Научная статья на тему 'Мониторинг загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Бишкека Кыргызской Республики'

Мониторинг загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Бишкека Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кыргызская Республика / город Бишкек / атмосферный воздух / загрязняющие вещества / мониторинг / транспортные выбросы / Kyrgyz Republic / capital Bishkek / atmospheric air / pollutants / monitoring / transport emissions

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Глазунов Дмитрий Владимирович, Ордобаев Бейшенбек Сыдыкбекович, Сметанкин Ярослав Дмитриевич

Проведен анализ состояния качества атмосферного воздуха в столице Кыргызской Республики городе Бишкеке. Установлено, что существует проблема загрязнения, особенно в осенне-зимний период. Показано, что основными источниками выбросов в атмосферу являются предприятия теплоэнергетики, отопление в частном секторе и транспорт города. Выделены приоритетные загрязняющие вещества – это частицы размерами 2,5 и 10 мкм (PМ2,5 и PM10). Сделан вывод о необходимости развития современной системы мониторинга вредных веществ в атмосферном воздухе. Обсуждается методология проведения комплексных исследований с получением большого массива информации по приоритетным компонентам и источникам загрязнения. Приводится пример развития мониторинга воздуха в городской среде Бишкека. Обращено внимание, что в этом направлении в Кыргызско-Российском Славянском университете апробируется методика автоматического мониторинга атмосферного воздуха в городской среде и на ее магистралях. В частности, показано применение разработанного в университете программного обеспечения, которое дополняет возможности российской программы «Эколог» и может применяться в условиях любого региона Кыргызской Республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Глазунов Дмитрий Владимирович, Ордобаев Бейшенбек Сыдыкбекович, Сметанкин Ярослав Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of pollutants in air of Bishkek, Kyrgyz Republic

The air quality in the capital of the Kyrgyz Republic Bishkek was analyzed. The study established that there is a problem of pollution, especially in the autumn-winter period. It was shown that the main sources of emissions into the air are thermal power plants, heating in the private sector and urban transport. Priority pollutants have been identified – these are particles 2,5 and 10 microns (PM2,5 and PM10) in size. It was concluded that it is necessary to develop a modern system for monitoring harmful substances in the air. The methodology for conducting comprehensive studies to obtain a large amount of information on priority components and sources of pollution was discussed. Examples of the air monitoring in the urban environment of Bishkek were provided. The Kyrgyz-Russian Slavic University has been testing a technique for automatic monitoring of atmospheric air in the urban environment and on highways. The article discussed the use of software developed by the university. This software complements the capabilities of the Russian “Ecologist” program and can be used in any region of the Kyrgyz Republic

Текст научной работы на тему «Мониторинг загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Бишкека Кыргызской Республики»

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

' V '' XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 629.311:502.35

DOI:10.21285/2500-1582-2024-9-1-45-57 EDN:HXLQUV

Мониторинг загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Бишкека Кыргызской Республики

Д.В. Глазунов®, Б.С. Ордобаев, Я.Д. Сметанкин

Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация. Проведен анализ состояния качества атмосферного воздуха в столице Кыргызской Республики городе Бишкеке. Установлено, что существует проблема загрязнения, особенно в осенне-зимний период. Показано, что основными источниками выбросов в атмосферу являются предприятия теплоэнергетики, отопление в частном секторе и транспорт города. Выделены приоритетные загрязняющие вещества - это частицы размерами 2,5 и 10 мкм (РМ2,5 и PM10). Сделан вывод о необходимости развития современной системы мониторинга вредных веществ в атмосферном воздухе. Обсуждается методология проведения комплексных исследований с получением большого массива информации по приоритетным компонентам и источникам загрязнения. Приводится пример развития мониторинга воздуха в городской среде Бишкека. Обращено внимание, что в этом направлении в Кыргызско-Российском Славянском университете апробируется методика автоматического мониторинга атмосферного воздуха в городской среде и на ее магистралях. В частности, показано применение разработанного в университете программного обеспечения, которое дополняет возможности российской программы «Эколог» и может применяться в условиях любого региона Кыргызской Республики.

Ключевые слова: Кыргызская Республика, город Бишкек, атмосферный воздух, загрязняющие вещества, мониторинг, транспортные выбросы

Для цитирования: Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д. Мониторинг загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Бишкека Кыргызской Республики // XXI век. Техносферная безопасность. 2024. Т. 9. № 1. С. 45-57. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2024-9-1-45-57. EDN: HXLQUV.

