УДК 338.012
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА THE ACTIVITY INDICATORS SYSTEM OF THE TOURIST INDUSTRY ENTERPRISES
Т.Н. Тарасова T.N. Tarasova
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск
В.А. Ковалев V.A. Kovalev
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Анализируется оценка деятельности туристических предприятий и их подразделений при помощи системы показателей. Приводится классификация показателей, показана взаимосвязь эффективности и результативности деятельности предприятий в сфере туризма, представлена система качественных показателей оценки эффективности деятельности предпринимательских структур.
The article is devoted to the problem of estimation of tourist enterprise with a system of indicators. The article provides a classification of indicators, shows the interrelation of efficiency and effectiveness of business structures, provides a system of quantitative indicators to estimate the effectiveness of tourist enterprises.
Ключевые слова: предпринимательство, эффективность, показатели эффективности.
Key words: entrepreneurship, effectiveness, effectiveness indicators.
В текущем десятилетии в результате трансформации российской и мировой экономики, а также происходящих политических и социальных процессов, изменился расклад сил, влияющих на условия функционирования и развития предприятий сферы туризма в России. Мировой экономический кризис на фоне обострения конкуренции и ухудшения состояния деловой среды, вызванного несовершенствами правового регулирования отрасли, обусловливает необходимость осуществления своевременных изменений в управлении предприятиями. При этом возникает круг вопросов, связанных с определением и реализацией резервов повышения эффективности деятельности самих туристических предприятий (ТП) и их подразделений.
В настоящее время можно констатировать, что сложившиеся подходы к формированию системы показателей оценки деятельности предприятий не позволяют адекватно адаптироваться к динамично меняющейся внешней среде, а используемые методы и практические рекомендации не учитывают должным образом российские реалии, и их применение часто не приводит к ожидаемому и желаемому результату. В результате ресурсы, которые вовлекаются в биз-
нес, в том числе туристический, в значительной степени используются нерационально.
С учетом вышесказанного весьма актуальным представляется формирование системы показателей оценки деятельности предприятий туризма, которая отвечает требованиям нового времени и позволяет успешно развивать и реализовывать потенциал их конкурентных преимуществ.
Важной задачей управления предприятиями индустрии туризма является создание системы оценки, которая позволяет своевременно перестраивать их деятельность без нарушения целостности и работоспособности предприятий в целом. При этом должны учитываться как открывающиеся благоприятные возможности внешней среды, так и использование собственных достижений и внутреннего потенциала предприятий для перехода на новый уровень конкурентоспособности.
В России на данный момент применяется пять условно-основных систем оценочных показателей:
- система, регламентированная государством в форме бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс), Трудового кодекса и системы различных ГОСТов;
© Т.Н. Тарасова, В.А. Ковалев, 2013
- традиционное бюджетное управление предприятием (бюджетные показатели);
- система управления качеством на базе стандартов ИСО;
- система сбалансированных показателей, предложенная Д. Нортоном и Г. Каплан;
- система, разрабатываемая самостоятельно предприятием и используемая им в своей деятельности.
В настоящее время менеджеры и владельцы предприятий имеют возможность создать собственную систему оценки деятельности как всего предприятия, так и его подразделений. Формирование такой системы оценки деятельности может стать важным шагом в работе над повышением качества управления, а потому время и усилия, затраченные на это однажды, впоследствии полностью окупятся.
Создание действенной системы оценки деятельности ТП и/или его подразделений - достаточно сложный процесс, предполагающий изучение множества элементов и факторов. Одним из наиболее ответственных этапов, от которого будет зависеть и вид, и назначение будущей системы оценки, является определение и выбор (или разработка) соответствующих показателей. Показатель выступает в роли индикатора, при помощи которого будут отбираться данные, необходимые для принятия управленческого решения. Следует помнить, что выбираемый показатель должен быть не только измеряемым, но и адекватным поставленной цели. Оценочные показатели - это совокупность наиболее существенных, согласованных и поддающихся измерению качественных и/или количественных показателей, на основании которых принимаются управленческие решения.
Показатели могут быть: абсолютные и относительные; качественные и количественные; частные и общие; стоимостные и натуральные; прямые и косвенные; основные и дополнительные; внешние и внутренние; экономические, торгово-технологические, социальные и экологические; эффективности и результативности.
Важным условием комплексной оценки ТП является изучение каждого отдельно взятого показателя, выражающего локальную характеристику в сопоставлении с другими показателями системы. Некоторые показатели (например, интегральный показатель качества услуг, продукции) могут быть подвержены дальнейшей детализации. При проведении конкретного анализа деятельности подразделений ТП возможна модификация некоторых критериев (с учетом конкретных особенностей) с
целью получения наиболее адекватной характеристики эффективности.
Показатели деятельности ТП мы можем разделить на общие, частные и индивидуальные.
К общим показателям относятся:
- производительность труда (определяется как отношение выручки от реализации (I) к среднесписочной численности сотрудников (Ч);
- фондоотдача (I - выручка от реализации / Кос - средняя стоимость основных средств);
- оборачиваемость средств в расчетах (I -выручка от реализации / Ко6 - средняя дебиторская задолженность);
- рентабельность продукции (Япр) (Р -прибыль от реализации / I - выручка от реализации);
- рентабельность основной деятельности (Р - прибыль от реализации / С - затраты на сбыт продукции);
- рентабельность совокупного капитала (Рч - чистая прибыль / Кбсш - чистые активы);
- рентабельность собственного капитала (Рч - чистая прибыль / Ксо6 - средняя величина собственного капитала);
- срок окупаемости собственного капитала (Ксо6 - средняя величина собственного капитала / Рч - чистая прибыль);
- добавленная экономическая ценность (Рч (чистая прибыль) - СК (стоимость капитала, включает выплаты по кредитам и выплату дивидендов));
- возмещение стоимости капитала (Яинв -рентабельность • Яа - рентабельность активов • СК - стоимость капитала, включая выплаты по кредитам и выплату дивидендов).
