Научная статья на тему 'Событие как фактор саморазвития личности школьника в детском объединении туристско-краеведческой направленности. Опыт Санкт-Петербурга на примере детского общественного объединения туристский клуб "СКИФ" Приморского района'

Событие как фактор саморазвития личности школьника в детском объединении туристско-краеведческой направленности. Опыт Санкт-Петербурга на примере детского общественного объединения туристский клуб "СКИФ" Приморского района Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / EVENT / SELF-DEVELOPMENT / CHILDREN''S AND ADULT COMMUNITY EVENT DRIVEN / CHILDREN''S ORGANIZATIONS / TOURIST AND REGIONAL STUDIES FOCUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлевских А. Н., Гусаков С. В., Мацкевич Е. С.

В статье рассказывается об экспериментальной площадке Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», основанной на базе туристско-спортивного отдела ГБОУДОД ДДТ Приморского района г. Санкт-Петербурга в сентябре 2015 г. по теме «Педагогическое событие как фактор саморазвития школьников в детском объединении туристско-краеведческой направленности», ее целях, задачах и гипотезе исследования. В статье подытоживается опыт работы в детском общественном объединении турклуба «Скиф» Приморского района Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The event as a factor of self-development of the schoolboy in the children''s association of tourist and local lore orientation. Experience of St. Petersburg, on the example of children''s public associations TC SKIF Primorsky district

The paper describes the experimental area of the Federal State budget Scientific Institution "Institute for the Study of childhood, family and upbringing of the Russian Academy of Education", based on the basis of the tourist and sports department GBOUDOD DDT Primorsky district of St. Petersburg in September 2015 on the theme "Pedagogical Event as a factor of self-development school in the children's association of tourist-oriented local history ", its goals, objectives and hypothesis of the study. The article summarizes experience in children's public associations of the tourist club "Skif' Primorsky district of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Событие как фактор саморазвития личности школьника в детском объединении туристско-краеведческой направленности. Опыт Санкт-Петербурга на примере детского общественного объединения туристский клуб "СКИФ" Приморского района»

6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». М. : Фед. центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014. 26 с.

УДК 37.013.75

А. Н. Подлевских, С. В. Гусаков,

Е. С. Мацкевич

СОБЫТИЕ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКА В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОПЫТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «СКИФ» ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

В статье рассказывается об экспериментальной площадке Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», основанной на базе туристско-спортивного отдела ГБОУДОД дДт Приморского района г. Санкт-Петербурга в сентябре 2015 г. по теме «Педагогическое событие как фактор саморазвития школьников в детском объединении туристско-краеведческой направленности», ее целях, задачах и гипотезе исследования. В статье подытоживается опыт работы в детском общественном объединении турклуба «Скиф» Приморского района Санкт-Петербурга.

The paper describes the experimental area of the Federal State budget Scientific Institution "Institute for the Study of childhood, family and upbringing of the Russian Academy of Education", based on the basis of the tourist and sports department GBOUDOD DDT Primorsky district of St. Petersburg in September 2015 on the theme "Pedagogical Event as a factor of self-development school in the children's association of tourist-oriented local history ", its goals, objectives and hypothesis of the study. The article summarizes experience in children's public associations of the tourist club "Skif' Primorsky district of St. Petersburg.

Ключевые слова: событие, саморазвитие, детско-взрослая событийная общность, детское общественное объединение, туристско-краеведческая направленность.

Keywords: event, self-development, children's and adult community event driven, children's organizations, tourist and regional studies focus.

Подрастающее поколение во все времена оказывалось наиболее уязвимым перед лицом социальной нестабильности, без должной поддержки впитывая все негативные проявления окружающего их социума. Не имея достаточного жизненного опыта и моральных убеждений, подростки зачастую закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.

В рамках сложившейся в последнее время общеполитической ситуации российское общество остро нуждается в нравственных, ответственных, инициативных, творческих гражданах, принимающих судьбу Отечества как свою личную, сознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа. Такие граждане могут появиться в стране только благодаря планомерной, системной и комплексной воспитательной работе с детьми, проводимой на всех этапах их образования.

В отсутствие общего для школьников воспитательного пространства, его нишу в подростковой жизни занимают социальные сети, онлайн игры и разнообразные стихийно созданные неформальные субкультуры, в которых зачастую детерминируют деструктивные формы поведения, размываются морально-этические и культурные традиции нашей страны, формируются асоциальные мировоззренческие позиции и примитивная система ценностных ориентаций. Подросток, воспитанный в такой среде, чаще всего характеризуется социальной и личностной апатией, повышенной агрессией, суицидальными наклонностями. Проводя много времени в виртуальной реальности, молодой человек наполняет свою жизнь суррогатом событий, создавая для себя эрзац реальности и отказываясь от собственного существования. Для современного общества данная ситуация постепенно становится социальной проблемой. Первоочередная задача педагогики - найти пути решения этой проблемы. Однако понятийный аппарат педагогики как науки, выработанный до эпохи всеобщей информатизации, не дает в полной мере объяснения тем процессам, которые сейчас происходят с детьми.

Наиболее близка к пониманию этих процессов экзистенциальная педагогика, получившая развитие в России последние 20 лет. По мнению профессора М. И. Рожкова, основной целью деятельности педагога, работающего с юношеством, с точки зрения экзистенциальной педагогики является создание условий, в которых молодой человек посредством рефлексии происходящих жиз-

ненных событий ценностно самоопределяется, а затем социально самореализуется [1].

