Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников Гребнев А. И.
Гребнев Алексей Иванович / ОгвЬпву Л1екзеу Ьапоукк - студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Старооскольский филиал (СОФ НИУБелГУ), г. Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: в статье рассматривается важное значение формирования навыков развития мелкой моторики руки, которые во многом определяют успешность ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально -исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и прочее.
Ключевые слова: мелкая моторика руки, образовательный процесс.
Важной особенностью организации учебной деятельности в начальной школе является факт, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, что требует определённой «умственной» готовности. Одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Однако учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыками письма. Тонкую моторику руки у младших школьников нужно и необходимо развивать.
Эффективным средством развития мелкой моторики в учебном процессе являются пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
Как указывает Сечкина О. К., прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и так далее. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов. Взятие в руки позволяет обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан. Ощупывание (обхват, отирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаик, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию - осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) - исследуют. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления [7, с. 277].
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время уроков технологии особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами. Как отмечает Климанова Л. Ф., для развития пальцев и различных хваток младшим школьникам нужно рисовать цветными мелками различной толщины. Для детей важно рисовать карандашами,
краской и играть со своими руками. Им необходимо разрешать, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют кисти рук, заставляя их напрягаться и расслабляться. Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук, эффективны игры для пальцев с пением.
Чаще всего и учителя, и родители считают: основное — это упражнение и тренировка, тренировка и упражнение. Действительно, без упражнений и повторений научиться писать нельзя. Однако, как полагают дидакты, упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе работы; а первые два этапа — это осознанная деятельность (а не только механические упражнения). До тех пор пока ребёнок не осознал, не осмыслил, как делать (не осознал схему действия для каждой отдельной буквы (откуда начать, куда вести, где закончить), пока не сформирована задача действия — что делать (например, зрительный образ буквы), упражнять ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. «Перескок через первые два этапа не только не способствует формированию навыка, но тормозит его» [4, с. 15].
Как показывает практика, затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей «пляшут», «лезут» за строку, «падают» набок. Дети с неразвитой мелкой моторикой пишут очень медленно, у них заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма. Данные трудности лучше, конечно, предупреждаются до школы через специальную тренировку. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Психологи рекомендуют родителям выделять полчаса в ежедневном распорядке дня, но не заниматься этим во время приготовления уроков и тем более в учебном процессе. Так, Б. Волков говорит о необходимости завести специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Важно не заставлять его просто писать как можно больше. Педагоги очень часто используют интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их, или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней с внутренней или с наружной стороны [1, с. 72].
Комарова Т. С. особое место отводит такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами или круговыми линиями, полуовалами, петлями.
Дети очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определённым образом на стене можно получить изображения различных животных). Для этого необходимо простое оборудование: экран или стена, настольная лампа (источник света).
Работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям, воспитателям групп продлённого дня. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений учёные рекомендуют использовать разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений [5, с. 32].
М. О. Гуревич, Е. А. Екжанова в своих работах указывают, что умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически дома, во дворе, во время выездов на природу с самого раннего возраста помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно
заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. В учебном процессе если будут развиваться пальцы рук, то у детей успешно будут развиваться мышление и речь, будет меньше проблем в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшей образовательной деятельности.
М. Монтессори в своей авторской практике большое внимание уделяла реализации одного ею выведенного педагогического закона: «Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его. Начальный этап обучения детей может быть затянут, но спешить не следует — ничего, кроме вреда, от спешки не будет» [6, с. 68].
Для развития мелкой моторики у обучающихся в начальной школе используются различные приёмы и методы практически на всех уроках школьной программы. Так, положительные результаты могут давать пальчиковые игры, различные виды предметно-практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация), игры для пальцев с пением, с мячом, теневой театр, изготовление мозаики и другие средства. В интересах самого ребёнка начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью обучения к школе. Задача педагогов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Участники образовательного процесса должны уметь заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, выполнять их по этапам совместно, не забывая хвалить и поддерживать ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для интеллектуального становления ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением и развитием ребёнка.
Литература
1. Волков Б. С. Детская психология. Логические схемы. / Б. С. Волков. - М.: Владос, 2002. - 254 с.
2. ГуревичМ. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. М.. 1930. - 342 с.
3. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 3—14.
4. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша / Л. Ф. Климанов. - Тула: «Родничок», 2010. С. 32.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т. С. Комарова. - М.: Мозайка-синтез, 2005. - 128 с.
6. Монтессори М.Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. - М.: Московский центр Монтессори, 1993. - 203 с.
7. Сечкина О. К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О. К. Сечкина // Современный мир и образование: сборник науч. статей. - Самара: СГПУ, 2008. - С. 276-279.