МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
2410-6070
Ряд проблем, при которых используют метод арт-терапии:
- депрессия, нежелание общаться, апатия ко всему.
- конфликты с группой сверстников
- психологические травмы
- низкая самооценка
- тревожность, страхи
- различные зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая).
- потери [1,с.19.]
Все дети, проживающие в детском доме, достаточно различны и у каждого из них индивидуальные особенности. Дети, которые испытали те или иные проблемы, могут выплеснуть все накопившиеся эмоции, свои переживания через рисунок, с помощью творчества. При использовании метода арт-терапии всё внимание ребёнка сосредоточено на его собственных чувствах, эмоциях. Ребёнок изображает всё то, что он переживает и испытывает в данный период времени. С помощью рисунка дети раскрепощаются, чувствуют уверенность в своих силах, знакомятся с социальным миром. Метод-арт терапии помогает обрести вдохновение, улучшает концентрацию, снимает напряжение.
Методика арт-терапии позволяет решить множество проблем, с которыми столкнулся человек.
- поможет выразить свои чувства и эмоции. Иногда словами человек не может донести своё душевное состояние, переживания.
- методика арт-терапии помогает в борьбе со стрессами.
- с помощью методики можно справиться со страхами, фобиями
- это очень хороший способ самопознания, а также с помощью метода арт-терапии человек раскрывает возможности понимания окружающего мира.
- повышает самооценку
- человек начинает глубже понимать себя, свой внутренний мир.
- помогает раскрыть свои таланты и способности.
Таким образом, метод арт-терапии способствует избавлению от комплексов, высвобождению раздражения, гнева, агрессии, вины именно с помощью творчества. Благодаря этому методу создаётся атмосфера психологической защищённости, пропадает скованность, появляется положительный заряд эмоций. Несомненно то, что метод арт-терапии очень эффективен в работе с детьми - сиротами, он является поддержкой и помощью в кризисных ситуациях, а также помогает ребёнку войти в социальную среду, повышая свой личностный и интеллектуальный уровень развития.
Список использованной литературы: 1. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб: Питер,2001.216с
© Кочеткова М.Ю., Пронюшкина Т. Г., 2015
УДК1
К.С. Матвиенко
магистрантка 1 -го года обучения Академии психологии и педагогики
Южный федеральный университет Научный руководитель: Е.А. Азарова к.п.н, доцент кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования профессиональных установок и мотивов выбора
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
профессии у старшеклассников. Получены интересные результаты по разным методикам, направленным на выявление мотивов выбора профессии. Применение нескольких методик позволило увидеть разнообразие выборов учащихся, а так же выявить различия и связи между профессиональными установками и мотивами выбора профессии у мальчиков и у девочек.
Ключевые слова
Уустановка, профессиональная установка, мотив, мотив выбора профессии, старшеклассник
На протяжении десятилетий проблема профессиональных установок и мотивов выбора профессии в школьные годы неизменно привлекает к себе внимание ученых, психологов, педагогов, социологов, а так же потенциальных работодателей, в связи с их изменчивостью и вариативностью. С одной стороны эта проблематика включена в сферу интересов психологии профессионального самоопределения, а с другой стороны в сферу интересов психологии профориентации и тех мероприятий, которые с этим связаны и могут способствовать эффективности осуществления профориентационной работы в школе. В связи с этим становятся актуальными исследования в данном направлении и применение результатов исследований в практике тьютора образовательного учреждения [1].
Представляется необходимым по возможности определить профессиональную область, в которой учащийся сможет продуктивно и эффективно трудиться. Реализация этого будет способствовать целенаправленному поступлению в ВУЗ. Способность самостоятельно осуществить профессиональный выбор включает уровень готовности к этому выбору и содержание данного процесса.
В отечественной психологии проблемами профессионального самоопределения личности занимались Таланова С. И., Пряжников Н.С., Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. и др. [4,5,6].
Особую связь с мотивами выбора профессии имеют профессиональные установки, представляющие собой готовность индивида принимать профессионально важные решения. Эти установки связаны, с одной стороны, с задачами профессионального развития, а с другой — с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. Профессиональные установки характеризуются готовностью личности не только решать предъявляемые ей задачи, но и активно изменять в соответствии с ними собственное поведение. Таким образом, в профессиональных установках индивида представлен весь опыт решения им жизненных задач на уже ранее пройденных этапах психического развития [3].
Целью исследования стало изучение взаимосвязи профессиональных установок и мотивов выбора профессии у школьников. Для достижения цели и получения результатов были применены следующие методики [2]: профессиональная мотивация учащихся (Л.А.Верещагина ), мотивы выбора профессии (Р.В. Овчарова), методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М.Павлютенков), опросник профессиональных установок подростков (М.И. Кондаков). Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №6 г. Батайска Ростовской области. В исследовании приняли участие старшеклассники (15-16 лет) в количестве 60 человек.
Психологический анализ и математическая обработка результатов исследования позволили сделать следующие выводы:
1. По данным методики Кондакова И.М. «Опросник профессиональных установок подростков» существуют значимые различия по фактору «нерешительность в профессиональном выборе» (F1), а так же по фактору «рационализм профессионального выбора» (F2) и «зависимость в профессиональном выборе» (F5). То есть, мальчики в отличие от девочек наиболее нерешительны при выборе профессии, у них возникают трудности с началом деятельности, отсутствуют четкие представления и критерии, касающиеся профессионального развития, плохая информированность о мире профессий, в то время как девочки характеризуются основательностью, рассудительностью, готовностью действовать по плану после обстоятельных размышлений.
