педагогические науки
Барышникова Елена Викторовна ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ...
УДК 373.4
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
© 2018
Барышникова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена исследованию профессиональных интересов у младших подростков с учетом гендерного аспекта. Актуальность исследования гендерных особенностей профессиональных интересов у младших подростков обусловлена ориентацией средних общеобразовательных организаций на осуществление профильного обучения учащихся старшей ступени общего образования. Младший подростковый возраст является важным периодом в профессиональном самоопределении учащихся. Поэтому именно в этом возрасте необходимо уделять особое внимание подготовке учащихся к профильному обучению. В этом направлении особую значимость приобретает учет педагогами и психологами не только индивидуальных интересов и возрастных особенностей обучающихся, но и их гендерных особенностей, поскольку гендерные особенности младших подростков являются предпосылкой для развития их профессиональных интересов и распределения по профильным классам. В теории и практике психолого-педагогических исследований вопросы профессионального самоопределения подростков рассматриваются в различных аспектах, однако гендерный аспект в исследовании профессиональных интересов у младших подростков остается наименее исследованным. В связи с этим в данной статье обосновывается необходимость изучения гендер-ных особенностей профессиональных интересов у младших подростков и приводятся результаты констатирующего этапа эксперимента по исследованию гендерных особенностей профессиональных интересов у младших подростков. По результатам проведенного исследования оформляются соответствующие выводы.
Ключевые слова: гендерный аспект, профессия, выбор профессии, профессиональные интересы, профессиональное самоопределение, младшие подростки, профессиональная ориентация, предпрофильная подготовка, профиль обучения.
GENDER ASPECT IN INVESTIGATION OF PROFESSIONAL INTERESTS IN JUNIOR ADOLESCENTS
© 2018
Baryshnikova Elena Viktorovna, the candidate of pedagogical Sciences, Professor of Department of theoretical and applied psychology South Ural state humanitarian-pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of professional interests in younger adolescents taking into account the gender aspect. The relevance of the study of gender characteristics of professional interests in younger adolescents is conditioned by the orientation of secondary general education organizations on the implementation of specialized training for students in the upper stage of general education. The younger adolescence is an important period in the professional self-determination of students. Therefore, it is at this age that special attention should be paid to preparing students for profile training. In this direction, special attention is paid to the account of teachers and psychologists not only of individual interests and age characteristics of students, but also of their gender characteristics, since the gender characteristics of junior adolescents are a prerequisite for the development of their professional interests and distribution by profile classes. In the theory and practice of psychological and pedagogical research, the issues of the professional self-determination of adolescents are considered in various aspects, but the gender aspect in the study of professional interests in younger adolescents remains the least investigated. In this regard, this article substantiates the need to study gender characteristics of professional interests in younger adolescents and provides the results of the ascertaining stage of the experiment on the study of gender characteristics of professional interests in younger adolescents. Based on the results of the study, relevant conclusions are drawn.
Keywords: gender aspect, profession, choice of profession, professional interests, professional self-determination, younger adolescents, professional orientation, pre-profile training, training profile.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Актуальность исследования гендерных особенностей профессиональных интересов у младших подростков обусловлена внедрением в систему среднего общего образования профильного обучения. Под профессиональными интересами понимается избирательная активность человека в отношении предполагаемой профессии [1]. Педагогами и психологами отмечается, что важным периодом в развитии профессиональных интересов является подростковый возраст [2-16]. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к разным направлениям профессиональной деятельности, происходит развитие профессиональной мотивации, что в дальнейшем определяет профессиональный выбор подростков. Как считает доктор педагогических наук С.Н. Чистякова, несмотря на то, что интересы у младших подростков неустойчивы, однако «важно уже в этом возрасте актуализировать саму проблему выбора, связанную с продолжением образования и, возможно, с будущей профессиональной сферой» [17]. Мы разделяем данную позицию и вслед за ученым считаем, что именно в младшем подростковом возрасте необходимо готовить учащихся к осознанному выбору профиля об-
учения и целенаправленно развивать их профессиональные интересы. Вместе с тем ученые отмечают, что «в современном обществе сложилось представление, что определенные профессии являются либо мужскими, либо женскими» [18]. Действительно, в настоящее время рынок труда характеризуется высоким уровнем гендер-ной асимметрией в распределении работников между профессиями, что выражается в существовании так называемых «женских» профессий (стюардессы, воспитатели и др.) и «мужских» профессий (военнослужащие, программисты и др.). Однако, мы солидарны с мнением психолога В.В. Козлова о том, что гендерная асимметрия в распределении профессий приводит к росту безработицы, трудностям в процессе трудоустройства, преобладанию психологических барьеров в период освоения представителями женского пола «мужских» профессий и наоборот [19]. В связи с этим для объективной оценки профессиональных интересов, прогнозирования выбора направления профессиональной деятельности на этапе предпрофильной подготовки учащихся необходимо, на наш взгляд, педагогам и психологам иметь четкое представление о выраженности профессиональных интересов в гендерном аспекте уже на начальных этапах профессионального самоопределения личности, а имен-
Baryshnikova Elena Viktorovna GENDER ASPECT ...
