УДК 712.01
АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЕ ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЛОЩАДЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПЛОЩАДИ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ г. ЕКАТЕРИНБУРГА
М.Н.Гончаров1
Уральский государственный технический университет им. первого президента России Б.Н.Ельцина, 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19.
Раскрываются исторические аспекты и современные архитектурно-ландшафтные характеристики развития открытых городских пространств. Рассмотрены архитектурно-ландшафтные приёмы повышения качества городских театральных площадей и их структурных элементов. В качестве примера выбрана одна из центральных театральных площадей города Екатеринбурга - площадь Парижской коммуны. Ил. 3. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: площадь; благоустройство; градостроительство; ландшафт; городские площади; поверхность земли; оперный театр; театральная площадь.
ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE DEVELOPMENT TECHNIQUES FOR THE THEATRE SQUARES ON EXAMPLE OF THE COMMUNE OF PARIS SQUARE IN YEKATERINBURG CITY M.N.Goncharov
Uralskiy State Technical University named after the first president of Russia B.N.Eltzin, 19 Mir St., Ekaterinburg, 620002.
The author reveals historical aspects and modern architectural and landscape characteristics of the open city areas development. He examines architectural and landscape techniques to increase the quality of the city theatre squares and their structural elements. The author has chosen one of the central theatre squares of Yekaterinburg city- the Commune of Paris Square as an example. 3 figures. 7 sources.
Key words: square; equipment with modern amenities; town-planning; landscape; city squares; surface of the earth; Opera Theatre; theatre square.
Современное развитие крупных городов неизбежно вызывает проблемы, связанные с развитием застройки по отношению к открытым пространствам (в дальнейшем ОП). Городское благоустройство среды ОП в городах-мегаполисах в последние десятилетия меняется под воздействием уплотняющейся застройки. Такая ситуация вызывает целый ряд негативных процессов в градостроительстве, архитектурном проектировании, социальных аспектах и психологии восприятия [2].
Екатеринбург не является исключением в плане указанных проблем. Более того, этот город всегда был одним из наиболее компактных городов-миллионников в России, а значит, данная проблема звучит для него ещё острее.
Театральные площади всегда занимали особое место в структуре городов. Прежде всего, это касается их градостроительного и функционального назначения. Кроме того, данные площади всегда несли на себе интеллектуальную и эмоционально-художественную нагрузку.
В условиях современного преобразования города Екатеринбурга с точки зрения градостроительства и ландшафта особо актуальными являются проблемы благоустройства открытых городских пространств. От их привлекательности и многофункциональности во многом зависит комфортность пребывания людей в городе. Большое значение сегодня придаётся эстетическому оформлению площадей и дизайну их внутреннего пространства.
В историческом плане с появлением общественного театра начинаются творческие искания образа площади перед ним.
В первый период развития общественного театра под театральные постановки приспосабливались существующие здания, иногда строились временные сооружения. Подлинный расцвет театрального строительства в России приходится на конец XVIII - первую половину XIX веков. В это время происходит формирование лучших театральных площадей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.
В самой архитектуре театрального здания зодчие стремились передать могущество и блеск Российской державы. Именно в это время создаётся единственный в своём роде выразительный стиль - русский классицизм. В стиле русского классицизма построен Большой театр в Москве, здание театра оперы и балета им. Луначарского на площади Парижской коммуны и многие другие театры страны.
Приёмы благоустройства на театральных городских площадях должны были быть классическими, то есть соответствовать стилю здания. Например, площадь Большого театра в Москве была и есть сегодня центральной общественной площадью столицы. На ней и сегодня проходят массовые гуляния горожан и гостей столицы [7]. Сначала эта площадь предполагалась других, больших, размеров: с запада на восток -от левой стороны Пушкинской улицы до правой стороны Неглинянной улицы, а с севера на юг - от Спасского переулка до стен Китай-города, пред которыми бы-
1 Гончаров Михаил Николаевич, старший преподаватель кафедры культурологии и дизайна, тел.: (3433)759324. Goncharov Mihail Nikolaevich, a senior lecturer of the Chair of Theory of Culture and Design, tel.: (3433)759324.
