УДК 712.01
ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ. ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЕ ПРИЁМЫ КАК НОРМА ИХ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
М.Н.Гончаров1
Уральский государственный технический университет, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.
Раскрываются исторические этапы развития стилей на городских площадях Запада и современные архитектурно-ландшафтные характеристики открытых городских пространств. Даётся основное понятие городской площади и определение современной городской площади. Показаны основные архитектурно-ландшафтные приёмы, которые влияют на эстетику и функцию городских площадей. Приводятся примеры европейских городских площадей, которые сопоставляются с основными архитектурно-ландшафтными приёмами. Предлагаются основные направления совершенствования качества среды на городских площадях с помощью ландшафтного дизайна. Ил. 7. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: архитектура; искусствоведение; теория и история архитектуры; реставрация и реконструкция; историко-архитектурное наследие.
A TOWN SQUARE. BASIC STYLE DEVELOPMENT STAGES AND ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE
TECHNIQUES AS THE NORM OF THEIR AESTHETIC EXPRESSIVENESS
M.N.Goncharov
Ural State Technical University 19 Mir St., Ekaterinburg, 620002
The article uncovers historical stages of style development in town squares of the West and modern architectural and landscape characteristics of open town spaces. The author gives the main notion of the town square. He demonstrates basic architectural and landscape techniques influencing the aesthetics and the function of town squares. The author presents the examples of European town squares which are described and compared to the basic architectural and landscape techniques. The article also offers main directions to improve the environment quality in the town squares with the help of the landscape design. 7 figures. 8 sources.
Key words: architecture; art history; theory and history of architecture; restoration and reconstruction; historical and architectural heritage.
Комплексное благоустройство центральных городских площадей с использованием архитектурно-ландшафтных приемов формирует у жителей и гостей города его образные характеристики. Это значит, что качество городских открытых пространств (в дальнейшем - ОП) имеет определяющее значение для создания имиджа любого городского ОП.
Разнообразие форм площадей уже в глубокой древности было достаточно велико. Исторической родиной современной типологии площадей можно считать Рим, где изначально площадь решалась во взаимосвязи с другими, большими и маленькими, архитектурными постройками, с сетью дорог и т.д.
Первыми открытыми пространствами в городе, сформированными с использованием приёмов архитектурно-ландшафтной организации, были агоры2, форумы3, пешеходные улицы античной Греции (рис. 1) [4].
Греки умело использовали существующий рельеф под вертикальную планировку своих площадей - агор, почти не изменяя его при этом. Пространство агор членилось с помощью низких, протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. Греции свойственны живописные архитектурно-ландшафтные приёмы организации городских площадей - агор, стремление к гармонии с природной средой.
Римляне, в отличие от греков, подчёркивали эстетику геометрических прямолинейных форм и противопоставляли её живописности природного окружения.
Древний Рим зафиксировал новые архитектурно-художественные приемы организации пространства форумов. Появились четко организованные регулярные посадки растительности по периметру общественно-значимого пространства, новым композиционным приёмом стала доминантная постановка малой формы в геометрический центр площади (рис. 2).
1 Гончаров Михаил Николаевич, старший преподаватель кафедры культурологии и дизайна, тел.: (3433)759324, e-mail: [email protected]
Goncharov Mihail Nikolaevich, a senior lecturer of the Chair of Theory of Culture and Design, tel.: (3433)759324 , e-mail: [email protected]
2Агоры - прототипы городской площади.
3Форумы - прототипы торговых площадей.
Рис. 1. Агора в Афинах (а) и римский форум (б)
Иные архитектурно-ландшафтные приёмы формировали городскую площадь в городах средневековья.
«Идеальный город» средневековья Западной Европы складывался из чёткой и связной системы от-
крытых пространств - улиц и площадей. Средневековые городские образования отражали идею «небесного города», «небесного Иерусалима», города - символа вселенной. Эта идея определяла не систему форм, но систему значений, которой наделялся реальный
О 50 100 200 300 и _— ■ 1 —
Рис. 2. Дворцовая площадь в Ленинграде (1968 г.)
город, безразличная к деталям идея направляла расположение элементов-символов. Это содержание в той или иной мере проецировалось на любые элементы городского организма.
