Научная статья на тему 'Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности'

Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3905
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY OF BUSINESS ACTIVITY / FACTORS / EFFICIENCY INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Ирина Ивановна

Данная статья посвящена исследованию проблем оценки результативности деятельности отдельных подразделений как средству повышения эффективности предпринимательской деятельности. Вопросы оценки результатов деятельности организации приобрели сегодня актуальность как в научном плане, так и в практике управления. Поскольку традиционная система финансовых индикаторов не дает реальной информации о текущем состоянии дел, возникла необходимость дополнить ее показателями, относящимися к другим стратегически важным аспектам деятельности компании: производственному, инновационному, маркетинговому, трудовому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF BUSINESS ACTIVITY

This article is devoted to research of problems of an assessment of productivity of activity of separate divisions, as to means of increase of efficiency of business activity. One of paramount tasks of the commercial organizations in the conditions of the market relations is increase of efficiency of their functioning. The competitive environment shows more and more rigid requirements therefore the majority of the organizations, often, possessing necessary resources, showed the insolvency in questions of adaptation to market requirements to activity of the enterprises. Improvement of activity of divisions of various levels, their aspiration to minimization of expenses, increase of professional level are the most important instruments of increase of overall effectiveness of business activity.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке эффективности предпринимательской деятельности»

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. И. МОИСЕЕВА

Данная статья посвящена исследованию проблем оценки результативности деятельности отдельных подразделений как средству повышения эффективности предпринимательской деятельности. Вопросы оценки результатов деятельности организации приобрели сегодня актуальность как в научном плане, так и в практике управления. Поскольку традиционная система финансовых индикаторов не дает реальной информации о текущем состоянии дел, возникла необходимость дополнить ее показателями, относящимися к другим стратегически важным аспектам деятельности компании: производственному, инновационному, маркетинговому, трудовому.

Ключевые слова: эффективность предпринимательской деятельности, факторы, показатели эффективности.

Одной из первостепенных задач коммерческих организаций в условиях рыночных отношений является повышение эффективности их функционирования. Конкурентная среда предъявляет к деятельности предприятий все более жесткие требования, в результате чего большинство организаций, зачастую, обладающие необходимыми ресурсами, показали свою несостоятельность в вопросах адаптации к требованиям рынка. От эффективности производства, возможностей национальных предприятий производить конкурентную продукцию в решающей степени зависит уровень развития российской экономики [1; 3].

Предпринимательство, как особый стиль хозяйственного поведения, в основе которого лежат поиск новых возможностей для развития бизнеса, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для собственного развития ресурсы из самых разнообразных источников. По нашему мнению, именно развитие предпринимательской деятельности в регионе является основным фактором в достижении цели экономического и социального развития региона. Несмотря на это, невозможность получить объективные данные для оценки эффективности предпринимательской деятельности в регионе препятствует процессу планирования ее дальнейшего развития и постановки задач для достижения стратегических целей. В связи с новизной проблемы, методов оценки и управлением предпринимательской деятельностью существует необходимость в наличии системы оценки эффективности предпринимательской деятельности в регионе.

Применяя системный подход при анализе эффективности предпринимательской деятельности, можно сказать, что предпринимательская деятельность представляет собой систему элементов, объединенных множеством связей как друг с другом, так и с внешней макросредой [7]. При этом управление эффективностью на основе системного подхода подразумевает оценку всех существующих аспектов предпринимательской деятельности с помощью системы показателей [2].

В настоящее время значительное число отечественных коммерческих организаций не имеет высоких показателей эффективности использования основных, оборотных средств, трудовых ресурсов. Подобная ситуация зачастую объясняется низким уровнем спроса на продукцию предприятия, экономическим кризисом, изначальной технологической отсталостью и т. п. Однако причины этого часто обусловлены низкой эффективностью функционирования отдельных подразделений. Именно в них могут быть сосредоточены резервы повышения общей эффективности предпринимательской деятельности. В большинстве коммерческих организаций деятельность отдельных функциональных подразделений не оценивается на основе специальной системы показателей, индикаторов. Это приводит к тому, что в них наблюдается низкий уровень заинтересованности работников в результатах своей деятельности. Персонал структурных подразделений не видит необходимости осуществлять свою деятельность более эффективно, так как результат их работы

может быть не в полной мере оценен руководством.