ли скверы и бульвар. Непосредственная связь театральной площади с площадями вокруг Китай-города не предусматривалась. Сама театральная площадь представляла собой прямоугольник размером 265 х 32 м, линии которого были подчёркнуты фасадами домов. Прямоугольник разделён поперечной улицей пополам. Стороны прямоугольника, пересекаясь с осью, раздваиваясь, заворачивались по углам в виде боковых павильонов. Фасады четырёх, стоящих симметрично друг против друга домов, были построены с перекрёстными крестовыми сводами и открытыми галереями [7].
Перспектива галерей, их строгая ритмическая повторяемость, с одной стороны, подчёркивали характерные особенности этого ансамбля, а с другой стороны, не изменяя конфигурации площади, как бы расширяли ее внешнее пространство, делая его более живым и свободным, и одновременно обеспечивали боковым корпусам иллюзию массивности. Кроме этого, конфигурация площади ещё более подчёркивалась зелёными аллеями, не отступающими от линии фасадов зданий и угловых выступов павильонов [7].
Сторону замкнутого прямоугольника площади напротив театра занимал сквер, идущий не параллельно стене Китай-города, как это было сделано впоследствии, в начале XIX в., а под прямым углом к восточной стороне площади. Площадь имела узкие проезды. Из одного проезда была видна перспектива Охотного ряда и Моховой улицы, из другого открывался вид на Александровский сад.
Исследователи показали, что наиболее распространённой и лучшей формой театральной площади является прямоугольник с соотношением сторон 1: 1,5; 1 : 2 [7]. Такая форма даёт наилучшие связи с улицами города и создаёт возможности большой вариации застройки площади и размещения театрального здания. Максимальный размер театральной площади не должен превышать 4 га.
Наиболее типичной является постановка театра на торцевой стороне прямоугольной площади, причём продольная ось театра должна совпадать с продольной осью площади. Лучшей ориентацией главного фасада театра является юго-западное направление, при котором в здание попадает максимальное количество солнечного света. Вытянутая прямоугольная площадь лучше ориентирует в пространстве. Имея равные стороны, она даёт большие возможности в вариациях застройки и гораздо больше планировочных вариантов.
Застраивать театральные площади можно жилыми зданиями, так как большое количество крупных общественных зданий на площади может нарушить единство архитектурного ансамбля. Жилые дома необходимо решать более монументально, в простых, выразительных формах, соответствующих общественному характеру площади.
Центральные площади города Екатеринбурга составляют основу планировочного, пешеходно-транспортного каркаса города. Наиболее типичной является постановка театра на торцевой стороне пря-
моугольной площади, причём продольная ось театра должна совпадать с продольной осью площади на плане, чего не наблюдается на площади Парижской коммуны, хотя площадь имеет прямоугольные очертания (рис. 1).
Здание театра оперы и балета построено в 1911 -1912 годах по проекту петербургского архитектора В.Н. Семёнова. Немаловажную роль в его проектировании сыграли местные мастера, в частности, архитектор К.Т. Бабыкин. В плане площадь представляет собой прямоугольник размером 210 х 322 м. Перед театром расположен главный проект города, по центру которого проходит пешеходный бульвар (рис. 1).
Рис. 1. План площади Парижской коммуны в Екатеринбурге
В 1970-х - начале 1980-х годов здание оперного театра было радикально реконструировано крупнейшими архитекторами, в числе которых был архитектор А.Е. Заславский. В результате реконструкции существенно расширились служебные помещения, появились «крылья», высоко поднялась вверх сценическая коробка. При этом удалось в полной мере сохранить стилистику и изначальный архитектурный образ здания.
В период с 1990 по 2000 год площадь Парижской коммуны преобразилась: в сквере за оперным театром появилось летнее кафе и площадка, вместо старых деревьев были посажены молодые. Заменили также скульптуры льва и львицы за оперным театром.