Однако не всякое событие в жизни школьника является жизне-определяющим. Для того, чтобы событие, даже очень значимое, оказывало конструктивное влияние на развитие ребенка, особенно подростка, недостаточно просто насытить его жизнь событиями, должно быть какое-либо педагогическое участие со стороны окружающих его взрослых. Событийный подход, разработанный Д. В. Григорьевым [2], предполагает, что событие становится педагогическим только в том случае, если оно происходит в рамках совместного бытия взрослых и детей, при котором взрослые для детей являются трансляторами социально значимых ценностей и смыслов, то есть, по сути, ставят перед собой воспитательные цели. В свою очередь, воспитание подростка как процесс «формирования человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально-значимой деятельности», по мнению М. И. Рожкова [3], наиболее эффективно при применении педагогом недирективных технологий, таких, как педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение.

С 2015 года на базе ГБОУ ДОД Дом детского творчества Приморского района открыта экспериментальная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО под руководством д. п. н., профессора Рожкова Михаила Иосифовича. В процессе опытно-экспериментальной деятельности мы планируем выявить, при каких условиях событие станет фактором саморазвития современного школьника; углубить и расширить понятие «саморазвитие» школьников с точки зрения экзистенциального и событийного подхода; подобрать и апробировать оптимальные для современной педагогики методы и средства воспитания.

Эффективное применение событийного подхода как фактора саморазвития личности школьника, по нашему мнению, возможно при соблюдении следующих условий:

- возникшей в объединении долгосрочной детско-взрослой событийной общности;

- готовности и способности педагога объединения быть значимым взрослым для школьников-членов детского объединения;

- интерактивности и осознанности участия, эмоциональной заинтересованности школьников в деятельности объединения;

- восприятия школьником событий жизнедеятельности детского объединения как компонента проекта собственного развития;

- применения педагогом технологий, обеспечивающих педагогическое стимулирование рефлексии собственного развития ребенка.

Соответственно, при условии того, что педагог в результате выстроенной им педагогической стратегии, способствовавший возникновению в своём детском объединении детско-взрослой событийной общности, стал для подростков значимым и достойным доверия, можно говорить о том, что использование им событийного подхода позволит ему добиться максимального достижения поставленных воспитательных целей.

Необходимо всего лишь подобрать деятельность, в рамках которой дети и взрослые добровольно и долгосрочно объединены ценностно-смысловой и эмоционально-психологической общностью, общностью интересов и целей, в которой «диалектично связаны яркие запоминающиеся события в жизни ребенка и повседневность, с ее будничными, но не менее важными делами» (Д. В. Григорьев).

Многолетняя практика применения технологий и методов экзистенциальной педагогики в ряде учебных объединений в Центральном и Приморском районах Санкт-Петербурга позволяет нам сделать вывод, что оптимальной средой для применения событийного подхода является туристско-краеведческая деятельность.

Основой деятельности детского объединения туристско-крае-ведческой направленности дополнительного образования является туристский поход. Любой поход - это, по сути, событие, которое на некоторое время становится для его участников текущей жизнью, внутри которого возникают разнообразные виды под-событий: незапланированные, стихийно направленные, запланированные. Зачастую как позитивные, так и негативные, но, безусловно несущие высокую эмоциональную нагрузку на участников и, как следствие, способствующие возникновению детско-взрослой событийной общности в объединении. А это, в свою очередь, при условии своевременной групповой и индивидуальной рефлексии, становится одним из важнейших факторов влияния на проявление экзистенциального потенциала участников объединения, влияющих на формирование позитивных новообразований в личности подростка, стимулирующих его потребность в саморазвитии, обучения его новым моделям взаимодействия с собой и миром.

Основной площадкой для опытно-экспериментальной работы станет детское общественное объединение туристский клуб

«СКИФ» ГБОУ ДОД Дома детского творчества Приморского района г. Санкт-Петербурга. В ДОО ТК СКИФ 300 подростков от 10 до 17 лет. Планируется также взаимодействие с рядом заинтересованных в объекте исследования объединений туристско-краевед-ческой направленности других районов г. Санкт-Петербурга.

На первом этапе мы собираемся систематизировать научные представления о саморазвитии и событии; обобщить опыт стимулирования процесса саморазвития школьников в дополнительном образовании; определить факторы, влияющие на саморазвитие школьников в детском объединении в дополнительном образовании; обосновать эффективность применения событийного подхода как фактора саморазвития школьника в детском объединении ту-ристско-краеведческой направленности.

На втором этапе мы планируем смоделировать процесс применения событийного подхода в детском объединении туристско-крае-ведческой направленности; провести опытно-экспериментальную проверку сконструированной модели в ходе реализации разработанной на её основе программы применения событийного подхода в детском объединении туристско-краеведческой направленности.

Результатом экспериментальной деятельности станет разработка авторской программы по работе со школьниками в системе дополнительного образования, отвечающей требованиям экзистенциального и событийного подхода; а также методическая и дидактическая продукция, способствующая оптимизации процесса адаптации данных подходов к реалиям современного образования в России.

Приложения

1. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский вестник. 2002. № 4.

2. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова. Пермь, 2001.

3. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью: Юногогика. М. : Владос, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.