DOI 10.47576/2949-1878.2024.1.1.003 уДК 36.332
интеграция транспортных систем региона
Ковалева Ирина Валериевна,
доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, Барнаул, Россия; Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия, [email protected]
В статье анализируются возможности интеграции транспортных систем региона. Отмечается, что транспортные логистические системы приобретают все большее стратегическое значение в развитии хозяйственно-экономической деятельности регионов. Интенсивность грузоперевозок и изменение транспортных маршрутов диктуют необходимость развития и оптимизации транспортных региональных систем и их интеграцию в федеральные и международные транспортные коридоры. Новые возможности развития международной торговли в первую очередь касаются трансграничных регионов России.
Ключевые слова: интеграция; регион; система; развитие; возможности.
UDC 36.332
integration of transport systems in the region
Kovaleva Irina V.,
Doctor of Economics, Professor, Altai State Technical University named after I.
I. Polzunov, Barnaul, Russia; Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia,
The article analyzes the possibilities of integrating transport systems in the region. It is noted that transport logistics systems are becoming increasingly of strategic importance in the development of economic activity in the regions. The intensity of cargo transportation and changes in transport routes dictate the need to develop and optimize regional transport systems and integrate them into federal and international transport corridors. New opportunities for the development of international trade primarily concern the cross-border regions of Russia.
Keywords: integration; region; system; development; opportunities.
Все более возрастающий уровень конкуренции, изменение направлений экспортно-импортной политики диктуют необхоимость оптимизации транспортно-логистического сообщения. Ряд регионов России, имеющих трансграничное географическое расположение, получают новые возможности активизации предпринимательской деятельноси, расширения торговых отношений и интеграции в международные транспортные коридоры. Тенденция роста внешнеторгового оборота России и увеличение экспорта продукции и сырья (рис. 1) с закрытием доступа к традиционным транспортным наземным маршрутам требуют активного включения трансгра-
ничных регионов России в международную транспортную сеть и разработку соответсву-ющих логистических маршрутов с комбинацией различных видов транспорта (рис. 2).
Рост экспортной деятельности за 20212022 гг. составил более 35 %.
Трансграничное положение Алтайского края и наличие сети автомобильных, железнодорожных путей, а также возможности водного и воздушного сообщения предоставляют региону интенсивное расширение транспортно-логистической деятельности (рис. 3).
Алтайский край размещен на перекрещивании трансконтинентальных транзитных
Рисунок 2 - Транспортно-логистические системы Российской Федерации [1; 2]
грузопассажирских потоков. На территории региона проложена железная дорога, проходят международные авиалинии, связывающие Центральную Азию с Транссибирской магистралью, автомагистрали имеют выход на Монголию и Казахстан. Федеральные трассы А321, А322 и Р256 позволяют развивать грузопассажирское сообщение.
Алтайский край обладает благоприятным экономико-географическим положением, поскольку находится на пересечении трансконтинентальных потоков. Кроме традиционных видов сельскохозяйственной продукции (пшеница твердых сортов, масличных культур, сухого цельного молока, масла сливочного, сыров и др.) Алтайский край экс-
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИй ЖУРНАЛ
Рисунок 3 - Географическое расположение Алтайского края [2]
портирует ряд продукции машиностроения ной состав, путевое оборудование. Отгрузка
(рис. 4, 5). составила 32,3 тыс. тонн (57244,2 тыс. долл.
Основной продукцией экспортной дея- США). Максимальный объем экспорта при-
тельность являются железнодорожные локо- ходится на Казахстан с весом 19,2 тыс. тонн
мотивы, моторные вагоны трамвая, подвиж- (34480,2 тыс. долл. США) [3].
Рисунок 4 - Экспорт продукции машиностроения, 2021 г., тыс. долл. США [3]
Шины и покрышки пневматические резиновые поставлялись на экспорт в 26 стран численностью более 277,2 тыс. единиц (вес 14 тыс. тонн) на сумму 38,2 млн долл. США; в валютном исчислении - Узбекистан - 7,9 млн долл. США; Беларусь - 5,9 млн долл. США; Индия - 5,9 млн долл. США [4]. Продукцию машиностроения вывозят в Казахстан, Бело-
руссию, Индию, Киргизию. Как перспективные направления следует рассматривать географию поставок можно в Китай.