Все насаждения необходимо сохранить на ОП площади, особенно в сквере за оперным театром, так как это самая старая, хорошо сложившаяся в плане композиции часть площади.
Сегодня меняются функция городских площадей и параметры качества среды. На городской площади появляется все больше автомобилей, идет плотная застройка, что может привести к экологическому кризису в городской среде ОП. Для достижения оптимальных параметров качества среды на ОП городской театральной площади необходимо рассмотреть экологические, планировочные и художественно-композиционные аспекты.
Повышение качества среды центральных городских площадей может быть достигнуто с помощью
введения новых архитектурно-ландшафтрных приёмов. Предполагается пересмотр традиционного отношения ко всем компонентам среды ОП - поверхности земли, растительности и элементам благоустройства.
Одним из главных приёмов является приём улучшения качества поверхности земли. А это учёт пластических возможностей поверхности земли, например, разграничение пространств различным характером жизнедеятельности человека, обозначение границ пространств с определённой функцией и т.д. Основные средства - мощение планшета земли декоративной плиткой, введение геопластики, газона. Эти средства в настоящее время применяются на площади Парижской коммуны. По периметру театра сформирован газон, декоративные посадки, проложена система дорожек. Всё это придаёт важную экологическую составляющую устойчивости данной среды. Кроме этого, театральная площадь имеет скрытый архитектурно-ландшафтный потенциал, который может существенно улучшить её облик, сделать ОП узнаваемым и индивидуальным.
Площадь имеет достаточно большое количество планировочных вариантов благоустройства отдельных функциональных зон отдыха с точки зрения ландшафтного и средового дизайна [3].
Главная особенность площади Парижской коммуны в том, что на сегодняшний день она имеет две составляющие: это закрытая и открытая части. В закрытой части площади растения и мощение улучшают микроклимат, но мощение играет второстепенную роль. На открытой части - все наоборот. Эти две части площади разделены проспектом Ленина, что полностью снижает значимость данной театральной площади как таковой в градостроительном плане.
Застройка театральной площади разнообразна с точки зрения стилистической целостности, здесь соседствуют классика и конструктивизм. На площади соперничают два микропространства: пространство при театре оперы и балета и пространство при Уральском государственном университете имени Горького (УрГУ).
Чтобы достичь единства и целостности на площади, необходимо ее полностью освободить от транспортной магистрали, сделав ОП пешеходным, акцентировать внимание на главной части площади - оперном театре! Кроме того, двум открытым микропространствам, где расположены доминирующие сооружения, необходимо придать образ, т.е. подчеркнуть их своеобразие, специфику и особенности функции (рис. 1).
Для выявления образа, композиции и функции указанных ОП необходимо применить один из главных архитектурно-ландшафтных приёмов - приём композиционного баланса, ярусности пространства. Он позволит выделить каждое из двух ОП в структуре площади, подчеркнёт её художественно-эстетическую особенность. Это, например, архитектурно-ландшафтный приём фиксирования мест «островной» рекреации в транзитном пространстве, архитектурно-ландшафтный приём заполнения функцио-
нальных пауз в транзитном городском пространстве и т.д. Памятник Я.М. Свердлову может стать центром соприкосновения двух важных функциональных зон: ОП перед оперным театром и ОП перед зданием УрГУ (рис. 2).
Рис. 2. Памятник Я.М. Свердлову
Орнаментальное мощение даёт возможность выделить на ОП площади пешеходные переходы на проезжей части, оформить остановки безопасности и улучшить эстетическую композицию планшета.
Из декоративных покрытий на площади можно применить клинкер как основной материал и керамическую плитку как дополнительный. Возможны комбинации указанных материалов между собой и с уже существующими в настоящее время на площади асфальтовыми покрытиями. Для структурных частей площади, характеризующихся усиленным транспортным движением, удобно применять серый асфальт, клинкер, брусчатку или мозаику. На пешеходных и дорожных пространствах должен быть помимо серого асфальта и печатный бетон. Плиты определённого цвета и фактуры дают представление о фундаментальности площади и могут сделать ОП перед УрГУ, например, более строгим, акцентирующим внимание на важной архитектурно-строительной доминанте площади - оперном театре. Пространство перед театром оперы и балета, в свою очередь, можно выполнить более художественным и эмоциональным, используя, например, скульптурную группу (рис. 3).
