ARCHITECTURE
Symbolization architectural and artistic image of urban ensembles, squares and landscape architecture Bulakh I. (Ukraine) Символизация архитектурно-художественного образа градостроительных ансамблей, площадей и ландшафтной архитектуры
Булах И. В. (У краина)
Булах Ирина Валериевна /Bulakh Irina - кандидат архитектуры, PhD архитектуры, кафедра дизайна архитектурной среды, архитектурный факультет, Киевский национальный университет строительства и архитектуры, г. Киев, Украина
Аннотация: в статье анализируется опыт применения символического проектного подхода при формировании архитектурно-художественного образа городских ансамблей, площадей и ландшафтной архитектуры. Рассматривается историческая и современная городская среда, а также выделяются основные тенденции символизации архитектурно -художественного образа городской среды.
Abstract: the article analyzes the experience of the symbolic design approach in the formation of architectural and artistic image of urban ensembles, squares and landscape architecture. The historical and contemporary urban environment, and highlights the main trends of symbolization architectural and artistic image of the urban environment.
Ключевые слова: символизация, художественный образ, городской ансамбль, площадь, ландшафтная архитектура, теория архитектуры.
Keywords: symbolization, artistic image, the urban ensemble, area, landscape architecture, theory of architecture.
Предварительно проведенные исследование и анализ существующего опыта символизации художественных образов городской среды на общегородском (градостроительном) уровне, охватившем форму города в целом, ее композиционный каркас с главными осями, позволил нам обратиться к анализу имеющегося опыта макроуровня городской символизации, который включает градостроительные ансамбли и главные городские площади [1-21].
Историческим примером внедрения символического подхода при формировании художественного образа городской среды на макроуровне города служит проект реконструкции г. Рим, выполненный Д. Фонтана, который в своем художественном образе отразил символ государственного монархического строя в виде барочной планировочной организации уличных сетей и основных узлов-площадей. Согласно концепции, задуманной Д. Фонтана, пространство Рима планировалось охватить легкодоступной и наглядной коммуникационной сетью, которая прорезывала городскую ткань широкими прямыми проспектами. Главные пересечения римских улиц имели ориентиры, создающие «шарниры» и предусматривающие возможность изменения траектории движения и восприятия городской среды.
Идея символизации города, как произведения искусства, выразилась в создании «каркаса столицы», который был словно наложен на сформированную и обыденную историческую ткань города. Пространственным выражением заложенной символичной идеи барочной формы стали веера прямых улиц-перспектив, словно стянутых к идейно -концентрированным центрам. Другими историческими примерами, иллюстрирующими идею использования главной планировочной оси города, как символа городского каркаса, являются Версаль и Париж.
Современным образцом символизации архитектурно-художественного образа на макроуровне служит город Бразилиа Л. Коста. Концепция символизма, отраженная в «Пилотном плане», представила художественный образ Бразилиа в виде взлетающего самолета или птицы, отразив при этом символ нового, экономически успешного и политически весомого города, развивающегося и стремящегося к новым высотам. Главная городская площадь - Площадь трех властей, расположенная в основе городского плана, наполненная художественно-образной символизацией планировочной композиции и пространственным заполнением зданиями, была представлена в виде закономерно построенного треугольника.
Проводя анализ современных тенденций символизации архитектурно-художественного образа городской среды на макроуровне, следует отметить концептуальное проектное предложение, выполненное для Шанхая. Реконструкция центральной части города была предложена в виде объемно-пространственной оси, которая получила символическое название «Спиральный город». Предложенная идея была построена с учетом символизации региональных традиций местности, теории спирального развития событий во времени, понимания о ДНК-построении всей органической материи. Все перечисленные идеи в своей совокупности стали изобразительно -выразительным обоснованием символического художественного образа сверхсовременной городской среды.
Отдельного внимания требует анализ символизации художественного образа в ландшафтной архитектуре и проектирование регулярных садов, получивших активное развитие в период барокко. В это время активно использовалась сквозная ось, которая словно прорезывала пространство сада, одновременно являясь аллеей и символическим элементом - отражением всеобъемлющей идеи бесконечности и открытости пространственной системы.
Историческими примерами ландшафтной символизации стали парк замка Во-ле-Виконт и Версаль архитектора А. Ленотра. Трехлучевая система главных улиц Версаля символизировала идею центричности и абсолютизации монархии.
