Научная статья УДК.332.12:636
doi: 10.47576/2949-1916.2024.4.4.005
функциональные возможности развития трансграничного региона в системе транспортно-
логистичЕских коридоров
Ковалева Ирина Валериевна
Алтайский государственный аграрный университет Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции развития трансграничного региона аграрной специализации в условиях все более возрастающей роли транспортно-логистической деятельности и возможности интеграции в международные транспортно-логистические коридоры. Анализ внешнеэкономической деятельности региона констатирует положительный тренд в увеличении экспортно-импортных операций, что позволило предложить создание мультимодальных транспортно-логистических центров на территории Алтайского края. Это позволит оптимизировать координацию и взаимодействие различных видов транспорта; выполнять погрузочно-разгрузочные работы; осуществлять комплексное транспор-тно-экспедиционное обслуживание с доставкой грузов по системе « точно в срок»; интегрироваться бизнес-структурам и индивидуальным предпринимателям в международную систему транспортных перевозок.
Ключевые слова: функциональный регион; развитие; тенденции; логистический коридор; транспортные коридоры.
Для цитирования: Ковалева И. В. Функциональные возможности развития трансграничного региона в системе транспортно-логистических коридоров // Региональная и отраслевая экономика. - 2024. - № 4. - С. 45-52. doi: 10.47576/29491916.2024.4.4.005.
Original article
functional possibilities for the development of a cross-border region in the system of transport
and logistics corridors
Kovaleva Irina V.
Altai State Agrarian University Altai State Technical University named after 1.1. Polzunov Barnaul, Russia
Abstract. The article examines the main trends in the development of a cross-border region of agricultural specialization in the context of an increasingly increasing role of transport and logistics activities and the possibility of integration into international transport and logistics corridors. The analysis of the foreign economic activity of the region states a positive trend in increasing export and import operations, which made it possible to propose
the creation of multimodal transport and logistics centers in the Altai Territory. This will optimize the coordination and interaction of various modes of transport; to carry out loading and unloading operations; to carry out complex freight forwarding services with delivery of goods according to the "just-in-time" system; to integrate business structures and individual entrepreneurs into the international transportation system.
Keywords: functional region; development; trends; logistics corridor; transport corridors.
For citation: Kovaleva I. V. Functional possibilities for the development of a cross-border region in the system of transport and logistics corridors. Regional and branch economy, 2024, no. 4, pp. 45-52. doi: 10.47576/2949-1916.2024.4.4.005.
Экономике Алтайского края традиционно свойственна многоотраслевая структура. Ресурсы региона представлены минерально-сырьевыми источниками, среди которых
0,2367
Алтайский край исторически специализируется на производстве продукции сельскохозяйственного сектора экономике, чему способствует наличие земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий. По видам экономической деятельности более 40 % занимают организации всех видов собственности в аграрном секторе региона, в 2022 г. их коли -чество составило около 1679 ед. [2]. Регион является самодостаточным с точки зрения обеспечения населения основными группами продуктов питания. Исключение составляют фрукты и бахчевые в силу природно-климатических условий региона. В структуре валового регионального продукта на долю агропромышленного комплекса приходится 12-18 % [3]. Функциональные возможности
присутствуют редкоземельные природные ископаемые, такие как таллий, теллур, барит и др. (рис. 1).
аграрного сектора экономики заключаются не только в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, но и производстве кожевенного и шерстяного сырья и продукции его переработки; глубокой уров-невой переработки вторичного сырья (моло-косодержащих продуктов, сырной и диетической продукции, производство мясо-костной муки, комбикормов, и др.). Все более возрастающий спрос со стороны азиатских государств на ряд масел растительного происхождения позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям расширять торговые отношения и наращивать объем производства льна, подсолнечника, рапса на масло-семена.