ECOLOGY SAFETY

Original article

Monitoring of pollutants in air of Bishkek, Kyrgyz Republic

Dmitrii V. Glazunov®, Beishenbek S. Ordobaev, Yaroslav D. Smetankin

Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsin, Bishkek, Republic of Kyrgyzstan

Abstract. The air quality in the capital of the Kyrgyz Republic Bishkek was analyzed. The study established that there is a problem of pollution, especially in the autumn-winter period. It was shown that the main sources of emissions into the air are thermal power plants, heating in the private sector and urban transport. Priority pollutants have been identified - these are particles 2,5 and 10 microns (PM25 and PM10) in size. It was concluded that it is necessary to develop a modern system for monitoring harmful substances in the air. The methodology for conducting comprehensive studies to obtain a large amount of information on priority components and sources

© Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д., 2024

https://journals. istu. edu/technosfernaya_bezopastnost/

^45

A;

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

' V '' XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

of pollution was discussed. Examples of the air monitoring in the urban environment of Bishkek were provided. The Kyrgyz-Russian Slavic University has been testing a technique for automatic monitoring of atmospheric air in the urban environment and on highways. The article discussed the use of software developed by the university. This software complements the capabilities of the Russian "Ecologist" program and can be used in any region of the Kyrgyz Republic.

Keywords: Kyrgyz Republic, capital Bishkek, atmospheric air, pollutants, monitoring, transport emissions

For citation: Glazunov D.V., Ordobaev B.S., Smetankin Ya. D. Monitoring of pollutants in air of Bishkek, Kyrgyz Republic. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2024;9(1):45-57. (In Russ .). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2024-9-1-45-57. EDN: HXLQUV.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня актуальной экологической проблемой является развитие оперативного и эффективного мониторинга состояния атмосферного воздуха населенных мест, особенно в крупных городах [1-8]. В значительной степени это обусловлено тесной зависимостью заболевания населения от содержания вредных и канцерогенных соединений в воздушной среде [9-12].

В Бишкеке и других городах Кыргызской Республики (КР) существует проблема химического загрязнения атмосферного воздуха, которое часто сопровождается наличием смога, особенно в холодный период года. Установлено [13-16]1, что это связано преимущественно с выбросами от источников теплоэнергетики (ТЭЦ), индивидуального печного отопления и автотранспорта. Частичная замена дизельных маршрутных автобусов на новые большой вместимости, которые работают на газомоторном топливе, незначительно улучшила качество воздушной

1 Аналитический доклад. Анализ мониторинга качества воздуха в центральной Азии // СРО «Ассоциация практикующих экологов», ЕСОиМЮЫ.К7, Казахстан, 2023. 23 с. Режим доступа: https://ecounion.kz/wp-content/uploads/ 2023/03/%00%9Е%00%В1%00%ВО%00%ВЕ%00%В2%00%ВВ%00%В5%00%ВО%00%ВР%01%8В%00%В9-%00% В4%00%ВЕ%00%ВД%00%ВВ%00%В0%00%В4-%00%ВЕ%00%ВЕ-%00%ВД%00%В0%01%87%00%В5%01%81%0

1 %82%Р0%В2%Р 1 %83-%Р0%В2%00%ВЕ%00%В7%Р0%В4%01 %83%Р 1 %85%00%В0-%Р0%В2-%Р0%Д6%00%90-%00%90%Р0%9Е%00%ДР-2023^ (дата обращения: 21.01.2024).

2 Материалы Международного круглого стола «Смог в Бишкеке: будет ли город готов к зиме». Бишкек, 24 марта 2023 г. Режим доступа: http://mediaplov.asia/ru/news/13308-rasul-umbetaliev-na-dannyy-moment-my-ispolzuem-poryadka-lish-10-nashego-gidroenergeticheskogo-potenciala (дата обращения: 23.01.2024).

3 Материалы Международного круглого стола «Борьба со смогом: практические пути решения экологической проблемы». Бишкек, 25 апреля 2023 г. Режим доступа: http://mediaplov.asia/ru/news/13329-borba-so-smogom-prakticheskie-puti-resheniya-ekologicheskoy-problemy (дата обращения: 20.02.2024).

среды в летний период. Рейды контроля технического состояния всех типов транспортных средств не дали результатов по снижению токсичных выхлопов. Поэтому на Международных круглых столах «Борьба со смогом: практические пути решения экологической проблемы»2,3, которые проходили в Бишкеке в 2023 году, были поставлены задачи по оздоровлению атмосферы в столице КР. Среди них - интенсивное озеленение улиц и парков, увеличение выработки электрической энергии за счет введения малых гидроэлектростанций на водных артериях Чуйской области, перевод Биш-кекской ТЭЦ на природный газ, контроль сжигания мусора и отходов швейного производства в частном секторе и многое другое. Поставленные задачи требуют ресурсов и времени для разработки природоохранных мероприятий по защите здоровья населения города и объектов окружающей среды.

Целью работы было изучение и разработка системы (методики) мониторинга

-у.

46ля

ш

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д. Мониторинг загрязняющих веществ... Glazunov D.V., Ordobaev B.S., Smetankin Ya.D. Monitoring of pollutants in air of Bishkek...