Интеграции региона в международные транспортные коридоры даст возможность наращивать поставки в Иран, ОАЭ, Республику Корея, Египет. Удаленность региона от международных рынков сбыта существенно
Рисунок 5 - Экспорт резинотехнических изделий продукции, 2021 г, тыс. долл. США [3]
ограничивают развитие экспорта продукции, ничений в продвижении региональной про-вследствие этого меры государственной дукции на международные рынки (рис. 6). поддержки должны включать снижение огра-
Рисунок 6 - Интеграция региона в международную транспортно-логистическую систему [5; 6]
Оптимизация транспортно-логистических ра. Так, транспортный логистический узел систем позволит разрешить вопросы регио- размещен в Рубцовском и Кулундинском му-нального транспортно-складского характе- ниципальных образованиях, выступающих в
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
качестве транспортно-складских комплексов (рис. 6). Первый транспортный узел (№ 6) предполагается расположить в г. Рубцовске с дальностью следования г. Усть-Каменогорск (Казахстан); второй транспортный узел (№ 5) с интеграцией маршрута Кулунда-Павлодар (Казахстан) оптимизирует грузопотоки стран Ближнего зарубежья (республик Средней
Азии и Ближнего Востока). Основной объем грузоперевозок предполагается осуществлять железнодорожным транспортом [7; 8].
Таким образом, интеграция региона в международные транспортные коридоры разрешит ряд вопросов, связанных с оптимальной загрузкой мощностей предприятий и расширением границ внешнеторговых связей.
Список источников _
1. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 г.: Закон Алтайского края от 06.09.2021 № 86-ЗС / Алтайский край. Губернатор Алтайского края (В.П. Томенко). URL: https://docs. cntd.ru/document/57486 8207 (дата обращения: 23.12.2023).
2. Алтайкрайстат : сайт. URL: https://22.rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.12.2023).
3. Министерство экономического развития Алтайского края : сайт. URL: https://econom22.ru (дата обращения: 07.12.2023).
4. Правительство Алтайского края: официальный сайт. Барнаул, 2023 г. URL: https://www.altairegion22.ru (дата обращения: 02.03.2023).
5. Сибирское таможенное управление : сайт. URL: https://stu.customs.gov.ru (дата обращения: 12.12.2023).
6. Торгово-промышленная палата Алтайского края : сайт. https://altai.tpprf.ru/ru/region/ (дата обращения: 02.12.2023).
7. Международные транспортные коридоры, направления основных грузопотоков и транспортные узлы России. URL: https://rlw.gov.ru/smi/document/13693 (дата обращения: 02.12.2023).
8. Ковалева И. В. Трансграничные территории в региональной экономической политике: оценка и перспективы развития // Общество и цивилизация. 2022. Т. 4, № 3. С. 42-46.
References _
1. On approval of the strategy of socio-economic development of the Altai Territory until 2035: Law of the Altai Territory dated 09/06/2021 No. 86-ZS / Altai Territory. Governor of the Altai Territory (V.P. Tomenko). URL: https://docs.cntd.ru/ document/574868207 (date of access: 12/23/2023).
2. Altaykraystat: website. URL: https://22.rosstat.gov.ru (date of reference: 07.12.2023).
3. Ministry of Economic Development of the Altai Territory : website. URL: https://econom22.ru (date of application: 07.12.2023).
4. Government of the Altai Territory: official website. Barnaul, 2023 URL: https://www.altairegion22.ru (date of application: 03/02/2023).
5. Siberian Customs Administration : website. URL: https://stu.customs.gov.ru (date of application: 12.12.2023).
6. Chamber of Commerce and Industry of the Altai Territory: website. https://altai.tpprf.ru/ru/region / (date of reference: 02.12.2023).
7. International transport corridors, directions of the main cargo flows and transport hubs of Russia. URL: https://rlw. gov.ru/smi/document/13693 (date of access: 02.12.2023).
8. Kovaleva I. V. Cross-border territories in regional economic policy: assessment and development prospects. Society and civilization. 2022. Vol. 4, No. 3. Pp. 42-46.