Преимущество Алтайского края заключа-
Рисунок 1 - Структура минерально-сырьевых ресурсов региона [1]
ется еще и в его географическом положении. Являясь трансграничным регионом с расположением вблизи крупных сырьевых и перерабатывающих районов, краю создаются функциональные возможности для интеграции в международное сотрудничество, в первую очередь, со странами азиат-
ско-тихоокеанского региона. При этом регион осуществляет функции международного транспортного узла России с возможностью расширения транспортно-логистических коридоров. Устойчивая динамка расширения внешнеэкономической деятельности Алтайского края представлена на рис. 2.
ТОВАРООБОРОТ ЭКСПОРТ ИМПОРТ
Рисунок 2 - Динамика основных показателей внешней торговли региона, млн долл. США [4; 5]
Производство и реализация продукции уровень производства продовольствия пре-сельского хозяйства региона имеет значи- вышает региональное потребление (рис. тельный экспортный потенциал, поскольку 3-6).
Рисунок 3- Экспорт крупы, муки грубого помола и гранул из зерна злаков, 2021 г, тыс. долл. США [4]
Стратегической целью развития агропромышленного комплекса к 2035 г. является создание конкурентоспособного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона и страны, выпуск качественных продуктов питания, увеличе-
ние экспорта и повышение благосостояния сельского населения. Производство сельскохозяйственной продукции, в том числе замещающей импортную, рассматривается как стратегически важная сфера экономики Алтайского края. Необходимо понимать, что
Рисунок 4 - Экспорт муки пшеничной или пшенично-ржаной, 2021 г, тыс. долл. США[4]
Рисунок 5 - Экспорт макаронных изделий, 2021 г, тыс. долл. США [4]
Рисунок 6 - Экспорт растительных масел, 2021 г, тыс. долл. США [4]
Рисунок 7 - Создание новых производств до 2035 г. [4; 5]
Рисунок 8 - Евроазиатские транспортные коридоры [2; 3; 6]
АПК, с одной стороны, подвержен влиянию многих факторов и поэтому является наиболее уязвимой отраслью экономики, а с другой - очень важен для устойчивого развития края. Производство инновационной продукции и продукции глубокой степени переработки должно обеспечить краю высокие
темпы роста. Перспективные проекты и направления по созданию новых производств изображены на рис. 7 [4; 5].
Стратегическим направлением развития региона является интеграция в транспор-тно-логистическую международную систему (рис. 8).
Принципиальная схема размещения на территории России в зоне тяготения к МТК мультимодальных транспортно-логистических
центров (МТЛЦ)
Кавдшыа
он
ЦЭГ
В UHlff
Q ^fjwff-ilcrrpiripi , - Ги } TfuwrcnH»
(могши Q : «•„
V / »^iuiw
S* ж *\ *(T| Ними« Иаегород ^ ^
Воркуй
я \*1«|[ Ihwiwi Нозкрод ^ ^ергйчо ^¿поорд
/
• Норильск ЕЯ* Луд^НЙ Н*ИГц1рВД
Capatoe
4 ^ v $ HKWWBapioeo.
t^m
4 / ч
a, '■•/lif^lf^'iW..
rv.-^'-.r,.''
impkwk
^ ^ ЪетйЯр
ilfCDC«6rtp<lt
I bof^UMtJ
Условные обозначения
О МТЛЦ федерального уровня О МТЛЦ регионального уровня
• МТЛЦ территориального ранга Существующие железные дороги
— — Строящиеся и предлагаемые
к строительству железные дороги Морские порты
к<мгк —i % ^ устъ-иримск
Н ЛоШИбцфй!^. J ^W*** \ %
fepuyn ' Hjjfji,
Новсжушвчк
Ф-.-О"
У пан-Уд s
Угадан
О
-г
Чип
0 я<*"-«
1
I \
v тьнд!
