УДК 316.61
К. О. Яшина
студент, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается влияние тендерных различий на выбор профессии у старшеклассников, а также приводятся результаты исследования мотивации школьников в выборе профессии.
Ключевые слова: тендер, профессиональные интересы, внутренние мотивы, внешние мотивы, профессиональное самоопределение.
K.O. Yashina, Arzamas Branch Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
GENDER DIFFERENCES AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR
PUPILS
Abstract. This article examines the impact of gender differences on the choice of profession in senior, as well as the results of the study of motivation in students choosing a career.
Keywords: gender, professional interests, internal motivation, external motivation, professional self-determination.
Каждый ребенок в школьные годы задумывается о том, кем он станет. Выбор профессии осуществляется исходя из ценностей, жизненной позиции. Некоторые дети еще с малого возраста мечтают стать врачом, учителем и т.д.
При выборе профессии на ребенка без участия его сознания влияют социальные факторы. Многих родители еще с самого детства начинают готовить к определенной профессии, исходя из своего желания. Существуют профессии, которые можно разделить по гендерному признаку на мужские и женские. В настоящее время многие женщины берут на себя тяжелые ноши, которые раньше под силу были только мужчинам. В то же время встречаются мужчины, которые с удовольствием занимаются домашними делами, воспитывают детей [2].
Понятие «гендер», созданное обществом, отражает модель мужчины или женщины, социальное положение, роль, статус человека в различных сферах. Гендерные системы разнообразны в каждой группе, но в каждом обществе они (системы) асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское / маскулинное» считаются первичными, главными и преобладающими, а женщины и все «женское / фемининное», как правило, вторичное, несущественное с социальной точки зрения и покорное. Особенностью построения гендера является контрастность и всегда присутствует антитеза [2].
Как правило, человек выбирает профессию, ориентируясь на свою гендерную роль. Ведь в школе мальчикам в большинстве случаях легко ориентироваться в точных науках, таких как математика, физика. Девочки же в большей мере интересуются гуманитарными науками. Возможно, это связано с определенными мыслительными процессами или разным типом восприятия.
С биологической точки зрения, в связи с различиями в деятельности коры головного мозга мужчины лучше решают пространственные задачи, легче выбирают маршрут пути. Женщины же точнее выражают свои мысли словами, лучше ориентируются в окружающей обстановке.
Кроме того, важно знать мотивацию, из-за которой осуществляется выбор той или иной профессии. У мужчин мотивация усиливается с возрастом, они желают карьерного роста, самоутверждения, хотят иметь большой заработок. У женщин же, наоборот, с возрастом мотивация ослабевает. Возможно, что это связано с ролью мамы в семье [1].
Юношеский возраст - период целостного становления личности, время, когда у человека наступает социальная зрелость, основывается «Я-концепция». Личность активно входит во
все сферы общественного бытия. Центральным новообразованием юношеского возраста выступает система самосознания личности, ее «Я-концепция». Переход самосознания на качественно новый уровень существенно влияет на процесс формирования профессиональных интересов. В этой связи для проведения эффективной профориентационной работы важно знать уровень сформированности профессиональных интересов учащихся.
Цель нашего исследования: выявление влияния гендерных различий на сформирован-ность профессиональных интересов и особенности мотивации старшеклассников. В исследовании принимали участие 32 человека, из которых 16 человек - учащиеся 11 класса, 15 человек -учащиеся 10 класса. При этом были использованы методики:
1. Карта интересов (автор А.Е. Голомшток), которая показывает наличие или отсутствие сформированных профессиональных интересов и позволяет определить степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.
2. «Мотивы выбора профессии» (автор Р.В. Овчарова), которая позволяет выявить преобладающие мотивы при выборе профессии.
На первом этапе мы провели диагностику сформированности профессиональных интересов старшеклассников. Учащимся предлагалось ответить на 174 вопроса и занести свои ответы в таблицу «Бланк ответов» к опроснику «Карта интересов». Затем данные обрабатывались: отдельно для мальчиков и девочек.