pedagogical sciences
но в младшем подростковом возрасте.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. На основе анализа психолого-педагогической литературы и научных публикаций по проблеме исследования можно отметить, что проблема исследования профессиональных интересов подростков раскрывается достаточно подробно в научных работах педагогов и психологов. Отметим, что данный аспект проблемы анализируется и нами в ранее опубликованной научной статье [20, с. 284]. В связи с этим считаем необходимым перечислить только фамилии ученых, которые рассматривали отдельные аспекты обозначенной проблемы, связанные с профессиональной ориентацией подростков. Так, вопросам профессионального самоопределения подростков посвящены исследования А.Ф. Аменда, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, В.А. Полякова, Н.С. Пряжникова, Г.В. Резапкиной, Е.И. Рогова,
B.Д. Симоненко, Л.Д. Столяренко, Н.А. Томина,
C.Н. Чистяковой, В.Д. Шадрикова и др. Отметим, что проблему гендерных особенностей профессионального становления личности исследовали такие ученые, как М.Е. Баскакова, Д.П. Барам, Н.И. Вакулова, Л.А. Головей, С.И. Голод, О.В. Журавлева, Е.П. Ильин, И.А. Ковалева, В.В. Козлов, М.М. Малышева, Е.Ю. Пан-чук, Е.Ю. Пряжникова, Е.Д. Сергеева и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что в современной науке различаются понятия «пол» и «гендер». В работах В.В. Козлова отмечается, что впервые различие указанных понятий было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 г. [19]. Под «полом» понимаются биологические особенности человека. Однако, существующее разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин позволило ученым сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей. Поэтому впоследствии возникло понятие «гендер» (англ. gender, от лат. genus «род»), означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [21]. Таким образом, в настоящее время отмечается гендерный подход к профессиональному самоопределению, учитывающий не только биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, но также культурные и социальные. В исследованиях ученых в области гендерных различий профессиональных интересов младших подростков отмечается влияние гендерных особенностей подростков на их выбор профессии или направления профессиональной деятельности.
Следует сказать, что особую значимость для нашего исследования представляют научные работы ученых, в которых раскрываются гендерные особенности профессионального самоопределения подростков, в частности, научные публикации О.В. Журавлевой, исследующей гендерные особенности профессиональной ориентации старшеклассников [22]. В процессе исследования мотивации профессионального выбора старшеклассников О.В. Журавлевой были получены данные, свидетельствующие о различиях в мотивах выбора профессий среди юношей и девушек по таким мотивам, как внешние отрицательные, престиж, творческие, познавательные и социальные. В исследованиях Е.Д. Сергеевой по изучению гендерных особенностей мотивационной готовности подростков к выбору профильного обучения было установлено, что в предпочтениях типов профессий у девочек и мальчиков имеются определенные особенности. Так, у мальчиков наиболее ярко представлены выборы профессии типа «человек-техника», а у девочек оказался высокий уровень развития профессиональных интересов к типу «человек-искусство» [23].