Частные показатели - это:
- рентабельность /-го товара (услуги) (Рг
- прибыль от продажи /-го товара / С - цена покупки /-го товара);
- экономическая эффективность отдельных коммерческих операций (бизнес-процессов) (Эф - экономический эффект от реализации коммерческой операции (бизнес-процесса) / 3 - затраты, связанные с реализацией операции (бизнес-процесса));
- экономический эффект, полученный от реализации коммерческих бизнес-процессов (Цш (новая цена /-го вида изделия) - Сш (новая цена изделия) • (новый объем реализации /го изделия)) - (Ца (старая цена /-го вида изделия) - Са (старая цена изделия) • N а (старый объем реализации /-го изделия)).
К индивидуальным показателям мы относим:
Разработка системы показателей оценки деятельности предпринимательских структур.
15
- производительность труда участника коммерческого процесса (I - выручка от реализации / ЫТ - численность торгового персонала);
- эффективность деятельности менеджера по туризму (ЛПМ - прирост прибыли от продаж, полученный в результате деятельности менеджера по туризму / Зм - затраты, обеспечившие этот прирост);
- эффективность деятельности коммерческого директора (ЛПд - прирост прибыли в результате деятельности коммерческого директора / Зд - затраты, вызвавшие этот прирост).
Результативность ТП мы можем определить как отношение общего фактического результата деятельности ТП к эталонному результату деятельности ТП.
Применение оценочных показателей способствует установлению тенденций изменения деятельности ТП и их подразделений, а также определению причин и факторов, повлиявших на эти изменения. Для этого необходимо использовать относительные показатели, которые по сравнению с абсолютными имеют преимущество - они характеризуют интенсивность процессов. Абсолютное изменение эффекта совокупности управленческих решений отражает конкретная величина, на которую изменился этот показатель в результате влияния факторов. Относительные изменения показателей позволят выявить положительные или отрицательные тенденции изменения показателей.
Необходима комплексная оценка деятельности ТП и его подразделений. Для того чтобы она не состояла из ряда несвязанных между собой показателей, а действительно носила системный характер, важно учитывать жизненный цикл ТП.
Ввиду ряда причин оценка эффективности деятельности любого предприятия, в том числе туристического, с помощью какого-либо единого интегрированного показателя представляется трудно выполнимой задачей. К таким причинам можно отнести: множественность элементов, составляющих систему управления; сложность и множественность факторов, влияющих на ее рациональность и функционирование; специфические особенности каждого отдельно взятого предприятия (численность персонала, отрасль, возраст предприятия, технология и т. п.); неоднозначность самого понятия «эффективность деятельности», поскольку на разных этапах жизненного цикла содержание этой категории будет различным.
Эффективность представляет собой комплексный критерий, поэтому рассматривать ее следует с позиции качественных и количест-
венных показателей. Количественные показатели определяются во многом отраслевой спецификой. Их разработка для индустрии туризма - это комплексная задача, заслуживающая отдельного исследования.
Качественные показатели позволяют сделать оценку более комплексной и обобщенно представить намечающиеся тенденции развития. Мы предлагаем использовать следующие группы показателей на различных стадиях жизненного цикла ТП.
Стадия становления ТП - ОП - обеспеченность системы управления персоналом:
Оп = Пн- ^ 1,
Пфр
где Пщ - необходимое количество персонала i-й квалификации для выполнения j -й функции; Пф- - фактическое количество персонала i-ой квалификации для выполнения j -й функции.
Система сбалансирована, когда ОП = 1, что в реальной практике практически не встречается. Наиболее характерным вариантом является ОП > 1, что свидетельствует о необходимости усложнения системы управления за счет укрупнения организационной структуры. Более редким случаем является ситуация, когда ОП < 1, что диктует необходимость мер, направленных на сдерживание развития системы управления.
Стадия развития (роста) ТП - БСУ - бюрократизация системы управления:
Зсу ( тек) Зсу (б аз)
Бсу =------------------> min,
Зп ( тек) Зп (баз)
где ЗСУ<тек) - затраты на содержание и функционирование системы управления в текущем периоде; 3П(тек) - затраты на осуществление производственного процесса в текущем периоде; 3СУ(баз) - затраты на содержание и функционирование системы управления в базовом периоде; 3П(баз) - затраты на осуществление производственного процесса в базовом периоде.
Предприятия отрасли, как правило, являются диверсифицированными единицами, поэтому соотношение БСУ будет индивидуальным, в связи с этим при его расчете рекомендуется использовать метод сравнения (например, текущего периода с базовым).
Стадия стагнации ТП - СБ - структура бизнеса:
^ ПА
Сб =--------> max,
НПА
где ПА - профильные активы; НПА - непрофильные активы.
Стадия спада - СП - стратегический потенциал предприятия:
РП
СП = -
1,
НРП
где РП - реализованный потенциал; НРП -нереализованный потенциал.
Необходимо отметить, что в настоящее время универсальной методики оценки деятельности предприятий сферы туризма не существует. Поэтому менеджерам и собственникам бизнеса рекомендуется выбрать те из них, которые являются наиболее удобными и достоверными. Например, метод дисконтирования
стоимости или затратный метод. При этом рекомендуется проводить расчет эффективности деятельности двумя-тремя методами, так как ни один из них в отдельности не дает полного достоверного результата.
1. Экономика организации (предприятия) / под ред. Н. А. Сафронова. - М. : Экономистъ, 2007. - 618 с.
2. Экономика предприятий торговли и общественного питания / под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. - М. : КНОРУС, 2008.
- 400 с.