Оказалось, что профессиональные интересы не сформированы только у одного старшеклассника, что составило 7,1%. У остальных ребят профессиональные интересы сформированы. Большинство мальчиков склоняются к профессиям, связанным с транспортом - 28,6%, строительством - 21,4%. Одинаковое количество юношей - по 14,2% - выбрали военные специальности и физическую культуру и спорт. Результаты опроса представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Сформированность профессиональных интересов у юношей 10-11 классов
Что касается девочек, то профессиональные интересы у 100% их сформированы. Четыре девочки из всех опрошенных отдают предпочтение медицине, и это 22,2%; трое склоняются к изучению иностранных языков, что составляет 16,7%, столько же девушек предпочитают педагогическую профессию всем остальным; а 11,1% девушек нравятся профессии, связанные со строительством. Такое же количество отдает предпочтение юриспруденции, 1 девочка - 5,5% - склонна к журналистике и 1 - к физике. Более наглядно результаты опроса представлены на рисунке 2.
Данная диагностика показала, что наибольшую популярность у юношей имеют профессии, связанные с транспортом, строительством, и чуть меньше - с военнным делом и спортом. Девушки предпочитают профессии, связанные с педагогикой, медициной, иностранными языками. Малый процент девочек заинтересован строительством и физикой. В ходе беседы с ребятами выяснилось, что они исходят из таких факторов, как заработная плата, обеспеченность работой в будущем, и только в последнюю очередь - симпатиями самого ребенка к данной профессии.
Рисунок 2 - Сформированность профессиональных интересов у девушек 10-11 классов
На втором этапе было проведено исследование на выявление видов мотивов. В данном исследовании принимали участие 32 человека из тех же классов. Учащимся предлагалось ответить на вопросы и выставить баллы по 5-бальной шкале, затем результаты обрабатывались. Выяснилось, что у мальчиков преобладают внешние положительные мотивы и внутренние индивидуальные мотивы. У девочек преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы и внешние положительные мотивы (см. рис. 3).
Внутренние мотивы выбора профессии показывают, насколько значимо это для человека, приносит ли данная профессия удовлетворение, нравится ли человеку выполнять именно ту функцию, которую предполагает его профессия, а также его должность, ведь не каждый сможет стать руководителем. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на основе такой мотивации человек трудится с удовольствием. Здесь отсутствует какое-либо внешнее давление на человека. Внутренняя мотивация преобладает у трети десятиклассников, в 11 классе она минимальна и составляет 12,5%.
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы, как правило, делят на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся следующие: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. это стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Положительные внешние мотивы также присутствуют.
Рисунок 3 - Мотивация старшеклассников при профессиональном самоопределении
В результате проведенного исследования можно сделать выводы.
1. Большая часть старшеклассников (92,9%) имеет сформированные профессиональные интересы, что связано с особенностями их возраста.
2. Профессиональные интересы старшеклассников также различаются по гендерному признаку. У девочек преобладают внутренние индивидуальные мотивы и внешние положительные мотивы. Они исходят только из своих предпочтений и мало интересуются социальной стороной данного вопроса. У юношей же преобладают положительные внешние мотивы. Ребята задумываются о будущем, их интересует размер заработной платы будущей работы, отдаленность её от дома, некоторые беспокоятся о том, будет ли данная профессия востребована к моменту окончания ими учебного заведения.
Таким образом, гендерные различия являются значимым фактором профессионального самоопределения старшеклассников.
Список литературы:
1. Трухманова Е.Н., Яшина К.О. Психологические аспекты формирования профессиональных интересов современных старшеклассников в условиях городской социокультурной среды // Культура и образование. - Июнь 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1981 (дата обращения: 04.06.2014).
2. Трухманова Е.Н., Гузнищева М.В. Психологические аспекты формирования тендерных особенностей самосознания подростков в условиях сельской социокультурной среды // Культура и образование. - Июнь 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1979 (дата обращения: 05.06.2014).