УДК 712:502.3 + 502.33
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
О.В. Давыдова
Рассмотрено ландшафтное проектирование как важная архитектурная и градостроительная задача. Показана необходимость интеграции ландшафтного проектирования в курс архитектурного проектирования. Проведен системный анализ использования в практических работах и курсовых проектах наследия ландшафтного проектирования, ландшафтного дизайна с точки зрения композиционной организации пространства, зонирования, рационального функционального назначения, национальных особенностей, символики и эмоционального восприятия, как положительного, так и отрицательного, конструктивных особенностей и использования разнообразных материалов.
Ключевые слова: ландшафтное проектирование и дизайн, исторические стили национальных ландшафтов, критерии формирования архитектурной композиции
Ландшафтное проектирование - важная архитектурная и градостроительная задача, включающая комплекс мероприятий по озеленению и благоустройству как открытых, так и закрытых пространств. К ним относятся улицы и площади; малые рекреационные территории (скверы, бульвары, набережные, пешеходные улицы); парки различного назначения; жилые территории с разнообразными рекреационными и хозяйственными площадками (детские, для отдыха взрослых, спортивные и др.), а также интерьеры различных в функциональном отношении помещений. Во всех этих объектах осуществляется задача включения природной среды в формирование того или иного пространства и детальная проработка элементов искусственного ландшафта.
Исследованию визуальной среды естественной и искусственной, поискам архитектурных способов создания искусственной среды, позволяющей сохранить существующую естественную, посвятили свои труды Л.В. Анисимова, Е.Ю. Коло-бовкий, М.А. Рогожникова, К.Л. Рыбалко и другие исследователи архитекторы; проблемы культурного ландшафта в жилой среде города (Т.А. Смолин-ская, Е.В. Волочкова и др.); символика архитектурных форм и природного ландшафта рассмотрена в работах Ю.И. Курбатова, О.В. Вовк, О.В. Давыдовой и др.; социально-экологические аспекты проектирования городского ландшафта (Л.В. Ани-симова и др.)
Объектом данного исследования стала визуальная среда архитектурных сооружений, а предметом исследования - возможности дисциплины «Основы архитектурного проектирования» в решении проблем ландшафтного проектирования. Цель статьи - определение последовательности введения в курс дисциплины «Основы архитектурного проектирования» элементов, связанных с ландшафтным проектированием.
Архитектору-градостроителю необходимы знания, умения и навыки проектной деятельности, прогнозирования, экономического и гуманитарного характера, получаемые в процессе выполнения реаль-
ных проектов, ориентированных на пожелание заказчика, изучение потребительского рынка и рынка новых технологий и материалов. Учебные проекты, направленные на решение ландшафтных проблем, ориентируются на абстрактного заказчика, на усредненные психологические, экологические, эстетические, технические и экономические факторы.
Таким образом, возникают противоречия:
• между потребностью получения комплекса традиционных и постоянно обновляющихся знаний по ландшафтному проектированию и ограниченностью учебного времени;
• необходимостью творческого развития студентов в процессе выполнения проектов, ориентированных на пожелания заказчика, психологические, экологические, эстетические, технические и экономические факторы, и отсутствием определенной стабильности в этом направлении.
В качестве гипотезы исследования и одним из способов решения выявленных противоречий является включение изучения элементов ландшафтного проектирования в курс архитектурного проектирования таких дисциплин как «Основы архитектурного проектирования», «Архитектурное проектирование (I уровень), «Композиционное моделирование» начиная с 1 курса обучения на Архитектурном факультете ЮУрГУ.
Специфика ландшафтного проектирования заключается в том, что основными средствами создания композиции являются природные элементы - растительность, рельеф, вода, зоофауна, а также искусственные (антропогенные) - малые архитектурные формы, декоративная скульптура, визуальные коммуникации, водные устройства, декоративное покрытие, и т. д., используя которые, проектировщик решает различные проблемы, в том числе эмоционального и физического здоровья человека [3].