Современная ландшафтная архитектура в рамках данного исследования рассмотрена на примере «Сада космических размышлений» архитектора Ч. Дженкса, в котором были отражены рассуждения автора о Космосе, возникновении Вселенной и смысле жизни. Художественный образ сада стал воплощением символического отражения формул, теорий и форм самоорганизующихся структур в ландшафтной архитектуре. В каждом уголке сада прослеживались образы--символы различных научных открытий и достижений.
Среди тенденций парковой и ландшафтной архитектуры современности следует выделить стремление архитекторов создать художественные образы, отражающие попытки человека органично и бережно находиться в окружающем природном окружении, что связано с освоением новых территорий для проектирования (воздух, вода и др.), мобильность передвижения в пространстве и времени, подражание органическим образцам.
Таким образом, дальнейшее развитие символизации художественного образа городской среды может быть осуществлено в упомянутых направлениях, связанных с глобальным экологическим подходом, внедрением новейших технических и строительных технологий, способствующих гармонизации природного окружения и жизнедеятельности человека. Все это становится возможным благодаря совместному использованию новейших принципов, методов и приемов формирования символического архитектурно-художественного образа городской среды.
Такой интегрированный подход должен учитывать опыт символизации утопических и апробированных, поисковых и экспериментальных, классических и традиционных архитектурно-градостроительных символических концепций «искусственной» и «естественной» городской среды. Появилась возможность создания полноценной -эстетической и философско-содержательной городской среды путем внедрения приемов и методов художественно-образной символизации при проектировании новых городов или реконструкции, развития уже существующих. Гармоничное сочетание существующего
архитектурно-градостроительного опыта символизации, дальнейшее изучение концепций урбанизации и дезурбанизации, организации и самоорганизации, идей директивного и эволюционного развития города, внедрение новейших технологий, учет традиционности и преемственности в градостроительном проектировании - необходимое условие для того, чтобы архитектурно-градостроительная среда современного города была уравновешенна, эстетически сбалансирована и наполнена идейно-философским смыслом.
Полученные результаты исследования символизации в практике градостроительства на уровне анализа градостроительных ансамблей и главных городских площадей, а также ландшафтной архитектуры позволили обратиться к изучению вопроса содержательного и художественного формообразования на локальном уровне, а именно символизации зданий и сооружений, а также выдающихся городских монументов и символов-памятников. Содержание этих процессов станет предметом дальнейшего исследования.
Литература
1. Булах I. В. Символ i символiзацiя у фшософсько-теоретичних дослвдженнях, у мистецга й архiтектурi / I. В. Булах // Сучасш проблеми архггектури та мютобудування. К.: КНУБА, 2008. Вип. 20. С. 24-35.
2. Булах I. В. Символ i символiзацiя у теоретичних дослвдженнях I. В. Булах // Сучасш проблеми архггектури та мiстобудування. К.: КНУБА, 2009. Вип. 22. С. 37-62.
3. Булах I. В. Символ i символiзацiя у фшософсько-теоретичних дослвдженнях, у мистецга й архiтектурi / I. В. Булах // Вюник Харшвсько! державно! академи дизайну i мистецтв: збгрник наук. пр. Х.: ХДАДМ, 2009. Вип. 7. С. 12-16.
4. Булах I. В. Символ i символiзацiя у теоретичних дослщженнях в епоху Вщродження i Бароко (XV - поч. XVIII ст.) / I. В. Булах // Сучасш проблеми архггектури та мютобудування. К.: КНУБА, 2010. Вип. 24. С. 63-67.
5. Булах I. В. Символ i символiзацiя у теоретичних дослвдженнях епохи Просвгга (XVIII -поч. XIX ст.) / I. В. Булах // Сучасш проблеми архггектури та мютобудування. К.: КНУБА, 2010. Вип. 25. С. 10-18.
6. Булах I. В. Символ i символiзацiя у теоретичних дослвдженнях Постмодершзму (XX ст.) / I. В. Булах // Сучасш проблеми архггектури та мютобудування. К.:КНУБА, 2011. Вип. 26. С. 9-18.
7. Bulakh I. Symbol and methods of symbolizing in architecture and town-planning XV-XVIII century / I. Bulakh // Innovative development trends in modern technical sciences problems and prospects. San Francisco, California: B&M Publishing, 2013. P. 12-14.
