УДК 37
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ-МАЛЬЧИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© А. А. Г анеева
Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.
Тел.: +7 (3473) 43 31 52.
E-mail: [email protected]
Проблема выбора профессии, самоопределения в ней, успешного становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности была всегда в центре внимания государства и общественности. В современной России в условиях жесткой конкуренции, появления незанятого населения требуется подготовка к выбору профессии учащейся молодежи уже в стенах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: раздельное обучение, совместное обучение, профессиональное самоопределение, дидактогения.
Раздельное обучение - практика обучения, в которой мальчики и девочки обучаются не в смешанных классах, а раздельно, или даже в разных школах и разных учебно-воспитательных учреждениях. Соответственно, существуют пансионы, гимназии, предназначенные только для одного пола. Раздельное обучение существовало и существует в разных странах в разные периоды. Подобное обучение практиковалось в Российской империи почти во всех средних учебных заведениях: пансионах, гимназиях, прогимназиях, реальных училищах и т. д. Исключение составляли коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, где допускалось совместное обучение. Объем знаний, которые давались в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, были меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений. Тем не мене, в дореволюционных учебных заведениях реализовывалась идея раздельного обучения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин в основном по домоводству. Высшее образование было недоступным для женщин до конца XIX века. В РСФСР в мае 1918 года было введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого. Образование в СССР оставалось таким и впоследствии.
В 1943 году в СССР опять ввели раздельное обучение для мальчиков и девочек. Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием не превышало 2% от их общего количества. Данная реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением преимуществ в организации педагогического процесса не было, но были трудности в воспитательной работе. Учитывая пожелания родителей, учителей и общественности, Постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года было восстановлено совместное обу-
чение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/1955 учебного года.
Большинство россиян к идее раздельного обучения относится резко отрицательно. В преимуществах такого обучения убеждены лишь 9% наших граждан. А 76% полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе.
На наш вопрос «стоит ли в России увеличить число школ с раздельным обучением» 72% респондентов ответили «нет», 11% - «да», 17% затруднились с ответом. При этом большинство респондентов говорили о том, что дети при совместном обучении приобретают необходимые навыки общения (30%), «лучше познают друг друга» (9%), «дети лучше адаптируются к жизни» (5%), «развивается взаимопонимание полов» (12%), «у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков - качества мужчин» (2%) и т. д.
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитании. Ведь вся учебнометодическая литература практически бесполая. По этому поводу В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман пишут: «Во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое: «Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен... » и приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы таких показателей, как рост и вес составлены отдельно для мальчиков и девочек, однако их сравнительно мало. Значит, вес тела разный, вес мозга, соответственно, разный, а все то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т.д.), одинаковое? Конечно, нет». Важно и другое: нужно корректировать оценки, которые дают педагоги (да и вообще взрослые) мальчикам и девочкам. Опрос учителей, проведенный В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман на предмет
выявления характеристик их учащихся, выявил, что негативные характеристики приписывались мальчикам значительно чаще, чем девочкам. Приведенные примеры свидетельствуют о разном подходе педагогов к мальчикам и девочкам на интуитивном уровне, во многом ведущем к неадекватному отношению к детям разного пола [1].
Многие авторы отмечают различия в характере познавательных интересов мальчиков и девочек: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам - естественнонаучного. Еще Н. Д. Левитов [2] выявил, что мальчики чаще выбирают математику, а у девочки - литературу.
Повсеместно у юношей на первом месте стоит устойчивый интерес к математике, на втором - к физике и на третьем - к истории. Из предметов, которые не нравятся, у юношей на первых местах находятся иностранный язык, астрономия, обществоведение. Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира.