химического загрязнения атмосферы города Бишкека и других регионов Кыргызской Республики.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Кыргызско-Российском Славянском университете им. Б.Н. Ельцина на протяжении многих лет проводятся работы по изучению влияния выбросов автомобильного транспорта на загрязнение атмосферного воздуха [17]. Вклад в развитие этих исследований внесло приобретение автомобиля «ГАЗельНекст», с помощью которого в Бишкеке была создана передвижная лаборатория по мониторингу состояния атмосферного воздуха и источников его загрязнения в реальном времени [18]. С начала 2023 года Министерство образования и

науки КР выделило грант на проведение данных работ. При этом были использованы результаты наблюдений загрязнения атмосферного воздуха по некоторым регионам КР и по городу Бишкеку4.

Расчет выбросов вредных веществ от автотранспорта на магистрали проведен по методике5 с помощью программного обеспечения «Магистраль-Город», которое входит в состав программы «Эколог» (Программа зарегистрирована на ГОУ ВПО КРСУ им. Б.Н. Ельцина, регистрационный номер: 60-01-1023).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рис. 1 приведен пример карты-схемы результатов мониторинга вредных веществ в атмосфере различных городов КР.

Рис. 1. Карта-схема загрязнения атмосферного воздуха на территории Кыргызской Республики Fig. 1. The map of air pollution in the Kyrgyz Republic

4 Загрязнение воздуха в Бишкеке. Онлайн. Режим доступа: https://www.iqair.com/ru/kyrgyzstan/bishkek (дата обращения: 23.01.2024).

5 Приказ Минприроды РФ № 804 от 27 ноября 2019 г. «Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха».

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

2024;9(1):45-57

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

Рис. 2. Карта-схема представления загрязнения атмосферного воздуха на территории Бишкека Fig. 2. The map of air pollution in В^Икека

На территории Бишкека (рис. 2) установлено несколько десятков датчиков, которые определяют вредные для здоровья населения частицы, чьи размеры составляют 2,5 и 10 мкм (РМ2,5 и РМ10) [19]. Выявление данных частиц происходит в Онлайн-режиме при изучении различных мест города с последующим нанесением результатов на карту-схему. Данные частицы имеют различный химический состав (сажа, оксиды и соли металлов). Следует отметить, что степень негативного влияния зависит от их размера. В организм человека они попадают при дыхании.

Мониторинг частиц РМ25 и РМ10 показывает загрязнение воздушной среды механическими микропримесями (мелкодисперсные вещества), которые могут находиться в атмосфере долгое время -до нескольких дней. Они токсичны и неустойчивы к метеорологическим параметрам. Источники их выделения и сравнительная

Рис. 3. Источники образования, сравнение микрочастиц РМ25 и PM10 и человеческого волоса [19]

Fig. 3. Sources of formation, comparison of PM25 and PM io microparticles and human hair [19]

оценка размера с другими объектами микромира приведены на рис. 3.

В составе используемой передвижной лаборатории имеется программное обеспечение «Эколог», которое позволяет опре-

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д. Мониторинг загрязняющих веществ... Glazunov D.V., Ordobaev B.S., Smetankin Ya.D. Monitoring of pollutants in air of Bishkek...

делить показатели загрязнения атмосферы вредными газами на местности изучаемого региона. В программу входит также программное обеспечение «Магистраль-Город», которое позволяет рассчитать нормируемые показатели загрязнения атмосферы, согласно Российским требованиям и стандартам5,6. На основании этих регламентов можно проводить расчет максимальных разовых и валовых значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта и других источников загрязнения, привязанных к определенному участку местности. После запуска программы вводятся данные заданного участка местности и выбирается отрезок проезжей части, который подлежит исследованиям (рис. 4).

Рис. 4. Пример выбора участка исследования в программе «Эколог»

Fig. 4. An example of selecting a study site in the "Ecologist" program

Выбрав необходимые данные по отрезку дороги, нужно определиться с типом транспортного средства, которое будет двигаться по заданному участку (рис. 5), и его техническими характеристиками.

Необходимо отметить, что с помощью рассматриваемой передвижной экологической лаборатории проведены замеры всех типов

^ Интенсивность движения ([29] Уч.29)

I ®

[ Состав автомобильного потока ]

I + is » |Щ|

Л I .

Группа Записать данные из участка во все отрезки | Средняя скорость потока, км/ч

авт./20 мин.

1П Легковые 172^3 50 «I

Автофургоны и микроавтобусы до 3.5 т 10 40

Грузовые от 3.5 т до 12 т 2 40

Автобусы свыше 3.5 т 1 40

Рис. 5. Выбор типа транспортного средства Fig. 5. Selection of a vehicle type

транспортных средств, эксплуатирующихся в КР. Были обработаны и составлены комплексные показатели отработавших газов автомобилей по маркам, году выпуска, техническому состоянию, виду используемого топлива и другим показателям. Эти данные используются в настоящее время при проведении текущих исследований как дополнение к работе программы «Эколог», а также могут быть использованы при дальнейшем комплексном анализе влияния каждого типа транспортного средства на состояние окружающей среды.