Не менее важными для нашего исследования яв-
ляются научные работы Е.Ю. Панчук, в которых раскрываются тендерные особенности профессиональной направленности подростков 16-17 лет [24]. В эмпирической части исследования ученым выявлены и доказаны достоверные различия между девушками и юношами в уровне проявления склонностей к работе с людьми и к практической деятельности, так «уровень склонности к работе с людьми выше у девушек, а уровень склонности к практической работе у юношей».
Исследованию влияния тендера на выбор профессии старшеклассников посвящены также научные публикации Е.С. Байбаковой, Е.Ю. Пряжниковой, Н.Л. Сколовой и М.Г. Сергеевой [25]. Коллективом авторов было доказано, что тендерные различия учащихся влияют на их профессиональную направленность, в частности, основные тендерные различия проявляются в выборе направлений профессиональной деятельности и мотива-ционной направленности при выборе соответствующей профессии. Так, юноши выбирают профессии в таких сферах, как «Человек-техника» и «Человек-знаковая система», а девушки в таких сферах, как «Человек-художественный образ» и «Человек-человек».
Итак, проведенный анализ существующих исследований в области гендерных различий профессиональных интересов подростков свидетельствует о том, что несмотря на достаточное количество исследований в области профессионального образования обучающихся, гендер-ный аспект исследования профессиональных интересов у младших подростков является малоизученной областью научного исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания). С учетом сказанного обозначим проблему исследования, которая заключается в выявлении гендерных различий в профессиональных интересах у младших подростков и, в частности, в выборе направлений профессиональной деятельности. В связи с этим целью данной статьи является обоснование необходимости изучения гендерных особенностей профессиональных интересов у младших подростков и представление анализа полученных результатов исследования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование гендерных особенностей профессиональных интересов у младших подростков в возрасте 13-14 лет проводилось на базе МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска» на этапе предпрофильной подготовки. Выборка испытуемых составила 45 человек, из них 24 мальчика и 21 девочка. Диагностическим инструментарием исследования профессиональных интересов у младших подростков явился опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной [26].
Представим результаты исследования на рисунке 1.
I девочки | мальчики
, „ х/////// ////////'// // 4 ■ /■
/
I {вправления профессиональной деятельности
Рисунок 1 - Распределение результатов исследования профессиональных интересов у младших подростков по основным направлениям профессиональной деятельности
педагогические науки
Барышникова Елена Викторовна ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ...
На основе анализа полученных результатов, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о существовании различий в сформированности профессиональных интересов у девочек и мальчиков. Как видно из рисунка 1, у мальчиков в наибольшей степени преобладает интерес к таким направлениям профессиональной деятельности, как «физика и математика» (30 %), «радиотехника и электроника» (11 %), «химия и биология» (9,4 %) и «спорт и военное дело» (6,6 %). В меньшей степени мальчиков заинтересовали такие направления профессиональной деятельности, как «литература и искусство» (2,6 %), «механика и конструирование» (2 %), «история и политика» (2 %). Среди мальчиков остались без выбора такие направления профессиональной деятельности, как «география и геология», «педагогика и медицина», «предпринимательство и домоводство».
Отметим, что у девочек ярко выражен интерес к таким направлениям профессиональной деятельности, как «химия и биология» (17,6 %) и «физика и математика» (10 %). В меньшей степени девочек заинтересовали такие направления профессиональной деятельности, как «литература и искусство» (4,4 %), «спорт и военное дело» (2,4 %) и «педагогика и медицина» (2 %). Остались без выбора такие направления профессиональной деятельности, как «радиотехника и электроника», «механика и конструирование», «география и геология», «история и политика» и «предпринимательство и домоводство».