Таким образом, совершенствование деятельности подразделений различных уровней, их стремление к минимизации затрат, улучшению использования ресурсов являются важнейшими инструментами повышения общей эффективности предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день оценка эффективности предпринимательской деятельности сводится к расчету только финансовых показателей [2]. При этом финансовые результаты могут быть получены только в результате оптимизации внутренних процессов, удовлетворения потребностей общества, эффективного использования на предприятиях существующего человеческого, информационного и организационного капитала. В связи с этим, актуальным является вопрос разработки системы показателей эффективности, охватывающий все основные аспекты развития предпринимательской деятельности на региональном уровне.

Следует отметить, что множество работ отечественных и зарубежных авторов посвящены проблеме разработки системы показателей эффективности предпринимательской деятельности [5]. В работах российских ученых (Г. С. Савицкая, И. А. Бланк, О. В. Ефимова, А. Д. Шеремет) анализ эффективности предпринимательской деятельности отождествляется с оценкой ее экономической эффективности и ограничивается расчетом соответствующих финансово-экономических показателей. Основное внимание уделяется достижению более высоких финансовых результатов деятельности. Что касается зарубежной литературы, то системы показателей эффективности предпринимательской деятельности, разработанные зарубежными учеными, из-за недостаточной адаптации к российским условиям отражает неполную картину происходящих процессов.

Сегодня одним из наиболее популярных в зарубежных концепциях анализа эффективности предпринимательской деятельности является концепция сбалансированной системы показателей. В современных условиях сбалансированность и стратегическая направленность показателей имеет первоочередное значение для повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью, то деятельность мо-

жет быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует - деятельность является нерациональной [6; 7].

Совпадение результата и цели особенно важно с позиции выбора наиболее успешных решений. Такое совпадение свидетельствует о том, что выбранные условия соответствуют «стандартам рациональности», а анализ ситуации достаточно полный и обоснованный.

Более точным определением таких понятий, как «успешная деятельность», «деятельность, соответствующая принципам рациональности», является понятие эффективности как отражающее возможность получения результата (или уже полученный результат) при определенных условиях осуществления деятельности. Это обстоятельство помогает выделить основной принцип измерения эффективности - принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности.

Распространяя этот принцип на систему предпринимательства, важно подчеркнуть необходимость такого построения методической базы для оценки эффективности предпринимательских решений, когда моделируемый результат адекватен условиям и задачам целеполагания.

Предпринимательству, базирующемуся на современной маркетинговой концепции, всегда присуща множественность целей. Она проявляется, в первую очередь, в альтернативности процесса целеполагания, когда из множества целей выбирается одна, в наибольшей степени соответствующая принципам эффективности. Множественность целей может проявляться в ее многокомпонентном составе. Предпринимательская деятельность, как известно, агрегирует в себе три аспекта: производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). При этом, разумеется, ставятся задачи поиска единонаправленных целей, или, в крайнем случае - установления разумного компромисса. Такой компромисс не всегда возможен, и задача оценки эффективности в этих случаях решается с помощью метода многоцелевой оптимизации.

Такой подход обуславливает второй принцип оценки эффективности предпринимательства -доступность использования нескольких критериев оптимальности. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о допустимости использования критериев, а не их необходимости. Совокупность критериев используется в тех случаях, когда нет возможности применения единых или обобщен-

ных оценок. Процесс установления целей осуществляется в рамках разработки стратегии маркетинга и функционирования системы предпринимательства. Стратегия представляет собой обоснованную программу действий, ориентированную на достижение определенной цели. Отличительная черта стратегии - наличие цели. Ее присутствие позволяет трактовать стратегию как совокупность концептуальных положений, изложенных в приемлемой для практики форме. Цели, а значит и конечные результаты, требующие отражения в показателе эффективности, бывают двух видов: качественные и количественные [4].

В зависимости от применяемой стратегии и внешних условий могут выдвигаться как количественные, так и качественные цели. Однако в системе предпринимательства к процессу целе-полагания предъявляются особые требования. Они обусловлены интеграцией целеполагания в единый планово-управленческий цикл. В этом цикле целевые установки составляют базу для стратегических решений, реализация которых обеспечивается тактическими и оперативными мероприятиями. Они же закладываются в основу контроля полученных результатов, где осуществляется процедура сравнения целей и результатов. На этапе контроля количественные оценки дают более точные и обоснованные результаты. Качественные оценки также пригодные, в принципе, для проведения процедур контроля, позволяют получать менее точные и надежные результаты. Безусловно, любые качественные категории могут быть описаны количественными оценками с помощью балов или индексами. Но такие оценки всегда имеют элемент условности, который можно сократить (например, с помощью соблюдения всех правил и принципов экспертного метода), но невозможно полностью исключить. Поэтому при оценке эффективности предпринимательства следует отдавать предпочтение количественным оценкам, используя их как для характеристики цели, так и для характеристики результата.