Информация о городе, участке магистрали, интенсивности движения и плотности транспортного потока определяется по результатам глобальной информационной системы. При выборе источника загрязнения (рис. 6) необходимо заранее указать его тип, который имеет свои особенности, например, загрязняющие вещества.

Для расчета выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в программе «Эколог» используют прогнозируемые данные об интенсивности и структуре транспортного потока, типе автомобиля, составе потока транспортных средств. После этого все расчетные данные авто-

5 ГОСТ Р 56162-2019 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах различной категории».

6 «Методика определение выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов». Санкт Петербург: НИИ Атмосфера, 2010.

https://journals. istu. edu/technosfernaya_bezopastnost/

^49

A;

2024;9(1):45-57

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

матически выводятся в таблицу, пример которой приведен на рис. 7.

Для более детального изучения закономерностей загрязнения атмосферного воздуха на кафедре Информационных технологий Кыргызско-Российского Славянского университета была разработана программа учета автоматического видеомониторинга Онлайн-замеров с одновременным внесением результатов в статистическую базу данных. Особенностью программы является перевод видеоформата внешних наблюдений измерительных приборов в цифровой вид.

Для контроля определенной территории на загрязнение атмосферы необходимо задать район исследования (рис. 8). Например, выберем восточную часть города, где расположена Бишкекская ТЭЦ. В программу вводятся параметры источника выбросов - высота и диаметр трубы, характеристики газопылевых потоков, а также метеорологические показатели, которые определяются здесь же с помощью передвижной лаборатории. После ввода всех данных выдается зона распределения загряз-

Группы автомобилей

Is)

ЧЛ»- Группы автомобилей Удельные выбросы

[ Группы автомобилей ]

+ 1 е Q 1

Номер 3 Название л.

1 Легковые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Автофургоны и микроавтобусы до 3.5 т

3 Грузовые от 3.5 т до 12 т

► 4 Грузовые свыше 12т |

5 Автобусы свыше 3.5 т =

W

[ Удельные выбросы загрязняющих веществ ]

jjf 1 & Ш 1=3

Код г Название Удельный выброс, г/км л-

► 0000 Взвешенные вещества 0.44 =

0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) 6

0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) 0.975 л

0330 Сера диоксид (Ангидрид сернист 0.039

0337 Углерод оксид 5.6

0410 Метан 0.14

0703 Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен) 7.3Е-7

1325 Формальдегид 0.008 Т

0 Сохранить 0 Отменить

Рис. 6. Выбор типа источника и параметров загрязнения

Fig. 6. Selection of a source type and pollution parameters

Рис. 7. Ввод базовых данных в программу «Эколог» Fig. 7. Entering basic data into the Ecologist program

50

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д. Мониторинг загрязняющих веществ... Glazunov D.V., Ordobaev B.S., Smetankin Ya.D. Monitoring of pollutants in air of Bishkek...

Карта городов Кыргызстана: F х | ^ Google Планета Земля x ^ Google Планета Земля x + ^ — О X

<r С Й earth.google.eom/web/@42.87161224,74.57628775,754.17516948a.28378.79209254d.B5y,-1.50130713h,0,30221888t,-Or 9 [i \0 ij % 13 i. :

■a & п п о в«^ ® в v в рус □

Рис. 8. Определение первичной зоны контроля загрязнения по карте 2ГИС в программе «Эколог» Fig. 8. Identification of the primary pollution control zone using the 2GIS map in the "Ecologist" program

Рис. 9. Зоны загрязнения атмосферного воздуха вблизи городской ТЭЦ с учетом метеоусловий Fig. 9. Zones of air pollution near the city thermal power plant taking into account weather conditions

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

„ XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

2024"9(1)"45-57

2024'9(1) 55' XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

Ifti Карта городов Кыргызстана: £ х ^ Google Планета Земля х ^ Google Планета Земля х + v — О X

<г С й earth.google.com/web/search/KPCy^npocneKT+4yü,+bniuKei^^ 9 ü # □ - :

Файл Вид Добавление Инструменты Справка

Q» КРСУ, проспект Чуй, Бишкек

Проекты на Диске

© V4 CD

ШЯШ}- I • ш*'г -: свЕ=кии

Это список текущих проектов. Вы можете создавать новые, открывать

сохраненные на Google Диске и импортировать файлы с компьютера.

л Локальные KML-файлы

Без названия

1 нояб. 2023 г.

-.Ж РйМгШжМШ

ШВВШШшГ.....

^кТаухйд.Намазкана^Л£гГ.

И Измерение в С Ь X

Чтобы измерить расстояние и площадь, отметьте на карте несколько точек.

