https://elibrary.ru/ixctdh
Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
73
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
ков к систематическому обучению в школе. Следует обратить внимание родителей и педагогов на соблюдение режима дня, оптимизацию образовательных нагрузок с учётом возраста и необходимость своевременной коррекции нарушений эмоционального состояния и поведения детей.
* * *
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
Бобошко А.В., Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В.
Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В.Н. Городкова Минздрава России, Иваново, Россия
Ключевые слова: подросток; интернет-зависимость; физическое развитие; успеваемость; физический дискомфорт; умственная работоспособность
Актуальность. Интернет-зависимость (ИЗ) в России среди подростков варьирует от 4,25 до 22,6% и негативно сказывается на их здоровье. Цель: выявить особенности состояния здоровья подростков 15-17 лет с ИЗ.
Материалы и методы. Обследованы 506 подростков 1517 лет, обучающихся в образовательных учреждениях г. Иваново. Для оценки ИЗ использовали методику С. Чена (2003). Отобрано 150 подростков: 50 — с ИЗ; 50 — с риском ИЗ; 50 — без ИЗ. Оценивали средний балл успеваемости подростков, умственную работоспособность (корректурные пробы). Проводили анкетирование на выявление жалоб (физическое недомогание и дискомфорт), возникающих в период интернет-активности. Определяли средние показатели длины и массы тела, индекса массы тела с последующей оценкой физического развития по методу сигмальных отклонений.
Результаты. Установлено, что 33% подростков не имеют ИЗ, 51% находятся в группе риска, а у 16% имеется значимая ИЗ. Низкая школьная успеваемость выявлена у подростков с ИЗ (средний балл 3,6) по сравнению с подростками с риском ИЗ (3,8; р < 0,05) и без ИЗ (4,1; p < 0,001). Подростки с ИЗ чаще испытывали физическое недомогание (54,7%), чем подростки из группы риска (21,9%;p < 0,05) и без ИЗ (12,3%; p < 0,05). Физический дискомфорт чаще отмечали подростки с ИЗ (50%), чем дети из группы риска (14,2%) и без ИЗ (1,3%). При проведении корректурных проб у подростков с ИЗ фиксировался более низкий показатель точности (0,5) по сравнению с подростками с риском (0,76; p < 0,001) и без ИЗ (0,78; p < 0,01). Коэффициент умственной работоспособности также был ниже (155 против 231; p < 0,01 и 238; p < 0,001 соответственно). Самые низкие показатели средней длины и массы тела, индекса массы тела определялись у подростков с ИЗ. Дефицит массы тела чаще встречался у детей с ИЗ (30%) по сравнению с группой риска (2%;p < 0,05) и без ИЗ (12%,p < 0,05).
Заключение. ИЗ выявлялась у 16% подростков, у 51% определяли группу риска, а у 33% детей не было ИЗ. Подростки с ИЗ характеризовались низкой успеваемостью и умственной работоспособностью, чаще испытывали физический дискомфорт и недомогание в период интернет-активности, у них меньше средние показатели длины и массы тела и индекса массы тела, чаще выявлялся дефицит массы тела.
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА
Богомолова Е.С., Ковальчук С.Н., Максименко Е.О.
Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: физическое развитие; старшеклассники; образовательные организации
Актуальность. Физическое развитие является ключевым показателем изменения роста и развития детей. Мониторинг физического развития помогает своевременно определять уникальные характеристики морфофункционального состояния молодёжи, а также измерять уровень и интенсивность воздействия элементов среды обитания на здоровье молодого поколения. Цель: определить показатели морфофункционального развития учащихся 10-х классов лицея-интерната.
Материалы и методы. Обследованы 252 ученика (87 юношей и 165 девушек) 10-го класса лицея-интерната с использованием унифицированного подхода к антропометрическим измерениям. Анализ данных проведён с помощью цен-тильного метода, нормы были определены с использованием региональных центильных шкал.
Результаты. Установлено, что у большинства обследованных юношей (72,4%) и девушек (75,8%) масса тела нормальная. С повышенной и высокой массой тела было 19,5% юношей и 18,2% девушек. Нормальная длина тела выявлена у 71,4% юношей и 83,1% девушек, однако юноши с высокой длиной тела встречались в 2,4 раза чаще. Анализ групп физического развития показал, что нормальное физическое развитие было более чем у половины учащихся (62,1% юношей и 60,6% девушек). В структуре отклонений в физическом развитии повышенная и высокая масса тела заняли первое ранговое место и встречались чаще, чем среди девушек, на 5,7%. Анализ гемодинамических показателей выявил преобладание учащихся с нормальными значениями частоты сердечных сокращений (76,2% юношей и 83,3% девушек). Однако учащённое сердцебиение встречалось в 3,3 раза чаще у юношей, а уреже-ние пульса было отмечено у девушек. Большинство подростков имели нормальные уровни системного систолического и диастолического артериального давления. Отклонения чаще выявлялись у девушек. При этом более половины учащихся (53,1% юношей и 63,1% девушек) имели нормальную жизненную ёмкость лёгких. Низкие значения в 3,48 раза чаще наблюдались у девушек. Нормальные значения динамометрии правой и левой кистей установлены у большинства учащихся. В группе с низкими значениями динамометрии рук были преимущественно девушки.
Заключение. Анализ морфофункционального состояния учащихся 10-х классов лицея-интерната показал, что большинство подростков имели нормальное физическое развитие. Установлено, что число подростков с высокой длиной тела в 2,4 раза больше среди юношей. Гемодинамические показатели в пределах возрастно-половой нормы выявлены у большинства школьников (70-82%).
* * *
* * *