Первокурсники, начиная с первых курсовых проектов дисциплины «Основы архитектурного проектирования», используют природные элементы как антураж и стаффаж для решения эмоциональных и композиционных приемов в создании
Давыдова О.В.
Ландшафтное проектирование в обучении архитектурному проектированию
единого целостного и пространственного образа природы и памятников архитектуры.
Затем при изучении дисциплин «Архитектурное проектирование» (I уровень) и «Композиционное моделирование» студенты начинают использовать в практических работах и курсовых проектах наследие ландшафтного проектирования, ландшафтного дизайна, которое поистине неисчерпаемо. Каждая эпоха, каждая страна оставила и продолжает умножать число произведений ландшафтного зодчества, олицетворяющего непрерывную и живую связь человека с окружающей его природной средой. Анализируя исторический опыт ландшафтного проектирования, студенты решают проблемы систематизации знаний композиционной организации пространства, зонирования, рационального функционального назначения, национальных особенностей, символики и эмоционального восприятия, как положительного, так и отрицательного, конструктивных особенностей и использования разнообразных материалов.
Основными критериями формирования архитектурной композиции, как указывается в ряде теоретических исследований [1-3], в том числе и объектов ландшафта, являются художественная выразительность, композиционная целостность и стилевое единство, выражающиеся в масштабе пространства и его элементов, применении контраста, нюанса, метра, ритма, пропорционирова-нии, общем идейно-художественном замысле, тек-тоничности конструктивных элементов, единстве применяемых материалов, стиля планировки, выявлении композиционного центра, главных и второстепенных осей и акцентов.
Элементы ландшафтного дизайна могут быть использованы студентами не только как антураж, но и как самостоятельные композиционные группы и элементы пейзажного и/ или регулярного стилей.
Любые варианты композиционно-зрительной организации средовых форм выполняют три эстетически ориентированные функции: заинтересовать, обратить набор отдельных частей в целое, выявить в этом целом эмоционально-чувственное содержание, близкое наблюдателю. Главное в композиции функционального процесса - такая его организация во времени и пространстве, которая по возможности исключит негативное воздействие функции на состояние человека, потребляющего среду, усилит положительное впечатление.
Также важно, начиная с первых проектов, обращать внимание студентов на исторические особенности ландшафтов [1].
Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций с четкими композиционно-планировочными канонами (регулярный план, осевое построение композиции, симметрия, формирование замкнутой композиции, применение аллейных и рядовых посадок, использование экзо-тов в ассортименте древесных растений, использование ритма как композиционного приема, наличие водоемов как главной части сада).
В планировке архитектурных комплексов и садов Двуречья характерно развитие композиции не по продольной оси, а поперечное развертывание пространства, террасирование и органичное включение сада в регулярную сетку плана города. Идея создания садов на террасах, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и в России («верховые» сады московского Кремля). Этот прием садового устройства в измененных формах дошел и до наших дней в виде садов на крышах.
Потребность в гармонизации окружающей среды с использованием средств ландшафтного дизайна особенно проявилась в античный период. Любой античный сад считался прежде всего местом почитания и присутствия богов и был насыщен статуями, священными постройками, алтарями.
В средние века формирование ландшафтных объектов в большей степени было подчинено утилитарным требованиям. Именно в это время появились аптекарские огороды и осуществлялось выращивание плодовых культур и винограда, лекарственных цветов и др.
Несколько иными в этот период были эстетические идеалы Востока, воплощающие триединство неба, земли, человека в садах, как бы вбирающих в себя необъятность и безбрежность мира природы. Художественная задача сада - показать природу, не тронутую человеком. Сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека.
Садово-парковое искусство на территории расселения праславянских племен известно с V века до н. э. (сады в Нижнем Приднепровье из воспоминаний Геродота, в Киеве - летописец Нестор, московские сады - описания в «Домострое»). Древнерусские сады носили утилитарный характер: плодовые деревья и огороды, лекарственные растения, пруд для полива и разведения рыбы.