ШтЩШШШ

Google о 100% Об этих изображениях с 20.04.2023

л О <Г Y Й

♦ Академия. МВД : -А .Кьфгызско^Респубпйн

щщ

sss

¿4pi»г(

Камера: 7 254 м 42'52.5847'N 74°38.3662'Е 755 м

Рис. 10. Карта-схема исследуемых восьми участков по проспекту Чуй в районе Бишкекской ТЭЦ Fig. 10. The map of eight areas along Chui Avenue in the area of the Bishkek Thermal Power Plant

нения (рис. 9), которая будет изменяться с учетом метеоусловий.

Для демонстрации контроля загрязнения атмосферы от выбросов транспортных средств в качестве примера можно указать на карте программы «Эколог» восемь участков по проспекту Чуй в районе ТЭЦ (рис. 10).

В работах [20-22] приведены результаты мониторинга показателей состояния атмосферы на придорожных магистралях города Бишкека с указанием алгоритма наблюдений, средств измерений и применения компьютерной программы. С учетом протяженности дороги, типа магистрали, периода года, количества холодных дней

Максимальные и валовые выбросы вредных веществ от транспортных средств на участке № 1 магистрали Чуй города Бишкек

Maximum and gross emissions of harmful substances from vehicles on section 1 of the Chui highway in Bishkek

Код Наименование Максимальный Валовой

вещества выброс, г/с выброс, т/год

0010 Взвешенные частицы РМ2.5 и менее 0,0520149 0,653080

0301 Азота диоксид (Азот (IV) оксид) 0,7414349 9,309172

0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) 0,1204948 1,512886

0330 Серадиоксид(Ангидридсернистый) 0,0053555 0,067241

0337 Углеродоксид 1,0216894 12,827940

0410 Метан 0,0196038 0,246137

0703 Бенз(а)пирен 0,00000009663 0,00000121320

1325 Формальдегид 0,0010615 0,013328

2704 Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод) 0,0596498 0,748940

2732 Керосин 0,1872610 2,351177

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д. Мониторинг загрязняющих веществ... Glazunov D.V., Ordobaev B.S., Smetankin Ya.D. Monitoring of pollutants in air of Bishkek...

и других параметров программы рассчитываются максимально разовые и валовые выбросы загрязняющих веществ. В таблице приведены результаты выбросов транспортного потока на одном из участков магистрали проспекта Чуй.

Получаемые результаты выбросов загрязняющих веществ применяются далее в программе «Эколог» для расчетов рассеивания загрязнения в пространстве от источника выделения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение состояния атмосферного воздуха в некоторых регионах КР с помощью передвижной экологической лаборатории

Кыргызско-Российского Славянского университета, автоматического мониторинга и программного обеспечения выявило проблему загрязнения атмосферы не только в городе Бишкеке, но и в Чуйской области, особенно в Аламудунском и Сокулукском районах. Совершенствование и апробация мониторинга с помощью передвижной лаборатории, программного обеспечения «Эколог» с дополнением программы «Магистра ль-Го род», передача информации в онлайн-режиме формируют оперативную и эффективную систему оценивания загрязнения атмосферного воздуха населенных мест для Бишкека и любого региона Кыргызской Республики.

Список источников

1. Karagulian F., Barbiere M., Kotsev A., Spinelle L., Gerboles M., Lagler F., et al. A. Review of the performance of low-cost sensors for air quality monitoring // Atmosphere (Basel). 2019. Vol. 10. No. 9. P. 506. https:// doi. org/10.3390/atmos10090506.

2. Pinder R.W., Klopp J.M., Kleiman G., Hagler G.S.W., Awe Y., Terry S. Opportunities and Challenges for Filling the Air Quality Data Gap in Low- and Middle-Income Countries // Atmospheric environment. 2019. Vol. 215. Р. 116794. https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2019.06.032.

3. Kristiani E., Lee C.F., Yang C.T., Huang C.Y., Tsan Y.T., Chan W.C. Air quality monitoring and analysis with dynamic training using deep learning // J. Supercomput. 2020. Vol. 77. P. 5586-5605. https://doi.org/10.1007/ s11227-020-03492-8.

4. Han W., Li Z., Guo J., Su T., Chen T., Wei J., Cribb M. The Urban-Rural Heterogeneity of Air Pollution in 35 Metropolitan Regions across China // Remote Sensing. 2020. Vol. 12. Iss. 14. P. 2320. https://doi.org/10.3390/rs12142320.

5. Stol T., Huertas M.E., Mendoza A. Assessment of air quality monitoring networks using an ensemble clustering method in the three major metropolitan areas of Mexico. Atmos // Pollut. Res. 2020. Vol. 11. Iss. 8. P. 1271-1280. https://doi.org/10.1016Zj.apr.2020.05.005.

6. El-Khoury C., Alameddine I., Zalzal J., El-Fadel M., Hatzopoulou M. Assessing the intra-urban variability of nitrogen oxides and ozone across a highly heterogeneous urban area // Environ Monit Assess. 2021. Vol. 193. No. 10. P. 657. https://doi.org/10.1007/s10661-021-09414-2.