Различия в способностях мальчиков и девочек, выявленные психологами, также являются основанием для постановки вопроса об их разнополом обучении. Споры о достоинствах и недостатках совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек продолжаются до сих пор. До сих пор в мире существуют две модели организации школьного обучения: американская, в которой обучение мальчиков и девочек осуществляется совместно, и европейская, где для мальчиков и девочек существуют раздельные школы. Для каждой из этих моделей существует своя идеология. Для совместных школ декларируются товарищеские, дружеские и равноправные отношения между мальчиками и девочками. Полагают, что в результате совместного общения мальчики будут «обогащаться» положительными качествами девочек (сдержанность, деликатность) за счет их смягчающего и возвышающего влияния, научатся уважать женщин, а девочки под влиянием общения с мальчиками освободятся от излишней робости, станут менее легкомысленными. Если же мальчиков и девочек будут воспитывать и обучать раздельно, то это помешает в будущем созданию семьи.
Эти несколько наивные ожидания и опасения явно уступают по весу отрицательным сторонам совместного обучения. Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан [3] справедливо отмечают тот факт, что в определенный возрастной период «слабый» пол становится явно сильнее «сильного» пола, поскольку девочки в своем развитии на год-полтора опережают мальчиков. Более раннее половое созревание девочек приводит к явному рассогласованию их психологических установок и ожиданий с установками мальчиков. Девочки хотят, чтобы к ним относились уже не как к бесполым существам, у мальчиков же эти пожелания и требования не находят понимания и соот-
ветствующего ответа, так как они остаются в половом отношении физиологически инфантильными, хотя формально и признают половую дифференциацию и специфику взаимоотношений между полами. Более того, у мальчиков в этом возрасте появляется тенденция не только к избеганию общения с девочками, но и к полному размежеванию с ними.
Противники совместного обучения отмечали в начале XX в., что установление товарищеских отношений между мальчиками и девочками приводит к уменьшению браков среди образованных людей, так как сила физиологического притяжения обратно пропорциональна чувству дружбы. Конечно, это объяснение выглядит надуманным, но бесспорным остается факт, что любовь исчезает, а вместе с ней и глубина чувств. С утратой идеализированного образа, отмечает Г. М. Бреслав [3], исчезают и ориентиры для самосовершенствования любящих друг друга юношей и девушек. У учащихся 8 - 9-х классов явно преобладают силовые, грубые формы взаимодействия, причем девушки успешно используют именно «мужские» средства.
Парадокс современной общеобразовательной школы состоит в том, что содержание учебных планов и учебных предметов имеет явно технократическую и естественно-научную направленность, т. е. в основном мужской уклон. Осуществлять же эту стратегическую линию должны в большинстве своем учителя-женщины, предъявляющие требования (прилежание, усидчивость, дисциплинированность), которые ближе девочкам. Предварительные объяснения задания исключают этап поиска, который присущ мужскому интеллекту. Мальчику надо до всего дойти своим умом, тогда он лучше поймет и запомнит принцип решения задачи.
Половые различия в профессиональной направленности, пишет Б. Г. Ананьев [4], заметны уже на ранних этапах развития детей. Даже в возрасте 24 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям человеческого лица, чем к предметам. Мальчики же этого возраста проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу. Конечно, нельзя говорить о профессиональной направленности младенцев. Скорее речь должна идти о некоторых психологических особенностях, которые в будущем могут повлиять на склонность к той или иной профессиональной деятельности. С. В. Ковалев, отмечает, что в возрасте 1.5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Мальчики этого возраста стремятся к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, а девочки обращают внимание на качество и полезность объектов. Это проявляется и в школьные годы, когда активность мальчиков в разных мероприятиях зависит от уяснения ими их смысла и значения, в то время как девочкам доста-
точным оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей [5].
У мальчиков 6-7 лет 70% составляют рисунки с индустриальным пейзажем, в то время как у девочек таких рисунков всего 6%. В трудовой деятельности девочкам (55%) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом, конструктивную деятельность.
По данным ряда исследователей, в ручном труде мальчики более решительны и настойчивы в достижении цели. Неудивительно, что половые различия учащихся оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни. По данным И. Н. Вакуловой [6] юноши отдают предпочтение тех-нономическим профессиям.