Покрытия отдельных функциональных зон отдыха на территории театральной площади могут включать в себя клинкер, цветные бетонные и каменные плиты. Штучные каменные и цветные бетонные плиты позволяют применять богатые возможности орнаментальной выкладки замощения. Особенно это важно акцентировать на бульваре возле памятника Я.М Свердлову, перед парадным входом в театр оперы и балета и перед входом в УрГУ.
Разбивка рисунка также может подчеркнуть форму площади. Выложить рисунок на площади нужно таким образом, чтобы присутствовала ориентация на главное здание площади - театр оперы и балета. Это даёт большие возможности в целом для художественного решения покрытия театральной площади. Рисунок
может быть в виде простых классических фигур как в тёплой, так и в холодной цветовой гамме [6].
Сегодня градостроительная ситуация ОП, в том числе и площадей во многих городах усугубляется активным уплотнением застройки, а также перенасыщенностью транспорта. Это значительно усугубляет их экологическую и визуально-эстетическую характеристику.
Рис. 3. Вариант проектного решения площади Парижской коммуны
Проблема реконструкции театральной площади Екатеринбурга решается активной реконструкцией рельефа, элементов благоустройства и озеленения. При этом необходимо усовершенствование информационно-навигационной системы на площади Парижской коммуны, а также обеспечение экологической, архитектурно-ландшафтной сбалансированности.
Городская среда сегодня должна обеспечивать не только экологическую безопасность, безопасность
функциональных процессов жизнедеятельности, но и визуальный комфорт.
Две важные составляющие площади Парижской коммуны - закрытую и открытую части - необходимо композиционно связать воедино, полностью освободить от транспортной магистрали, сделав ОП пешеходным, акцентировать внимание на главной части площади - оперном театре!
Озеленение, замощение площади, применение малых архитектурных форм и элементов дизайна (фонтанов, скульптур и визуальных рекламных коммуникаций) не только разрешают архитектурно-пространственную организацию площади, но и способствуют ее правильному техническому решению в санитарно-гигиеническом и транспортном исполнении.
Зелёные насаждения должны быть подчинены общей архитектурной композиции театральных площадей. Роль их значительна и многообразна: они украшают площадь, помогают выявить главное здание, помогают зрительному объединению пространства. Постановка монумента или фонтана должна организовывать пространство площади, особенно при больших размерах и сложной конфигурации. Вертикальная планировка должна быть решена таким образом, чтобы подчеркнуть ведущую роль театрального здания. Для покрытия поверхности театральных площадей рекомендуется комбинированное замощение: декоративное покрытие свободных участков площади сочетается с серым асфальтом проезжей части.
Приведённые выводы не являются исчерпывающими. Однако, принимая во внимание ограниченность архитектурно-ландшафтных приёмов, автор надеется, что выдвинутые им положения окажут конкретную помощь в организации внутреннего пространства театральных площадей.
Библиографический список
1. Алексеев И.М. Исторические площади в центре Москвы // Архитектура, строительство, дизайн. 2005. № 2.
2. Белоусов В.Н. Оздоровление городской среды - важнейшая градостроительная задача. М.: Знание, 1977. 62 с.
3. Боде Б. Столичный центр. Основные положения его развития // Арх-ра и стр-во Москвы. 1987. № 6.
4. Большаков А. Ландшафтный ресурс устойчивого развития территории в градостроительстве // Архитектура, строительство, дизайн. 2002. № 1.
5. Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997 г. 220-221 с.
6. Нефёдов В. Поверхность земли в новом качестве // Архитектура, строительство, дизайн. 2006. № 5. С. 46-49.
7. Соколова Е.Б. Планировка и застройка театральных площадей. М., 1952.