7. Saw G.K., Dey S., Kaushal H., Lal K. Tracking NO2 emission from thermal power plants in North India using TROPOMI data // Atmospheric Environment. 2021. Vol. 259. P. 118514. https://doi.org/10.1016/j. atmosenv.2021.118514.

8. Beisenova R., Kuanyshevich B.Z., Turlybekova G., Yelikbayev B., Kakabayev A.A., Shamshedenova S., et al. Assessment of Atmospheric Air Quality in the Region of Central Kazakhstan and Astana // Atmosphere. Vol. 14. Iss. 11. P. 1601. https://doi.org/10.3390/atmos14111601.

9. Nhung N.T.T., Amini H., Schindler C., Joss M.K., Dien T.M., Probst-Hensch N., et al. Short-term association between ambient air pollution and pneumonia in children: a systematic review and meta-analysis of time-

https://journals. istu. edu/technosfernaya_bezopastnost/

,1т

кй/

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

' V '' XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

series and case-crossover studies // Environ. Pollut. 2017. Vol. 230. P. 1000-1008. https://doi.org/10.1016/j. envpol.2017.07.063. Epub 2017 July 25. PMID: 28763933.

10. Belykh L.I., Maksimova М.А. Thermal sources of low power and their caricena hazard to the atmosphere of the cities of the Irkutsk region // IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. Vol. 408. P. 012028. https://doi. org/10.1088/1755-1315/408/1/012028.

11. Ratajczak A., Badyda A., Czechowski P.O., Czarnecki A., Dubrawski M., Feleszko W. Air pollution increases the incidence of upper respiratory tract symptoms among polish children // J. Clin. Med. 2021. Vol.10. Iss. 10. P. 2150. https:// doi.org:10.3390/jcm10102150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Zhang J., Ren D., Cao X., Wang T., Geng X., Li X., et al. Ambient air pollutants and hospital visits for pneumonia: a case-crossover study in Qingdao, China // BMC Public Health. 2021. Vol. 21. No. 1. P. 66. https:// doi.org/10.1186/s12889-020-10065-0.

13. Боконбаев К.Дж., Дылдаев М.М. Экологические проблемы города Бишкек. Бишкек, 2008. 116 с. ISBN: 978-9967-416-87-1.

14. Dzushupov K.O., Buban J.M.A., Aidaraliev A.A., Ahmadi A., Chahal P., Ibrahim M., et al. Air pollution in Bishkek, Kyrgyzstan: Driving factors and state response // Public Health Chall. 2022. Vol. 1. Iss. 4. P. e22. https:// doi.org/10.1002/puh2.22.

15. Кудаяров К.А. Экологические проблемы г. Бишкек (Киргизия): загрязнение атмосферного воздуха // Экономические и социальные проблемы России. 2023. № 3(55). С. 129-139. https://doi.org/10.31249/ espr/2023.03.07. EDN: JDIUSR.

16. Глазунов Д.В., Кагарлыцкая М.А. Предпосылки лабораторных исследований экологической обстановки города Бишкек в свете постоянного ухудшения и загрязнения атмосферного воздуха // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2022. Т. 22. № 8. С. 60-63. https://doi. org/10.36979/1 694-500X-2022-22-8-60-63. EDN: DPQGQV.

17. Glazunov D. Actual proposals for improving the transport and road network of the Kyrgyz Republic // IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 2020. Vol. 832. P. 012076. https://doi.org/10.1088/1757-899X/832/1/012076.

18. Алсеитов М.Т., Дресвянников С.Ю., Мамцев А.Н. Создание передвижной лаборатории по мониторингу экологической безопасности и технического состояния объектов транспорта, транспортной инфраструктуры и промышленности // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2023. Т. 23. № 4. С. 41-51. https://doi.org/10.36979/1694-500X-2023-23-4-41-51. EDN: NLQPDD.

19. Бузин И.С. Микроскопическая угроза: частицы PM10 и PM25 // МГУЛАБ. Режим доступа: https://www. msulab.ru/knowledge/air/microscopic-threat-particles-pm10-and-pm2-5 (дата обращения: 20.12.2023).

20. Алсеитов М.Т., Дресвянников С.Ю., Сметанкин Я.Д. Результаты измерения состояния атмосферного воздуха на придорожных участках города Бишкек // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2023. Т. 23. № 4. С. 29-35. https://doi.org/10.36979/1694-500X-2023-23-4-29-35. EDN: MJBHAM.

21. Глазунов Д.В., Советбеков Б., Самылева А.А. Разработка методологии исследований экологической обстановки города Бишкека на базе передвижной экологической лаборатории // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2023. Т. 23. № 4. С. 36-40. https://doi.org/10.36979/1694 -500X-2023-23-4-36-40. EDN: XKNFFC.