8. Булах I. В. СимволТзацгя художшх образiв сучасного архиектурного середовища / I. В. Булах // Сучасш проблеми архггектури та мютобудування. К.: КНУБА, 2014. Вип. 36. С. 11-16.
9. Булах I. В. Символгзацгя художшх образгв у мютобудуванш. Сьогодення та тенденцп розвитку / I. В. Булах // Мютобудування та територгальне планування: Наук.-техн. збгрник / Вадпов. ред. М.М. Осетрш. К., КНУБА, 2014. Вип. 51. С. 24-30.
10. Булах I. В. Теоретичний досвщ символгзаци у креативному урбашзмг / I. В. Булах // Монографгя. За заг. ред. Б. С. Черкеса та Г. П. Петришин. львгв: Видавництво львгвсько! полггехшки, 2014. С. 577-583.
11. Булах I. В. Загальш положения символТчного шдходу до формування i розвитку архггектурно-планувального образу мюького простору / I. В. Булах // Zbior raportow naukowych "Informacja naukowa i techniczna w planowaniu oraz realizacji badan i wdrozen projektow". (29.09.2014 - 30.09.2014) - Diamond trading tour, 2014. S. 22-30.
12. Булах I. В. Роль мютобудгвно! та архггектурно! символТзацп в ревггалгзацп центрально! частини м. Киева в рамках мгжнародного конкурсу "Територгя ггдностг" / I. В. Булах // Zbior raportow naukowych. Konferencji Miedzynarodowej Naukowo-Praktycznej "Aktualne naukowe problemy. Rozpatrzenie, decyzja, praktyka" (29.06.2015 - 30.06.2015 ) - Diamond trading tour, 2015. S. 5-9.
13. Булах I. В. Взаемозв'язок загальних процеав i принципiв символiзацii на шляху формування apxÍTeKTypHO-художиього образотворення мюького середовища / I. В. Булах // Мжнародний науковий журнал International scientific journal: збiрник наукових праць К: Спринт-Сервис, 2015. № 9. С. 47-52.
14. Булах I. В. Систематизация принцитв i методiв символiчного пiдходy у мiстобyдiвномy проектуванш / I. В. Булах // Вюник Придшпровсько1 академй' бyдiвництва та архггектури: збiрник наукових праць - Дшпропетровськ: Приднiпровська академiя бyдiвництва та архггектури, 2015. № 12. С. 84-90.
15.Булах I. В. Структурно-лопчна модель символiзацii архиектурно-художшх образiв / I. В. Булах // Молодий Вчений: науковий журнал.Херсон: Гельветика, 2016. № 2. С. 251-254.
16. Булах I. В. Символiзацiя архггектурно-художшх образiв мiського середовища на приклащ пошукових пропозицiй для м. Киева / I. В. Булах // Збiрник статей науково-шформацшного центру "Знания" за матерiалами XII мiжнародноl заочно! науково-практично! конференций "Розвиток науки у XXI сторiччi" 5 частина, м. Харк1в: збiрник статей (рiвень стандарту, академiчний рiвень). X.: наyково-iнформацiйний центр «Знання», 2016. С. 81-88.
17. Булах I. В. Основш положення методики символiзацil арх^тектурно-художнього образу середовища мiста [Текст] / I. В. Булах // Молодий вчений, 2016. № 5. С. 601-605.
18. Bulakh I. V. Methodology symbolization architectural and artistic image of urban environment / I. V. Bulakh // Zbiór artykulów naukowych. Konferencji Miedzynarodowej NaukowoPraktycznej" Wspólczesne problemy i perspektywy rozwoju". (29.04.2016 -30.04.2016). Warszawa: Sp. z o.o. «Diamond trading tour», 2016. S.13-17.
19. Булах I. В. Загальш положення символiзацii архiтектyрно-хyдожиього образу мiського середовища / I. В. Булах // Наук.-техн. збiрник: Сучасш проблеми архiтектyри та мютобудування / Вiдпов. ред. М. М. Дьомiн. К.: КНУБА, 2016. № 42. С. 17-24.
20. Булах И. В. Символизация архитектурно-художественного образа городской среды И. В. Булах // Сборник научных статей / LAP LAMBERT Academic Publishing -Düsseldorf, Germany: OmniScriptum Management GmbH, 2016. 93 с.
21. Булах И. В. Символизация архитектурно-художественного образа городской среды.: Дисс. ... канд. архитектуры. Киев, 2016. 220 с.