Согласно Л. А. Головей [7], среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская. Однако вряд ли этот вывод полностью соответствует действительности. Связь гендерных установок с выбором профессии скорее постулируется, чем доказывается. При этом не учитывается такой фактор, как оплата труда в той или иной профессии (что имеет значение для мужчин как кормильцев семьи), наличие в данной местности тех или иных профессиональных учебных заведений и промышленности и т.д. Думается, что, несмотря на известное влияние гендера на формирование профессиональной направленности, его роль не следует абсолютизировать.
У юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. На их профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем лучше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированно-сти профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля. В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей. И. С. Кон приводит данные, согласно которым среди определившихся с выбором профессии девушек больше, чем юношей (соответственно 33 и 21%) [8].
И все же, несмотря на то что в последние десятилетия половое разделение труда потеряло свою былую жесткость и количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, превалирование мужчин или женщин в ряде профессий остается, и на то имеются, очевидно, основательные причины. В качестве этих причин
одни авторы видят только социальные факторы, другие - как социальные, так и биологические.
По данным Л. А. Головей [7], от 9-го к 11-му классу у юношей существенно возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии возрастает незначительно. Юноши на первое место ставят высокую заработную плату и возможность самостоятельного принятия решений в процессе труда. В числе важных факторов юноши называют процесс и условия труда, его творческий характер. Большое место у юношей занимает романтика их будущей профессии. Контакт с людьми для них менее важен. Для девушек главными факторами профессиональной деятельности являются возможность контактов с людьми и сам процесс труда, а также высокая материальная заинтересованность, хотя роль этого фактора от 9-х к 11-м классам снижается: его отметили только треть выпускниц школы. Юноши чаще говорят, что выбираемая профессия должна отвечать интересам и склонностям.
Изучение опыта школ Республики Башкортостан, практикующих раздельное обучение, показывает, что у мальчиков выше успеваемость и крепче здоровье. Одна из причин этого в том, что ученики не испытывают стрессов, обусловленных тем, что вербальные способности у девочек лучше развиты, они лучше подготовлены физиологически, легче переносят учебу. У них нет проблем, связанных с половым созреванием, когда мальчики начинают обращать внимание на одноклассниц, которые тем временем интересуются ребятами постарше, а своих сверстников не замечают. Кроме того, учителя отмечают, при раздельном обучении мальчиков успеваемость выше. Мальчикам проще сосредоточиться на уроке, когда в классе нет девочек. Поэтому в таких классах легче поддерживать дисциплину. Ученики не стесняются переспросить, неправильно ответить.
По данным нашего исследования, выпускники школ-интернатов с раздельном обучением мальчиков ЕГЭ по математике в среднем сдали на 80 с лишним баллов, тогда как в смешанных школах -на 50 баллов. В БЛИ №3 г. Стерлитамака за прошедшие учебные годы 28 побед на олимпиадах. Многие выпускники поступили в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Турция и Республики Башкортостан.
У раздельного обучения есть и слабые стороны:
1) мальчики при раздельном обучении теряют навыки общения с девочками. Школа должна расширять возможности личности, а гендерное обучение их сужает. В будущем детей, обучающихся раздельно, ждут трудности. Ведь в обычной жизни разделения по половому признаку нет;
2) девочки и мальчики воспринимают мир по-разному. Очень важно, чтобы они перенимали друг у друга особенности восприятия, обогащали свой внутренний мир. Чем разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения. Мальчикам полезно видеть и чувствовать, что девочки взрослеют рань-
ше, чем они. Более того, И. С. Кон утверждает, что при раздельном обучении мальчиков, впоследствии у них развивается гомосексуализм;
3) для того чтобы возник вопрос об изменении характера образования (в нашем контексте -раздельное обучение мальчиков), должен измениться гендерный порядок, общественное разделе -ние труда и отношения власти между мужчинами и женщинами. Пока этот порядок и отношения сохраняются, не имеет смысла обучать раздельно мальчиков и девочек;
4) много индивидуальных различий не только между мальчиками и девочками, но и внутри этих групп. Индивидуальных различий значительно больше, чем групповых;
5) увеличивается одиночество мальчиков. Если мальчик застенчивый, при сменной аудитории ему будет еще труднее найти друзей среди девочек;
6) ослабление мужского влияния. Сегодня повышаются требования к тому, чтобы отец больше занимался с детьми. И многие отцы выполняют эти требования. Но все это покрывается статистикой разводов. Еще более сложный вопрос - это мужчина - воспитатель. Феминизация школ - мировой процесс. В мае 2008 года впервые было проведено международное совещание по этому вопросу. Мужчин в школе практически нет. За этим стоит не только материальный фактор, но и социально-психологические факторы, ибо учительская профессия не считается мужской. При этом все согласны, что мужчина, кроме того, что он преподает в школе, должен быть еще и ролевой моделью.