22. Советбеков Б., Глазунов Д.В., Симачев А. Приведение в соответствие показателей экологической безопасности автомобильного транспорта требованиям технического регламента таможенного союза // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2023. Т. 23. № 4. С. 101-104. https://doi.org /10.36979/1694-500X-2023-23-4-101-104. EDN: CRWOPG.

-у.

54ля

ш

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д. Мониторинг загрязняющих веществ... Glazunov D.V., Ordobaev B.S., Smetankin Ya.D. Monitoring of pollutants in air of Bishkek...

References

1. Karagulian F., Barbiere M., Kotsev A., Spinelle L., Gerboles M., Lagler F., Redon N., Crunaire S., Borowiak A. Review of the performance of low-cost sensors for air quality monitoring. Atmosphere (Basel). 2019;10(9):506. https:// doi.org/10.3390/atmos10090506.

2. Pinder R.W., Klopp J.M., Kleiman G., Hagler G.S.W., Awe Y., Terry S. Opportunities and Challenges for Filling the Air Quality Data Gap in Low- and Middle-Income Countries. Atmospheric environment. 2019;215:116794. https://doi.org/10.10167j.atmosenv.2019.06.032.

3. Kristiani E., Lee C.F., Yang C.T., Huang C.Y., Tsan Y.T., Chan W.C. Air quality monitoring and analysis with dynamic training using deep learning. J. Supercomput. 2020;77:5586-5605. https://doi.org/10.1007/s11227-020-03492-8.

4. Han W., Li Z., Guo J., Su T., Chen T., Wei J., Cribb M. Urban-Rural Heterogeneity of Air Pollution in 35 Metropolitan Regions across China. Remote Sensing. 2020;12(14):2320. https://doi.org/10.3390/rs12142320.

5. Stolz T., Huertas, M.E., Mendoza, A. Assessment of air quality monitoring networks using an ensemble clustering method in the three major metropolitan areas of Mexico. Atmos. Pollut. Res. 2020;11(8):1271-1280. https://doi. org/10.1016/j.apr.2020.05.005.

6. El-Khoury C., Alameddine I., Zalzal J., El-Fadel M., Hatzopoulou M. Assessing the intra-urban variability of nitrogen oxides and ozone across a highly heterogeneous urban area. Environ MonitAssess. 2021;193(10): 657 https://doi.org/10.1007/s10661-021-09414-2.

7. Saw G.K., Dey S., Kaushal H., Lal K. Tracking NO2 emission from thermal power plants in North India using TROPOMI data. Atmospheric Environment. 2021;259:118514. https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2021.118514.

8. Beisenova R., Kuanyshevich B.Z., Turlybekova G., Yelikbayev B., Kakabayev A.A., Shamshedenova S., Nugmanov A. Assessment of Atmospheric Air Quality in the Region of Central Kazakhstan and Astana. Atmosphere. 2023;14(11):1601. https://doi.org/10.3390/atmos14111601.

9. Nhung N.T.T., Amini H., Schindler C., Joss M.K., Dien T.M., Probst-Hensch N., Perez L., Künzli N. Short-term association between ambient air pollution and pneumonia in children: a systematic review and meta-analysis of time-series and case-crossover studies. Environ. Pollut. 2017;230:1000-1008. https://doi.org/10.1016/j. envpol.2017.07.063. PMID: 28763933.

10. Belykh L.I., Maksimova М.А. Thermal sources of low power and their caricena hazard to the atmosphere of the cities of the Irkutsk region. IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 2020;408:012028. https://doi. org/10.1088/1755-1315/408/1/012028.

11. Ratajczak A., Badyda A., Czechowski P.O., Czarnecki A., Dubrawski M., Feleszko W. Air pollution increases the incidence of upper respiratory tract symptoms among polish children. J. Clin. Med. 2021;10(10):2150. https:// doi.org/1010.3390/jcm10102150.

12. Zhang J., Ren D., Cao X., Wang T., Geng X., Li X., Tang J., Leng S., Wang H., Zheng Y. Ambient air pollutants and hospital visits for pneumonia: a case-crossover study in Qingdao, China. BMC Public Health. 2021;21(1):66. https://doi.org/10.1186/s12889-020-10065-0.

13. Bokonbaev K.Dzh., Dyldaev M.M. Environmental problems of the city of Bishke.k Bishke; 2008. 116 р. ISBN 978-9967-416-87-1.

14. Dzushupov K.O., Buban J.M.A., Aidaraliev A.A., et al. Air pollution in Bishkek, Kyrgyzstan: Driving factors and state response. Public Health Chall. 2022;1(4):e22. https://doi.org/10.1002/puh2.22.

15. Kudayarov K.A. Environmental problems of Bishkek (Kyrgyzstan): air pollution. Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy Rossii = Economic and social problems of Russia. 2023;(3):129-139. (In Russ.). https://doi.or10.31249/ espr/2023.03.07. EDN: JDIUSR.