Концепция маркетинга предполагает к использованию различные виды стратегий (а вместе с ними и цепочку «цели - результаты»). Наибольшее распространение получили так называемые наступательные стратегии. Среди целей, присущих наступательным стратегиям, можно выделить: увеличение объема продаж и прибыли (в количественном выражении), овладение определенным сегментом рынка, занятие определенного положения в конкурентной среде, прирост объема производства и производительности тру-

да, достижение количественно выраженного социального эффекта и т. д. [3].

Для того чтобы выделить основные из них с точки зрения специфики и задач развития предпринимательства, необходимо обратиться к некоторым особенностям развития рыночной среды, которая представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему, где субъекты (бизнес-субъекты) реализуют свои взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенную долю рынка (сегмент). Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обуславливают устойчивость стратегических позиций бизнес-субъекта, т. е. характеризуют возможность его эффективного функционирования в длительной перспективе.

В условиях стратегической устойчивости появляются дополнительные возможности для реализации всего круга задач, установленных в рамках маркетинговой концепции и способствующих увеличению прибыльности и доходности предпринимательской деятельности. Таким образом, целевые приоритеты ориентируются в сторону необходимости управления рынком, с помощью которого бизнес-субъект укрепляет свои рыночные позиции и получает дополнительные возможности для повышения совокупного результата своей деятельности в течение периода, обусловленного стратегией.

Третий принцип оценки эффективности предпринимательства - в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя, реализуя принципы маркетинга, как рыночной концепции управления. Такой подход не противоречит стремлению к максимизации прибыли, характерному для маркетинговой концепции, но создает условия для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

На стадии разработки и внедрения продукта, как известно, прибыль не образуется (она появляется лишь в конце стадии внедрения). Прибыль имеет при этом мотивационный характер, т. е. формирующие мотивы, в силу которых решаются задачи по сокращению длительности этих стадий, повышению качества разрабатываемого и внедряемого продукта, обеспечению его соответст-

вия потребностям целевого сегмента, а также сокращению затрат на исследование продукта, его апробацию, подготовку рынка и внедрению в рыночную среду [4]. В силу этого обстоятельства для оценки эффективности предпринимательства на этих стадиях требуются специфические показатели, ориентированные на стратегические задачи, охватывающие весь планируемый жизненный цикл продукции, начиная от формирования идеи и заканчивая снятием продукции с производства.

На стадии роста, когда появляются реальные доказательства соответствия товара требованиям целевого сегмента, целесообразно использование показателя прибыли, что обусловлено логикой жизненного цикла товара. Вместе с тем на этой стадии необходимо решать задачи по увеличению рыночной доли и завоеванию новых рынков или сегментов, так как увеличение темпов роста объема продаж и прибыли свидетельствует о достаточно высоком и широком рыночном признании. Оценка степени достижения этих целей, инновационных, по сути, имеет в своей основе стратегические соображения и смыкается с задачей более полного овладения рынком. Поэтому на стадии роста возможно сочетание нескольких методов и показателей оценки эффективности, охватывающих самостоятельные направления предпринимательской деятельности, формирующихся на различных потребительских рынках.

На стадии зрелости в системе оценочных показателей, очевидно, доминирует показатель прибыли. Являясь индикатором стадийных изменений в жизненном цикле продукции, он отражает саму суть стадии зрелости - стабилизация роста прибыли, детерминируемая такими факторами, как признание продукта потребителем, сокращение себестоимости продукции, работ, услуг, вследствие совершенствования производственного цикла и т. д. Однако в конце стадии, когда наблюдаются первые признаки абсолютного снижения показателя прибыли, становятся актуальными задачи обновления ассортиментного ряда продукции и разработки новых продуктов (работ, услуг). При этом возрастает значение стратегических задач - поиск новых идей, их разработка, испытание, продвижение на строительный рынок и т. д., а оценка эффективности вновь тяготеет к использованию показателей рыночной устойчивости предприятия.

В этой связи оценка результата предпринимательства вновь использует принцип сочетания показателей, когда показатель прибыли дополняется показателями, характеризующими позиции организации в конкурентной среде (например,

местоположение организации в иерархической последовательности конкурирующих организаций, выстроенной с учетом их конкурентоспособности в конкретных условиях рыночной конъюнктуры).