Таким образом, краткий обзор трудов по раздельному обучению мальчиков и девочек, изучение экспериментальных исследований и обобщение опыта работы Республики Башкортостан позволило выявить особенности раздельного обучения мальчиков и соответственно особенности формирования готовности у старшеклассников к выбору профессии. К ним относятся:
во-первых, как утверждают исследователи, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежание, стремление услужить и понравиться, т.е. мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. При раздельном обучении мальчики развиваются в соответствии со своим полом. Так, формирование готовности к выбору профессии можно строить на основе гендерного подхода. Преимущество мальчиков на рынке труда объясняется тем, что зарплата больше там, где нужны математика, физика, химия, техника. С учетом этого курсы по выбору должны быть направлены на углубленное изучение технических дисциплин и информатики. Такой подход способствует лучшей подготовке учащихся к выбору профессии;
во-вторых, при раздельном обучении у мальчиков выше успеваемость. Мальчикам проще сосредоточиться на уроке, когда в классе нет девочек.
Они не стесняются переспросить, неправильно ответить. Педагоги говорят, что девочкам надо подробно объяснить тему, привести примеры и проверить, как усвоен материал. С учетом особенностей восприятия мальчикам лучше предложить самостоятельно изучать учебный материал, и только потом обобщить изученное, то есть необходимо уделить больше времени на самостоятельные задания. Это помогает улучшить результат обучения;
в-третьих, учителя в условиях раздельного обучения мальчиков должны быть ролевой моделью. Поэтому педагогический коллектив должен быть представлен мужчинами, которые будут водить мальчиков в походы, играть в футбол и являть им пример гегемонной, силовой маскулинности. Если при раздельном обучении мальчиков основной состав учителей будут предоставлять мужчины, то это может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины и повышению обученности учащихся. В свою очередь высокая успеваемость является обязательным условием формирования готовности у старшеклассников к выбору профессии;
в-четвертых, педагогические ошибки, вызывающие у ученика стресс, который в дальнейшем перерастает в психическое расстройство. Одна из самых распространенных дидактогений в российской школе - установка на послушность ребенка, на то, чтоб он был малозаметен, молчалив, не мешал. А мальчики, как правило, совсем другие. Они обычно шумные, подвижные, активные, чем «идеальный ученик». И, находясь в ситуации педагогического давления, когда нужно сидеть сорок пять минут в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. В дальнейшем дидактогения переходит в школьный невроз. У мальчиков возникает отвращение к школе. Статистические данные показывают, что в 90% случаев школьный невроз возникает у мальчиков. В связи с этим, мы предлагаем сделать урок короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, даже во время урока давать им возможность двигательной разрядки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 230 с.
2. Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 424 с.
3. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Академия, 2004. 541 с.
4. Ананьев Б. Г. Развитие психо-физиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, 1977. 196 с.
5. Ковалев С. В. Работа с персоналом: системный подход. М.: Альфа-Пресс, 2008. 248 с.
6. Вакулова И. Н. Вопросы становления профессиональных планов. Л., 1979. 68 с.
7. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2002. 693 с.
8. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2004. 325 с.
9. Павлова Ю. А. // Вестник Башкирского университета. 2007. №4. С. 422.
Поступила в редакцию 01.02.2011 г.