2. По данным методики Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии» существуют значимые различия между средними показателями по типам «Внутренние индивидуально-значимые мотивы» U=74, при р < 0,01) и «Внешние положительные мотивы» (U=82, при р < 0,01). У девочек в отличие от мальчиков преобладают внутренние индивидуально и социально значимые мотивы, удовлетворение, которое приносит
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
работа, ее творческая направленность. У мальчиков направленность на престиж и материальную составляющую. Однако и мальчики и девочки не готовы работать в ситуации наказания, критики и других санкций негативного характера.
3. По методике Е.М Павлютенкова «Методика определения основных мотивов выбора профессии» значимые различия выявлены по группе мотивов «Моральные» (U=77, при р < 0,01), «Эстетические» (U=81, при р < 0,01), «Творческие» (U=79, при р < 0,01), «Материальные» (U=82, при р < 0,01), «Престижные» (U=84, при р < 0,01). У девочек преобладают такие группы мотивов как «моральные» и «творческие» в то время, когда у мальчиков преобладают «материальные», «престижные». Таким образом, выбор профессии у девочек ориентирован на стремление к совершенствованию своего морального облика, развитию нравственных качеств. У мальчиков выбор профессии у мальчиков ориентирован на стремление получать материальные блага, стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
4. По методике Л.А. Верещагина «Профессиональная мотивация учащихся» значимые различия выявлены по «Мотивам профессионального мастерства» (U=81, при р < 0,01).У девочек они преобладают, у мальчиков низкие показатели. Это говорит о том, что девочки при выборе профессии ориентируются на получение профессиональных знаний, для того, что бы достичь высокого уровня профессионального мастерства. Мальчикам важна социальная значимость профессии.
5. Корреляционный анализ показал наличие положительных и отрицательных корреляционных связей (при р < 0,05, р < 0,01) между мотивами выбора профессии и типами профессиональных установок у девочек.
«Нерешительность в профессиональном выборе» имеет положительную корреляционную связь с «Внешними отрицательными мотивами», а отрицательную корреляционную связь с «Внутренними индивидуально-значимыми мотивами» и «Творческими».
«Рационализм профессионального выбора» имеет положительные корреляционные связи с «Внутренними социально-значимыми мотивами», «Утилитарными», «Мотивами профессионального мастерства», «Познавательными».
«Оптимизм в отношении профессионального будущего» имеет положительные корреляционные связи с «Внешними положительными мотивами», «Мотивами самоутверждения в труде», «Мотивами профессионального мастерства».
«Высокая самооценка» положительно коррелирует с «Внешними отрицательными мотивами», «Социальными», «Материальными», «Мотивами самоутверждения в труде»
«Зависимость в профессиональном выборе» имеет отрицательную связь с «Мотивами профессионального мастерства» и «Моральными мотивами». Такая взаимосвязь свидетельствует о том, что чем меньше профессия позволяет совершенствовать свой внутренний мир, развивать нравственные качества, а так же не предполагает развитие профессиональных навыков и умений, тем больше девочки будут руководствоваться чужим мнением при выборе такой профессии.
В группе мальчиков «нерешительность в профессиональном выборе» имеет положительную корреляции с «Внешними отрицательными мотивами» и мотивами «Связанными с содержанием труда».
«Рационализм профессионального выбора» имеет положительную корреляции с «Внутренними социально-значимыми мотивами», «Внешними положительными мотивами», «Социальными», «Материальными», «Утилитарными», «Мотивами социальной значимости», «Мотивами профессионального мастерства».
«Оптимизм в отношении профессионального будущего» связан с «Внутренними индивидуально-значимыми мотивами» и «Мотивами самоутверждения в труде».
«Высокая самооценка» имеет положительную корреляция с «Социальными», «Материальными», «Мотивами профессионального мастерства».
«Зависимость в профессиональном выборе» имеет положительную корреляцию с «Социальными», «Связанными с содержанием труда», «Мотивами социальной значимости».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№12/2015
ISSN 2410-6070
Таким образом, результаты исследования показали, что существует взаимосвязь между профессиональными установками и мотивами выбора профессии у школьников. Список использованной литературы:
1. Азарова Е.А., Коваленко И.В., Мозговая Н.Н. Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики. Психология обучения. 2012. №9. с. 74-82.
2.Вахрамеев В.Е. Диагностика готовности к профессиональному выбору у подростков и старшеклассников// сборник материалов четвёртой открытой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных 2011, Пермь
3.Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 2005. - № 2. С. 122-130.
4.Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н. С. Пряжников.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.
5.Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / С. И. Таланова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 226-228.
6.Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 2008.
© Матвиенко К.С., Азарова Е.А., 2015
УДК 159.923.2
А.Ж. Махмудова
бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии
Г. Астрахань, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕСТИ И СОВЕСТЛИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье подчеркивается важность развития совести как важнейшей нравственной характеристики личности. Выявляются и выделяются особенности совести, необходимые для развития совестливости.
Ключевые слова Совесть, совестливость, нравственные характеристики личности
«Совесть - это психический механизм самоконтроля и самооценки, самопорицания и самопрощения индивида с позиций добра и зла» [1, с. 132]. Совесть - это «нравственный центр»; «внутренняя, личная нравственность или автономная этика»; «выражение нравственного самосознания человека»; [7, с.359]. Совесть - это проявление способности к самостоятельному формулированию для себя нравственных обязанностей, требование от себя их выполнения, осуществлению нравственного самоконтроля и оценка своих поступков. Для человека совести авторитет как «другой» - это не конкретный человек или группа, «а обобщенный Другой (в пределе - человечество, для религиозного человека - Бог)» [7, с.352].
В этической психологии совесть наряду с милосердием и справедливостью, нежностью, добротой и бескорыстием, честью и честностью, скромностью, вежливостью и мудростью, благородством,