Планировка площадей средневековых городов, как и города в целом, имела стихийный характер развития, явившийся следствием сложившегося уклада жизни. В городе возникали улицы и дороги повышенной криволинейности, запутанности, образовывалось множество тупиков, кварталов неправильной формы. Пересечения улиц и дорог усложнялись, и количество входящих и выходящих лучей в одном узле могло достигать от пяти до двенадцати (площадь Звезды в Париже). Отсутствие прямых, четких улиц приводило к изолированности и камерности площадных пространств, а восприятие общественных зданий и сооружений осуществлялось с далёких перспектив, так как внутригородское восприятие их носило ограниченный, фрагментарный характер. Во вновь организуемых поселениях средневековые площади имели форму линзовидных пространств с одновременно развитыми торговыми, гражданскими, религиозными функциями. Площади получили неправильное формообразование, явившееся следствием беспорядочного развития планировочного и транспортного каркасов. Дальнейшее развитие общественных пространств привело к обособлению отдельных функций и выделению под них самостоятельных территорий.
В период средневековья композиционные приёмы организации площадных пространств дополнились новыми решениями, отражающими специфику рельефа местности или степень значимости площади в структуре города.
Городские площади в древнерусских городах, в отличие от западноевропейских, не были сложны по конфигурации (Соборная площадь в Кремле), формировались целенаправленно перед общественно значимыми зданиями, сооружениями. Включение в озеленение площадей природных элементов, насаждений внутренних садов окружающей застройки было обязательным условием формирования градостроительной структуры древнерусского города.
Главные архитектурно-художественные акценты создавались в согласованном единстве средств зодчества, скульптуры, живописи, декоративного искусства. Все они участвовали в организации пространства городских площадей, добавляя к ним нечто свое в воплощении идейно-образного содержания. Уместность результатов художественной деятельности в любой ситуации проверялась соответствием символического значения смысловому контексту, в который она вводилась. Это справедливо для всей художественной культуры средневековья.
XV век был временем разработки отдельных локальных площадей в городе. Площади сохраняли свой неправильный средневековый план, но приобретали организующее их фигурное мощение, образующее крупные квадраты. К таким площадям относятся площади Синьории во Флоренции, площадь собора Святого Петра в Ватикане (рис. 3), площадь Сан-Марко в Венеции (рис. 4) и многие другие.
Рис. 3. Площадь Св. Петра в Ватикане
Рис. 4. Площадь Сан-Марко в Венеции
В конце XV века на площадях вновь появляются памятники. Скульптура отходит от стен зданий, где она размещалась в средневековье, но ещё не выходит в центр площадей.
К архитектурно-ландшафтному принципу, характерному для эпохи Ренессанса, можно отнести формирование площади как места для исключительных действий. Здесь преобладали приемы инсценировки, построения театральной кулисы, декорации, авансцены. Возникали «коллажи», где целое определялось соприкосновением и наложением как бы разных текстур, рождавших специфические эффекты. Развитие городского «коллажа» стало обычной тактикой обновления сложившихся городов.
Утверждение единства формирования архитектурно-художественного окружения, распространяемого на весь город, стало стержнем художественных
программ барокко (XVI век ознаменован проектированием и строительством площадей и улиц, образовывавших целые системы открытых пространств города).
Пространство площади как никогда раньше формировалось как сцена для зрелищ, помогающих манипулировать сознанием масс и укреплять престиж политической и религиозной власти.
В эпоху барокко не просто художественно обыг-рывались рельеф и вода, но и использовалась сложная комбинация различных сочетаний их с малыми формами и архитектурой, которые сами по себе были произведениями искусства. Другие приёмы архитектурно-ландшафтной организации городской площади и прилегающих открытых пространств, такие как визуальное раскрытие на доминанту, плановость, осевое построение и т.д., с одной стороны, усложнялись сами по себе, с другой - использовались в различных сложных комбинациях.
В замысел организации площади входила идея движения, воплощаясь в динамичность композиций и драматичные смены пространственных впечатлений вдоль осей, направлявших перемещение зрителя. Она была выразительна и целостна лишь там, где формировала «действо», работала на функцию представительства или создание обстановки праздника.
Приемы архитектурно-ландшафтной организации площади получили новую форму и новый пространственный масштаб величин. Площади эпохи барокко создавались достаточно долго на основе проекта, что стало существенным отличием от более раннего, средневекового подхода, открытого для развития и чутко реагировавшего на изменения ситуации.
