Научная статья на тему 'Гигиенические проблемы детско-юношеского образовательного туризма'

Гигиенические проблемы детско-юношеского образовательного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / HYGIENE / EDUCATIONAL TOURISM / CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова О. Л.

Реализация программ образовательного туризма должна отвечать требованиям гигиенической безопасности. Проведена оценка условий и организации занятий в музеях, пассажирских помещениях метрополитена, а также в естественной среде. По ряду показателей отмечено несоблюдение санитарного законодательства. Разработаны предложения по оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic problems of children s and youth educational tourism

Implementation of programs of educational tourism should meet the requirements of hygienic safety. The estimation of conditions and organization of studies in museums, passenger spaces of the underground and in the natural environment. A number of indicators do not observe sanitary laws. Develop proposals for optimization.

Текст научной работы на тему «Гигиенические проблемы детско-юношеского образовательного туризма»

- мифы о том, что без мяса в походы ходить невозможно, несостоятельны;

- вегетарианское меню в походе позволяет уменьшить вес продуктов;

- исчезла проблема утилизации жестяных консервных банок;

- вегетарианская раскладка вышла дешевле, что немаловажный аргумент для студента;

- ощущение голода отсутствовало.

Основываясь на всем вышеизложенном, рекомендуем всем попробовать вегетарианство в туристских походах и в повседневной жизни.

УДК 613.95;379.8; 613.74; 616-001; 351.852

О. Л. Попова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Реализация программ образовательного туризма должна отвечать требованиям гигиенической безопасности. Проведена оценка условий и организации занятий в музеях, пассажирских помещениях метрополитена, а также в естественной среде. По ряду показателей отмечено несоблюдение санитарного законодательства. Разработаны предложения по оптимизации.

Implementation of programs of educational tourism should meet the requirements of hygienic safety. The estimation of conditions and organization of studies in museums, passenger spaces of the underground and in the natural environment. A number of indicators do not observe sanitary laws. Develop proposals for optimization.

Ключевые слова: гигиена, образовательный туризм, дети и подростки.

Keywords: hygiene, educational tourism, children and adolescents.

Образовательная деятельность является потенциально опасным видом деятельности, в связи с чем подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии сани-

тарным правилам зданий, территорий, помещений, оборудования, режима образовательного процесса [1]. Образовательный туризм является значимым фактором социального и экономического развития государства, перспективным направлением международного культурного обмена, рассматривается как эффективная технология обучения и форма организации учебного процесса в рамках дополнительного образования детей и подростков [2]. В связи с принятием закона Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» значимость и востребованность услуг по дополнительному образованию детей и подростков возрастает, что обусловливает вариативность форм проведения занятий и условий. В соответствии с ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» образовательные программы и методики не должны оказывать негативное влияние на детей и подростков. Ресурсами образовательного туризма могут стать как компоненты природой среды, так и объекты антропогенной деятельности, которые обладают свойствами уникальности, исторической или художественной ценности, оригинальности, эстетической привлекательности или лечебно-оздоровительной значимости. В составе туристской инфраструктуры выделяются система транспортного обеспечения, коммунальные системы, система предприятий торговли и сферы обслуживания, система телекоммуникационной связи, а также места размещения и общественного питания [3].

Занятия эколого-биологического профиля для детей и подростков организуются в пассажирских помещениях метрополитена, в виде ежегодных палеонтологических квестов, проводимых Московским детским эколого-биологическим центром для детей от 6 до 18 лет; частных экскурсионных палеонтологических программ, анонсируемых на образовательных досуговых сайтах, для детей среднего школьного возраста; «Метробуки» для старших школьников и молодежи. Микроклимат в пассажирских помещениях метрополитена и учебных кабинетах образовательных организаций по нормируемым показателям различается по относительной влажности и температуре воздуха как в зимний, так и летний период незначительно, по скорости движения воздуха нормативы для метрополитена превышают в 10 раз для зимнего и в 20 раз для летнего периода. В метрополитене допустимыми являются более высокие, по сравнению с образовательными учреждениями, значения общего уровня звукового давления и составляют для помещений метрополитена 60 дБА, для образовательных - 30-40 дБА. Ко-

эффициент естественного освещения на рабочей поверхности в наиболее удаленной от окон точке помещения составляет не менее 1,5% для образовательных организаций, для помещений метрополитена этот показатель не нормируется. Уровень искусственной освещенности в пассажирских помещениях метрополитена значительно ниже установленных значений для образовательных организаций, что не обеспечивает необходимых условий для зрительной работы. Применение облицовочных материалов с разными коэффициентами отражения (белый и красный известняк) не оказывает существенного влияния на общий уровень освещенности, зависит от расположения светильников, их мощности и чистоты осветительной арматуры. Допустимые уровни воздействия ионизирующего излучения и радона в метрополитене соответствуют таковым параметрам для образовательных учреждений [4].