На стадии спада, завершающей жизненный цикл продукции, могут устанавливаться два вида целей: быстрый уход с рынка устаревшей продукции и отказ от активных рыночных действий, имея в виду возможность возобновления спроса на продукцию. Результат предпринимательской деятельности на этой стадии может, в принципе, оцениваться с помощью показателя прибыли, стремящегося к максимально возможному значению. Однако он нуждается в дополнении в зависимости от поставленных целей. В случае использования стратегии быстрого ухода с рынка необходимо анализировать результаты деятельности по другим компонентам ассортиментного ряда, определяющим совокупный результат деятельности предприятия. При ориентации на возможное возобновление спроса показатель прибыли дополняется аналитическими характеристиками в отношении степени вероятности возобновления спроса, риска, обусловленного его неопределенностью и прогнозируемой длительностью периода, предшествующего новому «всплеску» спроса. Важно подчеркнуть, что такие характеристики могут выступать лишь в качестве аналитических, дополняющих основные, но не образующих самостоятельные показатели.

Таким образом, можно констатировать изменчивость результирующих показателей предпринимательской деятельности в зависимости от стадии жизненного цикла продукции, а также возможность их комбинации, обусловленную структурными изменениями в целях и задачах предпринимательства. Вопросы оценки результатов деятельности организаций приобрели сегодня актуальность как в научном плане, так и в практике управления. Поскольку традиционная система финансовых индикаторов не дает реальной информации о текущем состоянии дел, возникла необходимость дополнить ее показателями, относящимися к другим стратегически важным аспектам деятельности компании: производственному, инновационному, маркетинговому, трудовому.

Эффективность предпринимательской деятельности - это категория, характеризующая уровень использования финансовых, материальных, трудовых ресурсов и средство для достижения высоких финансовых результатов. Оценка эффективности предпринимательской деятельности коммерческих структур осуществляется на

основании обобщающих и частных показателей. Для данной оценки используются показатели эффективности основных, оборотных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и т. п. Общая информация о повышении эффективности использования определенного ресурса не дает представления о том, благодаря чему, достигнут подобный эффект, деятельность какого подразделения более эффективна. В связи с этим, подразделение, внесшее наивысший вклад в достижение результата, не будет выявлено, а его сотрудники не будут в должной мере оценены. Кроме того, могут быть не выявлены подразделения, ухудшающие использование данного ресурса. В связи с этим, возникает размытость ответственности в отношении достижения высоких значений обобщающих и частных показателей эффективности предпринимательской деятельности, отсутствуют дополнительные стимулы достижения этого результата у отдельных сотрудников.

Таким образом, одно из направлений оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности должно быть основано на исследовании отдельных функциональных подразделений коммерческой организации (служб сбыта, снабжения, финансов и т. п.), т. е. должен быть реализован функциональный подход. Очевидно, что совокупный вклад отдельных функциональных (структурных) подразделений должен оцениваться на основе интегрального показателя, что в том числе позволит исследовать его в динамике. Таким образом, функционально-интегральный подход является одним из важнейших направлений исследования эффективности предпринимательской деятельности.

Литература

1. Алексеев С. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

2. Алпатова Н. Чем измерить эффективность? // Управление компанией. 2006. № 3. С. 34-37.

3. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб., 2001.

4. Бригхем Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент / пер. с англ. Е. А. Дорофеева. СПб., 2009.

5. Груздева Н. А. Эффективность предпринимательской деятельности и прибыль // Финансовый менеджмент. 2006. № 6. С. 27-35.

6. Друкер П. Ф. Эффективное управление предприятием (ManagingforResults). М., 2008.

7. Лапуста М. Г. Предпринимательство: учебник. М., 2010.

8. Понеак Г. Б. Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. Г. Б. Понеак, В. А. Швандара. М., 2003.

* * *

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF BUSINESS ACTIVITY

I. I. Moiseyeva

This article is devoted to research of problems of an assessment of productivity of activity of separate divisions, as to means of increase of efficiency of business activity. One of paramount tasks of the commercial organizations in the conditions of the market relations is increase of efficiency of their functioning. The competitive environment shows more and more rigid requirements therefore the majority of the organizations, often, possessing necessary resources, showed the insolvency in questions of adaptation to market requirements to activity of the enterprises. Improvement of activity of divisions of various levels, their aspiration to minimization of expenses, increase of professional level are the most important instruments of increase of overall effectiveness of business activity.

Key words: efficiency of business activity, factors, efficiency indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.