Площадь, вместе с дворцом и храмом, определяла кульминацию городской системы барокко. Связями между площадями, главными узлами города, служили прямые и широкие улицы, застроенные «под один карниз», работающие на выявление перспективы. Каждую такую улицу стремились завершить площадью, зданием или монументом. Площадь, здание, мону-
мент - это ориентир, к которому направлены движение и внимание, что придавало смысловое значение локальной композиции. Сеть ориентиров придавала смысловое значение системе города.
Площади эпох Ренессанса и барокко отличались гармонией пропорционирования и формообразования элементов. Восприятие пространств рассчитывалось на определённый сценарий движения. Усиление или ослабление восприятия площади осуществлялось за счёт использования эллипсовидных, трапециевидных и производных от них пластических форм в планировочных и пространственных решениях.
Активно развивались в этот период традиции цветоводства, топиарного искусства - специальной декоративной обработки кустарников и вьющихся растений - трельяжи, стриженые боскеты и т.д. Всё это активно применялось в скверах при площадях. Эстетика регулярно распланированных обширных пространств легла в основу многих композиций этого времени.
Геометрически правильные площади с конными монументами в центре и с фигурным мощением, появившиеся в XVI и XVII веках, служили примером для создания аналогичных композиций во многих городах мира на протяжении всего XVIII и даже XIX веков. Эстетика регулярно распланированных обширных пространств легла в основу многих композиций этого времени. Выразительными примерами таких композиций стали площади Вогезов и Вандомская (архитектор Жюль Ардуэн Мансар) в Париже, сооружённые в конце XVII века (рис. 5).
Самая крупномасштабная реализация идей классицизма - это строительство Петербурга и перепланировка в конце XIX - начале XX века множества больших и малых городов России. Архитектурно-ландшафтные приемы отличались регулярностью, подчиненной ясно сформулированным правилам.
Городские площади, скверы, бульвары получили регулярные, геометризированные планы. Пейзажные композиции оставались характерными преимущественно для садово-паркового искусства эпохи класси-
а) б)
Рис. 5. Площади Вогезов (а) и Вандомская (б) во Франции
цизма. Искусство формирования городских открытых пространств было развито в России в XVIII - XIX веках очень высоко. Планировка улиц и площадей Петербурга вошла во все учебники по архитектуре.
Культуру XIX века отличали зрительные образы. Мир представал мозаичным, как бы распавшимся на объекты и явления, не зависящие одно от другого и от целостностей, в которые они включены. Такое восприятие снимало самую проблему единства приемов и форм. Город виделся как конгломерат разнородного и несопоставимого.
Во второй половине XIX столетия на окружающий мир проецировалась внутренняя противоречивость. Зыбкими, неопределенными стали критерии ценности. Лучшее стало трудно отличить от худшего. Техника стала восприниматься не только образцом формообразования. Ее могущество казалось основанием для того, чтобы распространить рационально-утилитарное отношение на весь мир вообще. Возникала убежденность, что любые проблемы могут быть решены рассудочными методами инженерии. Сциентизм и техницизм стали подчинять себе мировосприятие. С ассимиляцией художническим сознанием достижений техники связывался новый вариант жизнестроительных концепций.
Комплексное формирование среды могло бы достигнуть органичного сплава средств выразительности, присущих архитектуре, живописи, скульптурной пластике, декоративному искусству. Более того - выйдя за пределы сложившейся морфологии искусств, оно могло бы вобрать в себя элементы сценографии с тем, чтобы управлять подвижным, меняющимся взаимодействием искусственной среды и живой природы, зелени. Оно могло бы соединить в целостности замысла оболочку жизни и самую жизнь.
Стиль был необходимым опосредующим звеном между идеалом и его конкретными реализациями. В наше время объективной реальностью стала мно-
жественность равноправных культурных стереотипов. В актуальную культуру оказались вовлечены широкий спектр культурных достижений прошлого и многообразные традиции. Отсюда - потребность в более глубокой дифференциации художественной системы, чем та, которая была возможна в пределах «больших стилей».