В рамках организации экологических туров необходимо учитывать климатические и метеорологические факторы. Опасными для здоровья и жизни человека могут оказаться и представители местной флоры и фауны (ядовитые растения и животные, возбудители опасных заболеваний, хищные животные, способные нападать на человека). Так, занятия по бёрдингу, особенно в весенний период, совпадают с ростом активности переносчиков клещевого энцефалита, о чем необходимо информировать как организаторов, так и участников подобного мероприятия.

В условиях музейной среды дети подвергаются воздействию таких факторов, как физические (электромагнитные поля), химические (демонстрация химических опытов с веществами, потенциально опасными), биологические (занятия с биологическими объектами), радиационные (некоторые экспонаты минералогических коллекций). Занятия, организованные для различных возрастных групп детей и подростков, могут проводиться в экспозиционных залах; в лекционных аудиториях; в специализированных лабораториях. Параметры световой среды в экспозиционных залах не соответствуют нормируемым значениям, установленным для проведения образовательных занятий, как с использованием печатных изданий, так и современных электронных носителей информации. Параметры шрифтового оформления в 66,0% печатных музейных изданий для образовательных программ не соответствовали установленным требованиям к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп. Организация питания и питьевого

режима не соответствует требованиям рационального питания детей и подростков: в реализуемом ассортименте буфетной продукции представлены газированные и сокосодержащие напитки, шоколадные батончики типа «Сникерс», чипсы. В некоторых музеях в связи с недостатком площади буфеты отсутствуют, что затрудняет организацию даже питьевого режима детей и подростков [5].

Работники организаций дополнительного образования должны проходить при поступлении на работу предварительные и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Они проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года. Обязательно наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуске к работе [6].

Образовательный туризм детей и подростков - современная высокоэффективная технология, с помощью которой можно решать различные задачи. Однако проблема безопасности с гигиенических позиций недостаточно разработана и требует дальнейшего изучения.

Примечания

1. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

2. Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 2567-р).

3. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8. № 30. С. 97-112.

4. Попова О. Л. Безопасность образовательной деятельности детей и подростков в условиях Московского метрополитена // Сб. материалов Ш Всерос. конф. с междунар. участием «Профилактическая медицина -2013» / под ред. А. В. Силина. СПб. : Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2013. С. 184-186.

5. Попова О. Л., Кузнецова Л. Ю., Силаев А. А., Сидорова Ю. В. Гигиеническая безопасность образовательной деятельности детей и подростков в музеях // Электронный научно-образовательный ВЕСТНИК «Здоровье и образование в XXI веке». 2014. Т. 16, № 2. С. 20-22.

6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». М. : Фед. центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014. 26 с.

УДК 37.013.75

А. Н. Подлевских, С. В. Гусаков,

Е. С. Мацкевич

СОБЫТИЕ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКА В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОПЫТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «СКИФ» ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

В статье рассказывается об экспериментальной площадке Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», основанной на базе туристско-спортивного отдела ГБОУДОД дДт Приморского района г. Санкт-Петербурга в сентябре 2015 г. по теме «Педагогическое событие как фактор саморазвития школьников в детском объединении туристско-краеведческой направленности», ее целях, задачах и гипотезе исследования. В статье подытоживается опыт работы в детском общественном объединении турклуба «Скиф» Приморского района Санкт-Петербурга.

The paper describes the experimental area of the Federal State budget Scientific Institution "Institute for the Study of childhood, family and upbringing of the Russian Academy of Education", based on the basis of the tourist and sports department GBOUDOD DDT Primorsky district of St. Petersburg in September 2015 on the theme "Pedagogical Event as a factor of self-development school in the children's association of tourist-oriented local history ", its goals, objectives and hypothesis of the study. The article summarizes experience in children's public associations of the tourist club "Skif' Primorsky district of St. Petersburg.

Ключевые слова: событие, саморазвитие, детско-взрослая событийная общность, детское общественное объединение, туристско-краеведческая направленность.

Keywords: event, self-development, children's and adult community event driven, children's organizations, tourist and regional studies focus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.