г^" .гв «а,
ДКбмсомояьск-*»
BiHriWoT *
** » i
йидмвдси*
^ MyShared
Рисунок 9 - Размещение мультимодальных транспортно-логистических центров [2; 3; 6]
Транспортная сеть Алтайского края включена в проект интегрированной евразийской транспортной системы (Трансевразия), соединяющей Кольский полуостров, Приморский край и Сахалинскую область с возможностью осуществления грузоперевозок по Северному морскому пути и районами Крайнего Севера, а также выхода на Северный и Центральный транспортно-логистический коридор. Функциональные возможности региона представлены созданием мультимо-дальных транспортно-логистических центров (рис. 9).
Создание трансграничных транспортных узлов является важнейшим условием развития не только международной торговли, но международной интеграции и кооперации.
Представленный организационно-экономический блок мультимодальных транспортно-логистических центров (МТЛЦ) на уровне региона (рис. 10) будет функционировать на принципах государственно-частного партнерства.
Взаимодействие предполагается реализо-вывать путем реализации услуг и координации товарно-сырьевых потоков при помощи различных видов транспорта; выполнение логистических функций: погрузочно-разгру-зочные работы; комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание; обеспечение доставки грузов клиентам точно в срок; поиск улучшенных каналов производства и реализации продукции (услуг).
Таким образом, функциональные возмож-
Рисунок 10 - Организационно-экономический блок функциональной деятельности МТЛЦ [7]
ности развития трансграничного агроориен- края, предпринимательскую активность биз-
тированного региона в системе транспортно- нес-структур и в целом положительно ска-логистических коридоров позволят повысить жется на социально-экономическом разви-уровень конкурентоспособности Алтайского тии региона.
Список источников
1. Беспалов В. В., Белобородова Е.С., Морозова В. В. Ресурсный потенциал как инструмент развития сельского хозяйства с целью повышения уровня экономической безопасности региона (на примере Алтайского края) // Norwegian Journal of development of the International Science. 2021. № 57. С. 20.
2. Алтайкрайстат. 2022. URL: https://22.rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.04.2024).
3. Министерство экономического развития Алтайского края. URL: https://econom22.ru (дата обращения: 07.05.2024).
4. Правительство Алтайского края: официальный сайт. Барнаул, 2023. URL: https://www.altairegion22. ru (дата обращения: 02.04.2024).
5. Сибирское таможенное управление. URL: https://stu.customs.gov.ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
6. Торгово-промышленная палата Алтайского края. URL: https://altai.tpprf.ru/ru/region/ (дата обращения: 02.06.2024).
7. Ковалева И. В. Трансграничные территории в региональной экономической политике: оценка и перспективы развития // Общество и цивилизация. 2022. Т. 4, № 3. С. 42-46.
References
1. Bespalov V. V., Beloborodova E.S., Morozova V. V. Resource potential as a tool for agricultural development in order to increase the level of economic security of the region (on the example of the Altai Territory). Norwegian Journal of development of the International Science. 2021. No. 57. Р. 20.
2. Altaykraystat. 2022. URL: https://22.rosstat.gov.ru (date of application: 04/07/2024).
3. Ministry of Economic Development of the Altai Territory. URL: https://econom22.ru (date of application: 05/07/2024).
4. Government of the Altai Territory: official website. Barnaul, 2023. URL: https://www.altairegion22.ru (date of application: 04/02/2024).
5. Siberian Customs Administration. URL: https://stu.customs.gov.ru / (date of application: 03/12/2024).
6. Chamber of Commerce and Industry of the Altai Territory. URL: https://altai.tpprf.ru/ru/region / (date of reference: 06/02/2024).
7. Kovaleva I. V. Cross-border territories in regional economic policy: assessment and development prospects. Society and civilization. 2022. Vol. 4, No. 3. Pp. 42-46.
Сведения об авторе
ковалева ирина валериевна - доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный аграрный университет; Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, Барнаул, Россия, [email protected]
Information about the author
kovaleva irina v. - Doctor of Economics, Professor, Altai State Agrarian University; Altai State Technical University named after I. I. Polzunov Barnaul, Russia, [email protected]