Если использовать термин «стиль», то одним из ориентиров для выработки принципов единства предметно-пространственного окружения мог бы служить аналог локального стиля, стиля места - как «московский стиль» или «ленинградский стиль». Стиль - категория не формальная, но формально-содержательная. Согласно новым трактовкам художественных систем относительно благоустройства ОП, единство архитектурно-ландшафтных приёмов должно складываться не только на формальной, но и на содержательной основе.
Городская площадь в средние и ранние века (тогда ещё агоры и форумы) была не просто местом сбора людей, а пространством, где процветала торговля, текли новости и сплетни, решались важные проблемы4. Прошли десятилетия. Произведения искусства с городских площадей уже перекочевали в клетки музеев, точно также с открытых рыночных площадей исчезает живописная суета народных празднеств и многое другое.
Образ жизни древних был более благоприятным для художественно совершенного градостроительства, чем современная математически определённая жизнь, в которой человек сам становится буквально машиной. В качестве компенсации на смену «математически определённой жизни» приходит ландшафтный дизайн. Возрождаются также основные традиции народных празднеств, карнавалов и театрализованных представлений, подкреплённых современными новаторскими приёмами.
Сегодня современная Европейская городская
Участки с более динамичным характером
Рис. 6. Площадь Бобур во Франции
площадь - это не просто неотъемлемая часть градостроительного пространства, но и норма выразительности в современном мире с учётом архитектурно-ландшафтных приёмов. Ландшафтный дизайн сегодня обретает особую роль в художественном оформлении существующих озеленённых фрагментов поверхности центральных городских площадей.
Рассматривая средства построения внутреннего пространства центральных городских площадей, можно вывести три составляющих: рельеф, вода и зелёные насаждения, к которым можно отнести цветники, зелёные скульптуры, вазоны, газоны и т.д.
При организации внутриоткрытого пространства центральных городских площадей с целью улучшения их качества, из всех средств архитектурно-ландшафтных приёмов5 можно выделить три основных архитектурно-ландшафтных приёма как норму для их эстетической выразительности.
1-ый приём - композиционный - основывается на применении композиционных структур: «классической», «универсальной», «гибкой» и «супрематической». Это даёт возможность использовать систему озеленения пространства в качестве структурного компонента одной из них. Размещение цветников и кустарников, например, происходит по основным композиционным осям, это наиболее ярко подчёркивает конфигурацию, масштаб ОП городской площади, формирует её силуэт и усиливает главные акценты. Кроме того, это создаёт образную цветовую среду.
2-ой приём - основан на использовании геометрических элементов, когда природные составляющие используют строгую геометрическую форму (пирамидальную, кубическую, центрическую ...). В работе В.А. Нефёдова говорится о необходимости использования динамической конфигурации растительного материа-
ла,6 так как контуры растительности создают эффект движения в пространстве и обладают множеством точек выгодного визуального восприятия.
3-ий приём - приём динамичного сдвига, когда ландшафтные компоненты располагаются по разным динамическим направлениям, создавая вариативную систему точек восприятия и моделируя динамику движения. При этом они могут контрастировать с основными путями движения в пространстве городской площади.
Эти три наиболее важных архитектурно-ландшафтных приёма активно используются сегодня на основных европейских площадях.
Пример улучшения качества среды городской площади - площадь Бобур в Париже. Центр композиции площади достигается за счёт искусственного перепада рельефа и выполняет роль условной границы участка с преимущественно спокойным характером пребывания пешеходов (кафе, места для отдыха), оставляя за своими пределами участки с более динамическим характером (пешеходные зоны, киоски, автостоянки). Новое состояние пространства - устойчивое состояние природных компонентов - обеспечивается за счет их рационального размещения в конфигурации площади (рис. 6).
Другой пример - площадь Натана Филипса в Торонто (Канада). Здесь основные транзитные потоки пешеходов направляются вокруг искусственного пруда и зелёных участков. Причём рисунок декоративного мощения с тональным акцентированием трассы основного движения посетителей через прямоугольный контур площади отчётливо выявляет динамический характер использования этой части площади. Освещение на площади грамотно «упаковано» и несёт чисто декоративно-функциональный характер, а компози-
Условные обозначения: Основные транзитные потоки
Рис. 7. Площадь Натана Филипса в Торонто (Канада)
Зитте К. Художественные основы градостроительства. М.: Стройиздат, 1993. 154 с.