Анализ полученных результатов исследования профессиональных интересов у младших подростков также показал, что по количеству выборов среди мальчиков на первом месте находится такое направление профессиональной деятельности, как «физика и математика» (30 %), а среди девочек наибольший выбор получило такое направление профессиональной деятельности, как «химия и биология» (17,6 %). Считаем, что существующие различия по направлениям профессиональной деятельности у младших подростков обусловлены возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, их индивидуальными склонностями, представлениями о разнообразии профессий, спецификой обучения и воспитания, что в свою очередь, указывает на необходимость целенаправленной работы по формированию профессиональных интересов у младших подростков и создание благоприятных условий для их профессионального самоопределения с учетом гендерных различий.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По результатам проведенного исследования сформулируем следующие выводы:
1. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о гендерных различиях в сформированности профессиональных интересов у младших подростков.
2. Развитие профессиональных интересов у младших школьников предполагает учет их индивидуальных особенностей и личных интересов в гендерном аспекте.
3. Гендерные различия младших подростков необходимо учитывать при распределении учащихся по профильным классам на этапе среднего общего образования.
4. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами с целью осуществления профориентационной работы подростков и оказания им помощи в выборе ими направления профильного обучения на этапе среднего общего образования.
Проведенное исследование позволяет сделать также вывод о важности знания педагогами и психологами гендерных особенностей профессиональных интересов у младших подростков и необходимости их учета в организации профильного обучения на этапе среднего общего образования.
Перспективой дальнейшего исследования может быть организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональные интересы. URL: http://azps.ru/ handbook/p/prof313.html (дата обращения: 25.07.2018).
2. Кузьмина О.В., Васюра С.А., Корнильцева Е.Г. Развитие личной перспективы у старшеклассников в период выбора профессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 307-310.
3. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Москва: Академический Проект, 2007. 333 с.
4. Юрьева И.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 33-35.
5. Гусева Е.И. и др. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov (дата обращения: 27.07.2018).
6. Гордиенко И.В. Профессиональная ориентация и педагогическое сопровождение профильной и предпро-фильной подготовки обучающихся к выбору педагогической профессии: региональный аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 50-53.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
8. Климов Е.А. Психология труда. М.: Академия, 2009. 383 с.
9. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. М.: Академия, 2014. 304 с.
10. Лунина Ю.В., Саломатова С.Н. Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 89-92.
11. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 95-98.
12. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. М.: Академия, 2012. 176 с.
13. Логутова Е.В., Медведев А.В. Особенности адаптации и успешности в учебной деятельности старшеклассников различных образовательных профилей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 265-267.
14. Мамонтова Т.С., Ермакова Е.В. и др. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-predprofilnoy-i-profilnoy-podgotovki-starsheklassnikov (дата обращения: 25.07.2018).
15. Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/moralno-tsennostnye-osnovaniya-professionalnogo-vybora-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 25.07.2018).
16. Доронцова О.А. Анализ особенностей автономии в подростковом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 154-158.
17. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // ЧиО. 2014. №3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti-mehanizmy-i-obrazovatelnye-resursy (дата обращения: 05.08.2018).
Baryshnikova Elena Viktorovna GENDER ASPECT ...
pedagogical sciences
18. Ковалева И.А. Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). URL https://moluch.ru/conf/psy/ archive/33/1916/ (дата обращения: 27.07.2018).
19. Козлов В.В. Гендерная психология. URL: http:// www.iprbookshop.ru/18948 (дата обращения: 27.07.2018).
20. Барышникова Е.В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-287.
21. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с.
22. Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-professionalnogo-vybora-starsheklassnikov (дата обращения: 29.07.2018).
23. Сергеева Е.Д. Гендерные особенности мотива-ционной готовности подростков к выбору профильного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-motivatsionnoy-gotovnosti-podrostkov-k-vyboru-profilnogo-obucheniya (дата обращения: 25.07.2018).
24. Панчук Е.Ю. Гендерные особенности профессиональных склонностей // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-professionalnyh-sklonnostey (дата обращения: 27.07.2018).
25. Байбакова Е.С., Пряжникова Е.Ю., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Влияние тендера на выбор профессии старшеклассников // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 181-192. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-gendera-na-vybor-professii-starsheklassnikov (дата обращения: 29.07.2018).
26. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2006. 124 с.
Статья поступила в редакцию 24.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018