16. Glazunov D.V., Kagarlytskaya M.A. Prerequisites for laboratory studies of the environmental situation of

https://journals. istu. edu/technosfernaya_bezopastnost/

.Pr

kS/

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

' V '' XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

the city of Bishkek in the light of the constant deterioration and pollution of atmospheric air. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo Universiteta = VestnikKyrgyz-Russian Slavic University. 2022;22(8):60-63. (In Russ.). https:// doi.org/10.36979/1694-500X-2022-22-8-60-63. EDN: DPQGQV.

17. Glazunov D. Actual proposals for improving the transport and road network of the Kyrgyz Republic. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 2020;832:012076. https://doi.org/10.1088/1757-899X/832/1Z012076.

18. Alseitov M.T., Dresvyannikov S.Yu., Mamtsev A.N Creation of a mobile laboratory for monitoring environmental safety and technical condition of transport facilities, transport infrastructure and industry. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo Universiteta = Vestnik Kyrgyz-Russian Slavic University. 2023;23(4):41-51. (In Russ.). https://doi.org/10.36979/1694-500X-2023-23-4-41-51. EDN: NLQPDD.

19. Buzin I.S. Microscopic threat: PM10 and PM25 particles. MGULAB. Available: https://www.msulab.ru/ knowledge/air/microscopic-threat-particles-pm10-and-pm2-5 (accessed: 20.12.2023).

20. Alseitov M.T., Dresvyannikov S.Yu., Smetankin Ya.D. Results of measuring the state of atmospheric air at roadside areas in the city of Bishkek. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo Universiteta = Vestnik Kyrgyz-Russian Slavic University. 2023;23(4):29-35. (In Russ.). https://doi.org/10.36979/1694-500X-2023-23-4-29-35. EDN: MJBHAM.

21. Glazunov D.V., Sovetbekov B., Samyleva A.A. Development of a methodology for researching the environmental situation of the city of Bishkek on the basis of a mobile environmental laboratory. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo Universiteta = Vestnik Kyrgyz-Russian Slavic University. 2023;23(4):36-40. (In Russ.). https://doi.org /10.36979/1694-500X-2023-23-4-36-40. EDN: XKNFFC.

22. Sovetbekov B., Glazunov D.V., Simachev A. Bringing environmental safety indicators of road transport into compliance with the requirements of the technical regulations of the Customs Union. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo Universiteta = Vestnik Kyrgyz-Russian Slavic University. 2023;23(4):101-104. (In Russ.). https://doi.org/10.36979/1694-500X-2023-23-4-101-104. EDN: CRWOPG.

Информация об авторах

Глазунов Дмитрий Владимирович,

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина, 720065, г. Бишкек, ул. Киевская, 44, Кыргызская Республика, [email protected]

Ордобаев Бейшенбек Сыдыкбекович,

к.т.н., профессор,

заведующий кафедрой экологии и ЗЧС, Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина, 720065, г. Бишкек, ул. Киевская, 44, Кыргызская Республика, [email protected]

Information about the authors Dmitrii V. Glazunov,

Dr. Sci. (Eng.), Professor of the Department

of Automotive Transport,

Kyrgyz-Russian Slavic University

named after B.N. Yeltsin,

Republic of Kyrgyzstan,

44 Kievskaya St. 720065, Bishkek,

[email protected]

Beishenbek S. Ordobaev,

Cand. Sci. (Eng.), Professor of the Department

of Ecology and Environmental Protection,

Kyrgyz-Russian Slavic University

named after B.N. Yeltsin,

Republic of Kyrgyzstan,

44 Kievskaya St. 720065, Bishkek,

[email protected]

-V.

56ля

M

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

Глазунов Д.В., Ордобаев Б.С., Сметанкин Я.Д. Мониторинг загрязняющих веществ... Glazunov D.V., Ordobaev B.S., Smetankin Ya.D. Monitoring of pollutants in air of Bishkek...

Сметанкин Ярослав Дмитриевич,

иженер,

кафедра автомобильного транспорта, Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б.Н. Ельцина, 720065, г. Бишкек, ул. Киевская, 44, Кыргызская Республика, [email protected]

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Информация о статье

Поступила в редакцию 23.01.2024. Одобрена после рецензирования 15.02.2024. Принята к публикации 16.03.2024.

Yaroslav D. Smetankin,

engineer of the Department of Automotive Transport, Kyrgyz-Russian Slavic University named after B.N. Yeltsi, Republic of Kyrgyzstan, 44 Kievskaya St. 720065, Bishkek, [email protected]

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. Conflictof interests

The authors declare no conflict of interests.

All authors have read and approved the final manuscript.

Information about the article

The article was submitted 23.01.2024. Approved after reviewing 15.02.2024. Accepted for publication 16.03.2024.

https://journals.istu.edu/technosfernaya_bezopastnost/

^57

4L)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.