В XVII веке развиваются и декоративные увеселительные сады. Такие сады разбивались при царских дворцах в Коломенском и Измайлове (с лабиринтом, зверинцем, ботаническим садом), в Кремле существовали Нижний и Верхний Набережные сады, лежавшие на искусственных террасах («висячие» или «верховые» кремлевские сады).
В начале ХУГП века в России создаются первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге (регулярный стиль), где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. Известно, что в петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец, оранжерея с экзотическими цветами, водоем, выложенный плиткой, в центре водоема был грот, из которого бил фонтан. Подбор тематики ми-
2014, том 14, № 3
55
Научно-методический раздел
фологических статуй - образов античных богов и героев - иносказательно передавал идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра I. Украшением Летнего сада со стороны Невы является и всемирно известная решетка, выполненная в 1784 году по проекту Ю. Фельтена - строгая, стройная, с позолоченными орнаментальными украшениями и гранитными колоннами.
С XVIII века возникают русские усадьбы и загородные дворцы знати. Дворец делил обширное пространство сада на две части, террасами спускавшиеся к морскому заливу: верхний регулярный и нижний ландшафтный. Часто парк переходил в лес. Пейзаж строился из рыбных прудов, плодовых садов, погребов с беседками над ними. Из земли, полученной после рытья прудов, насыпались целые горы, называемые Сионом или Парнасом.
Таким образом, изучая памятники архитектуры с древних времен и до XIX века в процессе выполнения курсовых проектов дисциплины «Основы архитектурного проектирования», студенты работают над созданием целостной композиции визуальной среды, естественной и искусственной.
Выводы
Интеграция ландшафтного проектирования в курс архитектурного проектирования на Архитек-
турном факультете ЮУрГУ позволит студентам, начиная с первого курса, принять участие в решении актуальных вопросов современной архитектуры, в том числе вопросы:
• отношения к городу как второй природе, создаваемой человеком;
• формирования средствами архитектуры среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и сохранения природы, создания красивого и удобного города, насыщенного высокохудожественными ансамблями микрорайонов, улиц, площадей, планировки уличной сети города с наилучшим использованием декоративных особенностей рельефа, зеленых наслаждений, водоемов и т. п.
Литература
1. Курбатов, В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира / В.Я. Курбатов. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.
2. Неухоженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры / Н.А. Неухоженко. - СПб.: Издат. дом «Нева», 2004. -192 с.
3. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории / В.Т. Шимко. -М.: Изд-во «Архитектура-С», 2004. - 296 с.
Давыдова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Архитектура», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected]
Поступила в редакцию 20 мая 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series "Construction Engineering and Architecture" _2014, vol. 14, no. 3, pp. 54-56
LANDSCAPE DESIGN IN THE COURSE OF ARCHITECTURAL DESIGN
O. V. Davydova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
Landscape design is considered as an important architectural and urban planning problem. The necessity of integrating landscape design in the course of architectural design is shown. The system analysis of landscape design in practical works and term projects, landscape design from the perspective of composite organization of space, zoning, rational functionality, national characteristics, symbolism and emotional perception, both positive and negative, design features and the use of various materials is carried out.
Keywords: landscape engineering and design, historic styles of national landscapes, criteria for the formation of architectural composition.
References
1. Kurbatov V.Y. Vseobshchaya istoriya landshaftnogo iskusstva. Sady i parki mira [General history of landscape art. Gardens and parks in the world]. Moscow, Penguin Books Publ., 2007. 736 p.
2. Neuhozhenko N.A. Osnovy landshaftnogo proektirovaniya i landshaftnoy arkhmitektury [Basics of landscape design and landscape arhmitektury]. St. Petersburg, Neva Publ., 2004. 192 p.
3. Shimko V.T. Arkhitekturno-dizaynerskoe proektirovanie. Osnovy teorii [Architectural Design. Fundamentals of the theory]. Moscow, Architecture-C Publ., 2004. 296 p.
Received 20 May 2014