5Архитектурно-ландшафтные приёмы - это комплекс мер, направленных на оптимизацию использования и повышения качества ОП города (площади), осуществляемого на основе определённых принципов и методов. 6Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб., 2002. 74 с.
ционная связь декоративного фонтана и здания муниципалитета задаёт мощную динамику (рис. 7).
Эти примеры не только соответствуют трём основным архитектурно-ландшафтным приёмам, но и попадают под основные рекомендации современных исследователей по направлениям совершенствования качеств городской среды.
Во-первых, это разделение пространств с контрастными функциями (транспортные и пешеходные пространства, транзитные пешеходные пути и др.).
Во-вторых, разграничение пространств с различным характером пребывания человека (отдых и движение, обслуживание и движение и др.).
В-третьих, обозначение границ пространств с определённой функцией (паркинг, отдых, рекреация и обслуживание).
В-четвертых, фиксирование мест «островной» рекреации в транзитном пространстве.
И, наконец, в-пятых, заполнение функциональных пауз в транзитном городском пространстве.
Использование ландшафтного дизайна становится всё более связанным с планомерным улучшением экологических и эстетических качеств ОП городских площадей.
Рассмотренный исторический опыт планировки центральных городских площадей может стать определённым ориентиром для пересмотра существующих подходов по их формированию.
Взгляд на практику европейских стран и России даёт достаточно оснований утверждать, что конфликт между технологией и природой в большинстве случаев уступил место разумному компромиссу. Технологические достижения используются для возвращения динамического равновесия между искусственными и естественными компонентами городского ландшафта
на открытых городских пространствах.
Архитектурно-ландшафтные приёмы и их композиционно-планировочная организация всегда влияют на оценку качества среды городских площадей. Их композиционно-планировочная организация также необходима для выработки системы устойчивых7 параметров дальнейшего качественного развития городской среды уже на сегодняшних современных площадях.
Библиографический список
1. Белоусов В.Н. Оздоровление городской среды - важнейшая градостроительная задача. М.: Знание, 1977. 62 с.
2. Зитте К. Художественные основы градостроительства. М.: Стройиздат, 1993. 225 с.
3. Лукьянин В, Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 220-221 с.
4. Ожегов С.С. Ландшафтная архитектура и история стилей. М.: Оникс, 2009.
5. Нефёдов В. Поверхность земли в новом качестве // Арх-ра. Строительство. Дизайн. 2006. № 5. С. 46-49.
6. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб., 2002. 295 с.
7. Большаков А. Ландшафтный ресурс устойчивого развития территории в градостроительстве // Арх-ра, строительство, дизайн. 2002. № 1.
8. Боде Б. Столичный центр. Основные положения его развития // Арх-ра и стр-во Москвы. 1987. № 6.
7Понятие «устойчивость» применимо к описанию состояний городских площадей с учётом признания в их среде постоянно происходящих изменений, в ходе которых наиболее динамичные компоненты природной среды (рельеф, вода и зелёные насаждения) многократно с учётом времени трансформируются.
УДК 621.18
РАЗРАБОТКА СИСТЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ С ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ СТАНЦИЯМИ
Д.С.Калинин1, В.Д.Калинин2, Р.В.Романов3
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Обоснована необходимость комплексного подхода к созданию энерготехнологий, в основе которых закладывается возможность получения из твердых топлив углеродных и строительных материалов, а также выработки тепловой и электрической энергии. Предложено создание энерготехнологических станций с высокими экономическими и экологическими показателями и замкнутой системой водопользования. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: теплоснабжение; водопользование; сорбция; энерготехнологические станции; устойчивое развитие.
1Калинин Дмитрий Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры теплоэнергетики, тел.: 89501447044, e-mail: [email protected]
Kalinin Dmitriy Sergeevich, a candidate of technical sciences, an associate professor of the Chair of Power Engineering, tel.:
89501447044, e-mail: [email protected]
2Калинин Вадим Дмитриевич, аспирант, тел.: 89501447244.
Kalinin Vadim Dmitrievich, a postgraduate of the Chair of Power Engineering, tel.: 89501447244.
3Романов Роман Викторович, аспирант, тел.: 89501140743, e-mail: [email protected]
Romanov Roman Victorovich, a postgraduate of the Chair of Power Engineering, tel.: 89501140743, e-mail: [email protected]