9(3):572-597. https:// doi.org/10.1108/IJTC-03-2023-0036.
Информация об авторе
Мирзеханова Зоя Гавриловна,
д.г. н., профессор, главный научный сотрудник, лаборатория Оптимизации регионального природопользования, Институт водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН, 680021, Хабаровск, ул. Дикопольцева, 56, Россия,
Вклад автора
Автор выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение и подготовил рукопись к печати.
Information about the author
Zoya G. Mirzekhanova,
Dr. Sc. (Geography), Professor, Chief Researcher
of the Laboratory for Optimization
of Regional Nature Management,
Institute of Water and Environmental Problems,
Far Eastern Branch of the Russian Academy of
Sciences,
56 Dikopoltseva St.,Khabarovsk, 680021, Russia,
Contribution of the author
The author carried out research, made generalizations based on the obtained results and prepared the manuscript for publication.
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost
363
Nà:
IN
4L)
2024;9(4):353-364
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Информация о статье
Поступила в редакцию 30.10.2024. Одобрена после рецензирования 10.11.2024. Принята к публикации 20.12.2024.
Conflictof interests
The author declares no conflict of interests.
The author has read and approved the final version of this manuscript.
Information about the article
The article was submitted 30.10.2024. Approved after reviewing 10.11.2024 Accepted for publication 20.12.2024.
-V.
364
M
https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost