ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. И. МОИСЕЕВА
Данная статья посвящена исследованию проблем оценки результативности деятельности отдельных подразделений как средству повышения эффективности предпринимательской деятельности. Одной из первостепенных задач коммерческих организаций в условиях рыночных отношений является повышение эффективности их функционирования. Конкурентная среда предъявляет к деятельности предприятий все более жесткие требования, в результате чего большинство организаций показали свою несостоятельность в вопросах адаптации к требованиям рынка. Совершенствование деятельности подразделений различных уровней, стремление к минимизации их затрат, повышению профессионального уровня являются важнейшими инструментами повышения общей эффективности предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: эффективность предпринимательской деятельности, факторы, показатели эффективности, интегральный показатель.
Одной из первостепенных задач коммерческих организаций в условиях рыночных отношений является повышение эффективности их функционирования.
Конкурентная среда предъявляет к деятельности предприятий все более жесткие требования, в результате чего большинство организаций, зачастую, обладающие необходимыми ресурсами, показали свою несостоятельность в вопросах адаптации к требованиям рынка [1]. В настоящее время значительное число отечественных коммерческих организаций не имеет высоких показателей эффективности использования основных оборотных средств, трудовых ресурсов. Подобная ситуация зачастую объясняется низким уровнем спроса на продукцию предприятия, экономическим кризисом, изначальной технологической отсталостью и т. п. [2]. Однако причины этого часто обусловлены низкой эффективностью функционирования отдельных подразделений. Именно в них могут быть сосредоточены резервы повышения общей эффективности предпринимательской деятельности. В настоящее время наблюдается низкий уровень подготовки отечественных управленческих кадров, однако высшие руководство фирм зачастую не видят необходимости в организации повышения их квалификации. Одной из причин этого является неуверенность в том, что результаты переобучения будут внедрены в практическую деятельность, отсутствие совершенных методик оценки
эффективности деятельности конкретных руководителей, в том числе прошедших переобучение. Данная проблема имеет и обратную сторону. Так, менеджеры различных уровней, чья деятельность не оценивается на основе системы четких показателей, индикаторов часто не видят необходимости осуществлять более качественное управление, так как результат их работы может не быть в полной мере оценен руководителями более высокого уровня [1].
Таким образом, совершенствование деятельности подразделений различных уровней, стремление их к минимизации затрат, повышению профессионального уровня являются важнейшими инструментами повышения общей эффективности предпринимательской деятельности [3].
Исследованию проблем повышения результативности деятельности отдельных подразделений именно как средству повышения эффективности предпринимательской деятельности в научной литературе и на практике не уделяется должное внимание.
Исследованию проблемы эффективности деятельности фирм посвящены работы таких зарубежных специалистов, как И. Ансоффа, Х. А. Вютриха, В. Б. Винтера, М. Портера и др.
К числу российских специалистов, изучающих природу и сущность эффективности, следует отнести труды И. Т. Абдукаримова, Г. Л. Азоева, В. В. Бузырева, Р. М. Меркина, В. П. Попкова, Р. А. Фатхутдинова, Н. В. Чепаченко и др.
В области исследования экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности конкретных субъектов предпринимательской деятельности важно выделить работы Д. Бенсона,
О. Н. Волковой, И. Н. Гомова, В. Я. Горфинкеля,
Н. Л. Зайцева, В. И. Иваницкого, В. В. Ковалева, В. Я. Кокотова, М. Р. Линдерса, А. В. Литвинова,
Н. В. Ляченкова, Р. А. Максименко, А. Г. Мартынова, В. А. Персианова, Б. К. Плотника, К. А. Ра-ицкого, А. Н. Соломатина, Н. А. Сафронова, Дж. Уайтхеда, Н. С. Ускова, Н. Н. Ушаковой, Х. Е. Фирона и др.
Научные труды и разработки перечисленных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение. Однако анализ работ отечественных и иностранных экономистов показал отсутствие единой методики оценки эффективности деятельности отдельных структурных подразделений и их влияния на результативные показатели деятельности коммерческих организаций, не уделено должное внимание совершенствованию деятельности этих подразделений как средству повышения экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
Предпринимательство, в первую очередь, связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами, получения в конечном итоге материального и морального вознаграждения [4].
Предпринимательство успешно развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование определенной предпринимательской среды. Последнюю следует понимать как интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли (дохода) [5].
Эффективность предпринимательской среды определяется, как свидетельствуют научные исследования, условиями экономической свободы и развитием организационно-хозяйственного новаторства. Эти элементы предпринимательской среды в значительной мере отражены в Конституции страны и Гражданском Кодексе (ГК) РФ [1]. В них гарантируется единство экономического простран-
ства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита всех форм собственности, права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. К сожалению, настоящие правовые положения еще не действуют в полную силу, что тормозит развитие предпринимательства.
На эффективность предпринимательской деятельности влияет целая система факторов внутренней и внешней среды, формирование которых зависит от конкретных условий, видов, времени, места деятельности предприятия [6].
Факторы внутренней среды предприятия -это действия, связанные с управленческими решениями внутри предприятия. На практике, как правило, выделяют шесть групп основных факторов внутренней среды: персонал, технология, материальные ресурсы, НИОКР (научные исследования и опытные конструкторские работы), месторасположение фирмы и менеджмент [5]. В свою очередь, каждая из них имеет свои подгруппы.
Факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны руководства организации и его служб факторам. К ним относятся следующие группы факторов: поставщики материальных ресурсов, поставщики техники и технологии, поставщики финансов, профсоюзы, общеэкономические факторы, политические факторы, решения государственных органов управления, международные факторы, налоговая система, социальные факторы, факторы образования, национальные факторы, региональные факторы, конкуренты, научно-технический прогресс, культурные факторы, покупатели, конкурентная среда.
Факторы внутренней и внешней среды могут также классифицироваться по следующим признакам:
1. По степени воздействия: основные и второстепенные.
2. По степени количественного измерения: поддающиеся измерению и не поддающиеся измерению.
3. По времени воздействия: постоянные и временные.
4. По охвату воздействия: общие и специфические.
5. По степени детализации: простые (одна причина) и сложные (комплексные причины).
6. По характеру действия: объективные и субъективные.
7. По способу определения: прямые и косвенные.
Все факторы внутренней и внешней среды должны быть учтены при разработке стратегии и
тактики предприятия, текущем и долгосрочном планировании и определены при анализе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций.
Основой анализа и управления факторами внутренней и внешней среды является то, что каждый из них необходимо уметь измерить, оценить и принять по ним управленческие решения [7]. А для этого необходимо, чтобы: каждый фактор должен быть обеспечен информацией, т. е. создана необходимая система внутренней отчетности и сбора внешней информации; каждый фактор должен воздействовать прямым или косвенным образом на результативные показатели деятельности фирм; по каждому фактору возможно многоальтернативное прогнозирование и планирование.
Одной из важных задач при оценке предпринимательской деятельности является определение критериев и показателей, характеризующих эффективность предпринимательской деятельности в целом и отдельных их видов (материальных, трудовых и финансовых).
При изучении эффективности предпринимательской деятельности следует различать критерий и показатели эффективности коммерческой деятельности в целом его подразделений, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также эффективность организационной структуры управления. Критерий - отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка какого-либо явления. Показатель характеризует этот критерий с количественной стороны.
Критерием эффективности предпринимательской деятельности является достижение наибольших результативных показателей при наименьших затратах или при тех же ресурсах. При этом следует различать обобщающие показатели, характеризующие эффективность коммерческой деятельности в целом; частные показатели, характеризующие эффективность отдельных подразделений и использования ресурсов по их видам (основных и оборотных, собственных и заемных средств, трудовых и финансовых ресурсов, инвестиционной деятельности) [5].
Критерием эффективности процесса управления является качество, своевременность и полнота выполнения принятых решений.
Критерием эффективности структуры управления является рациональность организационной структуры и технико-организационного уровня управленческого персонала.
Эффективность предпринимательской деятельности отражает взаимосвязь затрат общественного труда, вкладываемого в производство и
получаемого от этого эффекта, т. е. конечного результата в виде производимой продукции, услуг, финансовых результатов.
Оценка эффективности предпринимательской деятельности коммерческих структур осуществляется на основании обобщающих и частных показателей. Показателями оценки эффективности предпринимательской деятельности являются показатели эффективности использования основных, оборотных средств, нематериальных активов и т. п. Положительное изменение определенного показателя (например, показателя эффективности использования оборотных средств), как правило, свидетельствует о повышении качества управления оборотными средствами. Однако общая информация о повышении эффективности управления оборотными средства не дает представления о том, благодаря чему, достигнут подобный эффект, благодаря какому подразделению он достигнут. В связи с этим подразделение, внесшее наивысший вклад в достижение результата, не будет выявлено, а его сотрудники не будут в должной мере оценены. Кроме того, могут быть не выявлены подразделения, ухудшающие использование оборотных средств. В связи с этим, возникает размытость ответственности в отношении достижения высоких значений обобщающих и частных показателей эффективности предпринимательской деятельности, отсутствуют дополнительные стимулы достижения этого результата у отдельных сотрудников.
Таким образом, одно из направлений оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности должно быть основано на исследовании отдельных функциональных подразделений коммерческой организации (служб сбыта, снабжения, финансов и т. п.), т. е. должен быть реализован функциональный подход.
Очевидно, что совокупный вклад отдельных функциональных (структурных) подразделений должен оцениваться на основе интегрального показателя, что в том числе позволит исследовать его в динамике. Таким образом, функциональноинтегральный подход является одним из важнейших направлений исследования эффективности предпринимательской деятельности.
Стимулирование активности персонала отдельных структурных подразделений в рамках достижения высоких результативных показателей может происходить по нескольким направлениям, материальное стимулирование, мотивация, контроль и т. п. Однако наиболее доступным инструментом повышения эффективности является оценка и контроль влияния каждого подразделения на эффективность функционирования организации.
Отбор показателей эффективности деятельности коммерческой организации, на основании которых будет осуществляться ее оценка
► Входной поток информации ^
Выявление подразделений коммерческих организаций, оказывающих влияние на ее эффективность
Определение факторов и показателей оценки эффективности деятельности отдельных подразделений
I
Блок расчета показателей для оценки эффективности деятельности подразделений отчетного периода
I
Разработка более прогрессивных мер совершенствования деятельности структурных подразделений коммерческих организаций с учетом негативного опыта отчетного периода
к
Выявление подразделений, деятельность которых привела к снижению эффективности деятельности предприятий
к Нет
Блок расчета гибкого интегрального показателя оценки эффективности предпринимательской деятельности отчетного периода
Формирование базы данных о значениях показателей эффективности деятельности отдельных подразделений и в целом коммерческой организации
Разработка даль вышения эффек принимательско нейших мер по-тивности пред-й деятельности
к к.
Исследование резервов повышения эффективности деятельности структурных подразделений организации с учетом опыта отчетного периода
Рис. 1. Алгоритм оценки эффективности предпринимательской деятельности
Оценивать результаты деятельности отдельных структурных подразделений необходимо с учетом их способности оказывать непосредственное влияние на эффективность предпринимательской деятельности в целом. При этом огромное значение имеет правильное определение количественных и качественных показателей, необходимых для оценки. Эффективная деятельность структурного подразделения коммерческой организации - это не только высокая результативность, но и всесторонняя социальная защищенность работников, благоприятный морально-
психологический климат, комфортные условия труда, широкие возможности для самореализации личности.
Для качественной оценки эффективности деятельности отдельных структурных подразделений необходима разработка показателей, учитывающих специфику деятельности по данным подразделениям (снабжение, сбыт, производство, финансы, вспомогательные обслуживающие хозяйства и т. д.).
Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности служб снабжения должно пла-
нироваться на основании улучшения разработанных показателей.
Улучшение разработанных показателей за счет повышения результативности деятельности службы снабжения позитивно сказывается и на общей эффективности коммерческой организации.
Также нами разработан гибкий интегральный показатель оценки эффективности деятельности управленческого персонала, отличный от близких по смыслу экономических показателей системным охватом различных сторон управленческой деятельности: снабжение, производство, сбыт, вспомогательные подразделения и т. д. Гибкость интегрального показателя обусловлена тем, что его наполнение может изменяться в зависимости от специфики конкретной коммерческой организации. В процессе его разработки был использован метод сумм темпов прироста отобранных показателей с учетом веса каждого.
Оценка экономической эффективности предпринимательской деятельности должна осуществляться в несколько этапов. На первом этапе осуществляется отбор показателей общей эффективности деятельности коммерческой организации, на основании которых будет осуществляться ее оценка. Следующий этап предполагает выявление подразделений коммерческих организаций, оказывающих влияние на ее эффективность. На третьем этапе определяются факторы и показатели оценки эффективности деятельности отдельных подразделений. Четвертый этап представляет собой блок расчета показателей для оценки эффективности отдельных подразделений отчетного периода, пятый - расчет гибкого интегрального показателя оценки эффективности предпринимательской деятельности отчетного периода. На последующем этапе осуществляется формирование базы данных о значениях показателей эффективности деятельности отдельных подразделений и в целом коммерческой организации. Седьмой этап предполагает оценку эффективности предпринимательской деятельности в отчетном периоде. На основании оценки величины данного показателя и его сравнения со значениями данного показателя в прошлых периодах делается вывод о тенденциях его изменения. На основании исследования представленных этапов нами был разработан соответствующей алгоритм оценки эффективности предпринимательской деятельности (рис. 1).
Если значение показателя эффективности предпринимательской деятельности не имеет положительной динамики, то анализируются усло-
вия, по причине которых мероприятия не приводят к положительному результату. По результатам исследования разрабатываются более прогрессивные меры совершенствования деятельности организации и отдельных подразделений с учетом опыта отчетного периода.
Если наблюдается рост значения показателя, то анализируются резервы повышения эффективности деятельности структурных подразделений коммерческих организаций с учетом опыта отчетного периода. На основании этого осуществляется дальнейшая разработка улучшающих мероприятий, способствующих повышению эффективности предпринимательской деятельности.
Литература
1. Аборнева О. И., Воронин В. П. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 2.
2. Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. М., 2004.
3. Бусыгин А. Предпринимательство: основной курс. М., 2007.
4. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. М., 1996.
5. Гудир В. Ф. Предпринимательство: виды, формы, содержание, организация, управление. М., 2003.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М, 1990.
7. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. М., 2003.
* * *
FUNCTIONAL APPROACH TO ESTIMATION OF EFFICIENCY OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY
I. I. Moiseyeva
This paper is devoted to the study of the activity effectiveness estimation problems of individual units, considering it as a means of increase of entrepreneurship activity efficiency. One of the main task of profit organizations under the conditions of market relations is the efficiency of functioning of these relations. Competitive environment makes the increasingly strict demands to the enterprise activity. As a result, most of the organizations show their inability themselves with regard to the issues of adaptation to the market demands. The most important instruments of increase of efficiency of the whole entrepreneurship activity are perfection of the activity of various-level units, striving for cost minimization, and improvement of professional skills.
Key words: entrepreneurship activity efficiency, factors, efficiency measures, integral index.